Welcome.KG
Flowers.KG E-money.KG Forum.KG Flirt.KG
Добро пожаловать в Кыргызстан!
О Кыргызстане | Экономика | История | Фотогалереи | Охота | Манас | Заповедники | Иссык - Куль
  На главную страницу / Экономика / Финансы / Внешнеэкономические связи

Внешнеэкономические связи


Общее положение . Одним из условий для ус тойчивого роста экономики республики являет ся проведение эффективной внешнеэкономичес кой политики. Геополитическое положение Кыр гызстана создает для республики уникальную воз можность присутствовать в качестве надёжного партнера как на европейском рынке, так и в стра нах Среднего и Ближнего Востока, Китая и Юго- Вост. Азии. Экономика Кыргызской Республи ки с конца 1991 формируется на основе действий рыночных механизмов.

С обретением независимости, Правительство Кыргызской Республики проводит широкомасштабную программу, направленную на оживле ние экономического роста путём макроэкономи ческой стабилизации и структурных реформ. Одним из эффективных шагов в области рыноч ных реформ является либерализация внешней торговли. В течение короткого периода време ни торговый режим был радикально либерали зован. Лицензирование экспорта и импорта было \ отменено в 1994 за исключением 8 статей, при нятых в мировой практике (оружие, наркотики, лекарственные средства, драгоценные металлы, произведения искусства). Кыргызстан не при меняет кол-венные ограничения на импорт или прочие нетарифные меры, противоречащие правилам Всемирной торговой организации (ВТО). Поэтому таможенный тариф на импорт являет ся единственным инструментом регулирования торговли.

Внешняя торговля. Во внешней торговле на правление экономического развития, во многом зависит от полной интеграции республики во всемирную торговую систему. Кыргызская Респуб лика признаёт необходимость и важность поста вок определённых видов сырья и продуктов из вне. Поэтому Кыргызская Республика заинтере сована в большом кол-ве поставщиков на вы годных экономических условиях. Такой доступ к новым иностранным рынкам необходим для ста билизации платёжного баланса и для привлече ния инвесторов — как иностранных, так и нац. в те отрасли промышленности, где Кыргызская Республика имеет относительные преимущества на международном рынке. По этим причинам Кыргызская Республика придаёт чрезвычайно важное значение членству во Всемирной торго вой организации (ВТО, 20 декабря 1998). В развитии внешней торговли Кыргызской Респуб лики можно выделить три периода.

Первый период. Сохраняется гос. регулирование внешней торговли тарифными и нетарифными мерами, высоки таможенные пош лины на большой перечень экспортируемых и импортируемых товаров, существует лицензиро вание и квотирование отдельных товаров (1991— 94).

Второй период. Замедление темпов инфляции, фиксированный низкий курс наци ональной валюты, сокращение темпов спада про изводства. Однако эти тенденции не могли из менить состояние платёжного баланса, импорт достиг критической точки и правительство ока зывало финансовую и налоговую поддержку экспортоориентированным и импортозамещающим предприятиям (1994—97).

Третий период. Усиливается влияние самих участников внешнеэкономического сотруд ничества (ВЭС) на формирование правил внеш ней торговли, понимание важности и необходимости изменения этих правил, активизацию местных товаропроизводителей. В результате, объединяются усилия по формированию нового порядка регулирования ВЭС, с тем чтобы новые ставки пошлин начали «защищать отечественных производителей» (с 1997). Третий период начинается с благоприятного момента для наших экспортёров — существенной девальвации нацио нальной валюты и связанным с этим удорожа нием их продукции, пересчитанной на сомы.

В течение первого периода объём экспорта оставался ниже 360,2 млн. долл. США, объём импорта — 447,8 млн. долл., в течение второго периода объём экспорта составил 603,8 млн. долл. (1997), а объём им порта возрос в 1996 и составил 837,7 млн. долл., а в 1997 снизился до 709,3 млн. долл.

Динамика развития внешней торговли Кыр гызской Республики с 1993 отражена в таблице. В таблице 1 показано увеличение в торговле доли стран дальнего зарубежья. Доля стран СНГ в товарообороте республики в 1991 составляла 89%, а стран дальнего зарубежья всего лишь 11%. В 2000 на страны СНГ уже приходилось — 47,8% от всего товарооборота, а на страны дальнего зарубежья — 52,2%.

Основной причиной такой переориентации явилось ухудшение условий торговли с новыми независимыми государствами на постсоветском пространстве вследствие высокой инфляции, усложнённой системы взаимных расчётов (про блемы неплатежей), введения тарифов, быстро го роста цен на сырьевые ресурсы и т. д. Сказа лось также увеличение транспортных расходов на взаимопоставляемые товары, что послужило след ствием для переориентации торговли на сосед ние азиатские государства. Сложившаяся струк тура торговли с азиатскими странами вне СНГ сформировалась под влиянием фактора географической близости: крупнейшими торговыми парт нёрами республики стали Китай и Турция. Сре ди стран СНГ в 1991 основными партнёрами были Россия, Казахстан, Узбекистан и Украина.

Т аблица 1.  Динамика развития внешней торговли Кыргызской Республики (в фактически действовавших ценах) за 1992—2000 (млн. долл. США)

-

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2000 % 1999

Внешнеторговый оборот — всего

808

657,1

931,2

1343,1

1313,1

1355,2

1053,6

1059,1

100,5

В том числе:

-

-

-

-

-

-

-

-

-

с государствами СНГ

583,9

432,5

622,8

880,3

755,1

671,3

442,6

506,4

114,4

со странами дальнего зарубежья

224,1

224,6

308,4

462,8

558,0

683,9

611,0

557,2

91,2

Экспорт

360,2

340,1

408,9

505,4

603,8

513,7

453,8

504,5

111,2

В том числе:

-

-

-

-

-

-

-

-

-

с государствами СНГ

248,1

223

269,2

393,4

319,3

230,6

183,3

207,4

113,1

со странами дальнего зарубежья

112,1

117,1

139,7

112,0

284,5

283,1

270,5

297,1

109,8

Импорт

447,8

317

522,3

837,7

709,3

841,5

599,8

554,6

92,5

В том числе:

-

-

-

-

-

-

-

-

-

с государствами СНГ

335,8

209,5

353,6

486,9

435,8

440,7

259,3

299,0

115,3

со странами дальнего зарубежья

112

107,5

168,7

350,8

273,5

400,8

340,5

255,6

75,1

Сальдо торгового баланса

-87,6

+23,1

-113,4

-332,3

-105,5

-327,8

146,0

-50,1

-

с государствами СНГ

-87,7

+ 13,5

-84,4

-93,5

-116,5

-210,1

-76,0

-91,6

-

со странами дальнего зарубежья

+0,1

+9,6

-29

-238,8

+ 11,0

-117,7

-70,0

-

-

В товарообороте Кыргызской Республики существенная роль принадлежит США, Герма нии. С 1995 активизировалась торговля с Велико британией, с 1997 — Швейцарией. В 1997 на долю Швейцарии приходилось 26,9% товарообо рота республики. Из США в основном ввози лась гуманитарная помощь — зерно. Германия поставляла транспортные средства и оборудова ние. Великобритания вывозила из республики сурьму.

Среди экономических партнёров выделяется Китай. В 1992—1994 его доля в товарообороте республики составила 25%. Основными статьями экспорта были сырьевые ресурсы (хлопок, шерсть, шкуры и т.д.) и реэкспорт чёрных и цветных металлов. С 1992—1993 в импорте из Китая преобладал сахар. С 1993 структура товарооборота претерпе ла изменения: стали преобладать потребительские товары, вследствие чего доля импортных поступлений из Китая в 1998 выросла в 4 раза по сравнению с 1995 (в 1995 осуществлялся ввоз нефтепродуктов из Синьзцянь-Уйгурской авто номной республики). Значительная доля в импорте Кыргызстана приходится на топливно-энергетические ресурсы.

Кыргызстан (с 1993) стал активным участником реэкспорта потребительских товаров (одеж да, товары широкого потребления) из дальнего зарубежья в ближнее. Благодаря удобному географическому расположению, развивалась «чел ночная» торговля между Китаем, Пакистаном, Ираном, ОАЭ, Турцией, с одной стороны, Ка захстаном, Узбекистаном и Россией, с другой. Пик «челночной» торговли пришёлся на 1993— 1994. Её доля в товарообороте составила 11— 12%.

В 2000 основными партнёрами республики среди стран СНГ были: Российская Федерация (18,6%), Узбекистан (15,5%), Казахстан (8,5%). Среди стран дальнего зарубежья: Германия (16%), Китай (7,6%), США (5,3%), Швейцария (3,5%), Турция (3,2%), Великобритания (2,3%) и т.д.

Положительное сальдо сложилось со следую щими странами СНГ: Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Армения и Грузия; дальнего зару бежья: Германия, Швейцария, Великобритания, Латвия, Китай и т.д.

Экспорт. В 2000 экспорт продукции соста вил 504,5 млн. долл. США, что в сравнении с предыдущим годом больше на 11,2% (50,7 млн. долл. США), в т.ч. с государствами СНГ — на 13,1% (24,1 млн. долл.).

Традиционно в кыргызском экспорте преоб ладали драгоценные металлы, электроэнергия, хлопок, табак, цветные металлы (лом, отходы алюминия и меди), продукция машиностроения (трансформаторы, радиаторы, насосы, средства связи), лампы накаливания, овощи и фрукты, кожевенное сырьё, цемент и шифер.

Драгоценные металлы поставляются исклю чительно в страны дальнего зарубежья: 72% все го объёма экспорта драгметаллов поставляется в Германию, 17% — в Швейцарию, 6% — в Ве ликобританию и 4% — в Китай. Основными потребителями электроэнергии являются Узбекистан — более 80% и Казахстан — 14,5%.

Поставки хлопка в страны СНГ в 2000 соста вили 40% (Россия, Беларусь) и увеличились на 70%, в страны дальнего зарубежья — 60% (Гер мания, Иран) и увеличились почти на 32%. Негативное влияние на экспорт Кыргызстана оказывают: тарифные и нетарифные барьеры, создаваемые торговыми партнёрами по СНГ и незавершённость формирования зоны свобод ной торговли; отсутствия у отечественного товаропроизводителей оборотных средств на при обретение сырья и материалов для своевременного выполнения заказов по заключённым кон трактам; слабый маркетинг в части поисков но вых рынков сбыта; неконкурентоспособность оте чественных товаров по дизайну, упаковке и качеству, что приводит к потере уже имеющихся рынков.

Импорт. Импортные поступления в 2000 сос тавили 554,6 млн. долл., это 91% к 1999. Зна чительное сокращение импорта произошло по по ступлениям из стран дальнего зарубежья (на 25%). Импорт же из государств СНГ увеличился более чем на 15%.

Структура импорта республики за последние годы существенно не изменилась. Ведущую по зицию в кыргызском импорте занимает раздел «минеральные продукты» — 22,5%. При этом 58% импорта по этой товарной группе занима ют нефтепродукты и почти 27% — природный газ. Практически все указанные продукты им портируются из стран ближнего зарубежья: Узбекистан (27%), Россия и Казахстан (по 22%), Туркменистан (17%).

Импорт продукции с.-х. и пищевой промыш ленности составляет 12,8% в общем объёме им портных поступлений. Наибольший уд. вес в этом разделе занимает пшеница, поставки к-рой превышают 46%. Основными поставщиками пшеницы являются США (65%) и Казахстан (28%). В общем объёме импорта продукций с- х. и пищевой промышленности занимают: та бачные изделия — 15,4%: Казахстан (48%), Гер мания (20,7%) и Узбекистан (18%); чай — 7,3%: Шри-Ланка (44,2%), Азербайджан (27%).

Снижение импортных поступлений в 2000 в сравнении с 1999 произошло по следующим ос новным группам: продукты неорганической хи мии — на 52%; изделия из чёрных металлов — на 38%; продукция машиностроения — на 24%; электрические машины и оборудование — на 48%.

Внешняя торговля является одним из при оритетов Кыргызской Республики в силу откры тости её экономики. Улучшение внешней тор говли является основной задачей формирования эффективной системы двусторонних и многосто ронних торгово-экономических отношений со странами, представляющими для республики эко номический интерес в плане сохранения тради ционных и завоевания новых рынков для сбыта кыргызской продукции, организации транспорт ных и товарных потоков в республику и из неё.

Кыргызстан подписал и ратифицировал со глашения, относящиеся к внешней торговле то варами и предоставлению услуг: Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи то варов, от 11 апреля 1980 (31 мая 1995); Базельская Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов, их удалением от 22 марта 1989 (18 января 1996).

В настоящее время Кыргызстан является чле ном более чем 20 международных организаций: Организации Объединённых Наций (ООН) и многих её специализированных учреждений; Со вета по безопасности и сотрудничеству в Евро пе; Организации Исламская Конференция, Орга низации экономического сотрудничества и др. Имеет статус наблюдателя или ассоциированного члена в Движении неприсоединения Совета Североатлантического сотрудничества, ВТО и др. 15 апреля 1994 главами государств содруже ства подписано Соглашение о создании зоны сво бодной торговли, к-рое вступило в силу для Кыргызской Республики 28 декабря 1995. 2 ап реля 1999 главами государств содружества под писан Протокол о внесении изменений и до полнений в Соглашение о создании зоны сво бодной торговли от 15 апреля 1994, к-рый всту пил в силу для Кыргызской Республики с I февраля 2000. Данные документы предусматривают последовательное формирование в рамках СНГ условий стабильного развития экономики, со вместного осуществления важнейших рыночных реформ, поэтапное создание общего экономического пространства, таможенного и валютно го союза, общего рынка товаров, услуг, капита лов и рабочей силы. В течение 2000 высшими органами Содружества принят ряд документов по экономической интеграции, направленных на реализацию ранее подписанных документов. Наи более значимым среди них является Программа действий по развитию СНГ на период до 2005 подписанная 20 июня 2000 на основе Деклара ции Глав государств-участников СНГ об основ ных направлениях развития Содружества.

29 марта 1996 подписан Договор о присоеди нении Кыргызской Республики к Соглашениям
о Таможенном союзе, к-рый вступил в силу для Кыргызской Республики с 21 июля 1997. Все государства Таможенного союза объединены До говором об углублении интеграции в экономи ческой и гуманитарной областях. 26 февраля 1999 подписан Договор о Таможенном союзе и Еди ном экономическом пространстве, к-рый всту пил в силу для Кыргызской Республики с 14 января 2000.

Анализ динамики товарооборота Кыргызской Республики с государствами-участниками Цент рально-азиатского экономического сообщества (ЦАЭС) за последние годы показывает, что объём торговли имеет тенденцию к снижению. В тоже время в 2000 товарооборот Кыргызской Респуб лики с государствами-участниками ЦАЭС, по сравнению с соответствующим периодом 1999, увеличился на 16,3%.

30 апреля 1994 подписан Договор о создании Единого экономического пространства между
Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан, к к-рому в мар те 1998 присоединилась Республика Таджи кистан.

В целях углубления интеграционных процес сов в рамках ЦАЭС правительствами государств- участников, Исполнительным комитетом Меж- гос. Совета ЦАЭС разработаны и утверждены (14 июня 2000): Программа первоочередных действий государств ЦАЭС по формированию единого эко номического пространства на период до 2002; Стратегия интеграционного развития ЦАЭС на период до 2005.

Вступление Кыргызской Республики в ВТО относится к числу стратегических решений. Ин теграция Кыргызстана в мировую экономику является неотъемлемой частью процесса эконо мического реформирования. Видимый эффект от членства страны в ВТО может проявиться толь ко в долгосрочном периоде. Однако, нек-рые результаты уже налицо. США отменили (30 июня 2000) по отношению к Кыргызской Рес публике поправки Джексона-Веника. Кыргыз стан является 1-й страной из СНГ, в отношении к-рой США отменили данную поправку. Эта отмена обеспечивает применение льготных торговых отношений и обязательств, придаёт допол нительный импульс для активизации торгово- экономических связей с США, к-рый является основным торговым партнёром Кыргызстана сре ди стран дальнего зарубежья. Отмена поправки создала режим наибольшего благоприятствова ния (РНБ): таможенный тариф США на ввози мые товары является льготным. Например, та моженная ставка на тканные ковры по реально му тарифу составляет 45% от стоимости, а по РНБ — 2%, или ставка шкуры овец по реально му тарифу — 60%, а по РНБ — 4,3%. Поэтому, Кыргызстан, получив РНБ в торгово-экономи ческих отношениях с США, может значительно увеличить свой экспорт. Приоритетными направ лениями в области экспорта из Кыргызстана в США являются: поставка сырьевых материалов, тканей, швейных и трикотажных изделий, про дукции машиностроения.

Кыргызская Республика с 1992 является пол ноправным участником Организации Экономического Сотрудничества (ЭКО). Товарооборот Кыргызстана со странами, входящими в эту организацию, занимает значительный вес, но имеет тенденцию к снижению: если в 1997 он составлял 38,6% от всего товарооборота, то в 1999 — 27,5%, а в 2000 — 32,7%. Основная доля приходится на Туркменистан, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан (84% от общего товаро оборота со странами ЭКО) и 15—17% — на Аф ганистан, Иран, Пакистан, Турцию. Основны ми статьями экспорта являются: электроэнергия, строительные материалы, табак, лампы накали вания, шёлк-сырец, хлопок-сырец, шерстяная пряжа, кожсырьё, электрооборудование, пище вые продукты, потребительские товары, пластмассовые изделия, отходы и лом чёрных и цвет ных металлов.

В импорте преобладают: топливно-энергети ческие ресурсы, нефтепродукты, газ, зерновые, продукты органической и неорганической химии, пластмассы и изделия из них, машины и меха низмы, швейные изделия, мебель, медикамен ты, медицинское оборудование, предметы одеж ды. Из стран дальнего зарубежья, входящих в ЭКО, наиболее тесное сотрудничество осуществ ляется с Турцией и Ираном. Нац. приоритета ми Кыргызстана в сотрудничестве с ЭКО являют ся: развитие торгово-экономических отношений, развитие банковской системы, транспорт и ком муникации, энергетика, борьба с распростра нением наркотиков, туризм, сельское хозяйство.


Курсы валют CreditPower.ru.

О Кыргызстане
История
Экономика
Фотогалереи
Манас
Каталог
Информеры

Информер

Информер

Вверх
  На главную страницу / Экономика / Финансы / Внешнеэкономические связи


Welcome.kg © 2001 - 2017