Welcome.KG
Flowers.KG E-money.KG Forum.KG Flirt.KG
Добро пожаловать в Кыргызстан!
О Кыргызстане | Экономика | История | Фотогалереи | Охота | Манас | Заповедники | Иссык - Куль
  На главную страницу / История / Древнейшая эпоха

Древнейшая эпоха


Эпоха хуннов. Древнее хуннское государство и его соседи.

Нельзя утверждать о связи только с современным Кыргызстаном истории древних кыргызов и родственных им в разные периоды народов. Как и у любого народа, ведущего отсчёт времени в своей истории из глубины эпох, история кыргызов также тесно переплетается с историей др. народов, а территориально охватывает обширные регионы планеты.

Хунны являются общими историческими предками всех тюркоязычных народов, населявших территорию Центральной и Внутренней Азии. Они основали первое в истории государство тюркских народов. Культура, традиции, социально-политический опыт хуннов оказывали влияние не только на тюркоязычные народы, но и на соседние государства. Хунны — один из главных народов, основавших кочевую цивилизацию в Центральной Азии. С 6 в. до н.э. хунны жили на северо-западе от реки Хуанхэ (Сары) Древнего Китая. Сев.-зап. соседями хуннов было племя дунху (в исторической науке это племя рассматривается как предок нынешних монголо-язычных народов), на западе от хуннов жили юечжы, к-рые говорили на индоевропейских яз. и владели огромной территорией, простиравшейся до Дальнего Востока. С юга и юго-востока государство хуннов граничило с очагами древней китайской цивилизации. В древней китайской книге «Сборник стихов», сражение, относящееся к 822 г. до н.э., описывается так:

«Шестого месяца, В благоухающее утро весны,
В телеги, поставленные в ряды, Нагрузили оружия и еды,
Готовясь к большому сраженью... Это произошло потому, что
Хунны с севера напали неожиданно, Лютые, свирепые от злости...»

С 4 в. до н.э. хунны как соседи мелких китайских, разрозненных царств очень часто упоминаются в исторических летописях. В последующие века особенно усилились нашествия хуннов к китайским царствам с северо-востока. В 228— 221 гг. до н.э. Цинь Шихуан (умер в 210 г. до н.э.), добившийся объединения китайских царств в одну империю, начал войну против хуннов, занимавших территорию нынешней Внутренней Монголии — Иншань и Ордос. Именно в эпоху правления этого императора началось строительство Великой Китайской стены вдоль сев. границы государства, чтобы защититься от нашествия хуннов. Эта историческая архитектура, общей протяжённостью 4 тыс. км, высотой 10 м, в последующие века была разрушена в некоторых местах и вновь достраивалась во времена династии Хань.

В древнекитайских исторических источниках впервые упоминается имя первого известного в истории правителя хуннов — Тюмён-шанюя. «Шанюй» — титул вождя хуннов. Тюмён-шанюй, правивший в последней четверти 3 в. до н.э., терпит поражение от Циньских войск в 215 г. Старший сын ослабшего хуннского предводителя Модэ (Маодун, Мете) именно в этот момент по требованию зап. врага хуннов юечжы выдаётся в их руки как политический заложник. Позже, во время очередного нашествия Тюмён-шанюя к юечжы, Модэ бегством спасается из плена и возвращается на родину. Отец выделяет ему отдельное войско, с к-рым Модэ поднимает мятеж в ставке Тюмён-шанюя и убивает своего отца во время охоты, а в 209 г. до н.э. садится вместо него на трон. Модэ-шанюй предпринимает усилия для того, чтобы объединить разрозненные хуннские земли, приумножить свои владения за счёт покорения племён и земель. Вначале он уничтожает войско племени дунху, жившего в Южной Маньчжурии и в горах Большой Хинган, ведущего кочевой образ жизни, и присоединяет его к своему государству.

Юечжей, проникших до степи Алашань со своих исторических мест в Хэси на западе Ордоса в Северном Китае во времена ослабления хуннов, Модэ-шанюй вынуждает отступить вновь до зап. границ. В 204—205 гг. до н.э. Модэ-шанюй на Ордосской земле путём покорения присоединяет предков тангутов — племена лэу-фань и баянь, после чего начинает своё первое нашествие на Китай.

В 203—201 гг. до н.э. хунны совершают нашествие на север и сев.-зап. территории. Северо-Западная Монголия и древнетюркские народы (хуньюй, кюйеше, динлин), населявшие Саяно-Алтайский регион, наряду с кыргызами населявшими сев. сторону Восточного Тенир-Тоо, после нашествия хуннов покоряются им и объединяются в одну крупную державу хуннов.

В 200 г. до н.э. хунны захватывают территорию только начавшейся формироваться династии Хань, доходят до города Цзиньян Шаньсинского региона, имеющего важное стратегическое значение, проникают до 250 км вглубь территории. Около города Пинчен в горах Байдэн отборная группа китайского войска, поджидавшая в засаде хуннов, сама оказывается в окружении воинов Модэ-шанюя. Среди них был и император ханьской династии Гао-Цзу. После позорного окружения Гао-Цзу вынужден был пойти на уступки и заключить мирный договор с хуннами на тяжёлых для себя условиях. В 198 г. до н.э. после серии переговоров между двумя государствами заключается договор («хэ цинь юэ»), основанный «на мире и братстве». Согласно этому договору, в течение почти шестидесяти лет ханьская династия платила дань государству хуннов и находилась под его правлением. В соответствии с мирным договором, хуннам ежегодно отправлялось положенное кол-во рулонов шёлка, винно-водочных изделий, риса и др. товаров (китайские придворные историки в своих летописях об этой дани обтекаемо пишут «подарки»). В китайских летописях говорится также о том, что Гао-Цзу обязался отдать свою дочь в младшие жёны Модэ-шанюю, но вместо неё отправил девушку из простой семьи. Основатель великого хуннского государства Модэ-шанюй умер в 174 г. до н.э. Вместо него на трон сел его сын Гийюй, получивший звание Лаошань-шанюй. Правивший государством в 174—161 гг. до н.э. этот талантливый гос. правитель продолжил политику, проводимую своим отцом. Лаошань-шанюй хочет осуществить недостигнутую цель своего отца Модэ-шанюя и, чтобы разгромить и покорить государство юечжы на западе, предпринимает несколько попыток в 174— 165 гг. до н.э. Из черепа правителя юечжы Кидолу, погибшего в одном из сражений, Лаошань-шанюй сделал себе чашу. В ходе военных действий юечжы терпят поражение и продолжают отступать на запад, большая группа переселенцев «большие юечжы» оказываются в Восточном Туркестане. В середине 2 в. до н.э. большие юечжы вытесняются с здешних занимаемых территорий, отступая до Аму-Дарьинской долины, где в 129 г. до н.э., полностью разгромив Греко-Бактринское царство, основали своё Кушанское государство. Отколовшаяся часть юечжы («малые юечжы») осталась во Внутренней Азии и в Восточном Туркестане. В разгроме юечжы принимают участие и влиятельные союзники хуннов — усуни.

В 140—87 гг. до н.э. китайский император У-ди (Вути) вновь добился создания централизованного мощного государства в Ханьской династии. В эпоху его правления могущество хуннского государства значительно ослабляется. У-ди применяет приём с целью «уничтожить варваров руками других варваров» («и ичжи и»), поэтому отправляет в разведку офицера охраны двора Чжан Цяна (в 138 г. до н.э.), ставя перед ним задачу — найти в не ведомых для китайцев зап. краях юечжы и спровоцировать их к сражению против хуннов. Чжан Цзян около десяти лет находится в почётном плену у хуннов, а в 128 г. до н.э. ему удаётся бежать и прийти в государство усуней, занимавших территорию нынешнего Жети-Суу (Семиречья), Северного Кыргызстана и некоторую часть Восточного Туркестана. Затем он побывал в государствах Давань, Кан-гюй, Кушань. Тохары, занимавшие юж. часть Средней Азии, сев. часть Афганистана, покорившие Бактрию, жили в относительном достатке, вследствие чего не пожелали вступить в союз с китайцами против хуннов. В 126 г. до н.э. Чжан Цзян возвращается в Китай. И хотя его посольские усилия не увенчались успехом в политическом смысле, но в научно-географическом и торгово-экономическом отношении они были равнозначны открытию Западных ворот для Китая. Его путешествие стало началом установления торговых и культурных связей между Востоком и Западом по Великому Шёлковому пути, несмотря на различные военные столкновения.

После смерти третьего великого шанюя — Гюнчэна (правил в 161 — 126 гг. до н.э.) его трон оказался в хуннском государстве яблоком раздора. Ичисе-шанюю удалось укрепить единство в ставке правителя. Но общая стратегическая инициатива оказалась в руках Ханьской династии, и в 124—123 гг. до н.э. ареной военных действий стала не китайская территория, как это было ранее, а территория, считающаяся родиной хуннов. В 119 г. до н.э. китайцы вытеснили вост. хуннов с Инылана до нынешнего Халха (Северная Монголия). В последней четверти 2 в. до н.э. закончился период расцвета хуннской империи и началось ослабление их политического влияния, разрушение нац. единства.

Хуннскому обществу были характерны раннеклассовые (раннефеодальные) отношения. В эпоху Модэ-шанюя хуннские роды юхойань, лань, сюйбю отличались своим политическим влиянием. Шанюй являлся выходцем из рода люаньди. Хунны делились на левое и правое крыло. Беки (правители) правого крыла жили на западе и граничили с народами юечжы. Правители левого крыла занимали вост. регионы. Такую дуалистическую систему правления у хуннов переняли позднее кыргызы и отдельные тюркские народы. И ещё одно правило, оставшееся от хуннов,— это правление всего государства через 24 акима (глав родов и региональных правителей). Как свидетельствует китайский историк Фань Е, среди этих акимов особым уважением пользовались четверо правителей, названных «четыре рога». Иерархия этих четырёх акимов состояла из нижеследующих ступеней: самый влиятельный — сянь-ван правого крыла, затем лули-ван правого крыла, сян-ван левого крыла и лули-ван левого крыла (китайское слово «ван» означает здесь титул «бек» по-кыргызски, т.е. правителя рода). Военно-феодальная система правления, созданная хуннами, была освоена и последующими государствами кочевников в Центральной Азии. С момента превращения государства хуннов в мощную державу, их правитель, не удовлетворившись титулом «шанюй», потребовал добавления в отношении к своей персоне эпитета «тенир куту», т.е. — «одарённый небесами». В письмах, отправленных императору Ханьской династии Китая в 176 г. до н.э. Модэ-шанюем, его сыном и наследником Лаошань-шанюем в 166 г. до н.э. значение этого титула переведено на китайский язык: «Великий хуннский шанюй, избранный по воле Неба» (Модэ о себе); «Родившийся между Небом и Землёю, избранный по воле Солнца и Луны (Лаошань о себе).

В средние века орхоно-тюркские правители также называли себя «Тенирде болмыш каган», т.е. «правитель, назначенный волей небес». Вера в тенгрианство являлась удобным инструментом в укреплении единоличной власти хуннского шанюя. Хунны поклонялись также солнцу, луне, звёздам, земле и духам предков. Во время съездов хуннских правителей приносились жертвоприношения во имя бога. Хунны верили в существование иного мира.

Глава хуннского государства в период его расцвета обладал абсолютной единоличной властью. Во времена ослабления власти шанюя возрастала роль и влияние 24-х глав родов и съезда с их участием. Слова Модэ-шанюя «земля — основа государства» стали символом отношения не только хуннов к земельной политике, но и всех кочевых народов тюркского происхождения, ставших историческими наследниками хуннов. Земля была в основном собственностью государства. Но владение ею по ступенчатой схеме присваивалось сыновьям шанюя, его родным и родственникам, а также влиятельным родовым правителям. Региональный характер деления земельных территорий позволял родовым правителям по своему усмотрению распоряжаться землёй и выделять её своим подданным. Самую нижнюю ступеньку занимала семья кочевника, не принадлежащая к родовой знати. Занимаемые участки земель выделялись с учётом постоянной смены пастбищ. Такая система пользования пастбищами в экстенсивном скотоводстве применялась во все времена и сохранилась поныне. Для семьи хуннов было характерно патриархальное отношение. Богатые имели много жён. Старший из сыновей шанюя объявлялся наследником. Стала традицией женитьба младшего брата на вдове своего брата. Обязательным считалось и то, что хуннский парень должен жениться на девушке из др. рода (экзогамия). За преступление члена своей семьи вся семья несла ответственность. Правила хуннского общества были приравнены к законам и передавались от поколения к поколению. Общегосударственные интересы находились под постоянной защитой. Например, военные преступники, изменники и др. подвергались смертной казни.

Таким образом, с конца 3 и до конца 2 в. до н.э. государство хуннов и хуннское общество внесли значительную лепту в формирование кочевой цивилизации Центральной Азии. Объединение ряда родственных по языку народов Внутренней и Центральной Азии в одно государство политически способствовало их будущим этнокультурным взаимоотношениям, обмену историческим опытом. Историческое сходство и близость между этими народами усилились. Но вместе с тем народы, вошедшие в хуннскую империю, не утратили и своих этнических особенностей.


Есть хорошая высокооплачиваемая. Работа портной киев недалеко от центра
Как правильно устанавливать. Аквариумные лампы в большие аквариумы

О Кыргызстане
История
Экономика
Фотогалереи
Манас
Каталог
Информеры

Информер

Информер

Вверх
  На главную страницу / История / Древнейшая эпоха


Welcome.kg © 2001 - 2017