Welcome.KG
Flowers.KG E-money.KG Forum.KG Flirt.KG
Добро пожаловать в Кыргызстан!
О Кыргызстане | Экономика | История | Фотогалереи | Охота | Манас | Заповедники | Иссык - Куль
  На главную страницу / История / Древнейшая эпоха / Енисейский каганат

Енисейский каганат


Переселение кыргызов из Тенир-Тоо на Енисей. Выше уже отмечалось, что древние кыргызские роды проживали на вост. склонах региона Тенир-Тоо. Они в конце 5 в. н.э., в эпоху Жу-жанского каганата (Жуан-жуан) вынуждены были покинуть свою родину и переехать в Енисейский край. В эту эпоху и роды тёолес (теле) из-за непрекращающихся войн с жуан-жуанами были вынуждены переехать в Алтайский регион. Вывод о переселении кыргызов в Енисей подтверждается и данными материалов археологической культуры Чаатас («Жоо ташы», т.е. — «Вражеский камень»), археологического памятника Таштык, охватывающего эпоху до 6—8 вв. н.э. Например, в эпоху Таштык тела умерших предавали огню, а затем снова собирали от 10 до 200 тел и закрывали их спец. палками. В эпоху Чаатас появились могильники для захоронения тел умерших, в каждом из них был прах одного сожжённого тела в спец. посуде или в мешочках. Могильники Чаатасской эпохи отличаются и по внешнему виду: над холмиком могилы устанавливались камни-ступеньки, а чуть поодаль — каменные изваяния (мамы) — столбы.

Кыргызы на Енисее получили для восстановления своей государственности удобные историко-географические условия. Они покорили малые народы тайги и стали называть их «кыштым» т.е. — «зависимые, подчинённые».

Кыргызы в эпоху Тюркских каганатов. В легенде, записанной в китайских источниках о происхождении тюрков, говорится о том, что предком одного из правящих тюркских родов является Цигу (Кыргыз), родившийся от мальчика и волчицы. В легенде отмечается, что этот род, «ушедший с Алтая, между реками Афу (Абакан) и Гян (Кем, т.е.— Енисей) превратился в самостоятельное царство».

В тот период, когда ослабли жужаны, подвергавшиеся нападению со стороны объединённой дружины, руководимой верхушками родов ашина, Кыргызское государство было суверенным (в китайских источниках «ашина» иногда интерпретируется как «волк», в некоторых случаях как «арслан», т.е. — лев). Впрочем, в тех же китайских источниках повествуется и о том, что один из сыновей основателя Тюркского каганата Бумына Мухан-каган (553—572 гг.) совершил поход в Саянские горы и в 555 г. подчинил себе «северных Цигу». Незадолго до этого, в 553 г. в поминках по Бумын-кагану принимал участие и посол суверенного кыргызского государства. В 568 г. правитель зап. крыла Великого Тюркского каганата Истеми-каган в качестве подарка византийскому послу Земарху преподнёс девушку-рабыню, взятую «из народа херхи» (кыргыз). Начиная с эпохи распада Тюркского каганата на два крыла,— зап. и вост. т.е. с 581 г. Кыргызское государство фактически функционировало как суверенное, временами только формально входя в состав рода ашина (арслан), а иногда тёолесского рода сеяньто (629— 646 гг.).

В 632 г. император Танской династии Китая Тайцзун отправляет своего посла Ван Йихуна в государство Кыргызов. Подтверждается самостоятельная внешняя политика правителя Кыргызского государства, имеющего титул «Элтебер», хотя на словах его государство подчинялось государству Сир-тардуш. К примеру, в китайских источниках сохранились сведения о том, что в 643 г. к императору Тайцзу прибыл посол кыргызского каганата, «преподнесший ему шубу из меха куницы, а также чучело куницы». В 648, 653 и 675 г. там также побывали кыргызские послы, о чём зафиксировано в китайских источниках. В 648 г. правитель-элтебер Ышбара, глава Енисейского кыргызского каганата, прибыл в ставку Танской династии и был принят в торжественной обстановке, со всеми полагающимися его статусу почестями. Кыргызским родовым правителям были присвоены звания «главный Сан-гун (старший генерал), защищающий левое крыло», а их государству — «Кыргызское единое учреждение» («Кыргыз Тутук Мекемеси»). Однако, на деле Кыргызское государство оставалось независимым от Китая, и между ними располагалось «буферное» государство — Страна тогуз-огузцев (647—688 гг.).

В целом, периодическое интегрирование кыргызов в состав тюркских каганатов в 6—7 вв. обусловило упрочение между Енисейским регионом и др. тюркскими регионами тесных этнических, культурно-хозяйственных и политических связей, укрепило их братство.

Барс-бек и Второй Восточно-Тюркский каганат. В эпоху нового возрождения вост. тюрков, Кутлуг-чор сделавший своей ставкой Орхон объявил себя «Элтерис-каганом» (682 г.). Кыргызский каганат на Енисее также был суверенным государством. В конце 7 начале 8 в. Кыргызским каганатом правил смелый, умный и искушённый в интригах Барс-бек. Во время его правления кыргызские послы регулярно посещали вост. государства — Китай, Тибет и Тюргёшский каганаты. Каганы Второго Восточно-Тюркского каганата тоже с целью склонить на свою сторону Барс-бека, признали суверенитет его каганата, выдав замуж за него дочь Элтерис-кагана (это сведение сохранилось на памятнике Кюл-тегину). Между тем, надписи на памятнике тюркскому полководцу Тонукёку извещают о том, что для вост. тюрков «из всех врагов был опаснее и сильнее всех — кыргызский каганат». Барс-бек каган добился создания военной коалиции против орхонских тюрков с табгачами (с китайцами), «с каганом десятистрельного народа» (с тюргёшами), с тюркскими родами чик, аз. Но Тонукёк и Кюл-тегин со своей дружиной, опережая союзников с целью разгромить их, начали боевые действия. Зимой 710—711 гг., они, перевалив через Кёгменские (Саянские) горы, неожиданно напали на кыргызов. Барс-бек героически погиб, воюя с врагами на лесистой местности Сунга. Орхонские тюрки стали его уважать как достойного врага, а енисейские кыргызы в ряде своих памятниках руническими письменами записали в его память слова поклонения, причитания о невосполнимой утрате. Причитание-текст, написанный руническими письменами на памятнике, найденном в местности Алтын-Кёл Енисейской долины, содержит такие строки: «Тёрт инелги бизни эрклиг адырти йыта. Эр эрдем учун иним эчим уйарын учун бенгумин тике берти» т.е., «Нас было четверо, дорогих братьев. Нас разъединил Эрклиг (Бог смерти). Как жаль! Поставили вечный памятник за нашу смелость и мужество, за благородство моих младших и старших братьев».

Надписи на этих памятниках, причитаний, подтверждают о внутреннем этническом единстве кыргызского народа, названного в орхонских письменах «кыркыз бодун», т.е., «кыргызский народ». В августе-сентябре 711 г. император Танской империи Жуйцзун получает весть о том, что кыргызские послы прибыли в Тибет и продолжают переговоры с этим государством. В этой информации особо подчёркивается то, что кыргызские послы выразили нежелание присоединиться к Китаю. После смерти Капаган-кагана (716 г.), пользуясь постепенным ослаблением Второго Восточного Тюркского каганата, Кыргызский каганат всё более решительно начинает проводить свою внешнюю и внутренюю политику.

Внешние связи в 8 в. Кыргызский каганат во внешней политике продолжал поддерживать связи с Тибетом и Китаем. В 722 г. ставку Танской династии посетил кыргызский посол Иси-бо Шэйчжи Биши тегин (сын кагана), в 723 г. там побывал кыргызский посол — тегин Цзуйли Пинхэчжун. Известно также, что в 724, 747, 748 гг. кыргызские послы тоже побывали в этой ставке. Надпись на памятнике, найденная в местности Бегре Енисея, напоминающая рунические письмена, содержит сведения о высокопоставленном и уважаемом человеке по имени Тёр-апа (Торпе), к-рый в 15 лет был направлен в распоряжение китайского императора, где получил воспитание. Памятник, найденный в местности Хербис-Баары Тувы, повествует о том, что принц Кулук-Йиге в 27-летнем возрасте был отправлен в народ Токуз татар. О том, что посол по имени Эрен Улуг был послан в Тибетское государство, енисейский письменный памятник описывает так: «Эрдем учюн тюпют канка йала-бач бартым» — «Я пошёл послом в тибетское ханство из-за своей смелости...»

Кыргызский каганат стремился строить мирные взаимоотношения со Вторым Восточным Тюркским каганатом. В 731 г., когда умер Кюл-тегин и состоялись поминки по нему, кыргызский каган отправил своего посла Тардуш Ынанчу Чора специально для участия на этой официальной церемонии. Именно эта миссия подтверждает о возобновлении дипломатических отношений с орхонскими тюрками после смерти Барс-бека, являвшегося зятем тюркского Элтерис-кагана. Кыргызское посольство установило с Тюр-гёшским каганатом добрососедские отношения. Между реками Тес и Эрба в нынешней Туве (на правом берегу Енисея) обнаружен памятник, содержащий надписи о после Эзгене, умершем в 26-летнем возрасте в Тюргёшском государстве. В 8 в. тюргёшы и карлуки были посредниками и способствовали тому, чтобы кыргызы имели доступ к Великому Шёлковому пути, укрепляя торговые взаимоотношения с тибетскими и мусульманскими странами. Кыргызы экспортировали в др. государства своих чистопородных скакунов, приворотную траву (по арабски — «миск». Об этой траве и Авиценна упоминает в своём знаменитом энциклопедическом труде по фармакологии), ценные шкуры зверей, рога «хуту» (рога откопанных мамонтов), стволы некоторых ценных деревьев. Из зарубежных государств к кыргызам завозились шёлк, фарфоровая посуда, кораллы, зеркала, кувшины, кости каури, морские раковины. Кыргызская ветвь Великого Шёлкового пути способствовала вступлению Енисейского региона во взаимоотношения с Китаем, Тибетом, с тюрками Тенир-Тоо, с мусульманским миром, став своеобразным мостом цивилизаций, содействовала общему прогрессивному развитию.


Финансового успеха можно достичь с ресурсом http://binars.org/ для финансовой независимости.
Все вопросы о работе брокеров освещаются на странице brokerbinex.ru/ успешным игроком на бирже.

О Кыргызстане
История
Экономика
Фотогалереи
Манас
Каталог
Информеры

Информер

Информер

Вверх
  На главную страницу / История / Древнейшая эпоха / Енисейский каганат


Welcome.kg © 2001 - 2017