Welcome.KG
Flowers.KG E-money.KG Forum.KG Flirt.KG
Добро пожаловать в Кыргызстан!
О Кыргызстане | Экономика | История | Фотогалереи | Охота | Манас | Заповедники | Иссык - Куль
  На главную страницу / История / 7—18 века

7—18 века


Возникновение Караханидской династии. Известно, что главные города Западного Тюркского и Тюргёшского каганатов (581—766 гг.) и Карлукского жабгулията (766—940 гг.) располагались в Чуйской долине Северного Кыргызстана. Из этих государств — Карлукский жабгулият процветал до начала 9 в., затем оказался в тисках внутриполитического кризиса (начало 9 в. —940 гг.).

Последние исследования современного кыргызского профессора О. Караева доказывают принадлежность Сатука Бууры-хана, по своим генетическим корням к роду чигил, приехавшего из Кашгара и захватившего вначале Баласагун, а затем основавшего новое могучее государство в Тенир-Тоо — Караханидский каганат. Чигилы (в надписях на каменных памятниках орхонской эпохи называются чиками) и ягмы, карлуки, тогуз-огузы и др. роды, пришедшие к единому политическому соглашению, в 744 г, приняли совместное участие в крушении Второго Восточного Тюркского каганата. Когда уйгуры создали свой единовластный каганат, карлуки, ягмы и чигилы переселились в Тенир-Тоо.

В связи с тем, что Караханидская династия была основана чигилами, а также из-за того, что огузы на востоке в этом государстве оказались подчинёнными чигилам, и своих вост. соседей-тюрков, огузы называли «чигилами». В 9 в. Махмуд Кашгари о чигилах писал так: «Огузы всех тюрков от Жейхуна (Аму-Дарьи) до Верхнего Чына называют «чигилами». В то же время каганы Караханидской династии — государство, объединившее в себе Восточный и Западный Туркестан, называли обобщающим этническим, политическим названием, сложившимся со времён Великого Тюркского каганата — словом «тюрк». Это говорит о принадлежности Караханидского каганата не только к чигилам, а и ко всем тюркским народам, государствам тюркских народов.

Объявление ислама государственной религией. Во времена ослабления Карлукского жабгулията, когда государство оказалось в политическом кризисе, тюркские народы в Тенир-Тоо исповедовали разные религии. Среди родов, ранее исповедовавших тенгрианство, шаманизм (зороастризм и др. религиозные течения), буддизм, одну из ветвей христианства — несторианство, поклонявшихся огню, постепенно увеличилось кол-тво, переходящих в исламскую религию. Тюрки Тенир-Тоо, в отличие от тюрков и согдийцев Мавераннахра, принимали ислам на добровольных началах. Основатель Караханидского каганата, выходец из рода чигил Сатук Буура-хан первый среди правящей верхушки Тенир-Тоо принял ислам и получил имя «Абд ал-Карим» — «Раб Великодушного (Аллаха)». Его сын и престолонаследник Байташ (Муса) в 960 г. объявил ислам официальной религией Караханидского каганата, и это государство стало северо-вост. окраиной исламского мира.

Со второй половины 10 в. Караханидский каганат развил бурную деятельность, направленную на расширение своих границ. Войны на востоке, северо-востоке и юго-вост. границах каганата носили характер священной войны за исламскую веру («жихад», «газзават»). Караханидская священная война против уйгуров, басмы-лов, йабаку и др. немусульманских тюркских народов описана и в народном фольклоре 11 в., отрывки из некоторых эпических произведений этой эпохи дошли до нас в труде Махмуда Каш-гари «Дивану лугати т-тюрк» — «Словарь тюркских наречий». Выдвижение ислама в роли объединяющей идеологии между различными тюркскими родами создало благоприятные условия для их сближения, взаимовлияния культур.

Города в Кыргызстане. В Караханидскую эпоху развитие городской культуры в Кыргызстане было поднято на новый уровень. Города сочетали в себе местные особенности и колорит, новизну в архитектуре, свойственную всему мусульманскому миру Средней Азии.

Как правило, в старинных городах Кыргызстана в самом центре города, на возвышении стояли цитадели, приспособленные для вооружённой защиты. До 8 в. было принято окружать их глубокой ямой по периметру с целью обороны, но в эпоху сильной государственности караханидов отпала необходимость (в 10—12 вв.) в этом и роль самой цитадели уменьшилась. Значительной частью города стал «шааристан» («город-страна»), расположенный вплотную к цитадели. Крупные города состояли из 2—3-х шааристанов. Шааристан обычно состоял из основных жилых кварталов, а посредине располагались белые дворцы, общественные здания, базары, молельни и храмы для людей, исповедующих разные религии, позднее их место заняли общественные мечети и медресе.

Одним из процветающих городов в эпоху Караханидского каганата был Баласагун (его называли Куз-Ордо, Куз-Улуш, т.е., «ставка-город на севере»). Поскольку этот город появился уже в новую эпоху, в нём не было цитадели. В центральной части города был построен большой белый дворец, а возле него стояла общественная мечеть с высокой башней для молитв по пятницам. Позднее возле мечети появилось кладбище для правящей династии. Шааристан был окружён забором из глиняных кирпичей. Города, окружённые крепостью, появились и в горных долинах. Суяб, Баласагун, Ош, Узген, Кочнар-Башы, Ат-Башы и др. города в своих регионах играли не только хозяйственную, торговую роль, создавали удобства в административном управлении, но и в культурно-просветительской жизни Кыргызстана имели большое значение. В городище Ак-Бешим (месторасположение города Суяб) Чуйской долины и в др. местах обнаружены остатки молелен буддийской и несторианской ветви христианской религий. Эти здания были расположены возле мусульманских зданий башенных мечетей, мавзолеев и т.д., что стало одной из частей синкретической культуры городского населения. Как образцы градостроительской культуры в средние века можно привести мавзолей Шах Фазиля средневекового города Сапид-Буланг, обнаруженный в селе Гюлистан Ала-Букинском районе на юге Кыргызстана, а также три знаменитые мавзолея в Узгене. Рядом с мавзолеями находились общественные мечети, молельни и помещения (ханака), где жили суфии-муэдзины.

Жусуп Баласагуни и Махмуд Кашгари (Барс-кани). Дыхание мусульманского Ренессанса (эпоха Возрождения) с середины 10 в. и коснулось населения Караханидского каганата. Развитие на его территории культуры и науки было особенно заметно в 11 в. Тюркские народы Тенир-Тоо не ограничились освоением научных достижений мусульманского мира, но стремились и доказать, что их собственные языки наравне с арабским могут стать языком науки и поэзии.

Одна из «жемчужин» тюркской культуры в мусульманскую эпоху принадлежит перу Жусупа (Юсуфа) Баласагуни. Он родился между 1015—1018 гг. в городе Баласагуне Чуйской долины и являлся поэтом и мыслителем всех тюркских народов. В 1069—1070 гг. за восемнадцать месяцев он написал своё знаменитое эпическое произведение «Кутадгу билиг» — «Благодатная наука» и преподнёс свой труд сыну Восточного караханидского кагана в Кашгаре Сулайману Арслану Кара-кагану — Тавгачу Буу-ра Кара-кагану Абу Хасану (он правил в 1056— 1103 гг.). Автору за то, что он написал свой труд на караханидском литературном языке глава управления делами каганского двора присвоил чин «специального хажипа». В этом произведении автор уважение общественности к образованным людям изобразил в следующих строках:

«Некоторые — образованные, благородные люди
Для народа в науке — словно луч света...
Их знания стали для своего народа светом,
Когда горит свет (свеча), даже ночью продолжается путь».

Население Тенир-Тоо, устремлённое к знаниям, изучало не только исламскую религиозную литературу, но глубоко освоило и точные науки, о чём свидетельствует глава, посвященная звездочётам (астрономам и астрологам) в произведении Ж. Баласагуна.

«Если хочешь знать, то учи ты науку вести счёт,
Только после этого раскроются для тебя двери тайны,
Учись умножать, делить, выводить счёт в квадрате,
Целое воспринимай целым, это — испытание уровня твоего знания...
Если останется ещё время, то учи «ал-жабр ва-л-мукабал» (алгебру),
Не ленись, осваивай глубже тайну Оклидиса (Евклида)».

(С караханндотюркского перевод Т. Чоротегина).

«Благодатная наука» является неисчерпаемой по своему содержанию философско-дидактической поэмой, дошедшей от культурного наследия тюрков Тенир-Тоо до наших дней, а также первым крупным литературным произведением, исполненным в духе мусульманской духовности.

Другой известный учёный — тюркский этнолог, диалектолог, фольклорист, историк, языковед, географ, картограф и человек, достойный считаться идеологом тюркского братства,— Махмуд Кашгари. Он родился в городе Барскан, расположенном на юго-востоке Ысык-Кёлского озера, получил образование в Кашгаре. Его полное имя — Махмуд ибн Хусейин ибн Мухаммед ал-Кашгари (ал-Барскани). Махмуд Кашгари, родился между 1029—1038-гг., выходец из каганского (чигилского) рода, составлявшего Караханидскую династию. В это время правитель города Барскан ввёл в торговое обращение свои монеты в Ысык-Кёлской долине являясь представителем караханидской власти.

По предположению украинского академика О. Прицака, прадед Махмуда Кашгари — не кто иной как Караханидский каган Мухаммед Буура-хан ибн Кадыр-хан Жусуп. По сведениям историка Бейхаки, по мусульманскому летоисчислению в 449 г. Мухаммед Буура-хан умер отравленный ядом. Хусейн, правивший городом Барскан, позже объявленный наследником трона, тоже умер, по всей вероятности, в процессе борьбы за трон. Махмуд Кашгари писал: «Я сам будучи представителем аристократического рода, умея вести боевое единоборство, обладая прекрасными ораторскими способностями, взялся за исследование городов и долин, природы тюрков, туркмен-огузов, чигилов, ягм, кыргызов, запомнил их речь, изучал языки и всегда помнил их мудрые крылатые слова. В конце концов, я хорошо овладел языками каждого из этих родов, что в конечном итоге стало украшением моего сборника». Весь его богатый материал, собранный в течение десяти лет во время путешествия по тюркским землям, использован и помещён в его труде «Диван лугат ат-турк» — «Словарь тюркских наречий», написанном в 1072-1077 гг.

Доказать богатые возможности тюркского языка, помочь др., народам, говорящим на арабском языке, изучить тюркский язык, раскрыть потенциал «языка, соревнующегося с арабским языком, словно скакуны, одновременно выходящие на финиш»,— было одной из основных целей Махмуда Кашгари. В классификации тюркских языков, в уточнении и указании местностей обитают тюркские этносы с географической точки зрения, в ознакомлении с фольклорным наследием тюркских народов, в изучении их традиций и религиозных верований Махмуд Кашгари осуществил комплексный подход и сумел создать уникальный в своём роде труд. Другой труд Махмуда Кашгари назывался «Жавахир ан-нахв фи лугат ат-турк» — «Смысл синтаксиса тюркских языков». Но этот труд не сохранился. Жусуп Баласагуни и Махмуд Кашгари считали себя людьми, вносящими лепту в общетюркскую культуру. Они являются прославленными, общими предками всех нынешних тюркоязычных народов.


private investigators directory

О Кыргызстане
История
Экономика
Фотогалереи
Манас
Каталог
Информеры

Информер

Информер

Вверх
  На главную страницу / История / 7—18 века


Welcome.kg © 2001 - 2017