Welcome.KG
Flowers.KG E-money.KG Forum.KG Flirt.KG
Добро пожаловать в Кыргызстан!
О Кыргызстане | Экономика | История | Фотогалереи | Охота | Манас | Заповедники | Иссык - Куль
  На главную страницу / История / 7—18 века / Кыргызы Тенир-Тоо и Енисея

Кыргызы Тенир-Тоо и Енисея


Широко распространённые археологические памятники Центральной Азии и Сибири, относящиеся к кыргызским родам. В Центральной Азии (в широком смысле этого термина) продолжают отыскиваться археологические памятники, принадлежащие к кыргызской культуре времён Великой Кыргызской империи (середина 9 в. — начало 10 в.). Как утверждает археолог-кыргызовед профессор Ю.С. Худяков, археологические материалы, относящиеся к кыргызской культуре, обнаружились не только в Енисейской долине (Кем), но и в других местностях: Кызыл-Жар в Сибири, в долине реки Обь, Алтае, в Семиречье, Туве, Монголии, на Байкале и на берегах Байкальского озера; некоторые памятники, связанные с кыргызами, обнаружились в Восточном Туркестане, в Центральном Тенир-Тоо (Нарыне, Кочкоре).

Кыргызские могильники, относящиеся к 9— 10 вв. в исторической науке называются «хыргыс-уур» (по-монгольски — «кыргызский могильник). Возле этих могильников установлены каменные столбы, а на могилах холмиком установлены камни, снаружи также окружённые своеобразным каменным забором, обычно на них вырезаны надписи руноподобными письменами. Прах после сожжения тела покойного предавался погребению, а рядом с ним оставляли «для жизни на том свете» баранину, говядину, конину и посуду с жидким бульоном, снаряжения, обоюдоострый меч, нож, айбалта, копье, лук, трёх- и четырёхконечные железные стрелы, колчан, железную броню-одежду, щит и т.д.), конское снаряжение, сделанные из металла предметы украшения и т.д. В некоторых могилах продолжают обнаруживаться не только железные ножи, напильники, серпы, косы, плуги, но и китайские монеты (Танской династии), на них вырезаны надписи, напоминающие рунические письмена. Есть мнение, что эти монеты были в обращении в кыргызском каганате. В 8—9 вв. на Енисее были образованы поселения, похожие на города (приток реки Уйбат). Археологические памятники 11—12 вв., называются «хыр-гыстар сооктор» («кыргызские кости»). Отмечается, что в эту эпоху Енисейская культура заметно отдалилась от культуры Средней и Восточной Азии.

Среди кыргызских памятников встречаются также могилы тех народов, к-рые подчинялись кыргызам («кыштымов»), они хоронили тела своих умерших, не сжигая; встречаются уйгурские могилы, в к-рых обнаруживается кожа лошадей, т.е., здесь можно говорить об отдельных проявлениях древнетюркской традиции, когда вместе с умершим хоронили и его коня. В археологических материалах эпоха властвования кыргызов над разными родами Сибири и Центральной Азии отражена в сведениях о дальнейшем развитии тюркских народов, об их этнико-культурных взаимоотношениях.

Письменные источники о кыргызах, переселившихся в Восточный Тенир-Тоо. С конца 19 в. стали обнаруживаться новые сведения о кыргызских отдельных группах, в эпоху Великой Кыргызской империи, с середины 9 в. приезжали с Енисея в Восточный Тенир-Тоо и Кашгар. Сведения написаны на арабском, персидском и китайском языках и независимы друг от друга, что укрепляет их достоверность.

Арабский географ 10 в. ал-Истахри в своём труде «Китаб масалык ал-мамалик» — «Книга путей государств» пишет: «Эти горы... стоят обособленно от Мавераннахра. растягиваясь до глубинной территории тюрков вплоть до местностей Илак (нынешний Ангрен) недалеко от кыргызов и Шаша (Ташкент). Эти горы с начала до конца богаты полезными ископаемыми, золотыми и серебряными месторождениями, самое крупное из них расположено возле страны кыргызов». Тут, по всей вероятности упоминаются Таласская и Чаткалская горные системы, находящиеся недалеко от Илака и Шаша, а возможно, и горные кряжи Тенир-Тоо. В географическом труде на персидском языке «Худуд ал-аалам» — «Границы Вселенной» (982 г.), автор его неизвестен, в нём содержатся интересные данные о кыргызских земельных владениях и кроме Енисея и на др. различных территориях. Например, описывая тогуз-огузцев, живущих в Турпане, автор отмечает, что не только с севера от них, но и на западной стороне живут отдельные группы кыргызов. В этом же источнике указано то, что кыргызы правили городом Пепчул (нынешний Уч-Турпан, либо Аксу в Восточном Туркестане). В некоторых источниках кыргызы упоминаются как соседи родов чигил и ягм, граничащих с ними в Кашгарском регионе или об одной группе кыргызов, живущих западнее от кочевого рода тухсы на Тенир-Тоо. В труде Мухаммед ибн Нажиб Бекрана «Жахан-наме» — «Книга о мире» на персидском языке (13 в.) говорится о горном кряже, протянувшемся от Ферганы на восток и о степных просторах, раскинувшихся до кыргызской земли. Из этого следует, что кыргызы обосновались в Тенир-Тоо.

Рунические письмена, обнаруженные в Таласском регионе, по своим типологическим особенностям близки не к орхонским надписям в Северной Монголии, а к енисейским, к-рыми пользовались кыргызы. В таласских надписях встречается название рода отуз оглан (сравните с этнонимом «отуз уул» у кыргызов и с тридцатитысячным войском енисейских кыргызов, о к-рых упоминается в китайских источниках). Некоторые исследователи (И.В. Кормушин и др.) склоняются к предположению о возникновении таласских надписей в связи с переселением енисейских кыргызов в Тенир-Тоо (в т.ч. и в Таласскую долину) в 9 в.

Посол Суньской династии Китая Ван Яндэ, побывавший в 10 в. в Восточном Тенир-Тоо, в т.ч. и в Уйгурском государстве в Турпанской долине, указывал о наличии там Уйгурском государстве и представителей тюркских родов, кыргызов и ягмов, проживающих, в небольшом кол-ве на юж. стороне Восточного Тенир-Тоо. Арабский историк Ибн ал-Асир (13 в.) в своих трудах об истории Газневийского государства пишет о влиятельном полководце середины 11 в., бывшем хажипом (титул в ставке), Хажипе кыргызе, к-рый был удостоен этого высокого звания за свою смелость, мудрость во время восстания в 444 году хижры (1052—53 гг.) и спас ставку, проявив преданность.

Поздние исторические легенды и истории родословий (например, в труде Сайф ад-Дина Аксыкента, написанном в 16 в., а также в родословиях, записанных в 19—20 вв.) повествуют о том, что кыргызы ещё до монгольского нашествия проживали в Средней Азии и принимали участие в разных политических событиях.

И з м е н е н и е т р а д и ц и й и п р е д а н и й з е м л е т е л у м е р ш и х у к ы р г ы з о в В о с т о ч н о г о Т е н и р – Т о о. Кыргызы Тенир-Тооского региона жили разрозненными группами в мусульманском Караханидском каганате, граничащем с регионом на северо-востоке. В 9—10 вв. постепенно начали меняться их традиции и обряды. Это было обусловлено тем, что все тюркские роды караханидов объединяла общая культура, и в результате интеграции между родами возникли новая культура и этнические традиции.

Персидский учёный Гардизи (9 в.) в своём труде «Зайн ал-ахбар» — «Прекрасные сведения» приводит нижеследующую цитату из труда о кыргызах Ибн Мукаффа и его сына, написанного в 8 в.: «...Кыргызы тоже сжигают тела своих умерших людей, говоря: «Огонь — самое чистое вещество. Всё, что горит — очищается. И покойника огонь избавляет от всего грязного и от его грехов». В 1120 г. Шараф аз-Заман Тахир Мар-вази в своём труде на арабском языке «Таба, 'и'ал-хайаван» — «Природные свойства зверей», в этнографическом приложении к своему труду пишет, что кыргызы являются одним из тюркских родов. В этом труде говорится о группе кыргызов, проживающих в Тенир-Тоо: «Они расположились в юго-зап. и юж. сторонах городов — Куча и Арк. Шараф аз-Заман Тахир Марвази также отмечает о том, что западнее от группы туркестанских кыргызов жили ягмы и карлуки.

Именно эта тенир-тооская группа кыргызов, с 10 в. попала под влияние исламизации и даже изменила свои традиции, о чём утверждается в упомянутом труде Марвази. «А после того, как стали жить в соседстве с мусульманами, они (кыргызы) начали тела своих умерших хоронить в могилах». Из этого выясняется, что кыргызы Тенир-Тоо ещё до эпохи монгольского нашествия приняли ислам и перестали сжигать тела умерших.

Эти сведения подтверждаются археологическими раскопками, проведёнными в 20 в. Во время раскопок могильника Ала-Мышык в Нарыне (в 1940—50) археолог А.Н. Бернштам обнаружил общие черты с традициями сжигания тел умерших енисейских кыргызов. В конце 1980-годов археологи К. Табалдиев и новосибирский профессор Ю.С. Худяков возобновили раскопку на могильнике Ала-Мышык и внесли в научный перечень находки о могилах Кочкорской долины, напоминающие енисейские памятники кыргызов. Как доказано в результате Ала-Мышыкских раскопок, кыргызы, переселившиеся в этот регион, хоть и сжигали тела своих умерших сородичей, но во время похорон в могилах разжигали огонь и сохраняли отдельные пережитки традиций енисейских кыргызов вплоть до 10 в.

Е н и с е й с к и е, А л т а й с к и е к ы р г ы з ы и к ы р г ы з ы С е в е р о - З а п а д н о г о М о н г о л и с т а н а.

В 10—12 вв. на Енисее у Больших озёр Северо-Зап. Монголии (одно из этих озёр и поныне на монгольском языке называется Хырхыс-Нор, т.е. «Кыргызское озеро»), а также на граничащих с Монголией территориях Алтая кыргызы основали своё небольшое государство. С первой четверти 10 в. кыргызы Северо-Западной Монголии вступают в конфликтные отношения с киданями и др. монголоязычными родами. В конце 11 в. территория вост. кыргызов состояли в основном из трёх небольших государств. Одно из них располагалось на нынешней территории Хакасии (страна хоораев), а второе — на территории Тувы, на граничащих с Тувой и Северной Монголией р-нов, третье — на Алтае (в т.ч. и на Монгольском Алтае). В 1125—1128 гг. кыргызы Северо-Западной Монголии и Восточного Тенир-Тоо боролись против нашествия каракитайцев. В середине 12 в. кыргызы Северо-Западной Монголии были побеждены найманским ханом. С этой эпохи политическая власть на всей территории Монголии начала переходить — монголоязычным родам.

Р у н о п о д о б н ы е н а д п и с и и п а м я т н и к и Е н и с е я. К ы р г ы з с к а я п и с ь м е н н а я к у л ь т у р а.

Енисейские кыргызы до эпохи монгольского нашествия были одними из создателей и пользователей руноподобной письменной культуры, являвшейся общим культурным достоянием всего тюркского мира. В настоящее время на Енисее обнаружено больше 150 руноподобных надписей. Отдельные из этих письменных памятников, возникших на рубежах 7—12 вв. находятся на предметах утвари, на посуде и монетах, а большинство вырезаны на камнях и скалах. Тексты многих памятников в местностях: Эле-геш, Уйук, Улуг-Кем, Чаа-Кёл, Уйбат, Ак-Уус, Кара-Уус, Кызыл-Чараа, Хербис-Баары, Саргал-Аксы, Оёк Тарлаг и др. известны в науке. Выше мы упоминали о письменном памятнике, «Сужин-Даван», оставленном кыргызами на Кангайских горах Монголии и о Таласских памятниках, напоминающих по своему стилю енисейские надписи.

В Енисейских надписях встречаются слова «тенир», «тенир кулу», «тенир эли» («тенир», «раб тенира», «тенирский народ») свидетельствующие о тенгрианском вероисповедании этого народа. Слово «мар» (религиозный вождь) в «Сужин-Даванском» памятнике показывает на то, что некоторая часть кыргызов исповедовала в своём религиозном веровании манихеизм. В Дуньхуане был человек по имени Хасето Абхгаден «вышедший из ханской семьи кыргызов» (11 в.). Он занимался перепиской китайских книг буддийской религии в тибетской транскрипции. Это значит, что некоторые роды кыргызов освоили алфавиты исламской, манихейской и буддийской религий и систему их письменностей (в т.ч. и китайские иероглифы).

Надпись Бегре в Енисее гласит о верховном властителе (метиг) кыргызов по имени Тёр-Апа, отправленного в пятнадцатилетнем возрасте на воспитание в страну табгачского (китайского) хана. Образованные кыргызы из аристократических родов регулярно отправлялись послами в Тюргёшскую, Карлукскую, Тибетскую и Китайскую страны.

Арабский географ Абу Дулаф отмечает, что «у кыргызов есть ручки для писания», в китайском труде «СиньТаншу» — «Новая история Таньской династии» (11 в.) говорится о схожести языка и письменности кыргызов с уйгурскими. В связи с тем, что с конца 8 в. уйгуры приняли религию манихеизма, перешли на новую тюркскую письменность («уйгурскую письменность»), а кыргызы в течение трёх следующих веков — в 9—12 вв. продолжали пользоваться руноподобной письменностью. Эта письменность является совершенной алфавитной системой, способной передать все гласные и согласные звуки и буквы. Общее применение этого алфавита в Енисейской долине привело к ускорению интеграции тюркских родов в Южной Сибири и граничащих с ней регионах, возникновению культурно-этнических прочных отношений.

Кыргызская группа в Тенир-Тоо и др. тюркские роды с начала 10 в. перестали пользоваться орхоно-енисейской руноподобной письменностью. В дальнейшем на основе этой письменной системы появились согдийская, сирийско-несторианская, уйгурская, арабская письменность.



О Кыргызстане
История
Экономика
Фотогалереи
Манас
Каталог
Информеры

Информер

Информер

Вверх
  На главную страницу / История / 7—18 века / Кыргызы Тенир-Тоо и Енисея


Welcome.kg © 2001 - 2017