Welcome.KG
Flowers.KG E-money.KG Forum.KG Flirt.KG
Добро пожаловать в Кыргызстан!
О Кыргызстане | Экономика | История | Фотогалереи | Охота | Манас | Заповедники | Иссык - Куль
  На главную страницу / История / 7—18 века / Кыргызстан в эпоху каракитаев (киданей)

Кыргызстан в эпоху каракитаев (киданей)


В начале второй четверти 12 века Кыргызстан оказался свидетелем больших политических событий. После разгрома государства Ляо на севере Китая (907—1125 гг.) чжурчженцами, часть киданей, составлявших основу этого государства, под управлением Елуя Даши совершила бегство в Монголию. Здесь Елуй Даши основал государство Бей Ляо (Северный Ляо) и объявил себя императором. (1124—30 гг.). В 1128 г. его войско впервые совершило поход в Кашгар. В 1130 г. Елуй Даши приехал в Семиречье, покорил город Баласагун и объявил этот город своей ставкой. Елуй Даши (в эпосе «Манас» кыргызы называют его Жолоем) объявил себя «гур-ханом» (кёл-хан, великий каган), а город Баласагун, где была расположена его ставка, переименовал на «Куз-Балык» («балык» по-древнетюркски «город»), однако, до прихода каракитайцев назывался «Куз-Ордо», «Куз-Улуш». Новое название города, присвоенное ему каракитайцами, также имело тюркские корни. Здесь слово «куз» означает «склон», следовательно, надо перевести название города как «город, расположенный на на севере Баласагунских гор.

Есть сведения историка Жувейни ( 1226 — 1283 гг.) о карательном походе каракитайцев кыргызов, населявшим недалеко от города Беш-Балык регион Тенир-Тоо (Беш-Балык указывается как одна из столиц уйгуров, исповедующих в Турпане манихеизм и буддийскую религию). Северный Кыргызстан оказался под правлением каракитайцев, а караханидская часть сев. региона, попавшая под влияние каракитайцев, управлялась представителем Караханидской династии, но с согласия каракитайцев. Лояльное отношение каракитайцев к религии способствовало их постепенному ассимилированию среди местных тюрков, укреплению хозяйственно-культурных отношений с местным населением (род «китай» широко распространён среди таких тюркских народов как кыргызы, казахи, каракалпаки и др.). В эпоху каракитайцев (1130—1213 гг.) народ Кыргызстана исповедовал несторианскую ветвь христианства, буддизм и тенгрианство (т.е., поклонение небесным богам). Особый вид мусульманской культуры — суфийская, философская и дидактическая поэзия начала бурно развиваться именно в эту пору. Её вольная духовность была близка по духу кочевым тюркским народам. Яркие представители этого течения в 12—13 в. — суфийские поэты и мыслители Кожо Ахмед Яссави (12 в.) и Ахмед Югнеки (12 в.— начало 13 в.). Кожо Ахмед Яссави в своём произведении «Диван-и хикмет» — «Сборник крылатых слов» (его иногда называют и как Кулкожо Акмат) с одной стороны призывает к гуманному отношению к слабым, простым людям («Не бросай камень, думая, что они слабые. В этом мире нет людей чище, чем простые люди»), с др. стороны призывает к науке и религии:

«Учёному нужна книга,
Суфийцам нужна мечеть,
Мажнунам нужна Лайли...
Мракобесу, не способному мыслить, нужны богатства.
Умному нужна наука».

Ахмед Югнеки, чьё произведение «Хибатул-хакайык» — «Подарок справедливости», прошло через века, писал: «Достоинство науки человеку может доказать только наука», «Будь вежлив и со старыми, и с молодыми», «Говорить о том, чего не знаешь «знаю» является грехом» — подобные крылатые мудрые слова оказывали глубокое влияние на мыслительное наследие тюркских народов.


справка лфк срочно

О Кыргызстане
История
Экономика
Фотогалереи
Манас
Каталог
Информеры

Информер

Информер

Вверх
  На главную страницу / История / 7—18 века / Кыргызстан в эпоху каракитаев (киданей)


Welcome.kg © 2001 - 2017