Welcome.KG
Flowers.KG E-money.KG Forum.KG Flirt.KG
Добро пожаловать в Кыргызстан!
О Кыргызстане | Экономика | История | Фотогалереи | Охота | Манас | Заповедники | Иссык - Куль
  На главную страницу / История / Независимость / Пути формирования нового государства

Пути формирования нового государства


Пришедшее к власти новое демократическое руководство в целях избавления страны от старой системы начало проводить реформы. Чтобы обеспечить демократическое развитие страны, у государства еще не было исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. Не было у молодого государства и законов, регулирующих гос. управление. Нужна была своя Конституция. Для решения этой проблемы была создана специальная комиссия, к-рую возглавил президент. Через два года был подготовлен первый проект Конституции и представлен для всенародного обсуждения. В обсуждении приняли участие десятки тысяч людей, и на основе учёта их мнений проект был доработан, а затем представлен для обсуждения на специальной сессии. В итоге 5 мая 1993 была принята новая Конституция Кыргызской Республики, в к-рой Кыргызстан был назван демократической республикой. Ею управляет глава государства — президент, избираемый всенародным голосованием. После принятия новой Конституции, 30 января 1994 в Кыргызстане состоялся референдум для легализации полномочий избранного в октябре 1991 президента согласно положениям новой Конституции. По итогам референдума народ поддержал президента А. Акаева, избранного на первый срок до 1996.

Одним из символов независимости страны является гос. знамя. Жогорку Кенеш Республики из приблизительно ста образцов большинством голосов одобрил нынешнее красное знамя и принял его 3 марта 1992 (авторы проекта знамени: ученый С. Иптаров, художники Б. Жайчибеков, Ж. Матаев, архитекторы М. Сыдыков, Э. Айдарбеков). Гос. гимн республики был принят на сессии Жогорку Кенеша 18 декабря 1992. Текст гимна написали народный поэт Кыргызской Республики Ж. Садыков и Ш. Кулиев, музыку — композиторы К. Молдобасанов и Н. Давлесов. Герб Кыргызстана был принят 14 января 1994 (авторы проекта А. Абдраев и С. Дубанаев). Во всех этих гос. символах отсутствуют атрибуты прежних коммунистических символов (серп и молот, пятиконечная звезда, марксистско-пролетарские лозунги).

В 1994 между правительством и оппозиционными группами в парламенте возникло затяжное противостояние по поводу производства и продажи золота, а также при обсуждении др. проблем. С одной стороны, это было проявлением борьбы между исполнительной и законодательной ветвями власти для определения системы управления государством: парламентская или президентская. С другой стороны, попытки сокрытия транжирования отдельными членами исполнительной власти гос. средств тоже привели к усилению этого противостояния. В сентябре 1994, в результате группового отказа от участия в работе сессии Жогорку Кенеша около 140 депутатов, в стране назрел парламентский кризис. Указом президента от 22 октября 1994 был проведён второй референдум, вынесший на всенародное обсуждение вопросы создания двухпалатного парламента и о выборах в местные советы. На референдуме вопрос о создании двухпалатного Жогорку Кенеша был поддержан большинством проголосовавших. Было установлено количественное соотношение депутатов — в Законодательном собрании 35, в Собрании народных представителей — 70 (после референдума, проведённого 17 октября 1998, распределено число депутатов: Собрание народных представителей — 45, Законодательное собрание — 60). В сентябре 1994 из-за кворума не состоялась сессия Жогорку Кенеша, избранного в последний раз в советскую эпоху, и он был распущен, 5 февраля 1995 прошел первый тур выборов в новый двухпалатный парламент. Одновременно прошли выборы в районные и областные советы. В конце марта избранные впервые в условиях многопартийности и независимости Кыргызстана депутаты Законодательного собрания и Собрания народных представителей Жогорку Кенеша начали свою работу. Первым Торага Собрания народных представителей был избран А. Матубраимов, Законодательного собрания — М. Чолпонбаев.

В декабре 1995 в стране прошли президентские выборы на альтернативной основе. В них приняли участие президент А. Акаев, лидер коммунистов А. Масалиев, бывший спикер парламента М. Шеримкулов. В ходе выборов, прошедших на фоне жарких политических дискуссий и дебатов, кандидатура А. Акаева получила большинство голосов избирателей и он был избран президентом на следующий срок. 17 февраля 1996 был проведён еще один референдум, по итогам к-рого в Конституцию был внесён ряд существенных изменений, и Кыргызстан превратился в республику с сильным президентским правлением.

В марте 1998 правительство во главе с премьер-министром А. Жумагуловым подало в отставку и на смену пришло правительство под руководством К. Жумалиева, проработавшее неполный год. В декабре этого же года было сформировано новое правительство во главе с Ж. Ибраимовым, к-рый для поднятия экономики страны и сокращения преступности предпринял ряд решительных мер. Но дальнейшие действия и планы не реализовались из-за его смерти, через полгода премьер-министром был назначен А. Муралиев. В декабре 2000 А. Муралиева на посту премьер-министра заменил К. Бакиев, работавший до этого губернатором Чуйской области. За 10 лет независимости (1991—2001) правительство сменялось 8 раз.

В мае 1998 президент А. Акаев выступил с инициативой о внесении изменений в Конституцию. 2 сентября 1998 он обратился к народу с предложением провести в октябре референдум по пяти вопросам. Эти вопросы касались структурных изменений в будущем двухпалатном парламенте, ограничения депутатской неприкосновенности рамками только депутатской деятельности, введения частной собственности на землю, запрещения принятия законов, ограничивающих свободу слова, а также недопустимости бюджетного популизма. Также предлагалось 15 из 60 депутатов Законодательного собрания Жогорку Кенеша избирать по партийным спискам. 8 сентября большинство депутатов Законодательного собрания заявили о своем несогласии с президентским предложением. Сохранение равновесия между ветвями власти в Кыргызстане вновь превратилось в важную проблему. В то же время эти события, породившие различные толкования и противоречивые мнения в обществе, еще раз подтвердили существование в стране политического плюрализма. 20 февраля 2000 прошли выборы в обе палаты Жогорку Кенеша по одномандатным округам и партийным спискам. На выборах по партийным спискам принимали участие 9 партий и 2 избирательных блока. Ход выборов на избирательных участках контролировали свыше 2 тыс. местных и около 250 зарубежных наблюдателей. Второй тур выборов состоялся 12 марта. На первых заседаниях палат А. Эркебаев был избран Торага Законодательного собрания, а А. Борубаев — Собрания народных представителей.

Согласно Конституции Кыргызской Республики, 29 октября 2000 состоялись президентские выборы. О своём желании выставить свою кандидатуру на альтернативных выборах заявили 19 чел. 6 претендентов прошли через все проверки и испытания, предусмотренные законом, и были включены в избирательный список кандидатов. За ходом президентских выборов наблюдали 12679 чел. 6748 среди них являлись доверенными людьми кандидатов, 5387 — представителями неправительственных организаций, 268 — представителями зарубежных стран, 266 — представителями партий и общественных организаций, 10 — представителями прессы). По итогам выборов кандидатура А. Акаева получила 74,4% голосов участвовавших избирателей, и он был избран президентом Кыргызстана на новый срок. Лидер партии «Ата Мекен» О. Текебаев получил 13,9%, предприниматель А. Атамбаев — 6,02%, лидер Народной партии М. Эшимканов — 1,09%, депутат Законодательного собрания Т. Бакир уулу — 0,97%, правозащитник Т. Ахунов — 0,68% голосов избирателей.

А. Акаев новый президентский срок начал с достаточно решительных действий и своим указом определил новую структуру правительства, сократив его на 31%. По инициативе А. Акаева были внесены изменения в Земельный кодекс и был снят ранее объявленный пятилетний мораторий на продажу земли. Начиная с 2001 расширились права айыл окмоту. Предложение президента в целях дальнейшего углубления демократического процесса в сельских местностях избирать руководителей айыл окмоту и глав администраций малых городов нашло всеобщую поддержку народа.

На восьмом году независимости, в июле-октябре 1999 международные террористы, нарушившие мирную жизнь Кыргызстана, проникнув на территорию республики, нанесли стране тяжёлые моральные и материальные потери. В этих вооружённых столкновениях погибли 28 граждан Кыргызстана, а из гос. казны были истрачено около 400 млн. сомов. Такие же боестолкновения имели место и в 2000. В Баткенской, Жа-лал-Абадской областях в боях против международных террористов погибли 34 военнослужащих кыргызстанца. В целом, государство в борьбе против вооруженного терроризма израсходовало 833 млн. сомов. В борьбе против международных террористов укрепилось единство кыргызского народа и действия врагов порождали у народа к ним непримиримую ненависть. Кыргызский народ еще раз подтвердил свою готовность стоять в любое время за свою независимость и мирную жизнь.

Общественно-политические организации. В укрепление независимости государства продолжают вносить свой вклад политические партии, общественные организации Кыргызстана. В эпоху однопартийной системы не было гласности, и все, кто хоть как-то осмеливался высказать своё мнение, идущее вразрез с генеральной линией компартии, подвергались обработкам, наказаниям и гонениям. Страна жила при тоталитарном режиме. 90-е годы 20 в. стали для Кыргызстана периодом зарождения многопартийной политической системы. В конце 1991 было официально зарегистрировано «Демократическое движение Кыргызстана». В 1995 кол-во партий достигло 13. К 2000 в Кыргызстане были официально зарегистрированы 32 политические партии, имеются политические образования и партии, заявившие о своем создании, но еще не прошедшие официальную регистрацию. Лишь отдельные из официально зарегистрированных политических партий принимают активное участие в общественно-политической жизни и обнародовали свои проекты Конституции, ряда важнейших законов. Наблюдались и попытки политических партий объединиться в единый блок. К примеру, в сентябре 1998 Народная партия (бывшая партия бедных и обездоленных) и Социалистическая партия «Ата Мекен» объявили о создании в будущем единого блока между ними. Среди народа известны и пользуются относительным влиянием Партия коммунистов Кыргызстана, Народная партия, партия «Адилет», партия «Ар-Намыс», Социал-демократическая партия Кыргызстана, партия «Ата Мекен». На парламентских выборах в 2000 для политических партий было выделено 15 мест. Перед парламентскими выборами Министерство юстиции республики вынесло вердикт об отсутствии юридических прав у оппозиционных партий — Народной партии и партии «Ар-Намыс» — для участия в парламентских выборах. Партия ДДК, решением суда была отстранена от выборов. В итоге за выделенные в парламенте для политических партий 15 мест продолжили борьбу 9 партий. Первое место среди партий завоевала Партия коммунистов Кыргызстана, вслед за ней заняли места Союз демократических сил «Единство» (избирательный блок, созданный с участием партий «Адилет», Социал-демократической партии и Партии Единства), Демократическая партия женщин Кыргызстана, Партия участников войны в Афганистане и других локальных войнах, социал-демократическая партия «Ата Мекен» и партия «Моя страна», набравшие более 5% голосов избирателей, к-рые и распределили между собой 15 мест.

В стране функционируют около 400 общественных организаций, 12 общественно-политических движений. Властные структуры рассматривают их серьезные предложения по тем или иным вопросам. Будущее Кыргызстана зависит от совместной согласованной деятельности политических партий, движений, общественных организаций и руководства государства. В этих целях между этими субъектами постоянно проводятся консультации, конструктивные обсуждения и встречи. В июне 2000 с участием представителей власти и общественных организаций, политических партий прошел первый «круглый стол», а в феврале 2001 прошёл 2-й раунд «круглого стола». По итогам переговоров был принят специальный меморандум, отметивший неуклонное развитие Кыргызстана в демократическом направлении.

Наряду с вышеназванными политическими партиями есть в стране партии, не выходящие далеко за пределы своего учредительного съезда, или же организованные в срочном порядке специально для участия на предстоящих выборах. Ограниченность политических партий по правовым аспектам, проблемы, связанные с оказанием реальной законной и финансовой помощи многопартийной политической системе, обусловили слабость партий и стали одними из основных причин в их трудном и долгом становлении.

Из общественно-политических, нац.-культурных и общественных организаций особой активностью отличились Ассамблея народа Кыргызстана, общество «Кыргыз эли», Правозащитное движение Кыргызстана, Правозащитный комитет Кыргызстана, Кыргызско-американское бюро по защите прав человека и законности, Конгресс женщин Кыргызстана, нац.-культурные центры, общества народов — немцев, русских, украинцев, белорусов, дунган, корейцев, узбеков, уйгуров, турок-месхетинцев, ферганских турок, казахов и др., а также Общество кыргызстанских историков (прежде именовавшееся «Ассоциацией молодых историков Кыргызстана»).


Гранитная мастерская на сайте granitews.ru.

О Кыргызстане
История
Экономика
Фотогалереи
Манас
Каталог
Информеры

Информер

Информер

Вверх
  На главную страницу / История / Независимость / Пути формирования нового государства


Welcome.kg © 2001 - 2017