Welcome.KG
Flowers.KG E-money.KG Forum.KG Flirt.KG
Добро пожаловать в Кыргызстан!
О Кыргызстане | Экономика | История | Фотогалереи | Охота | Манас | Заповедники | Иссык - Куль
  На главную страницу / История / 19 — начало 20 века / Кыргызстан в период Российской империи

Кыргызстан в период Российской империи


Политическая борьба в Кокандском ханстве. Исхак-молдо (Пулат-хан). Начиная с 60-х годов 19 в. Российская империя начала захватывать земли Кокандского ханства, устанавливая там свою власть. В 1865, завоевав Ташкент, Российская империя основала Туркестанскую область, к-рая в 1868 была преобразована в Туркестанское генерал-губернаторство. Его генерал-губернатором назначается один из самых приближённых к царю людей К.П. Кауфман, к-рый продолжает захватывать новые территории Кокандского ханства, ослабляя тем самым власть Кудаяр-хана. В 1868, захватив Ходжент, он заключает с Кудаяр-ханом новый договор. Согласно этому договору Коканд превращается в вассалитет Российской империи, в его составе остаются лишь Ферганская долина и районы Памиро-Алайских гор, где обитали кыргызы-кочевники. Уменьшение территории ханства привело к резкому снижению доходов. Чтобы восполнить казну, Кудаяр-хан увеличивает размеры налогов с населения. Если ранее он опирался на бухарского эмира, то теперь он сближается с туркестанским генерал-губернатором в Ташкенте Кауфманом и с его помощью проводит политику своей власти. У народов, строго придерживающихся законов шариата, близкие отношения Кудаяр-хана с Российской империей порождали недовольства. Этому способствовало и вытеснение кыргызов, ранее занимавших весьма влиятельное положение в ханстве, из властных структур. Все эти причины в совокупности привели к восстанию против власти Кудаяр-хана.

Народные восстания против власти Кудаяр-хана в открытой форме начались в 1873 у кыргызов, живущих среди гор. Кыргызы убивают сборщиков налогов, отнимая при этом собранные средства. Во главе борьбы стоял кыргыз по имени Мамыр Мерген уулу, к-рый вместе с поддержавшим его народом захватил гг. Жалал-Абад и Хан-Абад Кокандского ханства. Карательный отряд Кудаяр-хана жестоко наказывает повстанцев, а Мамыр Мерген уулу укрывается бегством в горах. Через год русские солдаты задерживают его в горах Тогуз-Торо и отправляют в ссылку в Лепсинский уезд. Пособничество русской власти Кудаяр-хану усиливает недовольство ею народа.

В 1874 борьба против Кудаяр-хана вновь усиливается, во главе этой борьбы оказывается выходец из рода бостон молдо Исхак Асан уулу. Народ, признав его Пулатом, внуком Алим-хана, провозглашает ханом. За короткий срок вокруг него объединяются кыргызы, кыпчаки, узбеки и таджики, и повстанцы захватывают ряд городов и сел ханства. Но и это народное восстание было подавлено Кудаяр-ханом. В 1875 в ханстве возобновляется борьба во главе с Пулат-ханом (Исхак-молдо). Поскольку восстание этого года приобрело всенародный характер, доверенные военачальники Кудаяр-хана Иса Олуя, Абдрахман-аптабачы, Калназар и Сарымсак-эшик ага, отправленные им для подавления восстания, со своими воинами в кол-ве 4 тыс. чел. переходят на сторону восставшего народа. Вскоре после этого бек Андижанского региона сын Кудаяр-хана Насреддинбек, правитель Маргеланского региона и родной брат хана Султан Мурат также будут вынуждены перейти на сторону восставшего народа. В это время в Коканд приезжает специальное представительство Российской империи во главе с генералом Д. Скобелевым. Кудаяр-хан вместе с членами этого представительства, оставив ханский трон, прихватив с собой драгоценности и близких родственников, находит прибежище во владениях Российской империи. Через некоторое время он был отправлен в Ташкент, а затем в Оренбург, в ссылку. Вместо него с помощью Исы Олуя, Абдрахмана-аптабачы и некоторых др. на ханский престол садится его сын Насреддинбек. Пулат-хан был схвачен и посажен в подземную тюрьму в крепости Махрам. Некоторая часть народа продолжала свою борьбу, не желая признавать власти Насреддинбека.

Окончательное завоевание Российской империей Кокандского ханства. Российская империя под предлогом подавления народного восстания в Кокандском ханстве преследовала иную цель, а именно, окончательно подчинить себе всю территорию ханства. Для этого проводится целенаправленная подготовка к военным действиям, вооружение русского населения, живущего в Ташкенте и в др. регионах. Первый генерал-губернатор Туркестана К.П. Кауфман принимает решение закончить борьбу с помощью оружия, признавая свои усилия решить проблему мирным путем тщетными. 12 августа 1875 он с 5 тыс. солдат окружает Махрамскую крепость. В двухдневном сражении плохо вооружённый народ понёс тяжёлые потери (погибли около 5 тыс. чел.) и отступил. 29 августа в столицу ханства — г. Коканд — входят русские солдаты. Насреддинбек принимает все условия, выдвинутые Кауфманом, и 22 сентября скрепляет договор своей печатью. Согласно этому договору в распоряжение Российской империи переходят правый берег Сырдарьи, а также находящиеся на той территории гг. Наманган и Чует. Ханство оказывается вынужденным выплатить контрибуцию в размере 2 млн. рублей. Ограничиваются самостоятельные действия ханства во взаимоотношениях с соседними государствами. Приобретённый регион называется Наманганским и возглавляется генералом Д.М. Скобелевым.

Но народ не прекращал своей борьбы. Кыргызы, кыпчаки, узбеки, не желающие признавать власти Насреддинбека, около Андижана снова провозглашают ханом Исхака-молдо. 10 октября возмущённый народ изгнал Насреддинбека из его ставки в Коканде, и тот со своими людьми укрывается в крепости у русских. Коканд полностью переходит в руки восставшего народа. Пулат-хан предпринимает попытки установить дипломатические отношения с Россией. Он отправляет своего представителя к туркестанскому генерал-губернатору Кауфману. Но тот не признаёт власти Пулат-хана, а его послов сажает в тюрьму. Кыргызы, кыпчаки, узбеки и таджики, стремящиеся к независимости, вновь поднимаются на борьбу против российских захватчиков. А Российская империя вновь и вновь организует военные походы для подавления восстания. Русские солдаты во главе с генералом Скобелевым проводят специальную военную экспедицию в Междуречье, в результате чего многие сёла и дома были сожжены и учинена кровавая резня. Несмотря на это, местное население под знаменем Пулат-хана продолжает воевать. Самое крупное сражение произошло в Андижане. В начале января 1876 в Андижане собирается войско численностью около 30 тыс. чел., и город готовится к обороне. 8 января русские солдаты начинают обстреливать город из пушек, разрушать здания. Около 20 тыс. чел. погибают, оставшись под завалами. Остальные защитники города — мужчины и женщины, неся многочисленные потери, оказывают ожесточённое сопротивление и отступают. Дружина, руководимая Пулат-ханом, вначале отступает в г. Асаке, а затем в с. Уч-Коргон, а дальше и в Алайские горы, намереваясь там создать новую мощную армию и очистить весь Туркестанский регион от русских солдат. Дружина во главе с Абдрахманом-аптабачы сдается в плен, но Абдрах-ман-аптабачы высылается в Россию. Из-за предательства местных жителей русским становится известно место обитания дружины Исхака-молдо в с. Уч-Коргон, и ночью она была разгромлена. Пулат-хану удается бежать и скрыться в горах Алая.

После этого судьба Кокандского ханства решается Российской империей, Коканд второй раз оказывается захваченным. 1 февраля 1876 Кокандское ханство официально перестает существовать, и под названием Ферганская область возникает новое владение Российской империи. 19 февраля в Алайских горах был задержан Пулат-хан и 1 марта повешен в Маргелане русскими. Он принимает смертную казнь мужественно, а перед повешением, обращаясь к народу, с гордостью говорит, что вышел вместе с народом на борьбу за независимость и отдает за неё свою жизнь. Хотя был казнен Пулат-хан и освободительная борьба народа была подавлена с особой жестокостью, кыргызы, живущие в горах, продолжают свою борьбу, к-рая продолжалась до августа 1876. Во главе этой борьбы стояли выдающаяся дочь кыргызского народа Курманжан-датка и её сыновья. Чтобы окончательно подавить войска, возглавляемые ими, русские воинские отряды дважды совершают поход. В первый раз, в апреле 1876, военная экспедиция русского отряда в ущелье Жанырык Алайских гор встречает ожесточённое сопротивление дружины старшего сына Курманжан-датки Абдылдабека. Только из-за предательства местных жителей русские отряды, неожиданно напавшие на кыргызскую дружину с тыла, добиваются победы. Но всё же русские солдаты не решались пуститься в погоню за отступившими по горным склонам кыргызскими дружинниками и вынуждены были отступить.

В июле-августе 1876 генерал Скобелев организовал вторую летнюю Алайскую экспедицию, чтобы наказать восставших кыргызов. Для достижения своей цели он использовал хорошо знающих местность местных жителей. Убедившись в том, что невозможно взять в плен кыргызов во главе с Абдылдабеком, русские офицеры решают взять в плен его мать Курманжан-датку. Аким Ошского уезда майор П. Ионов, обнаружив Курманжан-датку в селе её младшего брата Исмадияр-бия, приводит её к Д. Скобелеву. Последний подчеркнуто уважительно принимает Курманжан-датку и просит оказать содействие в том, чтобы убедить кыргызов во главе с Абдылдабеком подчиниться русской власти. Курманжан-датке ничего не остается, как согласиться на это предложение. Но она ставит предварительное условие, чтобы генерал дал гарантию об амнистии по отношению к её сыновьям, и, получив такое заверение, соглашается написать сыну соответствующее письмо. В итоге Алайское население, состоящее из 17380 семей, признало русскую власть. Лишь Абдылдабек не пожелал признать её. Он умер на чужбине — в Афганистане, и его сердце по предсмертному завещанию было вынуто из тела, привезено и захоронено в Алайской земле. Это была последняя попытка борьбы за независимость кыргызского народа.

Кыргызы Памира лишь в апреле 1894 были окончательно подчинены Российской империей. Таким образом, Российская империя, для того, чтобы завоевать кыргызов и кыргызскую землю, вела беспрерывные военные и политические действия около 40 лет.

Господство Российской империи в Кыргызстане. После завоевания всей территории Кыргызстана Российская империя ввела здесь свою систему управления. Территория Кыргызстана оказалась разделённой между областями Жети-Суу (Семиречье), Сырдарья и Фергана Туркестанского генерал-губернаторства. Кыргызы проживали в Пишпекском, Пржевальском уездах Жети-суйской области, в Олуя-Атинском уезде Сыр-дарьинской области, в Наманганском, Чустском, Андижанском, Ошском, Маргеланском, Чимионском, Кокандском и Исфанийском уездах Ферганской области. В начале 1880 уезды Ферганской области были укрупнены и преобразованы в пять новых уездов — Кокандский, Маргеланский, Наманганский, Андижанский и Ошский. Такое административное деление полностью соответствовало царскому колониальному принципу: «разделяй и властвуй». Для управления новыми колониями Российская империя разработала отдельный свод законов (Положение). Если сев. часть Кыргызстана, вошедшая в состав империи раньше, управлялась до 1886 на основании «Временного положения», принятого 11 июля 1867, то юж. часть управлялась в течение 10 лет на основании «Положения», разработанного в 1873 Кауфманом. В 1886 для управления колониальными народами Туркестанского генерал-губернаторства было разработано новое «Положение», согласно к-рому адм. управление приняло военно-колониальный характер.

Управленческая власть находилась в руках генерал-губернатора или военного губернатора, а исполнение производилось чиновниками канцелярии генерал-губернатора. При генерал-губернаторе действовал совет, состоявший из военных губернаторов областей и др. высокопоставленных чиновников. В областях власть была в руках военных губернаторов. При губернаторе действовало управление, состоящее из трёх отделов: распорядительного, хозяйственного и судебного. Начальник уезда непосредственно контролировал военную, адм. и полицейскую ветви власти. На должности в этих ветвях власти назначались люди, имеющие воинские звания, что исключало привлечение представителей местного населения на эти службы. Вначале для влиятельных среди народа родовых правителей, манапов и биев существовала формальная должность — «помощник начальника уезда», но после укрепления российской власти она была аннулирована. В уездах кыргызские селения делились на волости, состоящие из 1000—2000 семей, а те, в свою очередь, делились на сельские части. Во главе волостей стояли волостные, к-рые переизбирались раз в 3 года. На эти должности назначались представители местного населения, к-рые обязаны были беспрекословно подчиняться вышестоящим инстанциям.

«Положения», принятые в 1867 и 1886, полностью ограничивали все права местного населения. Согласно 270-й статье «Положения» 1886 земельные владения кочевого населения, живущего в Кыргызстане, перешли в собственность государства. Таким образом, Российская империя в любой момент при желании могла отнять летние пастбища и зимовья у кыргызского народа, хотя они населяли здешние места с древних времен. В результате, из 36 млн. десятин земли Жетисуйской области 29 млн. десятин, из 45 млн. десятин земли юж. кыргызов 3 млн. десятин были отняты и переданы представителям славянских национальностей, переселившихся сюда из России. Земельные владения и имущества мечетей и управление ими были переданы-в распоряжение областных управлений. Таким образом, начиная с присоединения к Российской империи, колониальной властью стали ограничиваться политические, экономические и религиозные права кыргызов.

Национально-освободительная борьба против колониальной политики Российской империи. Доведённые до отчаяния колониальной политикой Российской империи, народы Ферганской долины в 1898 начали борьбу за свою независимость. В этой борьбе принимали участие кыргызы, узбеки, таджики и др. народы Ферганской долины, а возглавил борьбу сорокапятилетний Мухаммед-Али Халиф Мухаммед-Сабыр Суфиев (Мадали-ийикчи). Он был широко известен в Ферганской долине, в 1887 совершил паломничество в Мекку и вернулся религиозным служителем — эшеном. Широкую популярность среди народа он снискал своими благотворительными деяниями, его среди народа даже называли «олуя» (провидцем). Простой народ, живущий в беспросветно трудных условиях, часто обращался к нему за помощью и советами. Эшен объяснил, что возглавил народную борьбу, потому что: «Русские распространяют среди народа распитие спиртных напитков и проституцию, закрывают мечети и медресе, ущемляя религиозные права людей, предпринимают разные попытки для того, чтобы сбить народ с истинного, религиозно-шариатского пути». Одной из главных причин возгорания народной борьбы послужил и вывоз в Российскую империю основного богатства Ферганской области — хлопка, вся прибыль от к-рого оседала в карманах русских капиталистов, а трудящаяся масса хлопкопроизводителей продолжала нищенствовать, что вполне естественно усиливало недовольство населения. К экономической эксплуатации следует добавить и политическую, нац. зависимость, что в совокупности переполнило чашу терпения народа.

17 мая 1898 в Андижане свыше 1500 чел. узбеков, кыргызов, сартов, таджиков и кыпчаков совершили нападение на военный гарнизон русских. Сразу же борьба распространилась на все уезды Ферганской долины. Но выступление местного населения против русских колониалистов было подавлено меньше чем за неделю, а основные руководители мятежа во главе с Мадали-эшеном повешены, около 500 чел. — сосланы в Сибирь. 257 чел. из понёсших наказание людей были кыргызами. Ставшее центром повстанцев село Мин-Тюбе — родное село Мухаммеда-Али Халифа Мухаммеда-Сабыра Суфиева — было стёрто с лица земли, а на его месте разместились русские переселенцы-крестьяне. По ложному обвинению, как участники восстания, многие кыргызы были отправлены в ссылку. Среди них был и прославленный акын Токтогул Сатылган уулу, живший в долине Кетмен-Тёбё. Его обвинили по ложному доносу местных волостных и выслали в Сибирь, откуда он вернулся на свою родину лишь через семь лет. После подавления освободительной борьбы в Андижане в этом регионе еще больше ужесточилась русская власть.

Самое крупное восстание, направленное против колониальной политики Российской империи, произошло в 1916. В конце 19 в. и в начале 20 в. усилились вытеснения местного кыргызского населения с обжитых им территорий, их пастбища и зимовья занимались русскими переселенцами. В Жетисуйскую область, где проживали кыргызы и казахи, за 1868—83 из России переехали 2500 семей и здесь были основаны 36 русско-украинских сёл. А в 1891—92, под предлогом наступившего голода в европейской части Российской империи, были переселены еще 1700 семей. В 1905 было образовано специальное Управление переселенцев, занимающееся обеспечением переселившихся русских крестьян земельными участками, отнятыми у местного кыргызского населения. Управлением переселенцев за 1905—12 только в уезде Пишпек, где проживали кыргызы, появились 28 русско-украинских сёл. За короткий срок вокруг озера Ысык-Кёл 50 тыс. десятин плодородной земли было отнято у кыргызов и передано переселенцам. Всё это привело к обнищанию кыргызского населения. Это признавали и сами представители царской власти, посещавшие кыргызскую землю, и предупреждали о возможном возникновении крупного конфликта в этом регионе в ближайшие годы из-за земельных проблем. Увидев создавшееся крайне тяжелое положение в Жетисуйской области, Шабдан в 1905 обращается со специальной петицией в адрес председателя Совета министров. Но его петиция была превратно воспринята высокопоставленными чиновниками Туркестанского губернаторства, а он сам подвергнут допросам.

В 1916 русские составляли всего 21,1% населения Пржевальского уезда, но на их долю приходилось 67,3% общей площади пахотных земель. Русское население Пишпекского уезда, составлявшее 38,1%, имело в своем распоряжении 57,3% пахотной земли. Туркестанский генерал-губернатор А.Н. Куропаткин сам признавался: «По сравнению с другими народами, живущими в Туркестанском регионе, кыргызский народ при пользовании землею во многом был без прав». Поэтому кыргызы для того, чтобы хозяйствовать на земле своей родины, продолжали бороться всеми имеющимися доступными средствами.

После указа царя, вышедшего 25 июня 1916, народ, взяв оружие, вышел на открытую борьбу за свою независимость. Согласно этому указу, из представителей местного населения Туркестанского края на военную службу должны были призываться мужчины от 19 до 43 лет для тыловых работ воюющей Российской империи. После обнародования названного указа русские колонизаторы сами проводили среди кыргызов провокационную пропаганду с целью их запугивания: «мол, если поедете на тыловые работы, там будете есть свинину, и можете погибнуть в вырытых самими же окопах». Это подтолкнуло народ к волнению, к-рое вылилось в освободительное движение против царской власти. Народные волнения начались 4 июля 1916 в Ход-женте и за короткое время распространились по всей территории Туркестанского региона. Эпицентром этой борьбы в Кыргызстане стали Пишпекский и Пржевальский уезды Жетисуйской области. Кыргызы Пишпекского уезда поднялись 7 августа. Основными центрами волнений стали населенные пункты Беловодск, Пишпек, Токмок, Кемин, а 9 августа к восставшим присоединились кыргызы, живущие среди гор Суусамыра, Кочкора, Жумгала и Нарына, Пишпекского уезда. 10—12 августа поднялись сёла вокруг Ысык-Кёля. Повстанцы вооружались и окружали русские селения. В некоторых местах разоружали русских солдат и оказывали ожесточённое сопротивление карательным отрядам. Непримиримая борьба продолжалась с августа по октябрь. Против восставших были выставлены русское население Жетисуйской области, два кавалерийских полка, прибывших из центральной России, кавалерийская батарея, 35 рот солдат, 240 конных разведчиков, 16 пушек, 47 пулемётов. Специально созданные для карательных операций русские воинские подразделения с особой жестокостью истребляли плохо вооружённое местное население, дотла сжигая сёла.

Последней возможностью спасения своих жизней для кыргызов стало бегство в Китай. В целом, за время борьбы за независимость и бегства в Китай из Пржевальского и Пишпекского уездов погибло около 100 тыс. чел. После подавления восстания 15 октября в Туркестанском генерал-губернаторстве обсуждался план выселения кыргызов Пржевальского и Пишпекского уездов в горные районы, а освободившиеся земли было решено превратить в места жительства только для русского населения. Этот план был одобрен и утверждён генерал-губернатором Куропаткиным. В итоге кыргызы лишились права проживания в Чуйской и Ысык-Кёлской долинах, издревле являвшихся их родиной. Бежавший в Китай народ повально голодал, большинство кыргызских беженцев погибли на чужбине. Так Российская империя достигла своей цели, к-рую преследовала в течение долгих лет. Остатки беженцев в Китай, испытав все муки голода и лишений, только после Февральской революции 1917 вернулись на свою родину.

Культура. В 19 и 20 вв. устное народное творчество кыргызского народа, основанное на кочевых традициях (эпическое искусство, акынская поэзия, музыкальный фольклор), получило дальнейшее развитие. Среди народа широко распространялась получила адаптированная арабская графика.

Великие сказители эпоса «Манас» Келдибек Барыбоз уулу, Бекмурат (Балыкооз) Кумар уулу, Тыныбек Жапый уулу, Чоюке Омур уулу и Сагымбай Орозбак уулу внесли бесценный вклад в углубление содержания и популяризации эпоса среди народа. Исполнение эпоса «Манас» во всей его глубине, со всеми содержательными оттенками, требует незаурядного природного таланта. «Манас» является вершиной духовной культуры кыргызского народа и своим неповторимым художественным содержанием занимает достойное место среди шедевров эпического наследия народов мира.

В этот же период жили и творили великие поэты кыргызского народа: Калыгул Бай уулу (1785—1855), Молдо Кылыч Шамыркан уулу (1866-1917), Женижок (1860-1918), Молдо Нияз (1823—96), Токтогул Сатылган уулу (1864— 1933), Байымбет Абдрахман уулу (Тоголок Молдо) (1860—1942). Калыгул Бай уулу и Арстан-бек Буйлаш уулу создали глубоко содержательные стихи о прошедших эпохах, о своем и будущем времени. В поэмах «Конец света» Калыгула Бай уулу и «Тесный мир» Арстанбека Буйлаш уулу предсказываются изменения, наступающие вместе с колониальной жизнью, разрушение морально-нравственных ценностей кочевой жизни, в трагических, пессимистических тонах представляется будущее. Поскольку обе поэмы содержат в себе эпохальные события, этих двух поэтов справедливо называют родоначальниками поэтического течения заманистов (замам — эпоха). Их произведения и поныне продолжают жить среди кыргызского народа, привлекая особое внимание.

Еще одна особенность в культуре кыргызского народа 19 в. — возникновение акынской письменной поэзии. К числу акынов-письменников относятся Молдо Нияз, Молдо Кылыч Шамыр-кан уулу, Байымбет Абдрахман уулу (Тоголок Молдо), писавшие свои произведения и размножавшие их в рукописях. Эти поэты являлись образованными людьми своего времени, что давало основание применительно к их имени использовать дополнительный эпитет «молдо», т.е. звание просвещённого, образованного человека. Поэтический сборник Молдо Нияза «Санат» («Заветы»), состоящий из более чем 2 тыс. строк, по своему содержанию является продолжением му-сульмано-тюркских традиций в поэзии. В них затрагиваются такие темы, как жизнь и смерть, добро и зло в философском аспекте, а также отражены исторические события, происшедшие на кыргызской земле в 19 в. Поэма «Кысса Зилзала» («Землетрясение») Молдо Кылыча Шамыр-кан уулу, изданная в 1911 в Казани, является первым художественным произведением в истории кыргызского народа, напечатанным адаптированным арабским алфавитом. До этого в 1989 в Казани была напечатана лишь часть трилогии эпоса «Манас» — «Семетей» по варианту сказителя Тыныбека Жапый уулу. С конца 19 — начала 20 вв. известные кыргызские историки Ос-монаалы Сыдык (Кыдык) уулу и Белек Солтоноев начали собирать и систематизировать исторические сведения и источники и писать историю кыргызского народа. Осмонаалы в свое время учился в медресе Уч-Турпана, Бухары и Уфы. В 1913 в Уфе он издал свой исторический труд «Мухтасар тарых-и Кыргызийа» («Краткая кыргызская история»). В 1914 этот же труд в дополненном и расширенном виде он переиздаёт под названием «Тарых-и кыргыз Шадманийа» («Кыргызская история, посвященная Шабдану»). Совсем недавно стало известным имя еще одного кыргызского историка Зияуддина Магзуми (Зайдина Максыма), к-рый по поручению Кудаяр-хана написал по материалам архива Кокандского ханства труд «История Ферганских ханов», составляющий 1600 страниц. Эта рукопись была обнаружена в 1994 в Стамбульской городской библиотеке Турции.

Великие акыны Женижок, Токтогул Сатылган уулу известны своими поэтическими мудрыми заветами, произведениями, отражавшими все стороны своей эпохи. Женижок (Отё Кёкё уулу) является автором произведений дидактического содержания, значение к-рых непреходяще для народа, а также непревзойденным сказителем эпических героических сказаний «Манас», «Семетей», «Кожожаш», «Эр Тёштюк», поэтом-импровизатором, не знающим поражения в поэтических состязаниях, хранителем народного фольклора, сказочником. Токтогул Сатылган уулу в плеяде выдающихся акынов отличается своими великими кюю, поэзией глубоко философской направленности, наставничеством в творчестве. После возвращения из Сибири акын в своих песнях призывал народ к борьбе против царского режима. Кроме того, среди народа были широко популярны его лирические произведения о жизни, о любви и т.д.

В кыргызскую музыку 19—20 вв. своими уникальными мелодиями, музыкальными произведениями внесли свою лепту талантливые мелодисты, композиторы Тиленди, Музооке, Белек, Арстанбек, Куренкей, Токтогул, Айдара-алы, Сыртбай, Ниязаалы, Бурулча, Муратаалы, Боогачы. Своеобразие кыргызских музыкантов и певцов состояло в том, что, не имея понятия о нотной записи, они могли запомнить и точно воспроизвести любое сложное музыкальное произведение. Их сочинения, созданные для игры на комузе и кыяке (скрипкоподобный музыкальный инструмент), на губном комузе, свирели, в настоящее время превратились в классику народной музыки и по сей день поражают своей глубиной, содержательностью и неисчерпаемым богатством и красотой звучания.

Новые явления в хозяйственно-культурной жизни во время колониальной эпохи. Во 2-й половине 19 — начале 20 вв. в эпоху русского колониализма кыргызский народ пережил и прогрессивные изменения в своей жизни. Вместе с на-вязаной местному населению военно-колониальной системой управления, Россия внесла положительные изменения в общественную жизнь, хозяйство, в материальную и духовную культуру колонизованных народов. Это и первую очередь отвечало интересам царского режима. С др. стороны, вес эти перемены способствовали постепенному изменению жизненного уклада, условий местного населения в соответствии с европеизированной инфраструктурой.

Во время колониализма в Туркестане, и особенно в Кыргызстане, начали зарождаться ранее неизвестные отрасли промышленности: разработка угольных месторождений промышленным способом, строительство железных дорог, развитие мануфактуры, а также геологоразведочные исследования, проектирование и строительство мощных ирригационных систем. Были построены дороги военно-стратегического назначения, сооружены прочные, основанные на технологических достижениях того времени, мосты. Архитектурная новизна, была заметна на каждой станции, в каждом новом русском селении и городе. На севере Кыргызстана по образцам русского градостроительства началось строительство нового города на основе прежней Пишпекской крепости. А в сельском хозяйстве возникли новые виды земледелия и крестьянского труда — садоводство, пчеловодство. В скотоводстве основное внимание стало уделяться выведению новых чистокровных пород (и в частности, лошадей).

Культурная жизнь также оживилась, хотя учреждения культуры, просвещения и здравоохранения организовывались в первую очередь для обслуживания переселенцев из России (библиотеки, лечебные учреждения, русско-туземные школы). Российские переселенцы, по своему отношению к кыргызам, по уровню своего образования, крестьянской сметливости, были разнородными. Они образовывали разные социальные группы, а по нац. составу среди них преобладали русские, украинцы, белорусы, немцы, исповедовавшие меннонитское течение христианской религии, донские и волжские казаки, татары, башкиры и др. После жестокого подавления китайцами нац.-освободительного движения в Восточном Туркестане в Кыргызстане появились переселенцы из числа уйгуров, сарт-калмаков, дунган, внесшие в кыргызскую общественную жизнь некоторые ценности, свойственные вост. культуре. Российская империя в эту пору переживала эпоху сложной политической борьбы. Среди переселенцев были люди, всей душой поддерживающие российскую колониальную политику, были и либерально настроенные люди, мечтавшие об обновлениях, социал-демократы, думающие о коренном переломе в общественной жизни, а также люди, откровенно призывающие к большевистской революции. Отдельные переселенцы-мусульмане, переехавшие с Урала и Волги, выступали за строгое соблюдение норм ислама в повседневной жизни, др. смирились с русским колониальным режимом и их устраивала колониальная система, среди них также были люди, жаждущие реформ, желающие принимать участие в просветительских делах.

Такое социальное разнообразие населения Кыргызстана во 2-й половине 19 — начале 20 вв. определило этническое, социально-групповое, культурное различие и обусловило их неизбежное в будущем взаимовлияние, взаимопроникновение, создав историческую основу для формирования нового многонационального общества. Именно в эпоху колониализма Кыргызстан превратился в перекресток зап. и вост. цивилизаций. Эти условия в начале 20 в. оказали огромное влияние на жизнь кыргызов. Переселенцы, вроде молдаванского лекаря Василия Фрунзе, обучали представителей местной интеллигенции методам лечения от оспы, благодаря чему были спасены жизни многих людей. Эшенаалы Арабай уулу, получивший широкое образование с помощью русских просветителей, издал наряду с учебниками произведение Молдо Кылыча (1911) на кыргызском языке. Ряд будущих выдающихся мыслителей, гос. и общественных деятелей кыргызов обучались в русско-туземных школах, некоторые — в гимназиях, отдельные личности, как Кожомурат Сарыкулак уулу, продолжали свое дальнейшее образование в Казанском, Киевском и Варшавском университетах.

Эпоха российского колониализма в кыргызской истории рассматривается и оценивается неоднозначно. Имперская политика и жизнь многонационального населения во многом противоречили друг другу, и в последние годы колониализма все прогрессивные изменения, происходящие в Кыргызстане, подспудно подготовили и приблизили общество к тому, чтобы поднимались вопросы демократизации общества, расширения прав наций, оставшихся под гнётом колониализма.


Помощь по делам о наследстве Гид по Лиссабону Ольга Егорова

О Кыргызстане
История
Экономика
Фотогалереи
Манас
Каталог
Информеры

Информер

Информер

Вверх
  На главную страницу / История / 19 — начало 20 века / Кыргызстан в период Российской империи


Welcome.kg © 2001 - 2017