Welcome.KG
Flowers.KG E-money.KG Forum.KG Flirt.KG
Добро пожаловать в Кыргызстан!
О Кыргызстане | Экономика | История | Фотогалереи | Охота | Манас | Заповедники | Иссык - Куль
  На главную страницу / О Кыргызстане / Культура / Декоративное-прикладное искусство

Декоративное-прикладное искусство


В истории декоративно-прикладного и изобразительного искусства Кыргызстана можно выделить два периода, связанных с кочевой (номадической) и урбанистической культурами. Кочевая и доиндустриальная урбанистическая культуры Кыргызстана имеют почти трёхтысячелетнюю историю и их развитие отражается в самобытности пути, художественно-образном отражении событий действительности, динамике функционирования различных жанров искусства.

Развитие изобразительного и декоративно- прикладного искусства необходимо рассматривать как в связи с трансформацией культуры, так и вместе с особенностями становления и измене ния различных форм мировоззрения, к-рые были связаны с язычеством и типичными для него тотемизмом (поклонениям священному живот ному), анимизмом (верой в духов), фетишиз мом (верой в сверхъестественную силу некото рых сакральных предметов), зороастризмом; существовавшими здесь монотеистическими рели гиями — буддизмом, христианством, исламом.

Благодатная по своим природно-климатическим условиям территория Кыргызстана 100 тыс. лет тому назад стала местом обитания человека, но предметы осмысленной, творчески преобразующей, культурной деятельности относятся к более позднему времени. Первыми свидетельствами попыток человека отразить и твор чески преобразовать (в изобразительной форме) окружающий мир на территории Кыргызстана являются наскальные рисунки. Одновременно здесь развивалось и декоративно-прикладное искусст во, удовлетворяя практические и эстетические потребности земледельческого и кочевого насе ления. Оно всегда отличалось большим разнообразием используемых материалов, технологий и художественных приёмов.

Последующие периоды развития декоративно-прикладного и изобразительного искусства на современной территории Кыргызстана проходили под знаком взаимодействия оседло-земледельческой и кочевой культур.

В эпоху бронзы на современной территории Кыргызстана расселяются пастушески-земледель ческие племена, основным жилищем к-рых были повозка и переносное жилище, позже трансфор мировавшиеся в юрту — традиционный тип жи лища кочевников. В художественном отноше нии интересно относящееся к этому времени изображение степной лошади на кинжале, хра нящемся ныне в Кыргызском гос. историческом музее. Изделия древнейших мастеров — керамика, предметы домашнего обихода и украше ния, орудия труды и охоты, обнаруженные на месте раскопанных на территории Кыргызстана поселений и в могильниках, хотя и принадле жат к разным археологическим культурам (эпохам), но объединены стилевым характером и оп ределённой семантикой образов.

Типичны для памятников андроновской степ ной культуры (2 тыс. до н.э.) два бронзовых пластинчатых браслета с коническими рожками на обоих концах, найденные в Ала-Букинском р-не. Об единстве образного восприятия мира оседложивущих и окрестных номадов свидетель ствуют, например, изображения, относящиеся к эпохе бронзы, аналогичные по стилю рисун кам, в т. ч. с зооморфным орнаментом, в ке рамике Ошского поселения. Учёные относят его к так называемой чустской культуре (12—11—8— 7 вв. до н.э.). Кроме того, остатки поселений (в т. ч. многочисленная керамика, украшенная геометрическими узорами, нанесёнными чёрной краской по красному фону) этого периода обна ружены в Узгенском, Кара-Сууском, Ноокатском р-нах.

Среди предметов сакского времени (7—3 вв. до н.э. ) своеобразен жертвенный столик с жен скими фигурами-кариатидами из находок в Чельпеке (Приысыккёлье) . Эти предметы свидетель ствуют об освоении древними ремесленниками техники художественного литья и ковки. Выра зительна и совершенна по форме золотая фигур ка джейрана из погребения Туура-Суу и золотая бляшка с изображением яка из долины Малого Нарына.

С переходом к земледелию и скотоводству рас ширяются культурные контакты с соседними ре гионами, первыми городами и поселениями, и, как следствие, появляются новые темы и образы в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Художественная культура оседло-зем ледельческого населения развивалась непрерыв но и представлена, в частности, эйлатанской культурой — продолжением чустской. Она отличается лепной керамической посудой и её но выми формами, цветом и характером орнамен та, заменой бронзовых изделий железными. В их распространении большую роль сыграли мас тера ошского культурного региона. В конце ста рой эры существовало шуробашатская культу ра, для к-рой характерны расписная посуда, ок рашенная красной краской по светлому фону; преобладание в орнаменте растительных и кри волинейных узоров (примером служат находки в городище Тотон-Дёбе в Южном Кыргыз стане).

Мархаматская культура (1-4 вв. н.э.) совпа дает с периодом расцвета государства Давань. В этот период обнаруживаются новые тенденции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Так, возле села Жаны-Ноокат — на могильнике Темир-Корук (типичном для этой культуры) найдена уникальная золотая фигурка птицы с листовидными крыльями и подвеска ми, украшенная вставками из синего стекла и зернью. К этому же времени относятся изобра жения знаменитых даваньских скакунов, а также оленей с ветвистыми рогами и козлов, обнаруженные на склоне горы Сюрёт-Таш (окрестности Оша), отличающиеся большой степенью обоб щённости. Найденные возле Аравана наскаль ные изображения двух пар лошадей также связы вают с типами даваньских скакунов. К более раннему периоду относятся изображённые здесь фигурки людей и козлов. Аналогичные по сти лю изображения даваньских скакунов выявлены и в долине Абшыр-Сай.

О распространении так называемого скифо- сарматского «звериного стиля» (подчеркивающего общие евразийские корни художественных обра зов), для к-рого характерны обобщённость форм и нарочитое укрупнение деталей, свидетельствуют многочисленные предметы в различных регио нах Кыргызстана.

У усуней, ставка к-рых располагалась на бере гу озера Ысык-Кёл, были широко распростране ны изделия из кожи, металла и войлока. В погребениях усуньского времени на юге Кыргызста на найдены также остатки ханьских тканей и многочисленные женские украшения (в том числе зеркало с ручкой в виде бронзовой статуэтки ин дийской танцовщицы, золотой медальон оваль ной формы с инструкцией и т.д. ), что свиде тельствует о развитом художественном вкусе но мадов Приферганья, а также о широких контак тах с местным оседлым населением, Восточным- Туркестаном, Причерноморьем, Индией, а так же воздействии их традиций на искусство регио на. Наскальные рисунки этого времени несут ярко выраженный зооморфный характер.

Можно утверждать, что население Южного Кыргызстана в эпоху карабулакской культуры было знакомо с искусством скульптуры, вос производящим действительность в объёмно- пространственной форме. Так, в одном из захо ронений вместо покойного положена алебастро вая статуэтка, изображающая человека. Встре чаются также рельефные изображения человеческих фигур на диадемах и подвесках, а также не большие статуэтки из бронзы.

Скульптура тюркских кочевников представле на вгшмпим числом найденных повсеместно ка менных изваяний, выполненных в условном стиле (с канонизированными статичными позами и психологической неразработанностью образов). Распространение в искусстве «человеческих сю жетов» не в качестве декоративных элементов, а как самостоятельных образов, указывает на новые явления в культуре — отчуждение человека от мира природы.

Сплав своеобразной культуры кочевников и многовековых традиций осёдло-земледельческих племён, связанных с культурой поселившихся здесь согдийцев, тюрков, евреев и др., приво дил к появлению новых тем и образов в искусстве 6-13 вв. Оседло-земледельческая культура Оша, Баласагына, Суйаба, Невакета, Ак-Беши ма и др. поселений по своим ценностно-смыс ловым характеристикам в этот период существенно отличалась от окружающей кочевой культуры, что естественно отразилось в характере и образах декоративно-прикладного искусства. В то же время кочевая культура не могла существовать отдельно от оседлой, а без комплексного ското- водческо-земледельческого хозяйства не могла существовать в то время и государственность. Этот «пограничный» фактор способствовал формированию «ресурсного» фонда, из к-рого чер пались новые идеи, образы, техники и техноло гии декоративно-прикладного и изобразитель ного искусства. Городские жители имели разви тые традиции художественного ремесла, обога щенные заимствованными (благодаря проходившему через Кыргызстан потоку товаров по Ве ликому Шёлковому пути) элементами декора, приёмами обработки материалами. Так, напри мер, керамика номадов украшается богатым ор наментом растительного характера, а позднее она вообще вытесняется металлической посудой, к-рую в большом кол-ве стали изготавливать на продажу местные мастера.

Зороастризм, буддизм, христианство, иудаизм оставили определённый след в развитии деко ративно-прикладного и изобразительного искусства. С широким распространением в этом реги оне культа огня и солнца, например, связаны ритуальные предметы, в частности жертвенный комплекс из долины Кырчын (Приысыккёлье), богато украшенный скульптурными фигурами лежащего длиннорогого быка-зебу, идущих бар сов и т.п. Буддийское искусство развивалось здесь под влиянием традиций, привнесённых с Даль него Востока и Индии. Характерным примером является 8-метровая фигура Будды в городище Красная Речка (Невакет). Христианское искус ство представлено небольшим числом сохранив шихся предметов этого культа.

Об искусстве мастеров предарабского периода говорят и находки на юге Кыргызстана — в Ак- буринском городище, Хожамбаг-Тепе, Билавур-Тепе и др., где найдены фрагменты стенных рос писей; часть курильницы в храме огнепоклон ников с изображением изящных коней. Иногда в захоронения клали глиняные и бронзовые со суды, туалетные коробочки, зеркала и украше ния. Очевидно, что наличие большого кол-ва разнообразных по характеру изображения и се мантике орнамента, технике изготовления пред метов декоративно-прикладного искусства сви детельствуют о самобытной и достаточно техни чески развитой культуре древних.

Художественное творчество Кыргызстана пе риода распространения здесь ислама развивалось в русле культур оседлых земледельцев и скотово дов, ведущих кочевой или полукочевой образ жизни. Хорошо известный в арабо-мусульман- ском мире Ош (Сулейман-гора — одна из свя тынь ислама) с периода развитого средневеко вья входит в орбиту воздействия так называемо го Мусульманского Ренессанса, что связано с син тезом культур многих этносов, объединённых политической и религиозной системой халифа та, арабской культурой и языком — транспортё ром культур разных цивилизаций. Благодаря этому в Южном Кыргызстане сформировалась и существовала особая культурная среда. Но при всей значимости феноменов творчества ряда выдающихся деятелей науки, литературы, жив ших в этом регионе, весь возможный творческий потенциал не мог быть реализован в силу ряда факторов, и, прежде всего потому, что ислам не способствовал развитию антропоцентристских ценностей.

Расширения воздействия исламской культуры и усиление ортодоксальных позиций в искусстве (хотя Коран не содержит запрета на изображе ние) приводит к окончательному вытеснению изобразительности. Поэтому в декоративном искусстве особое место занимают изготовленные в домашних условиях тканые изделия, предметы убранства жилища, сочетающие эстетический идеал и функциональность, обусловленные об разом жизни населения.

В период существования государств Самани дов, Караханидов, Шейбанидов художественное творчество населения региона проявляется в монументально-декоративном искусстве, связан ном с возведением культовых сооружений исла ма — мечетей, минаретов, мавзолеев, различ ных мемориальных сооружений, обычно украшен ных богатым декором с превалирующим геомет рическим и растительным мотивами.

О достижениях мастеров прикладного искус ства раннего средневековья можно судить не толь ко по археологическим находкам. Так, высоким для того времени уровнем и технологией изготовления отличается декор башни Бурана, кюм бёза Манаса, Узгенского комплекса, мавзолея Шах-Фазиль и др., к-рые дают представления об архитектурно-художественных особенностях пост роек, не дошедших до наших дней.

В первой четверти 13 в. под ударами татаро- монгольских орд многие города были разруше ны, др. быстро пришли в упадок и поэтому ос новным населением края стали номады (кочевники). Возвращение к натуральному хозяйству, разрушение традиционных торгово-экономичес ких, социально-политических и культурных связей, существовавших со времен появления Ве ликого Шёлкового пути, серьёзно влияли на су жение кругозора жителей региона в то время. Между тем в Европе в 14 в. впервые на Ката лонской карте мира испанский картограф А.Крескес впервые относительно точно изобра жает карту Ысык-Кёля и указывает силу этом христианскую постройку на его берегу.

Определённое возрождение изобразительных традиций в немногочисленных поселениях отно сится к 15-17 вв., когда в условиях преоблада ния в регионе кочевого скотоводства и кочевого быта и при господстве мусульманской религии (адепты к-рой запрещали изображать человека), исключительное положение занимали книга и книжная миниатюра. Хотя и в ограниченной форме, но книги — аккумуляторы духовных цен ностей, входили в жизнь людей, знаменуя по явление новой по типологии формы диалога культур — книжной. Известно, что центры кал лиграфии и изготовления книжной миниатюры (Герат, Самарканд, Тебриз, Агра, Бухара, Меш хед и др.) находились за пределами Кыргызста на, но в Приферганье книга находила своих чи тателей, а немногие города изображались на страницах рукописей. Примером является миниатюра «Осада Узгенда» из рукописи 16 в. «Бабур-наме». Возможно, она, как и портрет самого Бабура, были выполнены индийскими мастерами, и ис пользование «кыргызских» сюжетов свидетель ствует здесь об определённом воздействии куль туры Средней Азии на искусство др. регионов.

Используемые в различных произведениях кыргызского декоративно-прикладного искусст ва орнаментальные (кочкор- и теке-мюйюз, кыял, куш-канат, карга тырмак) и композици онно-цветовые мотивы имели как различные ре гиональные особенности (этнографы выделяют шесть историко-культурных зон), так и немало общих черт с символикой узоров изделий др. народов Евразии. Так, и в период средневеко вья традиционным символом, например, яв ляется изображения Мирового древа (первооб раз организации пространства), воспроизводив шееся в различных предметах прикладного искус ства.

К числу наиболее значительных предметов декоративно-прикладного искусства номадов от носятся узорные войлочные ковры-шырдаки (тех ника мозаики), ала-кийизы (техника вкатывания цветного узора), настенные вышитые ковры — туш-кийизы. Узор на коврах отличается компо зиционной завершённостью и колористической гармонией, где традиционно превалируют крас ный и синий цвета. Ковроделие традиционно было распространено в кочевой среде, но по кос венным данным можно судить, что значитель ную часть вывозимых из средневековых городов Кыргызстана товаров составляли не только тка ные ковры, но и окрашенные войлочные изде лия. В свою очередь, созданные ткачами-сарта ми Оша и др . поселений Ферганской долины, и купленные кочевыми кыргызами, кипчаками, узбеками ткани постепенно вытесняют домаш ние изделия. Конечно, отдельные предметы: сумки и мешочки для хранения мелких предметов, посуда, одежда, постельные принадлежнос ти, конская сбруя, женские украшения, охотни чье снаряжения, различные предметы убран ства юрты, циновки из тонкого тростника-чия еще долго изготовлялись в домашних условиях. Материалы и форма этих предметов, составляю щих единое целое с юртой кочевников, обусловлены их назначением, целесообразностью и мес том в интерьере. Природным чувством ритма, богатством фантазии отличаются циновки из чия, переплетённые цветными шерстяными и хлопчатобумажными нитками.

Изделия прикладного характера мастера тра диционно выполняли не только из кости, кожи, шерсти, войлока, но и из металла, дерева, обож жённой глины. Они изготавливали красивые и удобные сосуды, различные футляры с тиснением, узорные блюда, чаши, мебель, дверные по лотнища. Создавались и др. существенные дета ли интерьера и экстерьера, в т.ч. детали для культовых сооружений: мечетей, медресе, жилых до мов. Об этом свидетельствует оформление мечетей Рават-Абдулло-хан, Юсуф-Байходжи-оглы и домов в Оше.

Сформировавшийся в течение многих столетий пестрый этнический состав населения городов и поселений Южного Кыргызстана — узбе ки, таджики, кыргызы, кипчаки, уйгуры, ара бы, персы, бухарские евреи и др. — существен но повлиял на функционирование различных нап равлений декоративно-прикладного искусства, обогащение техник и технологий. При анализе различных явлений культуры, в том числе художественной, можно также говорить и об опреде лённом изоморфизме (единообразии), отражён ных в этих явлениях ценностей, смыслов, нрав ственных идеалов. Но, отражая процесс усвое ния одним народом ряда форм, черт культуры др. народа, искусство каждого народа в то же время сохраняло традиционные признаки отдель ности. Так, например, о сохранении изобрази тельных навыков в среде кочевого кыргызского населения свидетельствуют фресковые росписи в кюмбёзах Ногоя в Приысыкёлье и около Ба кай-Ата в Таласской долине.

Русские, украинские, татарские, немецкие, дунганские, уйгурские и др. переселенцы, поселившиеся в Кыргызстане после присоединения к России, несли с собой совершенно иную систему ценностей, отражённую в различных сферах культур, в т. ч. в области изобразитель ного и декоративно-прикладного искусства. При этом переселенцы долгое время сохраняли чер ты материковой культуры (в настоящее время зна чительно утраченные), в частности, навыки вы шивки тканей с характерными узорами, изго товления и росписи мебели, разных деталей ин терьеров жилых домов, культовых предметов и построек.

Проводившиеся в послевоенные годы выстав ки, пленэрные экспедиции, студии способство вали становлению новых культурных норм в об ществе. Впоследствии в число местных худож ников влились выпускники вузов и училищ. Концентрация творческих сил позволила скульп торам, живописцам, графикам, прикладникам принять участие во многих всесоюзных, зональ ных, республиканских и областных выставках.

Формированию собственной художественной школы препятствовала не только малочисленность профессиональных специалистов, но и опреде лённая установка идеологических органов, пред взято относившихся к творчеству местных масте ров-прикладников — в них видели носителей архаичных ценностей. Тем более что вплоть до 1970 велась работа по уничтожению уникальных памятников средневекового зодчества: мечетей (например, Абдурахмана Афтобачи), медресе (Алымбека, Сыдыкбая, Мурзалимбая и др.), в оформлении к-рых традиционно участвовали местные мастера декоративно-прикладного ис кусства. В то же время необходимо отметить, что немало сил отнимало у художников выпол нение социальных заказов, включая создание портретов передовиков производства, установку памятников вождям и т.п., к-рые в большом кол- ве воздвигались в Кыргызстане.

В профессиональном декоративно-приклад ном искусстве активно работают специалисты объединений художественных промыслов «Кыял», «Мурас» и немало народных мастериц в различ ных местных женских неправительственных орга низациях (например «Аи толду» из Сузакского р-на) и др. Профессиональные художники-прик ладники сочетают традиционные мотивы с изоб разительными сюжетами. В этом отношении особое место занимают работы Дж. Уметова, Ш. Мамбетаиповой, к-рые своим творчеством не только разрушили традиционное представление о кыргызском ковровом искусстве как не фигуративном, но и придали ему новый импульс в развитии.

Активный пересмотр изобразительно-выразительных средств позволяет многим художникам обращаться к миру ассоциаций, характерному для традиционного сознания, где органично исполь зуется гармонический строй нац. мелоса, архаичные образы эпической литературы, орнамен тальные ритмы изделий прикладного творчества прошлого. Декоративно-прикладное искусство многообразно не только по характеру осмысле ния проблемы новаций и традиций, но и по глубокому интересу к нему в стране и за рубе жом. Выставки народного искусства кыргызов прошли в Америке, Великобритании, Франции, России, на Украине и др.

Мастера прикладного искусства используют не только традиционные материалы: дерево (в т.ч. арчу, иву, карагач), металл, войлок, кожу, чий, но и новые композитные материалы, позволяю щие разнообразить технологию и образный строй. Создаваемые мастерами походные жилища — юрты и их внутреннее убранство, посуда и кон ское снаряжение, музыкальные инструменты и ювелирные украшения, шахматы и нац. настоль ные игры, традиционная одежда и головные убо ры становятся не только утилитарными предме тами, но и активными элементами в этногра фическом и экстремальном туризме, привлека тельном для отечественных и иностранных тури стов, исследователей и коллекционеров во всём мире. Поддержка, в том числе финансовая, на родных мастеров международными организа циями, занимающимися изучением различных видов прикладного творчества (подобных Ассо циации войлочного искусства), совместные вы ставки и симпозиумы способствуют выходу про изведений кыргызского декоративно-прикладно го искусства на мировой потребительский ры нок. «Юрточные городки», создаваемые как в республике, так и в крупнейших зарубежных цен трах, выставки-ярмарки декоративно-прикладно го искусства (подобные проведённой в июле 2001 в Бишкеке), др. запланированные акции стали ярким подтверждением востребованности этого вида народного творчества в рамках реализации провозглашённого в республике Года туризма и планируемого на 2002 Года гор.

Кыргызское декоративно-прикладное искус ство, благодаря талантливым мастерам, объе динённым в Союз народных мастеров и работа ющих в столичном и региональных отделениях объединения народных промыслов »Кыял», в кооперативах, на частных производственных предприятиях, а также самодеятельным худож никам, например, — Н. Атабаеву (конские ук рашения), Ж. Баястановой (изготовление ала- кийизов), Ч. Эркинбаеву (резьба по дереву), К. Жумадылову (ювелирные изделия), обогащается новыми изобразительно-выразительны ми средствами.

Разнообразие войлочных, тканых изделий, в т. ч. сувениров, определяется тем, что кроме народных мастеров (Т.Суюнбаева, Т. Амантаев, К. Токтоналиева, А. Узумалиева, Т, Джолдо- шева и др.) в их изготовлении участвуют про фессиональные художники (Т. Касымов, Т. Ток томатова, Н. Исабаева, В. Никулина и др.). Подготавливаемые известными педагогами-ху дожниками Т.Чаланоновым, Н.Сидневой, В. Ду даревым и др. в различных учебных заведениях талантливые молодые художники не только со храняют, продолжают и развивают опыт предшествующих поколений мастеров кыргызского прикладного искусства, но и вносят свежий взгляд на традиции.



О Кыргызстане
История
Экономика
Фотогалереи
Манас
Каталог
Информеры

Информер

Информер

Вверх
  На главную страницу / О Кыргызстане / Культура / Декоративное-прикладное искусство


Welcome.kg © 2001 - 2017