Welcome.KG
Flowers.KG E-money.KG Forum.KG Flirt.KG
Добро пожаловать в Кыргызстан!
О Кыргызстане | Экономика | История | Фотогалереи | Охота | Манас | Заповедники | Иссык - Куль
  На главную страницу / О Кыргызстане / Культура / Русская литература

Русская литература


Русская литература Кыргызстана — историчес ки закономерное явление, обусловленное длительным развитием Кыргызстана в составе Российской империи, а затем Союза Советских Социалистических Республик. Специфическими чертами русской литературы являются: генетическая принадлежность к русской литературе, тесная связь с жизнью народа Кыргызстана, органическое взаимодействие с кыргызской литературой и культурой.

История русской литературы Кыргызстана начинается с обращения русских писателей к кыргызской тематике. Одними из побудительных факторов, способствовавших этому процессу, были научные труды учёных-исследователей Центральной Азии: П.П.Семёнова-Тян-Шанского (1827-1914), Н.М.Пржевальского (1839-88), А.П.Федченко (1844—73), И.В.Мушкетова (1850—1902). Первые произведения русских пи сателей, в к-рых нашла отражение кыргызская тематика, относятся к концу 19 — началу 20 вв. Наиболее значительными из них являются: очер ковые книги «Путевые заметки» П.Пашино (1868), «По Средней Азии» Л.Дмитриева-Кав казского (1894), «В песках» Н.Н.Каразина (1904), «По степям и горам Азии» Б.Тагеева (1910); романы «Погоня за наживой» Н.Н.Каразина (1873), «В новом краю» Н.Ильина (1913). Интенсив ное освоение темы Киргизии в русской литературе начинается в 20-е годы. Об этом свиде тельствуют повести «Вершинная быль» С.А.Чуй кова (1924), «Пастух Садык» Н.С.Чекменёва (1928), «Мамбет и Кыдырбай» В.Лебедева (1929), романы «Мятеж» Д.А.Фурманова (1925), «Конт рабандисты Тянь-Шаня» (1927) и «Пастух пле мён» (1929) А.П.Сытина. Содержанием этих произведений является революция и граждан ская война в Кыргызстане. В конце 20-х—30-е годы появляются очерково-документальные книги о социалистическом строительстве в респуб ликах Средней Азии, в т. ч. и в Кыргызстане: «Семафоры в пустыне» (1928) и «Азиатская Швейцария (По киргизским кочевьям)» (1929) З.Н.Рихтер, «Памир без легенд» (1932) и «Всадники и пешеходы» (1933) П.Н.Лукницкого, «Вы сокая земля» П.А.Ширяева (1933). К этому же времени относится появление первых поэтических сборников, отразивших кыргызскую темати ку: «Песня о горных орлах» С.Дунаева (1930), «Передовой пост» С.А.Фиксина (1932), «Начало песни» и «Геологоразведка» Г.И.Денисова (1938).

Организация творческих кадров русской ли тературы Кыргызстана происходила на протяже нии десятилетий.

Первое поколение формировалось в 30—40-е годы. Его представители были связаны общ ностью судеб, основными вехами к-рых были ре волюция и гражданская война, социалистичес кое строительство, Великая Отечественная вой на. Накануне войны в русской секции Союза пи сателей Киргизии состояло 6 чел.: Э.Беккер, В.П.Горячих, Е.Декастро, Г.И.Денисов, Н.Н.Удалов, Н.С.Чекменёв. Впоследствии неко торые из них стали известными писателями: Н.С.Чекменёв (1905-64), Н.Н.Удалов (1910-86), В.П.Горячих (1916—72). В годы войны в Кыргызстане жили и работали многие русские писа тели, эвакуированные из России и Украины (Л.П.Пасынков, А.Н.Степанов, Я.В.Апушкин, Г.А.Шенгели, А. Е.Адалис, В. В. Винников, А.Ф.Кравцов, Е.Зоря и др.). Некоторые из них остались в Кыргызстане и пополнили отряд рус ских писателей республики: Е.Н.Ковский (1899— 1977), Я.Б.Земляк (Зиссельман, 1906—79), М.П.Меньшиков (1913—72) и др. Вскоре после войны к ним присоединились писатели, к-рые также избрали Кыргызстан своей второй родиной: В.А. Швембергер (1892—1970), С.А.Фик син (1907-78), А. К. Борцов (1917-79), Ф.И.Самохин (1918—92) и др.

Второе поколение входило в литературу в 50— 60-е годы. Оно формировалось в благоприятных условиях «оттепельного» периода и внесло самый весомый вклад в русскую литературу Кыргызста на. Наиболее известными писателями этой ге нерации являются: А.А.Сальников, Н.Д.Плато нова (Осташева), М.М.Ронкин, Л.М.Аксельруд, Е.Г.Колесников, Л.Б.Дядюченко, Г.В.Петрухин, А.Н.Зайцев, Э.И.Праг, Ю.М.Смышляев, А.И.Иванов, А.М.Сорокин.

Последующие генерации русских писателей Кыргызстана также дали ряд известных имён. В их числе: Н.А. Пустынников, С.А.Луговая, А.Г.Зарифьян, В.И.Шаповалов, А.И.Никитенко, С.Г.Токомбаева (Суслова), А.Х.Булатов и др.

Наиболее значительные достижения русской литературы Кыргызстана связаны с прозой, в первую очередь — с очерково-документальной литературой. Лидирующее положение очерка обусловлено рядом обстоятельств: традиционным интересом русской литературы к художественно му освоению инонациональной действительности; поисками нац. корней, исторических связей между кыргызским и русским народами; актив ным участием русских литераторов в журналист ской работе. Очерковые книги есть в творче ском активе практически у каждого русского пи сателя Кыргызстана. Известными писателя ми-очеркистами являются Л. Б.Дядюченко, В.Е.Светличный (Березин), В. М. Бобылев, А.В. Жирков, МП. Меньшиков, В.П. Горячих и др.

Особого внимания заслуживает целенаправ ленная творческая деятельность писателя-доку менталиста Л.Б.Дядюченко. Он автор очерковых книг «Проводник из Чарвака» (1967), «Без нуж ды в Зардалю» (1970) и др., документальных повестей «Фамильное серебро» (1974), «Киргиз ский мотив» (1976), «Серебряный глобус» (1978) и др., романа-хроники «Жемчужина в стене ка зармы» (1986). Героями названных произведе ний являются выдающиеся личности, с к-рыми связана история и культура Кыргызстана: врач- подвижник и краевед В.Ф.Поярков, всемирно известный художник С.А.Чуйков, знаменитые учёные-путешественники Н.М.Пржевальский и П.П.Семёнов-Тян-Шанский. Личность знамени того земляка М.В.Фрунзе привлекла внимание А.В.Жиркова — автора документально-художе ственных книг «Десять шагов до Рубикона» (1971), «Крылатая юность» (1977), «Дорогой отцов» (1985), а также Г.В.Петрухина — автора романа «Господин чрезвычайный посол» (1983). В жан ре литературного портрета зарекомендовал себя Н.Н.Удалов — автор мемуарных книг «Среди дру зей» (1975) и «В кругу друзей» (1981), героями к-рых являются его собратья по перу — писатели Кыргызстана.

В «магнитном поле» документально-художест венной прозы находится историческая проза. Её вершинные достижения связываются с рома нами «Семиречье» Н.С.Чекменёва и «Брат на бра та» Е.Н.Ковского. Роман-трилогия «Семиречье» («Пишпек 1918 года», «Горные орлы» и «Конец белых атаманов», 1952—60) — широкое эпичес кое полотно о революции и гражданской войне в Киргизии, Казахстане и Южной Сибири. Ро ман в трёх книгах «Брат на брата» (1969—75) также разрабатывает историко-революционную тему, но на ином материале: действие романа происходит на Украине — в местах, с к-рыми связана био графия автора. Из др. произведений на исто рическую тематику следует назвать повести «Пу лемётчики» (1957) и «Нарынское дело» (1959) В.И.Паршкова — участника гражданской войны в Киргизии — и повесть «Странник поневоле» Б.М.Бобылева (1980) — о событиях двухсотлет ней давности, когда россиянин Филипп Ефре мов в качестве пленника и беглеца совершил почти кругосветное путешествие, одним из пун ктов к-рого был Кыргызстан.

Военная проза представлена, в основном, произведениями писателей-фронтовиков: очер ками В.П.Горячих, рассказами Н.С.Чекменёва, повестями Ф.И.Самохина. Широкую известность получила повесть Ф.И.Самохина «Чолпонбай» (1958) — о бессмертном подвиге Героя Совет ского Союза Чолпонбая Тулебердиева. Жизнь кыргызского села в годы войны отражена в романе Н.Н.Удалова «Горные просторы» (1955). Писатель послевоенного поколения Г.В.Петрухин создал о войне оригинальные повести «Один на песке» (1977) и «Полонез Огинского» (1980).

Производственная проза прочно связана с именем А.А.Сальникова. Нефтяник по профессии, он является автором цикла производствен ных романов о нефтяниках Кыргызстана: «Золо тые глубины» (1956—58), «Стойкость» (1962), «Новые горизонты» (1968), «Изыскатели» (1980). В жанре производственной повести проявили себя Л.Б.Дядюченко («Скарабей», 1974) и А.И.Иванов («Снег в сентябре», 1983).

Деревенская проза создавалась усилиями писа телей разных поколений (Н.Н.Удалов, Ф.И.Самохин, М.Г.Аксаков, Е.Г.Колесников, А.М.Со рокин и др.). Значительным достижением в этой области признан роман А.М.Сорокина «Твердь земная» (1985).

Проза русских писателей Кыргызстана разно образна не только в тематическом, но и в жан- рово-стилевом плане. Художественные поиски привели писателей к проявлению оригинальных произведений, таких как повесть в новеллах А.А.Сальникова «Юнусовы» (1973), роман-хро ника Л.Б.Дядюченко «Жемчужина в стене казармы» (1986), роман-диалог Г.В.Петрухина «Взгляд с порога» (1987). В широком стилевом русле прозы хорошо различимы такие течения, как лирическая прозы (Е.Г.Колесников, Л.Б.Дядюченко и др.), психологическая проза (Г.В.Петрухин, А.И.Иванов и др.), публицистическая проза (В.М.Бобылев, А.М.Сорокин и др.).

Русская проза Кыргызстана также имеет зна чительный художественный потенциал, аккуму лированный в творчестве поэтов нескольких по колений. История русской поэзии неразрывно связана с именем С.А.Фиксина — российского поэта смоленской школы, для к-рого Кыргыз стан стал не только второй родиной, но темой и воздухом творчества. Именно здесь он реализовал себя как поэт, издав около 20 сборников и создав поэтическую школу. Широкую известность получили его книги «Слово о Киргизии» (1958), «Ракита и арча» (1961), «Край синего и золото го» (1974). В творчестве М.М.Ронкина органи чески слились лирика и сатира, давшие «чудесный сплав» — гражданскую поэзию. Об этом свидетельствуют лучшие его сборники: «Я живу на земле» (1968), «Годы и вёрсты» (1982), «Вто рая память» (1987). Л.М.Аксельруд — яркий пред ставитель философской поэзии. Художественным открытием поэта признаны две книги пятистиший: «Перекрёстки» (1976) и «Голоса» (1980). Ю.М.Смышляев зарекомендовал себя как тон кий лирик и пламенный публицист, первооткрыватель жанра драматической поэмы. Особен но ярко его творческая индивидуальность про явилась в сборниках «Моё окно» (1974) и «Несу цветы» (1983). А.Н.Зайцев — поэт-рабочий, про должатель традиций рабочей поэзии. Последняя по времени его книга — «Огненные комья» (1994) — издана на средства родного для него сельмашзавода имени М.В.Фрунзе. Названия пре дыдущих сборников говорят сами за себя: «Рабо та», «Сплав», «Рождение огня» и др. В.И.Ша повалов осуществил смелый художественный эксперимент: привил к древу русской поэзии кыргызскую поэтическую культуру, обновив тем самым традиции ориентального направления в русской литературе. Его поэма «Рождение манасчы», изданная отдельной книгой (1995), от крыла новую страницу в истории русской поэзии Кыргызстана. А.Г.Зарифьян, в свою оче редь, обогатил её песенной поэзией. Лучшие песни барда вошли в сборники «Нет дороге конца» (1987) и «Неотболевшее» (1990). С.Г.Токомбае ва (Суслова) — самая талантливая поэтесса в сов ременной поэзии. Её лирический диапазон так же широк, как и поэтическая культура, впитав шая традиции русской, кыргызской и мировой литературы. Наиболее известные сборники С.Г.Токомбаевой: «Пятое время года» (1980), «Охота на эхо» (1990), «Возвращение к себе» (1997).

Характерными чертами русской поэзии Кыргызстана в целом являются: опора на традиции русской поэтической культуры (С.А.Фиксин, Е.Г.Колесников, Ю.М.Смышляев, Н.А.Пустын-ников), обогащение её традициями кыргызской поэтической культуры (С.А.Фиксин, В.И.Шапо валов, С.Г.Токомбаева), формирование «жен ской лирики» (С.А.Луговая, С.Г.Токомбаева, Р.В.Горбачёва, В.Н.Кортикова и др.), создание сатирической поэзии (Я.Б.Земляк, М.М.Ронкин, Э.И.Праг, А.Г.Зарифьян и др.), обращение к но ваторским формам: лирической миниатюре (Л.М.Аксельруд), лирической повести и лири ческого романа (С.Г.Токомбаева), драматической поэме (Ю.М.Смышляев, М.М.Ронкин), создание поэтического образа Киргизии как родного дома (С.А.Фиксин, В.И.Шаповалов, С.Г.Токомбаева и др.).

Русская драматургия Кыргызстана возникла в годы Великой Отечественной войны. Первыми драматургическими произведениями были пье сы в стихах В.В.Винникова «Я стреляю послед ним» (1942) и героическая драма в стихах Я.В.Апушкина «Меч Грюнвальда» (1945).

Заметный след в истории драматургии оста вил В.А.Швембергер — создатель и художествен ный руководитель Республиканского театра ку кол. В 1947 им была организована нац. группа кукольников и для неё создан оригинальный репертуар, основанный на кыргызском сказочном фольклоре. Лучшие произведения вошли в сбор ник «Пьесы для театра кукол» (1958). За время творческой деятельности В.А.Швембергер напи сал более 30 пьес и 4 методические книги по кукольному театру. Драматические произведения для театра создавали В.И.Паршков (пьеса «Вре мя не ждёт», 1954), М.Г.Аксаков (драма «Когда листья падают», 1960), Ю.М.Смышляев (драма тические поэмы «У стен Пишпека», 1963 и «Ка рамолдо», 1964). В 80-е годы получили при знание пьесы А.М.Сорокина: «И будет судный день» (1984), «Колокол вечного боя» (1985), «Восемь баллов по шкале Рихтера» (1988).

В области кинодраматургии успешно работа ли М.Г.Аксаков и Л.Б.Дядюченко. По литера турным сценариям М.Г.Аксакова на киностудии «Киргизфильм» сняты первые кыргызские пол нометражные художественные фильмы «Моя ошибка» (1958) и «Девушка из Тянь-Шаня» (1960). Л.Б.Дядюченко написал сценарии к фильмам «Водопад» (1974) и «Зеница ока» (1976). Драматургические произведения для телеви дения создавали М.Г.Аксаков, М.М.Ронкин, Л.Б.Дядюченко и др. писатели. Русские писатели Кыргызстана активно и це ленаправленно занимаются переводческой дея тельностью. Благодаря им кыргызская литерату ра стала достоянием русскоязычного читателя, а затем через переводы с русского языка — обрела многоязычную читательскую аудиторию.


Виниловые покрытия Durafort производство Голландия - это изделия на бумажной основе обои дюрафорт

О Кыргызстане
История
Экономика
Фотогалереи
Манас
Каталог
Информеры

Информер

Информер

Вверх
  На главную страницу / О Кыргызстане / Культура / Русская литература


Welcome.kg © 2001 - 2017