Welcome.KG
Flowers.KG E-money.KG Forum.KG Flirt.KG
Добро пожаловать в Кыргызстан!
О Кыргызстане | Экономика | История | Фотогалереи | Охота | Манас | Заповедники | Иссык - Куль
  На главную страницу / О Кыргызстане / Культура / Кино

Кино


Документальные фильмы. До 1917 кинопроизводства в Кыргызстане не было. В целях освещения жизни народов Средней Азии было основано объединение «Востоккино» и первые киносюжеты и фильмы о Кыргызстане стали выходить в конце 20-х годов. В республику приезжали кинооператоры из Москвы для съёмок жизни кыргызского народа. Основатель советского географического кино В.Шнейдеров снял по собственным сценариям фильмы-путешествия «Подножие смерти» (1928) и «На высоте 4500 метров» (1931), к-рые вместе с др. видовыми и эт нографическими лентами сыграли значительную познавательную роль, ознакомив зрителей всего СССР со своеобразной нац. культурой и бытом кыргызов. В эти же годы Союзхроникой был выпущен полнометражный фильм «Киргизстан» (режиссёр Т.Сатаров). Одной из важнейших задач культурного строительства 2-й половины 30-х гг. становится создание кыргызского кинематографа, при этом большая помощь была оказана узбекс кими кинодеятелями во главе с М.Каюмовым.

В 1942 по постановлению Совета народных комиссаров Киргизской ССР на базе корпункта была организована Фрунзенская студия кинохро ники. Здесь работала русская группа под нача лом оператора М.Колсанова и режиссёра Д.Эрд мана. В 1-й половине 40-х гг. кыргызстанцы начинают самостоятельно выпускать ежедекадный киножурнал «Советская Киргизия». В годы Ве ликой Отечественной войны были сняты филь мы «Подготовка военного резерва для Красной Армии», «Строительство Большого Чуйского ка нала», «Ртуть — фронту», «Шерсть, хлеб, моло ко, мясо — фронту» и др. Многие операторы Фрунзенской студии являлись корреспондента ми киножурнала «Новости дня» и Всесоюзной киностудии. До окончания войны было сделано более 100 выпусков киножурнала «Советская Кир гизия». К концу 40-х гг. окончательно сформи ровался коллектив кыргызских документалистов, благодаря их труду в сложнейших производствен ных условиях значительно расширился объём фильмопроизводства, появилась реальная возможность массового выпуска документальных фильмов, первые из к-рых иллюстрировали достижения республики в различных сферах народ ного хозяйства. В середине 50-х гг. в документальном кино Кыргызстана происходят глубокие изменения. В студии начинают работать молодые специалисты А.Токарев, И.Кокеев, Р.Мо муралиева, Л.Турусбекова, Т.Океев, К.Кыдыра лиев, М.Туратбеков, получившие образование в Москве, Ленинграде и Фрунзе. Нарушая устоявшиеся традиции, они стали по-новому интер претировать ежедневные события, что в дальней шем позволило им частично освободиться от тотальной информационности и сосредоточить ся на поиске способов глубокого проникнове ния в характеры людей и окружающую их социальную среду. Большая роль отводилась ими дик тору, к-рый должен был не просто сообщать ин формацию, но и нередко выражать авторскую позицию.

В начале 60-х гг. М.Убукеев, С.Ишенов, Г.Ба заров, К.Омуркулов и др. кыргызские кинодо кументалисты, расширяя тематику фильмов, не устанно вели поиски новых, ярких выразитель ных средств, пользовались скрытой камерой, синхронной записью звука, чтобы изучить их воз действие на зрителя. Большой интерес в этом плане вызывает фильм «Заводские встречи» (ре жиссёр Ю.Герштейн, 1963), в к-ром впервые с успехом использованы звукошумовые эффекты, подчинённые основному замыслу — показать жизнь людей одного завода. Аналогичное «вто рое рождение звука» произошло и в картине «Обращенные к солнцу» (режиссёры А.Видугирис и М.Моргачёв, 1963). Звукошумовое сопровождение обогащало поэтику фильма. Появились и но вые режиссёры. Фильмы «Горные реки», «Акын» (об Алыкуле Осмонове) М.Убукеева; «Манасчы» (о Саякбае Каралаеве), «Чабан» Б.Шамшиева; «Это лошади», «Мурас», «Бюбюсара Бейшеналиева», «Художник Чуйков» Т.Океева, «Клятва Гип пократа» (о хирурге Исе Ахунбаеве) И.Горелика, «Великий эпос» Л.Турусбековой, созданные в середине 60-х, принесли кинематографу Кыр гызстана международную известность. Особое место занимают две полнометражные картины А.Видугириса «Нарынский дневник» (1971) и «В год неспокойного солнца» (1977), запечатлевшие созидательный труд строителей Токтогульской ГЭС, где автор выступает не только в качестве очевидца, но и активного соучастника. Снима лись документальные картины не только на про изводственную тему. Были картины, режиссёры ■ к-рых большое значение придавали сопряжению подлинного факта с личным авторским восприятием, с критическим анализом действительнос ти. Такими были фильмы К.Юсупжановой «Пас тух и туман», «Тигр задрал двух коров на жай лоо», Ш.Апылова «Кыйыр», К.Абдыкулова «Жорго», «Путы», Ш.Жапарова «Кочевье космо навта», К.Акматалиева «Накыл китеп» (о кыр гызских энциклопедистах), К.Кыдыралиева «Бе шик» (о сульпторе Т.Садыкове).

В 1962 Л.Турусбековой был снят фильм «Ве ликий эпос», открывший своеобразную серию картин на тему эпоса «Манас». Изумляет и по ражает неослабное внимание слушателей, сня тых в этом и др. фильмах, к сказителям — имен но они в старые времена, воспевая подвиги ле гендарных героев, помогали поддерживать огонь в очаге, соединяя прошлое с настоящим. Фильм Б.Шамшиева «Манасчы» (1965) открыл миру образ великого сказителя Саякбая Каралаева, выз вав общий интерес оригинальной разработкой темы (получен главный приз на международном кинофестивале в Оберхаузене). С конца 80-х прои зошла трансформация содержания картин, пос вященных «Манасу» — фильмы нового времени отражают сосуществование эпоса и современного мира. В картинах «Последний манасчы» М.Убу кеева (1989) и «Кааба» Ш.Апылова (1992) образ сказителя приобрёл черты одинокого творца, часто не имеющего заинтересованной слушатель ской аудитории. В фильме «Менин пирим Ал манбет» Э.Абдыжапарова (1993) представлен та лантливый человек, имевший все данные скази теля, но не ставший им.

Изменения в общественной жизни, происшедшие после распада СССР, коснулись и кинодоку менталистики. Сняты фильмы, отражающие их: «Остановка» (1994), «Таранчы» (1997), «Алдей», «Альгамбра» (2000) Э.Абдыжапарова; «Не плачь, носорог» (1994), «Чёртов мост», «Жайык» Т.Бир назарова; «Окно» Б.Айткулуева, посвященные борь бе человека с трудностями в переходные времена.

Художественные фильмы. Тема первых игро вых лент о Кыргызстане, снятых в довоенное время узбекскими («Крытый фургон», 1927) и российскими («Айгуль», 1936) кинематографис тами — рабское, зависимое положение женщины и последующее её раскрепощение.

Собственно, история кыргызского художест венного кино началась во 2 половине 50-х гг., когда на Фрунзенской студии хроникально-до кументальных фильмов началось производство ху дожественных картин. В центре внимания ока зались, прежде всего, проблемы эмансипации и самореализации личности кыргызских женщин. В 1955 совместно с «Мосфильмом»» был снят фильм «Салтанат» (режиссёр В.Пронин, в глав ных ролях Б.Кыдыкеева и М.Рыскулов), имев ший большой успех. Первой самостоятельной картиной преобразованной Фрунзенской студии документальных и художественных фильмов (с 1961 — киностудия «Кыргызфильм) стала « Моя
ошибка» И.Кобызева (1957).

Период конца 50-х — начала 60-х гг. ознаме новался выходом кыргызского кино на между народную арену: свои первые фильмы, демон стрировавшиеся затем на международных фести валях и получившие на них призы, сняли в Кыр гызстане Л.Шепитько «Зной», А.Михалков-Кон чаловский «Первый учитель», Э.Шенгелая и А.Сахаров «Легенда о ледяном сердце» и др.

В середине 60-х гг. ярко заявила о себе знаме нитая кыргызская четвёрка — М.Убукеев, Т.Океев, Г.Базаров, Б.Шамшиев. В 1964 М.Убукеев пос тавил картину «Трудная переправа» о трагиче ских последствиях народного восстания 1916 (ли тературной основой послужил рассказ М.Элебаева «Буран»), в к-рой впервые в отечественном кино был выражен дух нации, её мудрость и несгибаемость в период тяжёлых испытаний. Т.Океев, сняв в 1966 «Небо нашего детства», представил миру удивительное бытие кыргызского народа: его свое образие воспринималось как нечто уникальное. Стержень фильма составляют темы привязаннос ти к отчим местам, стремления молодёжи к но вой жизни. Артист М.Рыскулов создал здесь са мый трагический в кыргызском кино образ.

Большую роль в развитии художественного кино сыграло творчество Ч.Айтматова. Постав ленные по его произведениям фильмы Г.База рова «Материнское поле» (1967), Т.Океева «Крас ное яблоко» (1975), Б.Шамшиева «Белый паро ход» (композитор А.Шнитке, 1975) и «Ранние журавли» завоёвывали призы на различных меж дународных фестивалях.

Кыргызские режиссёры неоднократно обраща лись к творчеству др. видных писателей: свой лучший фильм «Выстрел на перевале Караш» Б.Шамшиев (1968) снял по произведению классика казахской литературы МАуэзова, как и Т.Океев — фильм «Лютый».

В связи с финансовыми трудностями в 70-х гг. на «Кыргызфильме», наряду со сложными постановками «Алые маки Иссык-Куля» Б.Шамши ева и «Поклонись огню» Т.Океева, снимались фильмы («Улица» Г.Базарова, «Улыбка на кам не» У.Ибрагимова, «Водопад» Ю.Борецкого, «Ак-Мёёр» Т.Касымбекова), к-рые дали прибыль, позволившую закончить более дорогие фильмы.

В 80-х годах были сняты картины, имевшие большой зрительский успех: «Потомок белого барса» Т.Океева (получил «Серебряного медве дя» Западноберлинского кинофестиваля в 1986), «Волчья яма» Б.Шамшиева, «Провинциальный роман» М.Убукеева, «Первый» и «Аномалия» Г.Базарова. Последним кыргызским фильмом советского периода является фильм «Плакальщи ца» А.Суюндукова на тему репрессий 30-х годов.

После 1991 распалось единое фильмопроиз водственное пространство: если раньше финан сирование всех советских киностудий осуществ лялось централизованно, то после распада СССР они лишились привычных средств, и кол-во фильмов резко сократилось. Многие кинематог рафисты решились на создание собственных ком паний. В начале 1994 в республике насчитыва лось 16 малых частных кинопредприятий — «Хан- Тенгри», «Келечек», «Мейкин», «Салам-Алик», «Манас-Ата», «Седеп» и др. Из их продукции можно выделить художественные фильмы: «Где твой дом, улитка?» (киноцентр «Келечек», про дюсер Т.Океев, режиссёр А.Абдыкалыков), «Квар тирант» (студия «Мейкин», продюсер и режис сёр Б.Айткулуев), «Поезд дураков» (студия «Се деп», продюсер и режиссёр М.Байджиев), «Пе чать сатаны» (студия «Манас-Ата», продюсер Ю.Тойчубеков, режиссёр 3. Эралиев) и др. К началу 21 в. съёмки полнометражных фильмов прекратились, т.к. производство их оказа лось убыточным. Продюсеры, не перешедшие в др. сферу деятельности, переориентировались на выпуск документальных учебных, рекламных, за казных фильмов на видеоплёнке для телевидения.

В период расцвета частного кинобизнеса наибольший успех выпал фирме «Маек-фильм», ос нованной в конце 1992 опытными организато рами М.Абакировой и П.Елеференко и предос тавлявшей возможность молодым кинематогра фистам реализовать их замыслы. За 2 года были выпущены 2 картины, первая из к-рых — «Сел кинчек» (режиссёр А.Абдыкалыков, 1993) — име ет принципиальное значение для развития кыр гызского кино, ибо она открыла новую веху в его истории. Лента, снятая по оригинальной идее автора на натуре, без привлечения профес сиональных актёров, повествует о сложном пути, к-рый проходит человек в своём внутреннем раз витии — от «неподлинного существования» (согласно теории Кьеркогора об экзистенции) — к «подлиному». Еще в конце 60-х Т.Океев в «Небе нашего детства» показал кыргызов такими, ка кими они сами себя знали. Мир открывал тогда маленький народ как нечто удивительное из все го многообразия жизни на планете. «Селкин- чек» обнажил внутреннее состояние кыргызов прежде всего перед ними самими, показав, что они просты, наивны, бесхитростны, но в то же время мобильны, любознательны, пытливы. Следующая лента А.Абдыкалыкова «Бешкемпир» (1998, «Кыргызфильм», частное предприятие «Бешкемпир», французская фирма «Ное продук- цьон») развивает ту же тему в др. ракурсе: уг лубление экзистенцианального конфликта героя как с самим собой, так и с окружающим миром, затем выход его, прошедшего все круги внутрен них переживаний, на ясный осознанный путь. В мае 2001 новая картина А.Абдыкалыкова «Май- мыл» (сценарий режиссёров Адыкулова и Тони но Гуэрры, «Кыргызфильм», студия «Бешкемпир», «Ное продукцьон», оператор Х.Кыдыра лиев) впервые представила кыргызское кино на' Каннском кинофестивале во внеконкурсной сек ции «Особый взгляд». «Маймыл» завершил три логию о «маленьком человеке». Главную роль исполнил М.Абдыкалыков, снявшийся в предыдущих двух картинах своего отца.

В начале 2001 состоялась премьера последне го кыргызского фильма 20 в. «Брат мой, Шёл ковый путь» («Жибек Жолу Адеми», режиссёр М.Сарулу, «Кыргызфильм», арт-студия «Кумай», казахская фирма «Кино», продюсер С.Габдуллин, 2000), в ней представлена реальная ситуация из современной жизни, с её неустроенностью и неопределённостью, снятая в традициях класси ческого европейского чёрно-белого кино конца 50-х — начала 60-х годов. М.Сарулу снял также картины «В надежде» (1993, Казахстан) и «Ман дала» (1998, арт-студия «Кумай» при поддержке Медицинского центра Ж.Назаралиева).

В годы расцвета кыргызского кино снима лись талантливые актёры М.Рыскулов, Б.Кыды кеева, С.Кумушалиева, А.Жанкорозова, Б.Бей шеналиев, С.Чокморов, Т.Турсунбаева, А.Кутту баев, О.Кутманалиев, С.Жумадылов, Г.Ажибе кова, Н.Мамбетова, Т.Нигматуллин, АТемиро ва, Д.Кыдыралиев, Д.Байтобетов и др.

Мультипликация. В 1977 известным кинохудожником С.Ишеновым был снят первый кыргызский мультипликационный фильм «Цифры спорят» (сценарий Э.Борбиева). Среди др. его картин — «Олокон», «Старик Меке и Чёрный великан», «Портрет», а «Толубай-сынчы», постав ленный по одноимённой поэме А.Осмонова (о нём он в 1988 снял биографический фильм «Акын»), вошёл в число шести лучших советских мультфильмов, показанных на известном фести вале во французском городе Аннеси. Режиссё ром В.Беловым были сняты картины «Узорная сказка» (1981), «Пещера дракона», «Волшебный бальзам» и первый кыргызский анимационный фильм «Коокёр — кожаный сосуд» (1987). При верженцами нац. темы были Б. Жумалиев, сняв ший «Человек сильнее крепости», Ш.Жекшен баев — «Как сын спас отца», Б.Жусупбеков — «Один день», «Куйручук», М.Сарулу — «Моле ние о Пречистой птице». В 1986 Ш.Жекшенба ев поставил фильм «Театр шута Рустама», отли чавшийся не только философским содержанием, но и интересным изобразительным решением. Детскую тему развивали Д.Мукамбетова («Верб люжонок Топотой»), У.Жайлообаев («Ох, уж эти родители», «Плывущее яблоко»), Т.Мусакеев («Ночное приключение»). Острые проблемы сов ременности поднимал А.Торобеков («Плётка»). В 1993 начал создавать анимационные кар тины Э.Гузаиров на студии «Кыргызтелефильм», первая из к-рых, «Время небесных рыб», освещающая эволюционные процессы в бесконечном пространстве Вселенной, имела хорошую фести вальную судьбу.


Установим подключим с гарантией. Лампы для растений ремонтируем любые поломки

О Кыргызстане
История
Экономика
Фотогалереи
Манас
Каталог
Информеры

Информер

Информер

Вверх
  На главную страницу / О Кыргызстане / Культура / Кино


Welcome.kg © 2001 - 2017