Welcome.KG
Flowers.KG E-money.KG Forum.KG Flirt.KG
Добро пожаловать в Кыргызстан!
О Кыргызстане | Экономика | История | Фотогалереи | Охота | Манас | Заповедники | Иссык - Куль
  На главную страницу / О Кыргызстане / Культура / Музыка

Музыка


Кыргызская народная музыка. С древних времён в народной музыке, сохранившейся не в нотах, а в устной форме, к-рая передавалась из поколения в поколение, воплощено историчес кое прошлое кыргызского народа: радость, горе, любовь, мужество, стремление к свободе и ра венству, отношение к окружающей среде. До нынешнего поколения народная музыка дошла своим жизнеутверждающим пафосом и художе ственным своеобразием. В народной музыке было широко распространено сольное музици рование. В основном, вокальная музыка («Шырылдаң», «Девичьи игры», «Жарамазан» и др., кроме «Бекбекей») исполнялась одноголосно. Муз. обучение осуществлялось слуховым и зри тельным способами. Народная музыка кыргызс кого народа близка к европейской по своему ме лодизму, ладовым и метроритмическим свой ствам. В кыргызской музыке в основном распространены лады мажорного наклонения. Из семиступенчатых диатонических ладов преобла дают миксолидийский, ионийский и эолийский.

Музыка кыргызского народа развивалась в тес ной взаимосвязи с муз. культурой тюркских на родов, с музыкой родственных народностей Сред ней Азии. Древние люди различный вид труда сопровождали под звуковую ритмику. Трудовые песни того времени служили для облегчения тру да, поднятия настроения, в них обращались к богу труда с мольбой о богатом урожае, о бога том приплоде скота.

По понятиям древних людей, волшебные ма гические слова могут воздействовать на внеш ний мир, тем самым и изменить его. Это суеве рие послужило причиной создания обрядовых и религиозных песен. Обрядовые песни исполняемые при болезнях, шитье одежды, во время охо ты, перед сборами на военные действия, во вре мя грозы, жатвы, веянии зерна, молотьбе пше ницы, при желании хорошего приплода и т.д., превратились в традиционные обрядовые. Они исполнялись знахарями, шаманками, бахши, дервишами в речитативной напевной форме.

О муз. культуре кыргызов 9—10 вв. свиде тельствует китайская летопись и труды др. авто ров. Например, в летописи Танской династии, осуществляющей свою власть в 618—907 гг. го ворится, что кыргызы имели муз. инструмен ты: чоор (наподобие свирели) и шыңгыратма. В трудах персидского автора Гардизи, жившего в 11 в. даются интересные данные о древней муз. культуре кыргызов. Он отмечает, что еже годно музыканты в назначенный день собира лись для развлечения, в сопровождении музыки исполнялись различные танцы.

Кыргызское искусство было широко развито. Популярность и благозвучность импровизатор ского искусства, широко распространённого среди населения, была высоко оценена Абу Дулафом, автором жившим в 10 в. Кыргызы исполняли дастан в речитативной песенной форме, а лири ческие части — в форме мелодии. Вокальная и речитативная форма декламации особенно ярко проявилась в исполнении эпоса «Манас», в воз никновении его как жанра песни и развитии муз.-поэтической импровизации. В «Манасе» и в др. дастанах, в историко-этнографических тру дах говорится, что муз. инструменты: керней- сурнай, жезнай, чымылдак, чыңыроон, сыбыз- гы (духовые инструменты); ударные инструмен ты; добул, добулбас, нагыра, дап, чилдирман, жекесан (барабаны, бубны) использовались при военных действиях, встрече уважаемых гостей, на торжествах, поминках.

В труде М. Кашгари «Сборник тюркских на речий» перечислены названия муз. инструмен тов, например: кобуз, чан, буг, икома, духовой боргун (сделанный из рогов), су-бучу, урма, кую-рук, томурк, товел (добулбас) туч. В труде Ж.Ба- ласагуна «Кутадгу билиг» — «Кут берчү билим» встречаются названия муз. инструментов как кобуз и др. В современной лексике сохранились прежние названия инструментов — комуз, кыл кыяк, чоор, сурнай, керней, добулбас, чопо чоор, жекесан, жылаажын, шылдырак, коңгуроо, асатаяк, доол, чымылдак, зуулдак. Самым древним из них является комуз, к-рый в народном эпосе «Китаби Деде Коркут» (8—9 вв.) называется кобузом. Язы ковые темир и жыгач ооз комуз встречаются в ар хеологических находках 2 половины 12 в.

История музыки кыргызского народа до пред шествующего века не была записана и не иссле дована. Только после вхождения Кыргызстана в состав России началась запись кыргызской музы ки, перекладывание её на ноты и исследование.

В 1889 в журнале «Этнографические обозрения» была опубликована статья Г.А. Пфеннига о кыргызской и узбекской музыке. В 1970—80 немец А.Ф.Эйхгорн устраивается капельмейстером в Ташкенте, параллельно собирает муз. инструменты узбеков, кыргызов, казахов и др. на родов Средней Азии и записывает мелодии. Кол лекцию собранных муз. инструментов демонст рирует на Всемирных выставках в Москве и Вене. Первая часть работы автора «Музыкальный фоль клор Узбекистана» называется «Кыргызская му зыка». В ней автор остановился на способах игры и исполнения на кыргызских муз. инст рументах, в следующей части «Кыргызские пес ни и их исполнение» высказывает о сходстве кыргызских песен с казахскими. Он перело жил на ноты такие народные песни: «Песня пастуха», «Песня охотника с беркутом», «Песня сторожа полей».

В 1880 французские учёные Г.Каню, Г.Бон ваю, путешествуя по Средней Азии, побывали на кыргызской земле. В 3 томе журнала «Ревюд этнографии», вышедшей в Париже в 1884, была опубликована статья этнографа Г.Каню «Музыка кыргызов и сартов Средней Азии», в к-рой он дал высокую оценку увлечённости кыргызов пес ней и мелодией, взяв для анализа три мелодии.

Кыргызской народной музыке свойственны в основном 2 диалектико-стилистические особен ности. Для сев. кыргызов (Ысык-Кёл, Талас, Нарын, Чуй) характерны затяжные песни; высокий профессионализм при исполнении мело дий на комузе; художественность размышлений; для юж. кыргызских песен (Ош, Жалал-Абад) свойственна речитативность и простота муз. ин струментов.

Основу кыргызской народной музыки состав ляют: эпос, трудовые, обрядовые, традицион ные и лирические песни.

Народное песенное т в о р ч е с т в о закладывалось из трёх источников — песен ных (акынских), эпических сказаний и массо вой песни. Мелодии этих песен развивались в двух направлениях: 1. речитативная интонация; 2. напевная затяжная песня.

Эпос «Манас» является энциклопедией, ре читативной мелодией кыргызских народных пе сен, синтезирующим произведением, включив шим песни, слова, мелодии, жесты, мимику, артистическое искусство. Сказитель одновремен но становится для слушателя мелодистом, ис полнителем, артистом и импровизатором. Он сам себе режиссёр. Поэтому выступления манасчи можно назвать «театром одного актёра». Манас чи выступают без муз. сопровождения. Мело дия сказителя меняется в зависимости от проис ходящих событий (торжество, прославление, страдание, веселье, утрата, прощание) в эпосе «Манас». Такое положение определяло много гранный исполнительский стиль. Благодаря ве ликим сказителям «Манаса» — Жайсан, Нооруз, Келдибек, Балык, Тыныбек, Чокже, Сагымбай, Саякбай и др. эпос стал бесценным достоянием и наследием кыргызского народа.

В народных песнях отразились пройденный путь кыргызского народа, обычаи и традиции, заветы, состязания (словесные), полученные уро ки, оповещение, приветствия, утраты, кошоки (песни-плачи), песни труда, детские песни, любовные песни и др. Мелодии этих песен тесно переплетены между собой. Например, песни- оповещания, прощания, утрат напоминали ме лодию песней-плачей (кошоки) и исполнялись печально; песни-завещания исполнялись в речитативной форме. Словесные состязания (ай тыш), поучительные песни в зависимости от содержания и ритмичности текста, строения, метрического размера, исполнялись в речитативной форме, сопровождаемой соответствующей мело дией. Колыбельные песни исполнялись в затяжной форме напевов, выражающих материнскую ласку и любовь.

Одной из старинных песен о труде является «Бекбекей», к-рую пели женщины при охране стада ночью. Она была средством развлечения и защиты скота от воров и хищных зверей. Эта песня была широко распространена среди девушек и молодых женщин. Песня исполнялась хо ром. «Шырылдаң» является также одной из древ нейших песен, где повествуется о тяжёлой жиз ни табунщиков, охраняющих в зимние суровые ночи табун. «Шырылдаң» исполнялась хором, переходя от одного двора к другому. Песня но сила речитативный плавный, мелодичный харак тер исполнения.

Помимо разведения скота люди занимались земледелием, обрабатывали землю, сеяли, паха ли. Кыргызский народ создал об этом такие песни: «Эгин сепкенде» («Во время посева зер на»), «Эгин бышып турганда», «Во время созре вания хлеба», «Эгин оргондо» («Во время жат вы»). Самой популярной среди населения была песня: «Оп, майда» исполнявшаяся в живой, ритмической форме, сопровождаемая речитатив ной мелодией. О рукодельницах, об их мастер стве сложились песни: «Кийим бычканда» («Во время «раскроя одежды»), «Тон чык» («Шейся тулуп»). К какой бы песне мы не обратились, она сопровождается мелодичной ритмикой, облегчающей изнуряющий труд. Во время укладывания младенца в колыбель, девичьих игр ис полнялись песни различного содержания.

В кыргызском народном творчестве особое место занимают любовные песни. Они отличаются разнообразием способов вокального исполне ния, богатством муз. средств, глубиной художе ственного слова. Любовным песням характерны длительные затяжные напевы. Самыми популяр ными любовными песнями являются: «Секет- пай», («Милая»), «Өзгочом» («Особенная»), «Ак селки», «Мөлмөлүм», «Ак калтар» и др. Цикл песен «Секетбай» исполнялись в инструменталь ном сопровождении и без сопровождения Вто рую группу любовных песен составляют «Күйгөндөр». По своей тематике и идейному замыслу они напоминают песни сожаления. В них поётся о несбывшихся надеждах молодёжи, разлучившихся по той или иной причине, не достигших ответного чувства, молодые люди сожалеют о том что нет свободы выбора, что из-за нищеты не могут соединиться с любимыми или любимой. Песни: «Кюнётай», «Ак чабак», «Зар далым», «Госпожа» исполнялись в лунные ночи на качелях, во время молодёжных игр, «Селкин- чек» в задорной интонации, в форме вопросов и ответов.

Народные песни различаются не только по жанру, художественным средствам, но и по ла довым формам. Например, трудовые, обрядо вые, детские песни исполнялись в форме купле тов, состоящих из одной-двух частей. Одновре менно встречаются, песни, состоящие из трёх, четырёх, пяти и более элементов. Характерной особенностью народных песен является — ва риантность. Это свойство придаёт песне много гранность, чёткость и разнообразие.

В творчестве акынов изображается пройден ный исторический путь народа, повседневная жизнь и быт, любовь к своей земле, к народу, радости и страдания, мужество, сожаления, стремление к будущему, свободе, равенству. Акыны среди населения заслуживали особого по чёта и признания. Они совершенствовали им провизаторское мастерство и исполнительское ис кусство игр на комузе. Большая часть из них исполняли свои произведения на комузе в речита тивной форме в интонационно-ритмическом просторе.

В кыргызском народном песенном творчестве особое место занимают певцы-исполнители и ме лодисты. Признанным авторам и исполнителем цикла песен: «Секетбай» и «Күйгөн» являлся Боогачы Жакыпбеков, последователями к-рого стали Токтогул Сатылганов, Сыртбай, Сартбай Белекбаев, Эсенаалы Кушчуев, Исакан Табал диев, Шаршен Термечиков, Атай Огомбаев, Муса Баетов, Калмурат Нурдавлетов, разно сторонне обогатившие этот жанр. Личный репер туар певцов-исполнителей составляли песни со жаления, мечты, утраты, прощания и др. Ме лодисты показали себя не только создателями мелодии, но и их исполнителями. Певцы-ме лодисты — Атай, Муса, Бектемир Эгинчиев, Аб дыкалый Темиров, Жумамудин Шералиев, Асан бек Жантемиров, Абдрашид Бердибаев и др. в советскую эпоху создали десятки мелодий различного содержания, явившиеся достоянием золотого фонда нового народного песенного творчества. Большая часть песен мелодистов посвя щена теме любви.

В 50—60-годы 20 века в народную музыку пришли мелодисты К.Жакшылков, Т.Турдалиев, ААйталиев, Ж.Чоробаев, С.Мамбетбаев, О.Аса нов; затем образованные мелодисты нового по коления Р.Абдыкадыров, К.Тагаев, А.Атабаев, У.Сыдыков, Б.Жандаров, М.Алмакунов, М.Рыс кулбеков, Ж.Алыбаев, К. Досмамбетова, к-рые пошли по пути своих предшественников старшего поколения и открыли новую страницу в на родном песенном творчестве кыргызов. Парал лельно с ними Т.Казаков, А.Керимбаев, М.Ак- матов, Т.Эшпаев, С.Жумалиев, К.Эралиева, А.Бодошев, позже — М.Аманбаев, И.Жунусов, К.Коробаев, К.Букалаев и др. своим индиви дуальным творческим своеобразием, продолжи ли традиции своих предшественников, внесли в музыку бесценный вклад в развитие культур ху дожественного содержания.

В популяризации народных песен сыграли огромную роль исполнители М.Омурканова, А.Жу мабаев, Б.Какишева, Ш.Мукашева, Ж.Исакова, Ж.Чабалдаев, последующее поколение певцов — С.Суранчиева, З.Шакеева, Г.Момушева, Г.Ма машева, Н.Табалдиева, С.Сыдыкова, Р.Амано ва, М.Аликеев.

Старшее поколение певцов-исполнителей со здавали музыку и слова сами. Среднее поколе ние мелодистов, создавали только музыку к сти хам того или иного поэта, что впоследствии пе решло в традицию.

Инструментальное творчество. Одними из самых древнейших народных муз. инструментов являются духовые (чогойно, чоор, ышкырык чоор, чопо чоор, тулга чоор, кол чоор, сурнай, сыбызгы, керней, (разновидность — мүйуз керней, жезнай, чымылдак); ударные ба рабаны и бубны (добулбас, (добулбаш), доол, дап, добул, нагыра, чилдирман); кабак, кылдуу черт ме-комуз,смычковые кыл кыяк (кыяк, наама), язычковые темир комуз (ооз комуз) и его разно видность — жыгач ооз комуз; кроме этого, дил- дирек, аса-муса, шылдырак, аса-таяк, коңгуроо, жылаажын, жекесан, зуулдак, жалбырак, чыңырт кы, бапылдак, ышкырык, чымылдак и др. Среди населения широкое распространение с древней ших времён получила инструментальная музы ка. Инструментальная музыка подразделяется на следующие жанры: кюу на комузе, кюу на кыл кыяке, на чоор, темир комузе, жыгач ооз кому зе, мелодии на сурнае. Они, в свою очередь де лятся на программные (повествуется история) и непрограммные (без повествования). Самым по пулярным жанром является исполнение программ ной мелодии, т. е. когда идёт повествование об истории создания того или иного кюу (мелодии). В музыке комуза самым древнейшим являют ся— мелодичные кюу. Они исполняются без слов, т. е. одна мелодия. Особенность мело дичных кюу заключается в том, что они были ос новой создания старинных и современных кюу.

А й т ы м (эстрадный) сопровождаются виртуозным исполнением рук с использованием интонационно-ритмических стихотворных текстов. Этот жанр одновременно создавался, со вершенствовался комузистом, комиком, испол нителем, певцом, к-рые разносторонне могли проявить свой талант.

Мастерами айтым-кюу были Ниязаалы, Токтогул, Майлыбай, Айдараалы, Жантакбай, Кор- гоол, Атай, Шекербек, Болуш, Токтосун. При исполнении своих мелодий или песен в зависи мости от содержания они сопровождались жес тикуляцией, мимикой и др. элементами рит мики. Основным жанром мелодии комуза яв ляется залкар (крупный) кюу. При исполнении кюу исключалось всякого рода сопровождение ми микой. Они выдерживали серьёзного исполне ния. Событие, о к-ром повествовалось в кюу передавалось в традиционном исполнении, по- разному в припевах. Каждая мелодия начиналась вступлением, затем набирала постепенное развитие. Крупными мастерами исполнения серьёзных кюу были: Кет Бука, Музооке, Куренкей, Арс танбек, Абак, Кыдыр аке, Муратаалы, Боккё-тён, Кудайберген, Карамолдо, Ыбырай, Чала- гыз и др.

Инструментальные кюу (пьесы) разделяются также в зависимости от высоты позиционной игры: моюн кюу — у шейки грифа, бел кюу — на середине грифа, буквально «у пояса», аяк кюу — на нижней части грифа. В творчестве каждого комузчу обязательным условием было исполне ние традиционных кюу, являющихся народными и популярными среди населения. К таким мело диям относились: «Камбаркан», «Ботой», «Кер без», «Шынгырама», «Толгоо», «Тайчи», «Кай рыктар». В основе их исполнения являлись кюу Муратаалы «Камбаркан», Токтогула «Ботой», «Жаш кербез», «Салтанатуу шынгырама» получившие в дальнейшем традиционное раз витие.

Описание красоты окружающего мира, воссоздание полёта птиц, имитация пения птиц, а также воспроизведение различных сторон жиз недеятельности человека нашло отражение в мастерском исполнении на муз. инструменте чоор (свирель). Основателями мелодии на чооре были Бокеш, Кара Чоорчу, Муратаалы, Осконбай, Нарбай, Акжол, Асанбай. Мастерами исполнения мелодии на сурнае были Белек, Кара Турап, Тайко-жо, Жунусаалы, восхвалявшие в своих произведениях конные состязания на тоях и поминках, вос певающие ратные подвиги богатырей и их победу. Их имена остались в истории народной музыки.

Любимым инструментом среди девушек и молодых женщин является темир комуз и жыгач темир комуз. Мастерами этого искусства были Толгонай, Айчюрёк, Бурулча, Адамкалый, Ток тосун, Шакен, Жумаш, Сюйдюм и др. Создан ные ими произведения составили основу мело дии ооз комуза.

Байган, Кенже Кара, Муратаалы, Жолой, Сайд, Датка стали мастерами игры на кыл кыя ке. В своих произведениях они отобразили тор жественные события в жизни народа, имитиро вали многоголосье животного мира.

Кыргызская государственная филармония имени Токтогула Сатылганова была основана 7 октября 1936. Первоначальная труппа состояла из (41 чел): народ ных певцов, комузистов, мелодистов, манасчы, комиков, народного инструментального оркестра, кыргызского гос. хора, ансамбля комузистов, муж ского вокального квартета, дунганского ансамбля, ансамбля духовых инструментов и др. В 1938 фи лармонии было присвоено имя Т.Сатылганова.

С 26 мая в по 4 июня в 1939 в Декаде Кыр гызского искусства, проходившей в Москве, было высоко оценено профессиональное мастерство творческого коллектива, филармония была награждена Орденом Трудового Красного Знаме ни. 12—22 июня 1942 творческий коллектив при нимает участие в Декаде советской музыки рес публик Средней Азии и Казахстана, проводив шей в Бишкеке. 14—25 октября 1958 в Декаде Кыргызского искусства и литературы в Москве была дана высокая оценка профессионалами и зрителями. Мастера искусств филармонии получили заслуженные награды, звания. Талант ливые мастера кюу: Муратаалы, Карамолдо, Ыбырай, Шекербек, Чалагыз, комик Шаршен, мелодисты-певцы Муса, Атай, Бектемир; акы ны-импровизаторы — Калык, Осмонкул, Алымкул, Актан, Абды; манасчи — Саякбай, Молдо- басан, Акмат; темир-комузисты — Адамкалый, Жумаш; певцы — Бурулча, Жумагюл, Гюлжан; следующее поколение импровизаторов — Эсте- бес, Токтосун, Ормонбек, Ашыраалы, Тууган- бай, Замирбек, певцы-мелодисты — Жапар, Ке рим, Тёлёш и др. В 60—80-х годах в филармо нии были организованы: ансамбль танцев и эст рады, вокально-инструментальные ансамбли «Арашан», «Наристе», фольклорная труппа, муз. лекторий, фольклорно-этнографический ан самбль «Камбаркан», организована двухгодичная музыкальная студия по подготовке молодых ис полнителей песен и комузистов. В настоящее время в филармонии действует народный инст рументальный ансамбль имени К.Орозова (главный дирижёр А.Джумакматов), акыны-импровизаторы Э.Турсуналиев, З.Усенбаев, под руковод ством к-рых создана фольклорная труппа, ан самбль комузистов и темир-комузистов, ансамбль танцев «Акмарал» имени Н.Туголова, (руково дитель М.Асылбашев), этнографическо-фольклор ный ансамбль «Камбаркан» имени Г.Исабаева, функционирует двухгодичная студия.

Филармония ежегодно пополняется талантливыми выпускниками средне-специальных и выс ших муз. заведений. Творческий коллектив гас тролирует в отдалённых р-нах республики, а так же в странах СНГ и дальнего зарубежья.

Кыргызский го сударственный академический оркестр народ ных инструментов имени К.Оро з о в а является муз. коллективом государствен ной филармонии. По распоряжению №18 от 29 октября 1936 Управления по делам искусства при Совете Народного Комиссариата Кыргызской АССР, под руководством композитора и дирижёра муз. драматического театра П.Ф.Шу бина была создана труппа из 16 музыкантов. 7 октября 1936 она была переименована в ор кестр народных инструментов. В 1961 оркестру было присуждено имя Карамолдо Орозова.

Первыми исполнителями оркестра были Муратаалы Куренкеев, Карамолдо Орозов, Молдо басан Мусулманкулов, Атай Огомбаев, Калык Акыев, Муса Баетов, Шаршен Термечиков, Адам калый Байбатыров, Чалагыз Иманкулов, Шекербек Шеркулов, Ыбырай Туманов, Сайид Бекму ратов, Бсйшенаалы Кулболдиев и др. мастера искусств. Они исполняли свои произведения без нот. Наставником в совершенствовании комуза был великий музыкант Муратаалы Куренкеев. Второй раз комуз модернизируется при участии мастеров в 1935, когда появились 5 разновидно стей комуза: комуз-пикколо, комуз-прима, ко муз-альт, комуз-тенор, комуз-бас. Представля ла трудность в создании кыл кыяка, чоор, сур ная. Вместо этого использовались гобой, флей та, кларнет, фагот, барабан. В последующие годы продолжается работа и творческие поиски по поднятию уровня звучания оркестра, его мощ ности. В 1938—40 конструктором муз. инстру ментов народов СССР П.Шошиным был модернизирован кыл кыяк и введены его разновидно сти (кыяк-прима, кыяк-альт, кыяк-бас). С учё том требований времени и слушателей в целях совершенствования качества звучания народных инструментов комуза и кыл кыяка в 1952—53 они получают своё развитие в Ташкентском институ те искусствоведения. В настоящее время исполь зуются модернизированные разновидности на родных инструментов — темир комуз, комуз, кыл кыяк, чоор.

Организатором оркестра и первым его худо жественным руководителем, главным дирижёром П.Ф.Шубиным (1936—49) была разработана но вая оркестровая аранжировка и придано новое художественное звучание народным песням и ме лодиям. Для оркестра были переложены песни и мелодии Сартбая: «Кунотай», Эсенаалы «Ой тобо», Атая «Эсимде» («В памяти»); Абдыласа «Кызыл атчандар» (Красные кавалеристы), «Гул турмуш» («Цветущая жизнь»); Муратаалы «Ботой»; Ыбырая «Жаш тилек», Токтогула «Алайдын мин кыялы», «Токтогулдун кербези», «Карылардын мундуу куу» и др. П.Шубин написал оригиналь ные произведения: «Кыздардын кыялы» («Ха рактер девушек», «Танец девушек с платками»), Кыргыз темаларына жазылган фантазия» (Фан тазия на кыргызские темы»), «Гулдеп ал» («Цве ти») и др. В короткий срок первые оркенстран ты обучились нотной грамоте.

Вместе с опытными певцами: С.Кийизбаевой, А.Боталиевым, А.Куттубаевой, А.Малдыбаевым под сопровождение оркестра начали исполнять песни Т.Рахматов, Ж.Шералиев, М.Баетов. В 1936—38 талантливый коллектив побывал дважды на гастролях в Москве, Казахстане, Узбекис тане. В 1939 оркестр принял участие в Декаде Кыргызского искусства в Москве; республик Средней Азии и Казахстана, проходивших в Биш кеке (1942) в первой и второй муз. декадах в Ташкенте (1943). Позже после П.Шубина оркес тром дирижировали Ш.Орозов, А.Аманбаев, Ш.Аралбаев, Б.Кулболдиев. С 40-х годов в ор кестр пришла молодая плеяда талантливых ком позиторов — С.Медетов, К.Молдобасанов, Н.Давлетов.

В 1951—60 оркестр дополняется десятками талантливых молодых представителей, имеющих муз. образование. Главным дирижёром и худо жественным руководителем был Б.Феферман. Все свои усилия он направил на развитие исполни тельского мастерства, на обновление репертуа ра. Начался период национального возрождения оркестра. Б.Феферман проявил особое творчес кое мастерство в аранжировке «Маш ботой», «Цве ток», «Ой, булбул» Атая; «Боз салкын», «Жаш тилек» Ыбырая; «Эки дос» («Два друга») Сайи да. Песни композиторов и мелодистов были переложены для оркестра. Богатое разнообразие репертуара, достижение исполнительского мас терства были высоко оценены во второй Декаде Кыргызского искусства и литературы в Москве в 1958. Высокой оценки получили известные пев цы — С.Кийизбаева, С.Бекмуратова, А.Мырза баев, И.Деркембаева, С.Токтоналиев, Г.Валиу лина, исполнявшие песни с оркестром.

С 1962 оркестр возглавляет А.Джумакматов. Он уделял большое значение исполнительскому мастерству оркестрантов, улучшению качества муз. звучания. В оркестре работали 60 музы кантов со спец муз. образованием. Вместо мо дернизированных муз. инструментов исполь зуются народные инструменты: комуз, кыл кыяк, темир комуз. Он обработал для оркестра произ ведения мелодистов К.Тагаева, Б.Жандарова, Р.Абдыкадырова, М.Рыскулбекова, А.Атабаева, У.Сыдыкова, М. Алмакунова, Т. Казакова, А.Керимбаева, произведения Карамолдо «Иба- рат», «Сынган бугу», Муратаалы «Кер озон», Ток тогула «Мин кыял» и др. В сопровождении оркестра начали исполнять песни талантливые пев цы — С.Суранчиева, Г.Момушева, З.Шакеева, К.Кожомкулов, А.Зайцев, Г.Валиулина; оперные певцы — К.Сартбаева, Э.Молдокунова, Х.Мух таров, Г.Сатаева, А.Тентимишев, С.Шералиев. В развитии коллективного искусства исполне ния произведений весомый вклад внесли испол нители — Б.Жандаров, Т.Медетов, К.Укубаев, К.Кадыралиев, Ч.Исабаев, С.Токтакунова, Б.Жээ- налиев, М.Нуркулов.

В 1960—80 оркестр побывал на гастролях в Москве, Ленинграде, Горьком, Риге, Таллине, Минске, Свердловске, Челябинске, Харькове, Баку, Ереване, Ашхабаде, Киеве, Ташкенте, Ал маты и др., принял участие в фестивале «Весна Ала-Тоо», в Неделе дней всесоюзной культуры, а также на фестивалях, в смотрах. В исполни тельское мастерство оркестра и обогащение ре пертуара бесценный вклад внесли Э.Жумабаев, Т.Томотоев, С.Жумалиев, постигшие высоты дирижёрского мастерства и таланта художественно го руководителя. Оркестр удостоен званий «За служенный коллектив искусств Кыргызской Рес публики» и «Академический оркестр». С 1995 ор кестром руководит народный артист республи ки, профессор, академик А.Джумахматов. В ор кестре трудятся дирижёр, народный артист С.Жу малиев; певцы — народные артисты У.Полотов, А.Ибраев, заслуженные артисты М.Дуйшекеева, Б.Байкелова и др. Основу репертуара творческого коллектива составляют кыргызские народные песни, мелодии, лучшие произведения мировых, русских, кыргызских композиторов.

Кыргызский государственный хор был создан в 1938 при гос. филармонии. Первоначальный его репертуар состоял из произ ведений А.Маддыбаева: «Кызыл атчандар» («Крас ные кавалеристы»), «Бер команда» («Дай коман ду»), «Забойщиктер» («Забойщики»); М.Абдраева «Биздин заман, нур заман», «Кыргызстан жак шы жай» («Кыргызстан, хорошая земля»), «Ыр дайлы достор, ырдайлы» (Споём друзья, споём»); АТемирова «Беш ыргай»; Ш.Термечикова «Кан тың бар», «Ичинен кайырма», Ч.Жумаканова «Женекебай», «Ак көгүчкөн» (Белый голубь»), «Жыргасан» («Радуйся»), «Жашасын жаштык» («Пусть живёт молодость») и др. составляющих акапеллу кыргызского хора. Одновременно ака пелла исполняет произведения в сопровождении оркестра народных инструментов и без его со провождения. В его исполнении записаны бо лее 100 хоров различной тематики кыргызских композиторов в золотой фонд муз. редакции Кыргызской гос. телерадиокорпорации. Хор занял первое место в дни Декады искусства рес публик Средней Азии и Казахстана, проходив шей в 1943 в Ташкенте. Он принимал участие в Декадах кыргызского искусства и литературы в Москве в 1939 и 1958. Из-за финансовых труд ностей в 1961 хор был расформирован и реорга низован в маленький творческий коллектив при Кыргызской телерадиокорпорации. Новый кол лектив возглавили народные артисты С.Юсупов, К.Аалиев, в последние годы хормейстеры — В.Гу бин, Г.Маматова.

Ансамбль комузистов был создан в 1938 А.Огомбаевым при оркестре народных инструментов Кыргызской государственной филар монии. Первыми исполнителями ансамбля были молодые комузисты Б.Кулболдиев, С.Айманбе тов. С 1950-х годов ансамблем руководит Б.Кул болдиев. Позднее в нём сотрудничают Ш.Шер кулов, Т.Карымшаков, Б.Эгинчиев, Э.Турсуна лиев, К.Жакшылыков, Т.Тыныбеков, Т.Турдалиев, К.Укубаев, Ж.Сонунбекова, М.Козубекова и др. Мастерство маленького творческого коллек тива было оценено в дни Декады кыргызской литературы и искусства в Москве. В 1957 на 6 фестивале Всемирной молодёжи и студентов, проходившем в Москве, стали лауреатами, а в 1958 во Всемирном смотре в Брюсселе завоевали золотую медаль. С 60-х годов ансамблем стал руководить заслуженный артист Кыргызской Респуб лики Ч.Исабаев. Ансамбль был дополнен моло дыми музыкально грамотными специалистами С.Токтакуновой, Т.Томотоевым, Т.Медетовым, Ч.Кожомжаровым, К.Кадыралиевым, А.Базар куловой, Ж.Султанмамытовым, Т.Мураталие вым, Б.Жандаровым и др. В 1965 совместно с московским «Мюзик холлом» 2 месяца были на гастролях в Париже, в 1967 приняли участие в «Экспо-67», проходившей в Монреале, в 1967— 80 в Днях кыргызской культуры в Сирии, в «Экспо-70» в Японии; были на гастролях в Па риже, Монголии, Финляндии,„ Турции, Шве ции, Бельгии, Дании, в Нью-Йорке, Вашинг тоне, Детройте, Бостоне, Чикаго и др. го родах.

Испонители оркестра в 1975 за концертную программу 1973—74 стали лауретами премии Ле нинского комсомола Кыргызстана. Ансамбль исполнял произведения: Атая «Маш ботой»; «Кыз кербез»; Айдараалы «Койрвн куу»; Нияза лы «Кара өзгөй», «Ак тамак, кок тамак»; Кара- молдо «Жаш кербез»; Токтогула «Чон кербез», «Чайкама», «Вечер дружбы» (обработка Ч.Иса баева); Ыбырая «Паровоз». В последние годы ансамблем руководит С.Акматалиев. Исполни тели поражают зрителей мастерством одновре менного исполнения мелодий без нот и виртуозной игрой руками. Всемирному признанию спо собствовала популяризация игры на комузе сре ди участников художественной самодеятельности, среди учащихся школ, студентов средних и высших учебных заведений. Десятки комузистов стали лауретами на республиканских, всесоюз ных и всемирных конкурсах и фестивалях. Ансамбль комузистов Кыргызского женского педа гогического института стал лауреатом 9 фестива ля Всемирной молодёжи и студентов, проходив шем в 1970 в Софии.

Основной задачей ансамбля комузистов Кыр гызской филармонии является популяризация классических образцов произведений народного инструментального творчества среди населения. Это начинание продолжается в десятках муз. школ молодыми талантами.

Ансамбль темир комузистов был организован заслуженным артистом Кыр гызстана, акыном-импровизатором, темир ко музистом Т.Тыныбековым в составе филармонии. Исполнители ансамбля завоевали сереб ряную медаль на 6-фестивале Всемирной моло дёжи и студентов, проходившем в Москве в 1957. Ансамбль принимает участие в 1958 в Декаде Кыр гызского искусства и литературы в Москве, стран Центральной Азии, проходившей в Алма-Ате в 1973 на международной 3 муз. трибуне, на меж дународном 7 муз. конгрессе и фестивале «Рус ской зимы». Основой репертуара ансамбля яв ляются произведения А.Байбатырова «Тагылдыр тоо», Бурулчи «Селкинчек» (Качели), «Кош кай рык», Муратаалы «Кер өзөн» и др. Исполните ли ансамбля отличаются виртуозной игрой рук, чем выражают внутреннее содержание мелодий. В настоящее время в ансамбле играют талант ливые темир комузисты А.Базарбаева, Х.Берик баева, П.Ашырканова, Ж.Бакбердинова, Б.Бе киева.

Ансамбль кыргызских народ ных танцев создан в 1957 балетмейстером Н.С.Холфиным и С.Кебековым. Он просуще ствовал до 1960, затем из-за материальных труд ностей был расформирован, в 1967 народный артист Кыргызстана Н.Тугелов вновь возрождает ансамбль. Из числа участников художественной самодеятельности были избраны 50 танцоров. Основой репертуара ансамбля являлись кыргызские танцы: «Кызгалдак», («Маки»), «Каркыра турна» («Журавль»), «Кыз куумай» («Догони де вушку»), «Ат чабыш» («Скачки на лошадях»), «Беш ыргай», «Комузчу» и др. Кроме того, в репертуар вошли народные танцы болгар, чехов, русских, украинцев, молдаван, эстонцев, узбе ков. Художественным руководителем в 1977—83 была Э.Мадемилова. Совершенствуется испол нительское мастерство танцоров, обогащается их репертуар. Они гастролируют в крупных городах СНГ, Финляндии, Бельгии, Франции, Дании, Швеции. С 1983 ансамблем руководит народный артист республики М. Асылбашев. С 1988 ан самбль носит название «Ак марал», а в 1991 ему присвоено имя Н.Тугелова. В ансамбле рабо тают 50 чел. Среди них такие талантливые танцо ры, как заслуженный артист Кыргызской Рес публики Ж.Моисеева, Г.Шамыралиева, Б.Асыл башева, А.Нургалиева. В постоянный репертуар ансамбля вошли следующие произведения: «Саринжи-Бөкөй», «Сары өзөн баяны», «Мөлмөлум», «Ак куу» («Белая лебедь»), «Пахта чы кыздын бийи» (Танец девушки хлопкороба), «Эмгек бийи» (Танец труда), «Саанчы жене» и др. В последние годы коллектив был на гастро лях в Турции, Германии, Франции, Индии, Малайзии и др. странах.

Фольклорная труппа организована в филармонии в 1976. Первоначально руково дил труппой народный артист СССР, Кыргыз стана, Казахстана, лауреат премии имени Ток тогула — Э.Турсуналиев, затем второй труппой руководит народный артист Кыргызстана, лау реат премии имени Токтогула — З.Усенбаев. Основой программы обеих концертных трупп являются народные песни, словесные состяза ния, дастаны, интермедии. В труппе трудятся акыны-импровизаторы — А.Айталиев, Т. Аб диев; манасчи — У.Мамбеталиев, Н.Сейдирак манов; комузчу, народный артист, лауреат пре мии имени Токтогула — С.Токтакунова; певцы — Т.Черикчиева, М.Аликеев, Д.Укуев, Н.Табал диева, Л.Райымбекова; комик — К.Ниязов. На родные комики представляют своё творчество не только слушателям Кыргызстана, но и в респуб ликах СНГ. В 2000 С.Токтакунова и Н.Табалдиева были на гастролях в Японии, а в 2001 в США.

Фольклорн о - э тнографический ансамбль имени Ч. Исабаева «К а м б аркан». Организован в 1988 при гос. филармонии заслуженным артистом республи ки, комузчу Ч.Исабаевым. Ансамбль составляли муз. народные инструменты: комуз, кыл кыяк, сурнай, керней, жылаажын, сыбызгы, жыгач ооз комуз, асатаяк, дирилдек, добулба c , разновид ность чоора. Репертуаром ансамбля являлись произведения Муратаалы, Карамолдо, Ыбырая; мелодистов — Б.Эгинчиева, Ж.Шералиева, М.Баетова, А.Огомбаева и др. народные песни. С 1993 ансамблем руководит лауреат премии имени Ток тогула, народный артист Республики Э.Жума баев. Дирижирует заслуженный деятель культу ры Кыргызской Республики — Р.Жумакунов. В ансамбле поют народный артист — С.Садыкова, заслуженные артисты республики — Н.Абдрак манов, Б.Шакенов, Д.Кангелдиева. В 1997 ан самблю присвоено имя Ч.Исабаева. В 2000 он принял участие во Всемирном «Экспо-2000», проходившей в Германии, где завоевал золо тую медаль. Постоянным репертуаром ансамб ля являются песни: «Догони девушку», «Кой- чулардын коңур күү», «Майрам күүсу» («Празд ничная мелодия»), «Алым сабак», «Жорго салдырмай», «Кер толгоо», «Саринжи-Бөкөй»; ме лодии А.Огомбаева, Б.Эгинчиева, М.Баетова и др. мелодистов. Мелодии, кюу в исполнении коллектива отличаются оригинальностью и тра диционностью.

Кыргызский эстрадный ан самбль является художественным коллекти вом, включающий различные виды творчества (инструментальное, вокальное, исполнительское, художественное чтение, танцы, комедии). С 60-х годов активно создаются вокально-инструменталь ные ансамбли в средних, высших учебных заве дениях республики, в домах культуры, клубах. ЦК ЛКСМ Кыргызстана в поиске талантов еже годно проводил конкурсы «Студенческая весна», ставшие впоследствии традиционными. Широ кое распространение нового жанра среди молодёжи республики послужило толчком для созда ния при филармонии профессионального эстрадного ансамбля. В 1962 был создан кыргызский эстрадный ансамбль, состоящий из 15 музыкан тов, исполняющих на комуз-приме, комуз-басе, комуз-альте, аккордеоне, бас-гитаре, электроор гане и барабане. Ансамблем руководил талантливый музыкант, заслуженный артист республи ки Ч.Кожомжаров. Репертуар ансамбля состав ляли песни Атая, Мусы, Шаршена, народные мелодии композиторов А.Малдыбаева, К.Мол добасанова, А.Тулеева, С.Медетова. В 1967—81 коллектив побывал на гастролях в республиках СССР, в Канаде, Сирии, Алжире, Монголии и др. странах.

В 1975 при Кыргызской филармонии извест ный певец К.Кожомкулов организовал вокаль но-инструментальный ансамбль «Арашан». Репер туар нового коллектива составили песни кыргыз ских и композиторов СССР, инструментальные произведения. В течение 10 лет ансамбль при нимал участие в различных фестивалях и побы вал на гастролях во многих крупных городах рес публик СССР. Приняв участие в конкурсах эст радных певцов и фестивалях, проходивших в Сочи и Болгарии, К.Кожомкулов был удостоен звания лауреата.

В 1980 вместо ансамбля «Арашан» В.А.Пругло создаёт ансамбль «Наристе», в к-рй вошли 16 музыкантов. Её репертуар составили вокально- инструментальные произведения кыргызских и композиторов СССР. Были на гастролях в горо дах России и Центральной Азии.

Эстрадные коллективы Кыргызской филармонии просуществовали до 1990. После обретения независимости республикой появилось множество самостоятельных эстрадных групп. В на стоящее время в концертных залах Бишкека звучит эстрадная музыка нового направления. Исполнителями являются Д.Акулова, Ж.Осмо налиева, А.Иманалиева, А.Жетигенова, Т.Черик чиева, Б.Борбиев, С.Бейшекеев, А Турдалиева, а также эстрадные группы «Айкёл», «Досум Усён», «Кыз Бурак», «Элес», к-рые исполнитель ским мастерством завоевали признание зрите лей. В развитие современной эстрадной песни нового направления весомый вклад внесли зас луженный артист республики К.Эралиева и из вестный комузчу, мелодист А.Бодошев.

Музыкальный лекторий органи зован в 1960 при Кыргызской филармонии и просуществовал до 1991. Основной задачей лек тория было распространение в школах, средних и высших учебных заведениях, различных орга низациях и учреждениях, заводах и фабриках про изведений кыргызских композиторов и стран СНГ. В популяризации песен, романсов, арии из опер мировых классических композиторов большой вклад внесли народный артисты рес публики, лауреаты премии имени Токтогула — С.Бекмуратова, Д.Салиева, Л.Орловская.

Профессиональная музыка получила широкое распространение в первые годы установления Советской власти. Кыргыз ские слушатели познакомились с неизвестными произведениями, образцами произведений ми ровой классики, появилась потребность в получе нии муз. грамоты. Среди населения стали рас пространяться нотные записи. Были созданы кружки художественной самодеятельности, небольшие ансамбли, духовые оркестры и оркест ры народных инструментов, хоровые коллек тивы.

Особое признание получили центр муз. дра мы «Эркиндик», основанный в 1918 в Бишкеке, хор «Союза рабочей молодёжи» и литературные кружки; концертная группа узбекских и кыргыз ских учителей, образованная при гарнизонном клубе политических просветителей города Оша; коллектив хора, созданный по инициативе дирижёра и композитора Д.Д.Мацуцини (1893— 1980) при Караколском народном театре; симфонический оркестр; слёт певцов и акынов-им провизаторов, проведённый в Алмате в 1919; духовые оркестры и драматические кружки в Кызыл-Кые; муз. кружки, организованные на курсах по подготовке учителей в Караколе, Оше, Нарыне; муз. и драматические кружки кыргыз ских студентов, обучающихся в Ташкенте, Алма те. В 1922 участники художественной самодея тельности Ошского муз. театра драмы, способ ствовали созданию профессиональных театров и развитию муз. жанра. В зарождении и в формировании нац. профессиональный музыки осо бое место занимают Фрунзенский педтехникум и студия кыргызской муз. драмы, открытые в 1926. В развитие профессиональной и народ ной музыки бесценный вклад внёс талантливый дирижёр и композитор, педагог П.Ф.Шубин. Одновременно с созданием народного инстру ментального ансамбля и коллективов хора, он совместно с А.Малдыбаевым написал музыку к драмам «Ажал ордуна», «Карачач», «Жапалак Жатпасов». В 1930 на базе студии муз. драмы был основан Кыргызский государственный дра матический театр. Впервые в истории кыргыз ской музыки в 1935 постановлением Централь ного исполнительного комитета Кыргызской АССР М.Куренкееву, К.Орозову, М.Мусулман кулову было присвоено звание Народный артист; А.Боталиеву и Т.Хасановой — Заслуженный ар тист республики.

По спец. приглашению кыргызского прави тельства в республику прибыли из Москвы ком позиторы В.Власов, В.Фере, балетмейстер Н.Хол фин, художник Я.Штоффер, хормейстер Д.Меркулов, дирижёр В.Целиковский, педагоги-вока листы Т.Романова, Э.Красовская и др. Москов ский композитор А.В.Мосолов первый концерт написал для фортепиано с оркестром на кыр гызские темы. Композиторы В.Власов, В.Фере обработали для фортепиано, вокала, хора и ор кестра народные песни: «Ох-ой», «Көл боюнда» («На берегу озера»), произведения Сартбая «Кунотай», Эсенаалы «Ой тобо», Атая «Ой, бул- бул», «Куйдум чок», «Эсимде» («В памяти»), «Жаштар» («Молодёжь»), А.Малдыбаева «За бойщики», «Кызыл жоолукчан» («В красном платке»).

В 1937 В.Власов и В.Фере написали муз. драму (либретто Ж.Боконбаева) «Алтын кыз», («Золотая девушка»), использованные в муз. драме народные мелодии, кюу были даны способом аранжировки для оркестра. В 1938 композито ры В.Власов, В.Фере, А.Малдыбаев написали ис торическую муз. драму на либретто Ж.Турусбекова «Ажал ордуна». Постановка муз. драмы, в к-рой повествуются трагические события нац. освободительного движения 1916 была большим творческим успехом композиторов. Впервые в кыргызской музыке были представлены много голосный хор и широко распространённые сим фонические эпизоды «Ысык-Кёл менен кошто- шуу» («Прощальный хор с Ысык-Кёлем»), «Зу лайканын ыйы» («Плач Зулайки»), ария Искен дера, на к-рого надеты наручники, нац. танцы написаны с большим творческим мастерством. Авторы при написании музыки драмы широко использовали народные мелодии, кюу. Симфо нические увертюры, массовые сцены, использо вание вокального ансамбля, арии, танцев при близили муз. драму «Ажал ордуна» к оперному произведению. Постановкой этих двух муз. про изведений, ставших важным событием в куль турной жизни республики начинается история нац. муз. театра. В истории кыргызской про фессиональной музыки 12 апреля 1939 считается днём рождения нац. оперы. Именно в этот день композиторы В.Власов, А.Малдыбаев, В.Фере поставили лирико-эпическую оперу «Айчюрёк» (либретто Ж.Турусбекова, Ж.Боконбаева, К.Ма ликова). Знаменательным событием явилось то, что мастерски был обработан фольклорный ма териал, нац. колорит в музыке преобразовал «Айчюрёк» в кыргызскую классическую оперу. 26 мая 1939 в филиале Большого театра Москвы была открыта Декада кыргызского искусства по казом оперы «Айчюрёк», к-рая как и драма «Ал тын-кыз», получила высокую оценку зрителей. Указом Верховного Совета СССР от 7 июня 1939 Кыргызский государственный музыкально- драматический театр был награждён орденом Ленина, Кыргызская государственная филармо ния — орденом Трудового Красного Знамени, 70 участников награждены орденами и медалями. Композитор, певец А.Малдыбаев получил звание Народного артиста СССР.

В кыргызской молодой профессиональной музыке создаются песни новой тематики, роман сы, хоры, кантаты, оратория, балет. Произве дения композитора А.Малдыбаева: «Гул турмуш», «Кызыл жоллукчан», «Забойщики», «Өмур» («Жизнь»), «Кыз Бурак», «Жансап кой», «Тил алса», «Ырдап жур» и др. песни, романсы, хоры по своей интонации, образному строению, достигнув совершенства в народной музыке, пере росли в классические произведения.

В 1939 был основан Союз композиторов Кыргызстана. Первыми членами были талант ливые мастера — М.Куренкеев, К.Орозов, Ы.Ту манов, затем из следующих поколений — А.Мал дыбаев, П.Шубин, Ж.Шералиев и др. Органи зация творческого союза композиторов способ ствовала разностороннему развитию профессио нальной музыки.

7 ноября 1940 В.Власов, В.Фере посвятили зрителям первый нац. балет «Анар» (либретто К.Эшмамбетова). Основой создания балета по служили народные игры, традиции и обычаи, элемент трудового процесса, были использова ны мелодии «Лейликан», «Эркин-Тоо». Использованные в балете танцы: «Койчулардын бийи» («Танец пастухов»), «Жоолук бийи» («Танец с платком»), комедийный танец «Так-теке», «Кыр гыз бийи» («Кыргызский танец»), «Комузчу» от личаются глубокой содержательностью.

Во время Великой Отечественной войны на родные мастера, композиторы создают патрио тические песни, хоры, инструментальные про изведения, призывающие народ к победе и му жеству. К ним относятся: песни А.Огомбаева «Эр, Панфилов», М.Баетова «Кызыл баатырлар», Ж.Шералиева «Белегим», «Узатуу» («Прощание»), «Эл учун» («Для народа»), «Майдандан кат» («Письмо с фронта»), В.Власова «Жди меня» («Куткун мени»), А.Малдыбаева «Дай, команду», «Мы, москвичи», «Улуу марш» («Великий марш»), А.Тулеева «Письмо с фронта» и др. В

1942 была создана опера В.Власова, АМалдыба ева «Патриоты», посвященная теме войны, в 1943
одноактный балет В.Власова, В.Фере «Селкин чек» (либретто К.Жантошева), опера «М.В.Фрун зе» «Эл бактысы» («Счастье народа»), опера М.Ра ухвергера «Алтын кокул» и балет «Чолпон». В была создана первая нац. комедия А.Малдыбаева, М.Абдраева, А.Тулеева, А.Аманбаева «Ким кантти». Постановлением Совета Народ ных комиссаров Кыргызской ССР от 1942 Кыр гызский музыкальный театр был преобразован в Кыргызский театр оперы и балета. Среди про изведений, созданных в военные годы, важное значение имела симфония В.Фере «Кыргызстан», из 4 частей, к-рая была особым событием в нац. профессиональной музыке. Тематическим мате
риалом симфонии, отражающим прошлое и настоящее кыргызского народа, явились действи тельно народные песни и мелодии. Большое влияние на развитие мелодии кыргызской про фессиональной музыки оказали эвакуированные во время войны композиторы, Государственный русский хор имени М.Е.Пятницкого, Государ
ственный симфонический оркестр СССР, Одес ский театр и др. творческие коллективы. В июне 1942 по инициативе дирекции муз. коллекти вов СССР в Бишкеке была проведена первая де када искусств республик Средней Азии и Казах стана, вторая декада была проведена в 1944 в Ташкенте. Проводимые муз. декады призывали к ратным подвигам на фронте и труду в тылу, а также способствовали укреплению дружбы между народами. С первых дней войны артисты, му зыканты взяли под своё шефство военные час ти, госпитали, призывные пункты. Из масте ров искусств Кыргызстана были сформированы 7 бригад, к-рые давали концерты, сражаю щимся с врагом солдатам и офицерам многих фронтов.

После окончания войны в 1945, композито ры — А.Малдыбаев, М.Абдраев, А.Аманбаев, Ж.Шералиев, мелодист-исполнитель Б.Эгин чиев посвятили свои произведения теме побе ды: «Ук бут дуйно» («Слушай весь мир»), «Сай ранда өмур, сайранда», «Женгендердин балда ры» («Дети победителей»), «Женген эл» («Народ победитель»), «Сайран кюу», др. песни и хоры, воспевающие народную радость.

В 1948 на 1-съезде Союза композиторов Кыр гызстана, широко обсуждалось состояние кыргыз ской музыки и её будущее. В 1946—50 кыргыз ская музыка была обогащена новым содержа нием, формой, художественностью в жанровом, исполнительском отношении. Плодотворно ра ботают в эти годы дирижёр А.Джумакматов, ком позитор М.Абдраев, хормейстер С.Юсупов, мос ковский дирижёр Р. Миронович, художник А.Арефьев, композиторы — С.Германов, С.Руя зов. В 1950—60 широкое развитие получает ком позиторское творчество. Оперы создают В.Вла сов, А.Малдыбаев, В.Фере: «Кол боюнда» («На берегу озера»), «Токтогул»; А.Аманбаев и С.Гер манов: «Айдар и Айша»; М.Абдраев «Жаш журектер» («Молодые сердца»); С.Ряузов «Ак шумкар» («Белый сокол»); Л.Книппер «Мурат»; балет В.Власова и В.Фере: «Весна Ала-Тоо». Из них по своему идейно-художественному содержанию, нац. колориту отличается опера В.Вла сова, А.Малдыбаева, В.Фере «Токтогул» (либретто Ж.Боконбаева и К.Маликова). В опере были ис пользованы на разные темы мелодичные песни и кюу акына. Одним из значительных событий в жанре балета стала постановка балета М.Раух вергера «Чолпон» (либретто О.Сарбагышева и Л.Крамаревского) в новой редакции. Этот ба лет внёс огромный вклад в нац. музыкально- хореографические искусство.

Бурное развитие кыргызской нац. музыки было отмечено в 1958 в Декаде кыргызского искусства и литературы в Москве. Дни искусства кыргызстанцев проходили с большим успехом. Декада открылась оперой В.Власова, А.Малдыбаева, В.Фере «Токтогул», балетом М.Раухверге ра «Чолпон» и балетом В.Власова, В.Фере «Анар». Москвичи отметили балет «Чолпон», со зданный по мотивам фольклора, и большое исполнительское мастерство балерины Б.Бейшена лиевой, Народной артистки СССР, исполняв шей роль главной героини балета Айдай.

Б.Бейшеналиевой, С.Кийизбаевой и М.Рыс кулову были присвоены звания — Народный ар тист СССР, 9 артистов награждены орденами Ле нина, 44 — орденами Трудового Красного Зна мени, 86 — орденом «Знак почёта» и 182 артиста — медалью «За трудовую доблесть».

В эти годы в республике широкое развитие получила симфоническая музыка: сюиты, поэма, увертюра, концерты, симфониеты и симфонии. Симфонические поэмы: В.Власова «Токтогул», А.Тулеева «Баатырдык поэма» («Героическая поэ ма»); М. Раухвергера «Ала-Тоо», состоящая из 4 частей, сюита «Кыргыз бий мотивдери» (на мо тивы кыргызских танцев), сюита Т.Эрматова на кыргызские темы из 4 частей; А.Аманбаева «Бий сюитасы» («Сюита танца»); С.Медетова «Майрам дык увертюра» («Праздничная увертюра»). Из них, как лучшие образцы муз. композиции, оценены «Героическая поэма» А.Тулеева, отразив шая в симфоническом жанре героическую тему, симфоническая поэма В.Власова «Токтогул», написанная на основе русских мелодий.

Активное развитие получила кыргызская во кально-симфоническая музыка. В 50-е годы были написаны кантаты В.Власова, А.Малдыбае ва, В.Фере «Москвага салам» («Привет Моск ва»); М.Абдраева «Сайран ыры», А.Тулеева «Кыр гызстан», Т.Эрматова «Ленин жолу» («Ленин ский путь»). Достойную оценку получили ора тории В.Власова, А.Малдыбаева, В.Фере «Пове ствование о счастье», вокально-симфонические поэмы А.Тулеева «Ант» («Клятва»), «Ук, дуйне жузу» («Слушай весь мир»). Развитию музыки в жанре кыргызской камерно-инструментальной музыки способствовали своими произведения ми А.Тулеев, С.Медетов, Т.Эрматов. Одними из первых они написали сюиты, квартеты, а также сонаты для разных видов инструментов, миниа тюры, пьесы. Камерно-инструментальные про изведения А.Тулеева, С.Медетова отличаются но визной муз. языка, глубиной, содержательностью и профессионализмом мелодий. На основе кыр гызских народных мелодий А.Тулеев создаёт два квартета-сюиты, Т.Эрматов написал 6 прелюдий для фортепиано, 8 вариаций и сонату из трёх частей для фортепиано.

Кыргызские композиторы плодотворно рабо тали и в жанре песни, романса и хора. Из них тепло были приняты слушателями песни о ро дине, проникнутые гражданским пафосом в виде гимна: А.Малдыбаева «Кыргызстандын жаштары» («Молодёжь Кыргызстана»); М.Абдраева «Респуб ликам» («Моя республика»); А.Тулеева «Москва суйлейт» («Говорит Москва»); песни, воспеваю щие мир: А.Тулеева «Гулдесун тынчтык», «Тынч тык» («Мир»); А.Малдыбаева «Мекеним — тынч тык тиреги» («Родина моя — оплот мира»); пес ни, посвященные теме труда М.Абдраева «Пахтачылардын ыры» («Песня хлопкороба»). Ж.Ше ралиева «Пахтам» («Мой хлопок»), А.Тулеева «Те римчинин ыры» («Песня хлопкороба»). Из ли рических романсов в золотой фонд вошли ро мансы М.Абдраева: «Студенткага» («Студентке»), «Жалыньща куйгомун» («Гореть мне в пламени твоём»); «Азгырба мени, алдаба» («Не мани меня, не лги»); А.Тулеева «Акижан», «Ак билек», «Биз дин шан» («Наш задор»); А.Аманбаева «Эмне учун» («Почему»); К.Молдобасанова «Вальс»; Н.Давле сова «Суйгонум» («Любимая»).

В эти годы композиторы работали над жан ром хора и детской песни. Зачинателями кыр гызского хора — акапеллы стали М.Абдраев, А.Ту леев, Ч.Жумаканов. Основу репертуара кыргыз ского хора — акапеллы создали произведения авторов: «Комсомолка Кундузкан», «Биздин заман, нур заман», «Мен кара кез», «Агын суу», «Кер- бенчинин ыры» («Песня караванщика»), «Жар керуу», «Республикам», («Моя республика»), «Аравандын пахтасы» («Хлопок Аравана»). Любимыми песнями детей стали А.Малдыбаева «Ку лунум» («Мой жеребёнок»), «Китебим» («Моя книга»), «Жардам беребиз» («Поможем»); М.Абд раева «Келечек» («Будущее»); К.Молдобасанова «Кызыл топ» («Красный мячик»); «Көпөлөк» («Бабочка»); Ч.Жумаканова «Эки энем» («Две мои матери»); С.Германова «Даяр бол» («Будь готов»); А.Тулеева «Самолёт» и др. С 1950 кыргызские певцы принимают активное участие во всесоюз ных, мировых конкурсах, фестивалях. Молодые исполнители того времени стали лауреатами кон курсов, например, С.Бекмуратова в Бухаресте (1952), А.Жумабаев в Варшаве (1955), Ж.Чабалдаев на Всемирном фестивале молодёжи и сту дентов в Москве (1957).

В течение 50—60 было проведено б плену мов и 2 съезда Союза композиторов. На плену мах и съездах исполнялись новые песни и произ ведения композиторов, созданные в крупных жанрах. Обсуждались вопросы, связанные с по ложением кыргызской музыки и её будущего.

В 1960 кыргызская музыка достигла новых высот. Композиторы В.Власов А.Малдыбаев, В.Фере посвятили новый вариант оперы «Ма нас», в новой редакции М. Раухвергера — «Жа миля», С.Германова «Эненин журөгу» («Сердце матери»); М.Абдраева «Олжобай и Кишимжан», А.Аманбаев представил муз. комедию «Бойдок- тор», К.Молдобасанова и Г.Окунева «Куйручук», В. Власова — балет «Асель». Опера «Манас» ста ла классикой театрального репертуара. Она по лучила высокую оценку зрителей Москвы, Ле нинграда, Ташкента и Алматы. Балет В.Власова «Асель» был поставлен на сцене Большого театра СССР и получил первый приз на Всесоюзном конкурсе.

В 1960 кыргызская симфоническая музыка поднимается на новую высоту. Талантливый ком позитор А.Тулеев написал свою первую и вто рую незавершенную симфонию «Атай». Его му зыка отличается образностью и народностью. Она внесла большой вклад в развитие нац. сим фонической музыки. Написали симфонические поэмы М.Абдраев «На Суусамыре», Т.Эрматов «Си-минор»; А.Жаныбеков посвятил своё про изведение Герою Советского Союза Д.Шопоко ву. Сюита Т.Эрматова «Айылды эскерип» («Вос поминание о селе»), симфоническая зарисовка М.Абдраева «Бекбекей» и балетная сюита К.Молдобасанова и Т. Окунева «Куйручук» от крыли новую страницу нац. симфонической му зыки.

В 1970 по мотивам повести Ч.Айтматова К.Молдобасановым была написана балет-орато рия «Саманчынын жолу» («Млечный путь»), ба летмейстер-постановщик У.Сарбагышев, испол нители главной роли Толгонай — Р.Чокоева и А.Токомбаева стали лауреатами Государственной премии СССР. Позже этот балет был представ лен на сценах театров Киева, Одессы, Болгарии и Чехославакии. В эти годы М.Абдраевым была создана опера «Бороон алдында («Перед бурей»); Н.Давлесовым муз. комедия «Астасекин колукту» («Осторожно, невеста»), балет Ч.Нарымова «Өлбостук» («Бессмертие»), посвященный Герою Советского Союза Ч.Тулебердиеву. Кыргызские композиторы плодотворно сотрудничали в об ласти симфонической музыки, а также в жанре вокально-симфонической музыки. Произведе ния М.Абдраева «Эмгек шаны», «Повесть Илья са»; Э.Жумабаева «Карагул ботом», «Кыргызстан»; А.Мурзабаева «Толубай», «Эрке ботой»; симфо ническая поэма Ж.Жумабаева «Эпическое»; С.Ос монова «Акмоер»; Т.Чалапинова, посвященные памяти Жукеева-Пудовкина; симфониеты Ж.Малдыбаева № 1, № 2; М.Абдраева, С.Осмонова концерт для вокала и оркестра, концерт для гобоя и оркестра К.Молдобасанова, концерт-рапсодия С.Осмонова для виолончели и оркест ра; для симфонического оркестра произведение К.Молдобасанова. «Манастын кошууну»; канта та М.Абдраева «Ала-Тоодон алкыш»; Н.Давлесо ва «Молодость»; К.Молдобасанова «Славься, Кыргызстан»; «Городу Фрунзе 100-лет»; В.Вла сова «Кош бол, Гулсары» («Прощай, Гульсары»), открыли новую страницу в профессиональной музыке. Было создано множество камерно-ин струментальных произведений, песен, хоров кыр гызских композиторов.

В 1960 вызвали интерес слушателей вокаль но-симфонические произведения: М.Абдраева «Достук жонунде баян» («Рассказ о дружбе»), «На родине Токтогула», «Цветущий Кыргызстан», К.Модобасанова «Гулде, Кыргызстан» (Цвети, Кыргызстан); оратория А.Малдыбаева; произве дения М.Абдраева «Сын Кыргызстана», кантата Ч.Жумаканова «Мекенимди ырдаймын» («Про славляю Отчизну»).

Среди патриотических песен, посвященных народу, родине, миру, труду; лирических песен повествующих о счастье молодёжи, особо выде ляются: М.Абдраева «Баатырдын баатыр жары сын», К.Молдобасанова «На джайлоо», «Кыздын ыры» («Песня девушки»); Н.Давлесова «Саанчы жене», «Айнаш», «Жылкычы бозой»; А.Аманбаева «Мой Фрунзе»; Ч.Жумаканова «Сагыныч», А.Жа ныбекова «Ночью».

В 1963 в проходила Декада русской музыки в Кыргызстане под руководством Д.Шостаковича. В ней приняли участие композиторы — В.Му радели, М.Чулаки, А.Нестеров, В.Сорокин, Е.Родыгин, В.Власов, В.Фере, М.Раухвергер, исследователи музыки В.Виноградов, И.Марты нов. Под впечатлением декады Д.Шостакович написал «Увертюру» на кыргызские и русские на родные темы, В.Мурадели создал хор «Огни коммунизма». Большим событием в муз. жиз ни стало проведение гастролей МХАТа в Кыр гызстане, Большого театра СССР (1965), фестиваля «Весна Ала-Тоо» (1966), более 400 концер тов мастеров, музыкального искусства РСФСР, Украины, Беларуси, Казахстана, Грузии, Тадж икистана, Литвы. Артисты Кыргызского театра оперы и балета побывали на гастролях в Монголии, Китае, Франции, Болгарии, Аме рике, Польше, Чехословакии, Венгрии, Ка наде.

В 1965 была учреждена гос. премия имени Т.Сатылганова в области искусства и литературы. Лауреатами премии стали музыковед музы ки В.Виноградов, композиторы — В.Власов, А.Малдыбаев, В.Фере, М.Абдраев, Н.Давлесов, М.Бегалиев, Э.Жумабаев; народные исполните ли — С.Токтакунова, акыны-импровизаторы — Э.Турсуналиев, З.Усенбаев, Б.Мадазимов и др. В 1961 был создан фольклорный кабинет при Союзе композиторов по сбору и записи народ ных песен, кюу, дастанов. Сотрудники кабинета ежегодно выезжали в экспедиции в р-ны рес публики и осуществляли запись народного твор чества.

Крупными произведениями последних 10 лет считаются опера Н.Давлесова «Курманбек»; кан тата Б.Абдраимова «Уркуя» для хора и симфони ческого оркестра; сюита С.Айтикеева «Моя Родина»; концертино для флейты и народных ин струментов; симфония «Жетиген» для камерно го оркестра; симфонии С.Бактыгулова: «Жаныл Мырза»; «Ажар»; №1, №2, №3; симфоническая поэма К.Асанбаева «Каныкей»; музыка М.Бега лиева к спектаклям.

В 1980 ряды композиторов пополнились молодыми талантами. Новаторскими произеде- ниями назвала критика симфонические поэмы А.Жээнбая «Уркуя», посвященные Уркуе Салие- вой; «Отцы» в память отцов, погибших в Вели кой Отечественной войне; вокально-инструмен тальная поэма С.Осмонова «Аталардын уну жа- нырат» («Слышится голос отцов»), симфоничес кая зарисовка С.Бактыгулова «Туболук оттун жа нында» («У вечного огня»); симфоническая поэ ма М.Бегалиева. Симфоническая поэма М.Бегалиева отличается глубокой содержательностью, новизной муз. речи, необычным инст рументальым исполнением. Зарисовка «Балалык тын обону» («Мелодии детства»), «Праздничная увертюра», написанная по мотивам романа Ч.Айт матова «Кылым карыткан бир кун» («И дольше века длится день») песни, хоры, произведения для симфонического оркестра свидетельствуют о многогранном таланте композитора М.Бегалиева. В театре оперы и балета были поставлены балеты К.Молдобасанова: «О манкурте», по ро ману Ч.Айтматова «И дольше века длится день», Э.Жумабаева «После сказки», «Саадак какты», по повести Ч.Айтматова «Белый пароход»; оперы С.Осмонова «Сепил», Ж. Касымбекова «Акын-дын суйуусу» («Любовь поэта»), А. Мурзабаева «Ач карышкыр менен беш улак» («Голодный волк и пятеро козлят»); балеты — К. Молдобасано ва, М. Бурштина «Жаныл Мырза».

С конца 1950 зарождается музыка кино. Му зыку к художественным и документальным филь мам, к киножурналам: А.Малдыбаев, А.Аманбаев «Алыскы тоолордо» (В далёких горах»), С.Меде тов «Алар Тянь-Шанда торолгон» («Они роди лись jB Тянь-Шане»), Н.Давлесов (совместно с А.Малдыбаевым) «В Суусамырской долине», «Мелодия комуза», Т.Эрматов «Ырдын теролушу», («Рождение песни»), «Бакайдын жайыты» («Пастбище Бакая»), «Айсулуунун талаа сы» («Поле Айсулуу»), «Уркуя», «Улан», «Алтын куз» («Золотая осень), «Тоодогу мончок» («Жем чужина гор»), Ж.Малдыбаева «Кунестуу арал» («Солнечный остров»), «Июлдун учунчу куну («Третий день июля»), «Терт портрет» («Четыре портрета»), «Оюмдагы жомок», Э.Жумабаева «Эски тегирмен» («Старая мельница»), «Бурма»; М.Бегалиева «Ак илбирстин тукуму» («Потомок Белого барса»).

Писали музыку к художественным, документальным, мультипликационным фильмам: М.Бе галиев «Баласы атасын кантип сактап калды», («Как сын спас отца»), «Чептен эрдин кучу бек», «Эх, ушу атаэнелер» (Эх, эти родители»); Б.Глу хов «Туболуктуулукке учкай жанашуу тийбестик», «Чеберлердин чогу суроту» («Портрет мастеров»); Б.Абдраимов «Карыя Меке жана караалп» («Старец Меке и чёрный великан»), «Эки коён» («Два зай ца»), «Патриот», «Отузунчу небере» («Тридцатый внук»), «Копуре» («Мост»), «Кургакчылык» («За суха»).

Симфонический оркестр Кыр гызской государственной теле радио-корпорации был создан в 1969. Главным дирижёром и художественным руководи телем был АДжумакматов. Основной задачей ор кестра являлась исполнение произведений кыргыз ских композиторов, мировой классической музы ки, выступление перед населением, пополнение фонотеки телерадио. Оркестр принимает участие во всех международных фестивалях, конкурсах, смотрах и торжественных событиях республики.

Музыкальное образование. Образование по кыргызскому профессиональному муз. искусству началось с создания в 1926 музы кальной студии драмы. В 1930—31 она была преобразована в музыкально-драматический техникум, при к-ром было создано отделение художеств.

В 1936 около 40 юношей и девушек посту пили в театральный институт А.В.Луначарского в Москве, в Московский музыкальный техни кум имени Ипполитова-Иванова — 22, в хорео графический техникум в Ленинграде — 22. В целях обеспечения муз. коллективов и театров образованными специалистами были открыты в Бишкеке музыкальные заведения (в 1939 нынеш нее музыкальное училище имени М.Куренкее ва), в 1940 музыкальная школа ныне детская муз. школа Н.Шубина), открыта на 30 учащихся хо реографическая студия.

В 1940—41 в Московскую консерваторию для подготовки оперных певцов, композиторов, ди рижёров и др. специалистов были направлены 20 юношей и девушек.

В 1940—50 будущие композиторы М.Абдраев, А.Тулеев, А.Аманбаев, позднее С.Медетов, Т.Эрматов, дирижёры — А.Джумакматов, К.Молдо басанов, Н.Давлесов, учились в национальной студии Московской консерватории имени П.Чай ковского, затем получили образование в классе композиции и дирижёрства в консерватории. С 1960 особое значение было уделено муз. обра зованию республики. В центрах областей были открыты музыкальные школы, их кол-во достиг ло 104. Была открыта музыкальная школа име ни М.Абдраева, увеличились число приёма талантливых юношей и девушек в музыкально-хо реографическое училище имени М.Куренкеева. При этом училище были созданы заочное и ве чернее формы обучения. В Бишкеке, Оше, Ка раколе при педагогических институтах на педа гогических факультетах началась подготовка учи телей музыки, в Токмоке открылось музыкаль ное заведение по подготовке специалистов для культурно-просветительской работы, а также были созданы в Караколе в 1970 музыкальное, в 1980 в Бишкеке хореографическое учебное заве дение, при Кыргызском театре оперы и балета и Государственной филармонии были открыты двухгодичные студии. Талантливые юноши и девушки обучались в Москве, Ленинграде, Таш кенте, Алмате и др. городах. В настоящее вре мя в республике имеется 87 муз. школ, где обучаются 12708 учащихся, работают 1564 учителей.

Кыргызский государственный институт искусств имени Б. Б е й шеналиевой — высшее муз. учебное заве дение, созданное в 1967 в Бишкеке. В 1974 ин ституту была присвоено имя народной артистки СССР Б. Бейшеналиевой. В институте имеют ся 4 факультета, 14 кафедр и заочная форма обу чения. В 2000—2001 учебном году в нём обуча лись 422 студента. При институте имеется сим фонический, камерный оркестры народных инструментов и хор студентов.

Кыргызская государственная национальная консерватория— высшее муз. учебное заведение, к-рое открыто в 1993. В 1998 присвоен статус «национальная». В консерватории 5 факультетов (теория, компо зиторский, оркестрово-вокальны


О Кыргызстане
История
Экономика
Фотогалереи
Манас
Каталог
Информеры

Информер

Информер

Вверх
  На главную страницу / О Кыргызстане / Культура / Музыка


Welcome.kg © 2001 - 2017