Welcome.KG
Flowers.KG E-money.KG Forum.KG Flirt.KG
Добро пожаловать в Кыргызстан!
О Кыргызстане | Экономика | История | Фотогалереи | Охота | Манас | Заповедники | Иссык - Куль
  На главную страницу / О Кыргызстане / Культура / Художественная литература

Художественная литература


Первые образцы литературной письменности были запечатлены в древних орхоно-енисейских накаменных памятниках Таласа, в произведениях средневековой тюркоязычной литературы «Кутадгу билиг» Ж.Баласагына и «Дивани лугат ат-турк» М.Кашгари. Письменные традиции древней и средневековой культуры позже были продолжены и развиты в творчестве акынов-письменников и трудах просветителей. Отдельные элементы устной народной поэзии нашли отражение в произведениях Молдо Кылыча «Зилзала» (1911), «Причитания Шабдана» (1912), в период национально-освободительного движе ния (1916) фольклорные традиции были ярко выражены в поэтических произведениях «Бедный народ», «Страдающий народ» Ы.Шайбекова. С 1919 начали издаваться произведения первых профессиональных писателей С.Карачева, К.Тыныстанова, К.Баялинова, Ж.Тулегабылова, О.Ле песова, Б.Калпакова и др. На формирование но вого словесного искусства оказали влияние тра диции акынской поэзии, а также казахской и татарской литератур. Такие произведения, как «Казах», «Поддержка», «Переводчик, «Страда ние», «В добрый путь», «Молодые силы», явившиеся первыми литературными опытами, изда вались на страницах казахских и татарских газет и журналов. В них широко пропагандировались идеи революции, Советской власти, боль шевистской партии, поощрялось стремление к знаниям, звучали призывы к борьбе за равно правие женщин, к строительству нового общества. В творчестве представителей акынской поэзии Токтогула, Тоголока Молдо, Барпы, Ы.Шайбекова, А.Жутакеева и др. проявились признаки нового поэтического мышления. В ноябре 1924 вышел первый номер газеты «Эр кин-Тоо». Это событие имело огромное истори ческое и общественно-культурное значение для молодой республики. На её страницах были опуб ликованы стихотворения А.Токомбаева, М.Эле баева, М.Токтобаева, Ж.Жамгырчиева, Б.Кененсарина.

С середины 20-х годов произведения кыргызских акынов стали издаваться в отдельных сбор никах. В 1925 были изданы сборники «Секет- бай» Боогачы Жакыпбек уулу; «Буудайык», «Пти цы», «Свадьба беркута» Молдо Кылыча; «Нази дания» Тоголока Молдо, «Сборник стихов Ка-сыма» К.Тыныстанова и поэтические сборники «Притча о Ленине», «Красный цветок». Позже в Москве и Ташкенте были изданы сборники А.То комбаева «О Ленине» (1927), А.Токомбаева и Б.Кененсарина «Зеркало женщин».

Политическая лирика была основным стержнем поэзии, её содержание являлось главной оп ределяющей тенденцией художественно-эстети ческого искусства, порождённой общественно- политическими требованиями времени. Само стоятельное развитие получили жанры граждан ской, пейзажной и интимной лирики.

Если в период становления литературы по эты в своем творчестве применяли традиции акынской поэзии в таких жанровых формах, как «секетбай», «арман», «кошок», то в конце 20-х годов в новой поэзии стали появляться элемен ты реалистической литературы. Это выразилось в стремлении правдивого отображения народной жизни, в отражении чаяний и надежд людей в светлое будущее. Новаторство проявилось в со здании новых художественно-выразительных средств, в обновлении принципов композицион ного построения произведений, формировании нового ритмико-интонационного строя стиха, в попытке перехода от песенных жанров к поэзии. Поэтические искания обнаруживаются в стихот ворениях К.Тыныстанова, в произведениях А.То комбаева «Памятник» (1928), Ж.Турусбекова «Ле нинский путь» (1929). Поэты стремились пере дать дух времени, рассказать о важных исторических событиях, используя новые поэтические образы. Расширилось идейно-художественное содержание поэзии, обогатились её тематика и про блематика. Агитация и пропаганда социалисти ческих идей составляет основное содержание по этических произведений, этим объясняется их декларативный и назидательный характер.

С середины 20-х годов в поэзии начинается переходный этап от фольклорно-эпического мыш ления к индивидуальному художественному, что ярче всего проявилось в зарождении лиро-эпи ческого жанра — поэмы. Новый для кыргызской литературы жанр сочетал в себе элементы фор мы и содержания малых народных эпосов и дас танов из акынской поэзии. Такие признаки были отмечены в произведениях АТокомбаева «Бер мет», М.Токобаева «Омуркул и Гульнара», Ж.Жамгырчиева «Тердикбай», С.Наматова «Переворот на юге», Ж.Боконбаева «Прозрение Ка каш», К.Маликова «Кто что скажет?», Б.Кенен сарина «Калбюбю», в к-рых авторами делались попытки запечатлеть идеи нового времени. Эс тетическое освоение действительности все еще находилось в зависимости от влияния фольклорного мышления. Поэтому диалектика обществен ной жизни, вобравшая в себя противоречивые явления и сложные процессы, происходившие в сознании психологии народа, не получила свое го художественного воплощения на достаточном эстетическом уровне. Усилия в этом плане были предприняты К.Тыныстановым в поэме «Жаныл Мырза», где он, используя особенности эстети ческой природы жанра, сумел добиться созда ния в своей поэме духовного национально-ис торического колорита.

После революции художественные произведе ния создавались представителями творческой молодежи, обучавшейся за пределами республики. Авторы в одних, обычно небольших, прозаи ческих произведениях повествуют о судьбах зна комых им людей, бытовых явлениях, о пережит ках прошлого, о взглядах современной молодё жи на семью и любовь, в других продолжают использовать фольклорные сюжеты и мотивы. Эти явления были стимулированы традициями уже сложившейся реалистической прозы в казахской и татарской литературах. Первые образцы кыргызской реалистической прозы стали появ ляться в жанре рассказов и юморесок.

Одним из тех, кто своим творчеством внёс существенный вклад в развитие прозаических жанров, был С. Карачев, рассказы к-рого «Он не сумел соединиться со своей любимой», «Из бежал брака», «Страдающие влюблённые», «На берегу Ь1сык-Кёля», «Обманутая дочь Нура», «Ку кук и Зейнеп» в 1919—20 были опубликованы на страницах газеты «Кёмёк» («Поддержка»). В этих рассказах были отражены актуальные проблемы молодёжи: любовь и взаимоотношения молодых людей, феодально-патриархальные ус тои, препятствующие их счастью и приводящие, в результате, к драматическому финалу, их стрем ление к знаниям, политические, социальные и морально-этические противоречия, возникающие между поколениями отцов и детей.

В середине 20-х годов были изданы рассказы К.Тыныстанова «Вместе с Марией на берегу Ысык-Кёля» (1924), К.Баялинова «Детские рас сказы», «Лиса и сурок», «Ласточка и змея», «Смерть сироты» (1926), художественно-эстети ческий уровень к-рых был недостаточно высок. Молодые писатели, опираясь на традиции уст ной прозы, пытались освоить и воплотить в про изведениях новое идейно-тематическое содер жание.

Издание литературных произведений в газе тах и журналах, оживление нац. журналистики стали толчком для развития реалистической прозы. Выпуск в середине 1928 культурно-просве тительного журнала «На пути новой культуры» обусловил приток в литературу новых имён. В 1928—29 были выпущены рассказы М.Догдурова «Жаманбай»; С.Наматова «Мечта без помех», «Тынымкан»; М.Абдукаримова «Смерть Кулбая»; С.Сасыкбаева «Минсулуу»; У.Абдукаимова «На рассвете»; К.Жантошева «Две сироты»; Р.Шукур бекова «Жаркынай»; Ш.Коконова «В наши дни»; К.Баялинова «Мурат». Основой сюжета расска зов С.Карачева «Перед зарёй свободы», «В дни неволи», повести К.Баялинова «Ажар» послужили трагические судьбы кыргызских девушек и жен щин в прошлом. Под влиянием творчества ка захских и татарских писателей стала формировать ся драматургия. По инициативе кыргызской молодёжи в аилах, а также сельских учителей, начали создаваться небольшие пьесы. По моти вам драматических произведений «Букулбай», «Алымкул», «Пережитки прошлого» были сдела ны сценические постановки. Первые драматур ги О.Лепесов, К.Баялинов написали пьесы «Го лод», «Ростовщик» и «Куйручук». В этих ран них драматических произведениях получили вы ражение темы, идеи и мотивы, характерные для всей литературы в целом. Предметом внимания драматургов в них явились события 1916 года, трагические для кыргызского народа, националь но-освободительное движение против царских колонизаторов, а также борьба между старыми и новыми порядками.

Одним из драматических произведений, от вечающих требованиям реалистического искус ства, явилась пьеса М.Токобаева «Горемычная Какей» (1926). Эта драма посвящена злобо дневной и актуальной теме того времени — не равенству женщин в обществе.

В конце 20-х годов драматургия сформиро валась окончательно как новое явление кыргызской литературы. Ряды драматургов (С.Карачев, Ш.Коконов) стали пополняться новыми сила ми (К.Жантошев). Свои одноактные пьесы «Пастухи», «В аиле», «Сын Ленина», «Алым и Ма рия», «Пусть убираются богачи», «Карачач» (1928) К.Жантошев создавал для драматических кружков. Популярным произведением стала дра ма С.Карачева «Председатель Зейнеп» (1929). При Фрунзенском педагогическом техникуме в 1927 был организован литературный кружок «Кызыл учкун». Перед кружковцами стоял ряд злобод невных задач: недопущение в кыргызской ли тературе реакционной тенденции, непримири мая борьба с буржуазной идеологией и др.

В 1930 нац. литература продолжила новые поиски, опираясь на прежний художественно-эстетический опыт и творчески переосмыслив противоречия исторического и современного разви тия общества. Идеология политической власти стала главным источником художественного мышления. Решение общественно-политических задач мастерами художественного слова вырази лось в одностороннем стремлении к социалистической идеализации, формировании проле тарского духа в сфере художественной культуры и творческой деятельности, что привело к тому, что и в рядах местных писателей стали выявлять буржуазных националистов, подвергать их преследованиям как врагов народа. Запрещение за ниматься некоторым из них писательской дея тельностью оказало влияние на общий литературный процесс.

23 апреля 1932 было принято постановление ЦК ВКП(б) «О преобразовании литературно-ху дожественных организаций», к-рое имело боль шое значение в дальнейшей судьбе литературы и искусства республики. На основании этого по становления Кыргызский обком ВКП(б) в июне 1932 принял решение о перестройке организации кыргызских писателей. В результате был создан Союз писателей Кыргызстана, 1 съезд к- рого прошёл 21—25 апреля 1934 во Фрунзе. Председатель Союза писателей АТокомбаев сде лал доклад «О развитии литературы Кыргызста на, социалистической по содержанию и на циональной по форме». В нём были отражены достижения кыргызской литературы за 10 лет, кроме того, были указаны и недостатки, а также обозначены идейные направления, согласно к- рым кыргызские писатели были разделены на два лагеря: те, кто служат идеалам революции и противостоят чуждым элементам, и чуждые элемен ты, препятствующие развитию социалистиче ской литературы.

1 съезд Союза писателей СССР, проходивший в 1934, определил дальнейшие пути развития ху дожественной литературы. На съезде принима ли участие кыргызские писатели А.Токомбаев, К.Баялинов, М.Элебаев, Ж.Турусбеков, К.Ма ликов, Ж.Боконбаев.

По сравнению с др. жанрами литературы, поэзия более оперативно реагировала на все из менения в жизни общества и активно отобража ла их. Были расширены её идейно-тематические рамки, возрос внутренний динамизм, она стала более содержательной. По-прежнему, определя ющей в поэзии была политическая лирика, со держание к-рой диктовалось указаниями партии. Само это явление стало воодушевляющим фак тором для начинающих молодых писателей. В этот период зародилась целая плеяда талантли вых молодых поэтов и писателей: Р.Жамгырчи- нов, Т.Уметалиев, К.Маликов, А.Осмонов, А.Токтомушев, Р.Шукурбеков, М.Алыбаев, Т.Шамшиев. Кыргызские поэты с большим эн тузиазмом прославляли тему труда и коллекти визма, показывая изменение политического самосознания и поведения человека, его мораль но-этических норм. Основные темы поэзии 30-х годов определялись социальными запросами того времени. В своих поэтических произведениях авторы передавали стремление кыргызской мо лодёжи к знаниям, показывали отношение лю дей к сельскому хозяйству и труду вообще, к вве дению новой техники в городе и селе, к новым формам хозяйствования.

В результате взаимодействия литератур, обмена творческим опытом в кыргызской литературе широко стали развиваться пейзажная, философская, интимная и публицистическая виды лирики, получившие отражение в сборниках сти хов А.Токомбаева «Атака» (1931), «Сборник стихов» (1935); М.Элебаева «Фронт» (1933), «Приветственное письмо» (1938); Ж.Боконбаева «Пло ды труда» (1933), «Комуз» (1938); Ж.Турусбекова «Весёлая молодёжь» (1933), «Родина» (1938); Т.Уметалиева «Сборник стихов» (1937); К.Мали кова «Новые стихи» (1937); А.Осмонова «Звёзд ная молодежь» (1937); Т.Шамшиева «Отуз Адыр» (1934) и др.

Для поэтических жанров этот период стал на чалом избавления от сильного влияния фольк лорных традиций, творческих поисков нового содержания и формы, что способствовало обнов лению способов эстетического постижения но вой действительности. В произведениях А.То комбаева «Узник Марат»; Ж.Боконбаева «Случай на Капчыгае»; К.Маликова «Жыпар и Шарипа»; Т.Уметалиева «Айсулуу»; А.Токтомушева «Пись мо из Какшаала»; Т.Шамшиева «Отуз Адыр» изображалось противопоставление прошлого и настоящего, затрагивались темы неравенства, сво боды и эмансипации женщин. Однако в создан ных поэмах психология отдельного человека, изменения в его личной жизни, диалектика ха рактеров и ситуаций были отражены недостаточ но глубоко. Драматические ситуации описы ваются в форме хроники. Несмотря на это, в эпическом жанре наметилась тенденция индиви дуально-художественного мышления. Освоение эстетики реалистического искусства нашло вы ражение в поэме Ж.Турусбекова «Мать». Созда нием романа в стихах А. Токомбаева «Крова вые годы» расширились границы эпического жанра.

В 30-е годы жанры прозы в кыргызской литературе, особенно её малые формы, развивались достаточно интенсивно. Важную роль в их акти визации сыграл журнал «Чабуул». Из опублико ванных в журнале произведений, особым сти лем повествования, созданием живых характеров персонажей и художественным оформлением вы деляются рассказы: «В буранный день», «Суро вые годы» М.Элебаева; «Тайна мелодии» АТокомбаева; «Раскрытая провинность», «Жёлтень кий ягненок» К.Маликова; «Мальчик-путеше ственник», «Третий город», «Патриот Родины» К.Эсенкожоева. Рассказы К.Эсенкожоева раздви нули границы жанров кыргызской прозы своим обращением к фантастическим сюжетам. Новые шаги были сделаны в жанре повести. В этот период вышли в свет следующие повести: «Днестр впадает в глубокое море», «Раненое сердце» АТо комбаева, «Молодцы» К.Маликова, «Молодые» К.Жантошева, «Батыр горного народа» Р.Шукур бекова. Своеобразием воплощения индивидуально-художественного мышления среди них выделяются произведения А.Токомбаева и К.Жанто шева.

Как показатель зрелости профессиональной литературы в эти годы достойное место в худо жественной литературе начинает занимать жанр романа. Были опубликованы произведения М.Элебаева «Долгий путь» (1936), Т.Сыдыкбе кова «Кен-Суу» (1937—38), К.Жантошева «Ка ныбек» (1 книга).

В ноябре 1930 во Фрунзе был открыт Кыр гызский гос. театр, в связи с чем были приняты постановления, одно из к-рых — «О деятельно сти Кыргызского государственного театра» (1935), способствовало дальнейшему развитию драматур гии. В этот период ряды драматургов пополни лись новыми именами. Расширились рамки дра матического жанра, углубилось идейно-тема тическое и образное содержание, обогатилась поэтика произведений. В драмах К.Маликова «Жертва равноправия» (1930), Ш.Коконова «Но вая жизнь» (1930), А.Куттубаева «Враги колхоза» (1934), Ж.Боконбаева «Препятствие» (1934), Ж.Турусбекова «Случай в Беш-Мойноке» (1934), Р.Шукурбекова.«Среди могил» изображались события жизни народа в период коллективизации, показано острое классовое противоречие между новым и старым. Вместе с тем создатели кыргызской драматургии стали чаще обращаться к историческим событиям, к биографиям извест ных людей, к фольклорным образам. К таким произведениям, в первую очередь, можно отне сти «Академические вечера» К.Тыныстанова в со авторстве с К.Жантошевым, Ш.Коконовым, А.Сопиевым (1937); «Ажал ордуна» Ж.Турусбе кова (1935), «Семетей» (1937), «Токтогул» (1938) Ж.Боконбаева; «Айчурёк» Ж.Турусбекова, Ж.Боконбаева, К.Маликова; «Саринжи-Бёкёй» К.Эш- мамбетова (1939). Цикл пьес «Академические вечера» по своему содержанию был признан про тиворечащим социалистической идеологии и ком мунистическому мировоззрению, позже был подвергнут резкой политической критике («Правда», 7 марта 1937) и запрещён для постановки в те атре. Автор «Академических вечеров» К.Тыныс- танов был признан политическим преступником и репрессирован. Такая участь выпала и на долю драмы Ж.Боконбаева «Золотая девушка». Пьесе же Ж.Турусбекова «Ажал ордуна» была дана по ложительная оценка как произведению, в к-ром были намечены признаки нового художествен ного мышления. Обращение драматургов к сю жетам эпоса «Манас» стало важным явлением в истории художественного слова, хотя в пьесах и не наблюдалось нового творческого подхода в раз работке тем, идей и образов. В эти же годы за рождается и жанр комедии. Комедии Р.Шукурбе кова «Жапалак Жатпасов», К.Жантошева «Дардаш» являются первыми произведениями этого жанра.

В изображении и раскрытии социально-по литических и социально-культурных проблем общественной жизни кыргызского народа 40-е годы в истории литературы считаются особым периодом. К этому времени в решении идейно-худо жественных задач кыргызская литература нако пила богатый эстетический опыт. Перед кыр гызской литературой, как и перед всей совет ской, встала задача пробуждения военно- патриотических и героических чувств народа. С началом войны часть писателей отправилась на фронт защищать родину. М.Элебаев, Ж.Турус- беков, К.Эсенкожоев и Ж.Ашуубаев, сделавшие весомый вклад в формирование литературы, по гибли на войне. Основными темами литерату ры военных лет явились защита Отчизны, про славление героизма солдат и самоотверженного труда жителей тыла, патриотизм, интернационализм и дружба народов СССР, получивших отражение в поэтических сборниках Ж.Боконба ева «Взлёт беркута» (1941), М.Элебаева «Приветственное письмо» (1941), А.Токомбаева «Вперёд» (1942), «Благословление» (1944), К.Маликова «Кровь за кровь» (1942), «Друзья из Ала-Тоо» (1945) и др. В поэзии появились новые песен ные жанры — песня-прощание, песня-клятва и др. В литературе широкое применение получи ли художественные средства и стилевые приемы народной устной поэзии, образы-символы.

В жанре поэмы были написаны «Смерть и Честь» Ж. Боконбаева, «Трагедия разбойника», «Куда денется» Ж.Турусбекова; «Возрождённые», «Три чаши», «Тополь Эшимкана» А.Осмонова. В них заключался призыв к патриотизму, воспевались сила и единство народов, утверждался оптимистический дух. Кроме того, в этих произведениях были изображены трагические события войны.

В послевоенные годы были изданы сборни ки стихов Т.Уметалиева «Победа» (1946), К.Ма ликова «Стихотворения» (1947), А.Токтомушева «День» (1947, М. Алыбаева «Стихотворения (1947). Тема Великой Отечественной войны прочно утвердилась в реалистической поэзии и способствовала её развитию. Новой художествен но-эстетической вершиной в кыргызской поэзии стало творчество А.Осмонова. Художественным новаторством отличились такие произведения поэта, как «Женишбек», «Майский день», «Кто бы мог это быть?», к-рые явились образцами нового жанра поэмы. В поэмах К.Маликова «Дружба и любовь», Т.Уметалиева «Кубат», М.То- кобаева «Сагымбай», Н.Жетикашкаевой «Возго ревшееся пламя» была попытка придать теме вой ны новое содержание. Темы национально-осво бодительного движения 1916 года, историчес кая роль и значение выдающихся людей 19 в. в судьбе народа в эпическом плане нашли художе ственное выражение в романе в стихах А.Токомбаева «Перед зарёй» (1947) и поэме К.Маликова «Балбай». По масштабности, исторической дос товерности и реалистичности, колоритности об разов, по художественному мастерству эти про изведения стали образцами кыргызской поэзии.

Итогом анализа и партийной оценки литера турно-художественных тенденций, развивающих ся в многонациональной литературе, стало при нятие ЦК ВКП(б) постановления от 14 августа 1946 «О журналах «Звезда» и «Ленинград»» и по становления от 26 августа того же года «Об улуч шении репертуаров драматических театров и пу тях их совершенствования». Эти партийные до кументы стали руководящей основой для идео логизации, политизации литературы и искусст ва. В обществе начались преследования писате лей, к-рые якобы сеют среди населения смуту, враждебно относятся к социалистическому реа лизму и предают общественно-политические интересы народа. В кыргызской литературе такому политическому обвинению были подверг нуты А.Токомбаев из-за романа «Кровавые годы», К.Маликов из-за поэм «Балбай», «Дружба и любовь», А.Осмонов из-за сборника стихов «Ма хабат».

В прозе военных лет писатели в новом эпи ческом освещении пытаются изобразить героиче ские действия людей на фронте и в тылу. В рассказах и очерках начинают занимать место эле менты документализма, хроники, публицисти ки. Примерами являются серия рассказов А.То комбаева под названием «Прославленные сыно вья кыргызов» (1943), очерки К.Жантошева «Чол- понбай» (1943), К.Маликова «Из просторов Жай ылмы» (1943), С.Сасыкбаева «Нурлан» (1944). Рассказы М.Элебаева «Из далёких гор», «В пос ледние дни» (1942), Т.Сыдыкбекова «Ссора, об ращенная в пользу» (1943) свидетельствовали об эволюционном развитии жанра. Повесть также становится все более зрелой, идейно и эстети чески богатой. Эти качества выразились в про изведениях А.Токомбаева «Раненное сердце» (1941), К.Баялинова «Бакыт* (1947), Н.Байте мирова «Азамат» (1948).

В послевоенные годы Т.Сыдыкбеков своим романом «Люди наших дней» (1948) определил новую вершину развития жанра романа в кыргызской литературе. Писателю за это произве дение была присуждена Сталинская премия, впоследствии роман был переведён на многие языки мира, что способствовало выходу нац. прозы на мировую арену.

Военные события фронта и тыла стали основ ной темой одноактных и многоактных пьес и драм. В драмах «Клятва» А.Токомбаева, «Дочь гор» Ж.Боконбаева, «Чёрный туман» К.Эшмам бетова, «Молодцы» К.Жантошева и О.Сарбагы- шева, «Патриоты» К.Маликова и А.Куттубаева были изображены героизм и мужество солдат. Обращение кыргызских писателей к духовному наследию прошлого и, особенно, к эстетическому опыту эпоса «Манас» и др. героических эпо- сов кыргызского народа было обусловлено духом времени. Т.Сыдыкбековым и К.Рахматуллиным были созданы драмы «Манас и Алмамбст», К.Жантошевым «Курманбек», К.Маликовым и А.Куттубаевым «Жаныл», А.Токомбаевым и К.Маликовым либретто к опере «Манас», К.Ма ликовым либретто к опере «Сейтек». Свою дра матургическую деятельность развернул и А.Ос монов, хотя в произведениях, созданных им в этом роде литературы, он не смог добиться тех высот, к-рых он достиг в лирике. Широко рас пространённая в драматургии послевоенных лет «теория бесконфликтности» не дала положитель ного результата для её дальнейшего развития. В этот период в драматургию пришли новые та ланты, такие как Т.Абдумомунов, Н.Байтемиров, Н.Жетикашкаева, С.Шимеев.

В 50-е годы в идейно-тематическом отноше нии кыргызская поэзия расширила свои рамки, в ней утверждались новые поэтические принци пы, обогатилась система изобразительно-выра зительных средств, повысился уровень профес сионализма поэтов. В стихотворениях и поэмах раскрывались темы мира, труда, дружбы наро дов и сотрудничества и др. Профессиональные поэты по-новому, творчески подходили к ис пользованию фольклорных мотивов.

В послевоенные годы в ряды кыргызских пи сателей влилась плеяда молодых поэтов — С.Аб дыкеримова, Т.Адышева, А.Белеков, М.Жан газиев, С. Жусуев, Б. Сарногоев, Э.Узакбаев, С.Эралиев и др. Их первые стихи были напеча таны в сборнике «Молодые голоса». В сборни ках произведений Р.Шукурбекова «Стихи и басни» (1957), «Эхо Ала-Тоо» (1958) художествен ным фактом стало тесное переплетение тради ций профессиональной поэзии и фольклорного наследия. Это явление проявилось и в зарожда ющихся жанрах поэтической сатиры. Наглядным примером стал сборник М.Алыбаева «Будьте здо ровы!». Сатирическое произведение Р.Шукурбекова «Два зайчонка» (1956) стало примером мастерского использования сюжетов народных ска зок, произведения лиро-эпического жанра ста ли новыми по содержанию.

Заметное развитие в послевоенные годы по лучает жанр поэмы. В 1952 вышла поэма А.То комбаева «Своими глазами». В душе главного героя, Нурбая, крестьянина-середняка, проис ходит сложная внутренняя борьба, связанная с событиями, происходящими в аиле. Во второй части поэмы автор дает панораму обновлённого края с его заводами, цветущими садами, к-рые заложили герои поэмы. В поэме Т.Уметалиева «Кубат» (1953) дан идеализированный образ кыр гызского воина, показан его героизм, предан ность Родине, внутренний духовный мир, сила и воля. «Отчёт Маяковскому» (1957) М.Алы баева стал примером публицистической поэмы. Лирико-романтическая поэма С.Эралиева «Ак- Мёёр» считается высоким образцом творческого отношения поэта к жанровому, образному наследию народного устного творчества.

В 50-е годы продолжает интенсивно разви ваться проза. Активизации жанра рассказа спо собствовали поиски молодыми писателями ти пичных жизненных явлений и историй человече ских судеб, к-рые затем они воссоздали в своих произведениях. Таковы рассказы Ч.Айтматова «Ночной полив», «Переправа», «Белый дождь»; К.Каимова «Настроение начальника», «Человек в бутылке», «Последняя встреча». Стремление к новым формам реалистического описания в од них рассказах, создание типических образов с помощью сатирических приемов изображения в других, актуальность поднятых в них проблем спо собствовали развитию этого жанра.

В повестях К.Жантошева «Пламенная моло дёжь» (1951), С.Сасыкбаева «Дочь фабрики» (1955), А.Убукеева «Сын чести» (1956) делается попытка изобразить проявление личностных ка честв людей в труде и производстве. Яркими событиями в литературной жизни стали повести Ч.Айтматова «Лицом к лицу» (1957) и «Джами ля» (1958). Если в повести «Лицом к лицу» ху дожественными достижениями являются глубокий психологический анализ, изображение драматизма внутреннего мира героини, то «Джами ля» отличается поэтическим лиризмом, ове янным романтикой, гуманистическим пафосом. Кыргызский роман также пытался развить свои возможности. В 50-е годы были опубли кованы романы Н.Байтемирова «Молодые серд ца» (1953), «Последняя пуля» (1955), «Жылдыз- кан» (1959); Т.Сыдыкбекова «Дети гор» (1953), «Среди гор» (1955—58). Отличительной чертой переработанного варианта романа «Кен-Суу» яв ляется глубина образов, масштабность реалисти ческого описания социально-политического, культурного развития жизни кыргызского аила. Творческую активность проявил в жанре романа Н.Байтемиров. В эти годы в литературу уверен но вступили Ш.Абдраманов, А.Айтбаева, Ч.Ай тматов, Ш.Бейшеналиев, К.Бектенов, К.Каи- мов, Ж.Мавлянов, С.Омурбаев, З.Сооронбаева и другие прозаики.

В 50-е годы значительные изменения пре терпела и кыргызская драматургия. Постановка на сцене произведений мировой и русской классической драматургии на кыргызском языке способствовала достижению новых художествен но-эстетических завоеваний. Однако крепко уко ренившаяся в драматургии «теория бесконфлик тности» не ослабила своего влияния. В этот период появились историко-биографические дра мы «Народный певец» К.Жантошева (1952), «Барпы» М.Борбугулова (1958); драмы «Каны бек» К.Жантошева (1956), «На высокой земле» К.Маликова (1956) с присущим им историко- революционным пафосом. Новаторством, твор ческими исканиями, высоким профессионализ мом отличается драматургия Т.Абумомунова. Богатство внутреннего мира человека стало пред метом его художественного исследования. Молодой драматург уже своими первыми пьесами внёс существенный вклад в развитие жанра дра мы, придав ему общественно-культурное и худо жественно-эстетическое содержание. Его произведениям присущи драматизм событий, острота конфликта, глубокий психологизм, яркая кон трастность в передаче чувств и переживаний. Эти признаки характерны для его драм «В узком ущелье» (1953), «Дочь Атабека» (1956), «Ашир бай (1957).

На 2 съезде писателей Кыргызстана (1954) и Второй декаде кыргызской литературы и искус ства в Москве были рассмотрены достижения и упущения кыргызской литературы, намечены дальнейшие пути развития и поставлены новые творческие задачи и цели.

60-е годы являются особым периодом в исто рическом развитии кыргызской литературы. В этот период продолжали развиваться худо жественно-эстетические традиции предшествую щих лет, были совершены новые художествен ные открытия, разработаны новые направления. Идейно-эстетическому развитию литературы так же способствовало укрепление интернациональных взаимосвязей кыргызской литературы с литературами республик СССР и мировой литера туры в целом, к-рые проявились в проведении литературных и культурных декад, фестивалей. Оживилась переводческая деятельность. Установ ление Гос. премий имени Токтогула, Ленинс кого комсомола способствовало качественному развитию художественной литературы. Издание в 1967 еженедельной газеты «Кыргызстан мада-нияты» стало важным событием в истории нац. культуры. Присуждение Ленинской премии Ч.Айтма тову за книгу «Повести гор и степей» (1963), Гос. премии СССР за повесть «Прощай, Гульса ры!» (1968), Гос. премий Кыргызской ССР име ни Токтогула А.Токомбаеву (1967) за роман «Пе ред зарёй» и Т.Абдумомунову за драмы «Совесть не прощает», «Любовь и надежда» стало знаме нательным событием в истории нац. литературы и в культурной жизни страны.

Приход в литературу в 60-е годы Т.Байзаков а, Ж.Садыкова, Р.Рыскулова, О.Султанова, А Кыдырова, Э.Ибраева, Ж.Алыбаева, С.Урман- бетова, Э.Турсунова, М.Абылкасымовой, С.Аб дыкадыровой, М.Буларкиевой, Ж.Абдыкалыко ва, К.Жуманазарова, Т.Молдобаева, Н.Жаркын- бая, Т.Кожомбердиева, Ж.Мамытова способство- росту художественно-эстетического уровня поэзии. Тенденции жанрово-стилевого, идей но-художественного обогащения лирики наблю даются в сборниках С.Эралиева «Мигающие звёз ды». «Путешествие к звёздам»; Б.Сарногоева «Белы й колпак», «Неугасающая надежда», «Горы и го рцы»; С.Жусуева «Надежда», «Мелодии на строения», «Клубящиеся облака»; Ж.Садыкова «Сары озён», «Посвящение в тайну»; Р.Рыскуло ва «Поющая пиала», «Праздник солнца»; О.Султанова «Тридцатая станция»; М.Абылкасымовой «Этой весной много цветов», «Вера всегда в сердце моём»; Т.Кожомбердиева «Красное яблоко», «Утренняя симфония»; Ж.Абдыкалыкова «Жизнь продолжается», «Ночная серенада»; Ж.Мамыто ва «Люблю огонь». В этот период в кыргызской системе стихосложения сложилось новое направлен ие. В творческой практике С.Эралиева, а за ним Р.Рыскулова, О.Султанова, Т.Кожомбердиева, М.Абылкасымовой получают развитие достаточно гармоничное обращение и к новым фор мам свободного белого, акцентного стиха, и к «старым», т.е. традиционным, но уже также пе реосмысленным, когда того требует художествен ное содержание. В поэмах С.Эралиева «Путеше ствие к звёздам», «Дорога»; С.Жунушева «К жи вым»; Б.Сарногоева «Неугасающая надежда»; Ж.Садыкова «Калча»; Р.Рыскулова «Космический манифест», «Оратория о моей республике»; М.Абылкасымовой «Говорит памятник»; Т.Бай закова «Паризат»; Ж.Абдыкалыкова «Белые вол ны», «Жизнь продолжается» единство формы и содержания восходят на новый, более высокий уровень. Эпичность, стремление к монументализму проявились в переработанном и допол ненном варианте романа в стихах АТокомбаева «Перед зарёй» (1962).

Из эпических прозаических жанров большую энергию проявляет рассказ. Написанные в 60-е годы рассказы Т.Сыдыкбекова, О.Даникеева, Н.Байтемирова, Ш.Бейшеналиева, К.Каимова, А.Саспаева отличаются глубиной мысли, идей но-тематическим и стилевым разнообразием, богатством изобразительно-выразительных средств, яркой образностью, психологической убедительностью. В этот период еще более рас ширяются грани исследования жанра повести, где особое ударение делается на проблемы чело века и общества, человека и природы, пробле мы самопознания, актуализируются философ ские проблемы человечества. Доказательством этого служит литературный опыт Ч.Айтматова. Художественно-эстетические достоинства произ ведений «Первый учитель», Материнское поле», «Прощай, Гульсары!» привлекли внимание ино язычного читателя. Повести О.Даникеева «Тай на девушки», К.Жусубалиева «Солнце не закончило автопортрет», М.Байджиева «Тропа», К.Жусупова «Аянкул», «Лесорубы», А.Стамова «В позднюю осень» свидетельствуют о новых жанровых исканиях молодых прозаиков. В 60— 70-е годы возник и успешно развивался жанр историко-биографического романа. Женщинам- героиням посвящены романы Н.Байтемирова «Памятник истории», «Жылдызкан», С.Омурба ева «Телегей»; получила художественное освеще ние жизнь чабана, Героя Социалистического Труда, Рахматалы Сарбаева в романе Ш.Бейше налиева «Испытание славой»; роман К.Каимова «Атай» повествует об известном комузисте и ме лодисте Атае Огонбаеве; роман К.Бектенова «Та балды-Пудовкин» рассказывает о жизни и дея тельности кыргызского революционера Табалды Жукеева. Перемещение центра эстетического ос воения действительности на плоскость внут реннего мира литературных героев в романе А.Узакбаева «Битва» свидетельствовало о пере ходе кыргызской прозы на качественно новый высокий уровень. Тяготение к историческому прошлому кыргызского народа проявилось в твор честве Т.Касымбекова. Его большой многопла новый роман «Сломанный меч» рассказывает о жизни кыргызов в период Кокандского ханства. В романе реалистически описывается историчес кое прошлое Кыргызстана, затронут широкий круг общественных, социальных и политических про блем. Ряды прозаиков дополнились молодыми творческими силами, в литературу пришли Э.Борбиев, М.Гапаров, А.Жакыпбеков, С.Жети-мишев, А.Моддакматов, К.Осмоналиев, М.Сей талиев.

В декабре 1960 на Пленуме Союза писателей обсуждался вопрос о положении драматургии и дальнейших мерах её развития. Идейно-художе ственные искания в драматургии прежде всего были связаны с развитием историко-биографи ческой и историко-революционной тематики. К таким произведениям относятся драмы А.Током баева «Зёрна бессмертия», «Восход солнца»; К.Маликова «На высокой земле»; Н.Байтемиро ва «Уркуя»; Ш.Бейшеналиева «Кычан»; Т.Абду момунова «Любовь и надежда»; Ж.Садыкова «Жу кеев-Пудовкин», «Дружка»; Б.Жакиева «Мин кыял»; Т.Касымбекова «Алымкан». Драматизм героических будней тыла в годы Великой Оте чественной войны, высокий патриотизм, граж данственность, глубокий психологизм характер ны для пьес Б.Жакиева «Судьба отца», АДыйкан-баева «Святая вода», Б.Омуралиева «Незабывае мые дни», «Эхо»; Ж.Садыкова «Встретившиеся»; М.Жакыпова «Черный медальон». Среди пере численных произведений драма Б.Жакиева «Судь ба отца» резко отличается своей высокой худо жественно-эстетической ценностью, своеобраз но новым разрешением темы. Жизненная фи лософия человека, проблема чести и достоин ства удачно раскрыты в драмах Т.Абдумомунова «Совесть не прощает», М.Байджиева «Дуэль». Мастерское изображение внутреннего мира человека, раскрытие нравственных и социальных проблем общества в этих произведениях опреде лили им достойное место в истории литерату ры. Специфика комедийного жанра в драматур гии была выражена в отдельных пьесах Т.Абду момунова, Ж.Садыкова, М.Борбугулова, М.Той баева.

В 70—80 годы были приняты постановления «О положении художественного перевода и ме рах его улучшения» (1971), «О литературно худо жественной критике» (1972), «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспита тельной деятельности» (1972). Эти партийные указания оказали неоднозначное воздействие на развитие литературного процесса. Если в осуществлении и развитии практических проблем художественного слова партийные решения сыг рали позитивную роль, то с др. стороны, наи более существенной и важной, тоталитарная си стема ограничила свободу художественного мыш ления.

В кыргызской поэзии, наряду с поэтами старшего и среднего поколения, успешно разви вала свое творчество молодая плеяда поэтов — Т.Кожомбердиев, Ж.Мамытов, К.Ташбаев, С.Тургунбаев, Т.Самудинов, О.Кочконов, О.Соо ронов, К.Сабыров, А.Омурканов, А.Токтогулов, А.Жакшылыков, АРыскулов, Э.Кылычев, М.Аама- тов, Ж.Дуйшеев и др. А приход в большую поэ зию А.Дегенбаевой, С.Акматбековой, Р.Карагу ловой, Р.Мукашовой, А.Чойбековой, А.Узако вой и др. ознаменовал появление в кыргызской литературе условного понятия «женская поэзия». Динамика поэтической мысли и её развития проявляется в поэтических сборниках Н.Байте- мирова «Поэма о любви» (1975), «Весна любви» (1979), С. Эралиева «Аильные напевы» (1976); СЖусуева «Высокое небо» (1979); Б.Сарногоева «Отчёт, данный с перевала (1982)»; Т.Кожом бердиева «Мать и огонь» (1972), «Неугасимый очаг» (1972); О.Султанова «Аэропонарама» (1970), «Сотая песня о усталости» (1982), «Поэма о тебе»; Ж.Мамытова «Жизнь воды» (1981), «Пусть тебе исполнится сто лет, о мой век» (1987); С.Акмат бековой «Дождь», «Прошлогодний лист» (1987); С.Тургунбаева «Песня света»; Н.Жаркынбаева «Ко чевье кыргызов» (1986) и др. Рост творческого мастерства поэтов выразился в интенсивном об новлении жанрового состава поэзии, средств изобразительности и выразительности, поэтичес ких интонаций и т.д. В 1982 году званий лауреатов Гос. премии Кыргызской ССР имени Ток тогула были удостоены Т. Уметалиев за поэти ческий сборник «Горные цветы», М Абыл касымова — «Цветы просят влаги», Н.Байтемиров — «Любовь — мои крылья», С.Эралиев — «Сельс кие вечера», Ж.Мамытов — «Пусть тебе испол нится сто лет, мой век», а премия Ленинского комсомола была присуждена М.Абылкасымовой за поэтический сборник «Веру в сердце храню» и поэмы «Памятник не молчит», «Отчизна это знает» (1970). В 1970 премии Ленинского ком сомола Кыргызстана были присуждены Ж.Абды калыкову за поэмы «Белые волны», Т.Кожом- бердиеву за поэтические сборники «Утренняя симфония» и «Красное яблоко»; в 1972 М.Жан газиеву за книгу «Дитя — моя жизнь»; в 1979 А.Жакшылыкову за сборники стихотворений и поэм «Перед полуднем», «Благодатная весна», в 1981 Ж.Мамытову — за цикл стихов «Скайлеб», поэму-сказку «Сказка о храбром Чилтене», в 1983 А.Рыскулову за поэтический сборник «Стрелки твоих часов», в 1987 Т.Муканову за книгу стихов «Мир души»; в 1989 М.Ааматову за сборник «Встреча зари». Проявлением высокой оценки поэтического труда явилось присуждение премии Союза писателей Кыргызстана имени А.Осмо нова Б.Сарногоеву за сборник стихотворений и поэм «Отчёт, данный на перевале» и А.Рыскуло ву за поэтический сборник «Стихи» (1986).

Кыргызские поэты активно и плодотворно раз вивали свои творческие возможности в лиро-эпи ческом и эпическом жанрах. В 1973 за роман в стихах «Золотая гора» А.Токтомушеву была при суждена премия Кыргызской ССР имени Токто-гула. В поэмах Эралиева «Заветы Жаныл Мыр зы», «Гордец»; С.Жусуева «Неизвестный солдат»; С.Тургунбаева «Две скалы»; Ж.Садыкова «Бегущая вода»; Н.Жаркынбаева «Кочевье кыргызов»; АРыскулова «Артерия времени» проявились луч шие достижения кыргызской поэзии. Роман в стихах О.Султанова «Судьба человека» (1986), исследующий проблемы духовности личности, свидетельствует о том, что поэтическая мысль в современной кыргызской литературе достигла эпических масштабов.

В 70—80 годы в кыргызской прозе произош ли заметные сдвиги в расширении идейно-художественной проблематики, в художественно-эс тетическом, жанрово-стилевом обогащении. В рассказах раскрывалась сложная психология внут ренней жизни человека, прослеживались отдель ные моменты в судьбах героев. Процессы обновл ения жанров прозы получили выражение в твор честве старшего и среднего поколения писателей, имена к-рых уже упрочились в литературе. К их числу можно отнести М.Абакирова, О.Ай тымбетова, К.Акматова, Ж.Жапиева, Д.Казак баева, М.Мамазаирову, Э.Медербекова, М.Му раталиева, К.Омуркулова, К.Сактанова, Э.Ому-ракунова, К.Кушубекова, Б.Усубалиева, А.Ма тсакова, С.Раева, М.Апышева. Нового качест венного уровня достиг малый жанр, рассказ, в произведениях А.Саспаева «Щепотка соли» (1979) и «Святое чувство» (1987), М.Гапарова «Дикие гуси» (1973). Рассказы К.Акматова «Мунабия» (1987); О.Айтымбетова «Запах жнивья» (1976), «Красный урюк» (1980); Э.Борбиева «Вновь в девять часов» (1978); Ж.Жапиева «Танец дождя» (1980); К.Жусубалиева «Критик Толубай» пере лают состояние внутреннего мира и психологи ческие процессы в душе героев.

В данный период кыргызская проза достигла очередной интенсивной фазы развития, вступи ла на новые пути обновления, когда внутрен ний мир героев, их жизненная философия ста новятся основным объектом внимания художников слова. Обновились жанровые, стилевые свойства кыргызской повести, в ней углубились духовные, философские, психологические плас ты изображения. Такое эстетическое новатор ство, в первую очередь, было характерно повесятм Ч.Айтматова «Белый пароход», «Ранние жу равли», «Пегий пес, бегущий краем моря». Произведения Т.Сыдыкбекова о народных комиках, повести О.Орозбаева «Мост как волосок», З.Сооронбаевой «Цветок астры», К.Каимова «Зимние мотивы», О.Даникеева «Красная ска ла», А.Жакыпбекова «Ведьма на луне», М.Гапа рова «Шум реки», А.Стамова «Новый родствен ник», К.Жусубалиева «Последняя песня осени», К.Акматова «Две строки жизни», Б.Усубалиева «Взгляд», С.Раева «Мальчик, держащий в руках солнце» были признаны лучшими в жанре пове сти. Историко-мемуарные, историко-докумен тальные произведения М.Абдукаримова «Первая радость», Т.Адышевой «Оборванная струна ко муза», К.Жусупова «Жизнь, заключенная в пес не» дополнили и обогатили жанр повести. Объёмные романы, дилогии, трилогии, характерные для литературы периода 50—60-годов, уступили место произведениям, в к-рых писате ли проводят философское переосмысление действительности. Если в прошлом, именно в жанре повести Ч.Айтматов ознакомил иноязычных чи тателей с художественным словом кыргызов, то в 80-е годы кыргызский роман занимает проч ные позиции и обретает известность в мировом масштабе. Такое художественное достижение было обусловлено созданием Ч.Айтматовым таких произведений, как «И дольше века длится день», «Плаха» с наметившимися в них призна ками нового мышления. Романам Т.Сыдыкбе кова «Дорога» (1982), «Голубое знамя» (1989), Н.Байтемирова «Санта» (1970), Ж.Мавлянова «Яс ное небо» (1971), Ш.Бейшеналиева «Стальное перо» (1981, 2 книга 1983), С.Омурбаева «Бу ранные дни» (1972), Т.Касымбекова «За тучей белеет гора» (1986) К.Осмоналиева «Схватка ко чевников» (1982), К.Каимова «Не жди конца» (1984), О.Даникеева «Дни невзгод», Э.Медербе кова «Красное пламя» (1986), К.Акматова «Вре мя земное» (1980) характерны новые подходы в изображении различных сторон исторической и современной действительности. Труд писателей был высоко оценён общественностью страны. В 1983 и 1989 Ч.Айтматову за романы «И доль ше века длится день» и «Плаха» была присуждена Гос. премия СССР, в 1976 Ч.Айтматов за по весть «Ранние журавли», в 1982 Ш.Бейшеналиев за повесть «Рогатый козлёнок» и в 1986 О.Дани кеев за роман «Дни невзгод» были удостоены Гос. премий Кыргызской ССР имени Токтогу ла. Премию Ленинского комсомола Кыргызста на получили К.Жусупов за произведение «Жизнь в стихах», А.Стамов за повесть «Новый родствен ник». В 1974 и 1978 присвоение звания Героя Социалистического Труда писателям А.Током баеву и Ч.Айтматову стало знаменательным со бытием в нац. литературе и культурной жизни страны в целом.

В драматургии также произошли заметные изменения. Драматурги достигли больших успехов, мастерски используя фольклорные сюжеты в рас крытии духовного мира современников. В этот период возобновилось обращение мастеров сце нического слова к эпосу «Манас». Ж.Садыков создал по мотивам эпоса трилогию «Великодуш ный Манас», «Сын Манаса Семетей» и «Сейтек», к-рые стали достижениями драматического искус ства. Драмы Б.Жакиева «Натянутая тетива», М.Байджиева «Древняя сказка», Э.Эрматова «Ак Саткын и Калмурза», Ж.Кулманбетова «Бедная жена Каныкей» отличаются обобщённым выраже нием народных идей. Удостоились Гос. премий Кыргызской ССР имени Токтогула драмы К.Ма ликова «На высокой земле» (1978), Ж.Садыкова «Сын Манаса Семетей» (1986), сборник пьес Б.Жакиева «Натянутая тетива» (1989), что стало свидетельством высокой оценки драматургии.

Начавшиеся в середине 80-х годов револю ционные изменения в общественном самосоз нании послужили основой для создания подлин но демократической реалистической литературы. Подтвердилось то, что метод социалистического реализма использовался как орудие политичес кой власти и определял пути развития литерату ры. Кыргызские писатели, освободившиеся от давления тоталитарной политики казарменного социализма, его авторитарной системы, вышли на путь свободного творчества. Произведения ми, вышедшими за рамки правил социалисти ческого реализма и не соответствующими требо ваниям господствующей идеологии, написанные в разные годы, были: «Голубое знамя» Т.Сыдык бекова, «За тучей белеет гора» Т.Касымбекова, «Джигит из глухого аила» М.Борбугулова, «Хо лодные стены» К.Жусубалиева, «Среди людей» С.Жетимишева, «Поезд дальнего следования» М.Байджиева, «В ночь расставания» К.Акмато ва и др.

22 октября 1988 постановлением ЦК КПСС была подтверждена ошибочность постановления ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 «О журналах «Звез да» и «Ленинград». Сам этот факт внёс измене ния в творческий дух и морально-психологиче ский климат нац. литературной жизни. 29 де кабря 1988 ЦК КП Кыргызстана принял поста новление «О творческом наследии Молдо Кы лыча (Шамырканова) и К.Тыныстанова». В рес публиканских средствах массовой информации возобновился разговор об издании и изучении произведений Молдо Нияза, Молдо Кылыча, Hyp Молдо, Калыгула, Боогачы, О.Сыдыкова, С.Карачева, К.Тыныстанова, О.Лепесова, Б.Кал пакова, Б.Кененсарина, Ш.Коконова, С.Наама това. Стали издаваться ранее запрещённые про изведения А.Токомбаева, М.Элебаева, К.Мали кова.

Литература 90-х годов отразила изменения, происходившие в общественно-политическом соз нании. Поэтические сборники С.Эралиева «Пись мо любимой», Т.Байзакова «Огонь любви», О.Султанова «Отдадим любви свою душу», А.Омурканова, «Пятно на солнце», С.Акматбе ковой «Песни в сумерках», Э.Эрматова «Песня любви», Ш.Дуйшеева «Песни на арбе», К.Кул-тегина «Ворота открываются дорогам» и др. стали подтверждением того, что кыргызская поэзия находится на пути дальнейших творческих иска ний. Роман С.Жусуева «Курманжан-датка» сви детельствует о широких возможностях раскрытия исторической темы в эпическом жанре. В 1998 году названный роман С.Жусуева и сборник сти хов Б.Сарногоева «Отчёт, данный с перевала» были удостоены Гос. премии Кыргызской Республики имени Токтогула. В 1991 молодёжной премии удостоились книги А.Матисакова «Сказание о Суймёнкуле», С.Раева «Мальчик, держащий в руках солнце», Ж.Саалаева «Песни неиз бежности», Б.Бугубаева «Белая вьюга». Сборни ки стихотворений А.Омурканова «Зелёный лист» (1990), Т.Самудинова «Пусть не блекнут слова» (1992), К.Сабырова «Завещание», Н.Алымбеко ва (1995), К.Култегина «Ворота открываются до рогам», Ф.Абдаловой «В лунном свете», А.Ак барова «Песня бога» (2001) получили премии Союза писателей Кыргызстана имени Алыкула Осмонова.

Новаторские поиски проявились в повести «Белое облако Чингизхана» и романе «Тавро Кас сандры» Ч.Айтматова. Дополненный и перера ботанный роман Т.Касымбекова «Сломанный меч», произведения О.Даникеева «Баскын», С.Жетимишева «Среди людей», А.Жакыпбекова «Тенир Манас», Э.Турсунова «Отчизна», К.Жу супова «Манас» (по мотивам эпоса «Манас»), К.Жусубалиева «Холодные стены», А.Стамова «Набег», К.Акматова «Годы, вращающиеся вок руг солнца», М.Абакирова «Жестокий век» свиде тельствуют о том, что роман в кыргызской прозе переходит от описательности событий к их дра матизации, от концепции повествования к ху дожественному синтезу и раскрытию внутренне го мира героев. А.Жакыпбеков в романе «Тенир Манас», созданного по мотивам эпоса «Манас», впервые пытался переложить сюжетную основу стихотворного эпоса на язык прозы. В 1996 А.Жакыпбеков, в 2000 Т.Касымбеков были удо стоены Гос. премии Кыргызской Республики имени Токтогула. Присвоение Т.Сыдыкбекову и Ч.Айтматову званий Героев Кыргызской Респуб лики стало знаменательным событием в культурной жизни кыргызского народа. Издаётся худо жественное наследие Молдо Нияза, Молдо Кы лыча, Арстанбека, Боогачы, О.Сыдыкова, К.Ты ныстанова, Б.Кененсарина и др.

Кыргызская литература в своем историческом развитии способствовала духовному обновлению народа, она является его нац. богатством. Есть полное основание говорить, что кыргызская ли тература, ставшая формой познания многогран ной жизни, заняла свое место и в мировой ху дожественной культуре.


Продаём китайские качественные. Лампы для рассады в киеве доставка и наладка

О Кыргызстане
История
Экономика
Фотогалереи
Манас
Каталог
Информеры

Информер

Информер

Вверх
  На главную страницу / О Кыргызстане / Культура / Художественная литература


Welcome.kg © 2001 - 2017