Welcome.KG
Flowers.KG E-money.KG Forum.KG Flirt.KG
Добро пожаловать в Кыргызстан!
О Кыргызстане | Экономика | История | Фотогалереи | Охота | Манас | Заповедники | Иссык - Куль
  На главную страницу / О Кыргызстане / Культура / Малый Эпос

Малый Эпос


В устном народном творчестве кыргызов этим термином обозначают различные по тематике эпические песни, не входящие в состав монументальной эпической трилогии «Манас». Термин «малый эпос» можно признать условным, так как объём эпических песен, отнесенных к этой категории, достигает довольно значительных раз меров. Общее кол-во малых эпосов колеблется от 16 до 20, что связано с проблемой их точной жанровой классификации.

Известно, что в устном творчестве кыргызов эпическая поэзия играла доминирующую роль, и многие жанры словесного искусства испыты вали мощное влияние эпической традиции. Кроме этого, активное бытование героического эпоса, сопровождавшееся также формировани ем новых эпических песен на основе легенд и преданий об исторических событиях и лично стях, продолжалось вплоть до середины 19 в. Эти причины и обуславливают сложную жанровую природу отдельных устных сказаний, условно от носимых к категории «малых эпосов».

В кыргызской фольклористике сложилась традиц ия подразделять «малые эпосы» на следующие жанровые группы: 1) эпосы сказочно-мифоло гического содержания, повествующие о борьбе героя с представителями мира природы и чу довищами иных миров («Кожожаш», «Эр Тош тюк», «Жоодарбешим» и др); 2) эпосы герои ческие, повествующие о борьбе героя с иноземными захватчиками и внутренними врагами, уг рожающими независимости кыргызов и их от дельных родов («Курманбек», «Жаныш-Байыш», «Эр Табылды», «Сейитбек», «Шырдакбек», «Эр Солтоной», «Жаныл Мырза» и др.); 3) эпосы социально-бытового содержания, отражающие сложные коллизии общественных отношений и вековые мечты народа о справедливом социаль ном устройстве («Кедейкан», «Мендирман» и др.); 4) эпосы лирико-романтического содержания, главной темой к-рых является трагическая лю бовь народных героев («Олжобай и Кишимжан», «Саринжи-Бёкёй», «Кулмурза и Аксаткын», «Ак Мёёр» и др.).

Древнейшими эпическими песнями, возникновение к-рых относят к эпохе родового строя, являются эпосы «Кожожаш» и «Эр Тёштюк». Эти эпические сказания сохранили в своем сюжет ном составе следы архаических мифологических представлений кыргызов, отразили особенности их мировосприятия в виде первичных мифоло гических представлений, таких как тотемизм, анимизм и фетишизм. Тематика эпосов «Кожо жаш» и «Эр Тёштюк» отражает, в основном, ин тересы родового коллектива, главным героем в них является герой-одиночка, преследующий цель сохранения семьи, противостоящий пред ставителям мира природы и чудовищам нижне го мира.

Эпос «Кожожаш» дошел до нас в трёх вариантах, записанных в разное время от сказите лей С. Конокбаева (1923), А. Усенбаева (1938) и Т. Жээнтаева (1949). История об охотнике Кожожаше бытовала и в виде устных прозаиче ских преданий и легенд. Однако песенно-эпи ческая форма сказания является более традици онной, так как эпос «Кожожаш» присутствовал в активном репертуаре многих известных кыр гызских сказителей. Все три варианта этого эпоса содержат сходные сюжетные элементы, одина ковым в них является и центральный конфликт, отражающий противостояние охотника и покро вительницы диких горных парнокопытных Сур эчки (Серой козы). Вариант сказителя А. Усен баева считается наиболее полным и высокохудо жественным. В этом варианте содержится пре дыстория противостояния Кожожаша и Сур эчки. В эпосе говорится, что Кожожаш был умелым и удачливым охотником, он сумел спасти своих сородичей от голодной смерти во время продол жительной зимы и падежа домашнего скота. Многие сородичи настолько уверовали в удач ливость Кожожаша, что практически перестали питаться мясом домашних животных, рассчиты вая на добычу от охоты. Однако упоминание об этом факте содержит не только похвалу Кожожашу, но также и скрытое осуждение за такое хищ ническое отношение к миру живой природы.

В мифологии древних кыргызов присутствовала вера в существование духов-покровителей диких животных. Одним из таких духов считает ся Кайберен, представляемый одновременно в виде антропоморфного существа и в виде свя щенного животного, самки горного козла. Пер воначальным источником подобного представ ления может являться вера в тотемное живот ное, покровителя и первопредка родового кол лектива. Неслучайно в одном из эпитетов Сур эчки выразилась характеристика её удивительной плодовитости, в эпосе она называется ма терью тысячи диких козлят. Человек может охотиться на её многочисленное потомство, он имеет право кормиться за счёт потомства Сур эчки, но не должен преступать той крайней черты, когда охота становится не промыслом для выживания рода, а хищническим истреблением ради азарта или человеческой корысти. Кожожаш видит сон, в к-ром, после удачной охоты на диких козлов, он оказывается на вершине неприступной ска лы. Он испытывает страх и просит свою жену истолковать сон. Она советует ему больше не выходить на охоту, так как его жизни угрожает опасность. Однако старейшины рода истолковы вают сон иначе, и Кожожаш решает продолжать охоту на потомство Серой козы. Противостоя ние между охотником и священным животным усиливается после того, как Кожожаш полнос тью истребляет молодое потомство Сур эчки. Во время одной из встреч, Серая коза просит Ко жожаша оставить в живых её супруга, Алабаша. Однако, вошедший в азарт охотник, убивает и его, подорвав тем самым возможность продол жения рода Сур эчки. Примечательно, что в эпосе обрисовывается напряжённый спор между охотником и животным, что свидетельствует об абсолютной вере в особые качества священного животного, способного разговаривать с челове ком и выражать свои чувства. Сур эчки клянется отомстить Кожожашу за уничтожение своего по томства, а охотник клянется, что не успокоится до тех пор пока не изловит свою противницу. В конечном итоге, Сур эчки удается заманить охот ника на склон неприступной скалы и оставить его там умирать от голода и холода. Не вынеся страданий, Кожожаш бросается со скалы вниз и погибает. Как видно из содержания эпоса, ге рой расплачивается за свое необузданное стрем ление доказать свое превосходство над покрови тельницей диких горных животных. В этой центральной теме можно усмотреть отголосок тотем ных верований древних кыргызов. Вероятнее всего в эпосе выражена идея неизбежности рас платы человека за нарушение тотемного табу. Древнее мировосприятие рассматривало челове ка в тесной связи с окружающим его природ ным миром, пыталось обосновать необходимость естественных потребностей человека, ограничив его деятельность по отношению к миру дикой природы священными запретами. В сюжете эпоса «Кожожаш» заложена глубокая народная мудрость, к-рая остаётся актуальной и в совре менную эпоху глобальных экологических катаст роф. Древняя идея единства человека с природным миром обретает сегодня новое звучание и может способствовать формированию нового эко логического сознания.

Эпос «Эр Тёштюк» является классическим образцом эпоса раннего родового периода, в к-ром в наиболее полном виде представлена ми фологическая картина мира древних кыргызов. Герой эпоса совершает путешествие в нижний мир, где ведет борьбу с чудовищами и велика нами-дивами, освобождает из плена похищен ных людей и возвращается на родную землю. Сюжет этой эпической песни был широко рас пространён среди многих тюркоязычных народов Южной Сибири и Центральной Азии. Из вестны сказочные версии сюжета о богатыре Тёш тюке в фольклоре казахов, башкир, татар и узбеков. Подобное обстоятельство является прямым указанием на то, что сюжетная основа эпиче ской песни о богатыре Тёштюке сложилась еще в древнюю эпоху общности происхождения боль шинства тюркских народов.

Первый вариант эпоса «Эр Тёштюк» был записан видным русским тюркологом В. В. Радловым во время экспедиций в Кыргызстан в 1862— 69 от неизвестного сказителя в местности Шамшы. Вместе с отрывком эпоса «Манас» и сказанием «Жолой-хан», текст эпической песни «Эр Тёштюк» вошел в состав 5 тома «Образцов народной литературы северных тюркских племён», к-рый был издан в 1885. В советское время, когда начался систематический сбор и целенаправленное исследование фольклорного наследия кыргызов, разными собирателями и в разное время были найдены еще несколько вариантов сказочных повествований о богатыре Тёштюке. Однако самым значительным событием в деле сохранения и изучения эпического наследия кыргызов явилась запись эпоса «Эр Тёштюк» со слов выдающегося сказителя Саякбая Каралаев а, к-рая была сделана Ы. Абдрахмановым в 1938. Данный вариант эпической песни о бога тыре Тёштюке признается наиболее полным и высокохудожественным.

Эпос «Эр Тёштюк» является объектом науч ного исследования целого ряда учёных-ли тературоведов и фольклористов. Изучению это го эпоса посвящены работы П. А. Фалева, В.М Жирмунского, Х.Г. Короглы, С. Закиро- ва, Ж. Суванбекова, С. Кайыпова и К. Сады- кова. Большинство исследователей сходятся во мнении, что в процессе исторической эволю ции этот эпос прошел почти через все стадиаль ные этапы от мифа до цельного героико-эпического сказания. Последний этап его бытова ния был связан с включением богатыря Тёш тюка в число действующих персонажей эпоса «Манас».

Первая часть эпической песни о богатыре Тёш тюке содержит рассказ о чудесном рождении героя от престарелых родителей. Узнав о том, что девять его старших братьев бесследно исчезли, охраняя бесчисленные табуны отца, он отправ ляется на поиски и возвращает их на родную зем лю. Затем следует эпизод поисков невест для всех старших братьев и для богатыря Тёштюка. Возвращаясь после сватовства, отец богатыря попадает в руки ведьмы и откупается от неё, ос тавив в залог душу Тёштюка, заключённую в волшебном напильнике. Богатырь вынужден от правиться на поиски похищенной души. Дома остается его жена Кенжеке, к-рая дарит богаты рю волшебного коня Чалкуйрука. Преследуя ведь му, Тоштюк вместе с конём попадает в подзем ный мир, где встречает чудесных помощников в виде людей, обладающих удивительными спо собностями и диких зверей, благодарных ему за спасение от смерти. В подземном мире бога тырь вынужден выполнять трудные задания пра вителя мира тьмы, Синего дива. Во время од ного из таких заданий, связанного с охраной стада повелителя подземного мира, богатырь встречает одноглазое чудовище, похитившее с поверхно сти земли красавицу Быйты. Тоштюк убивает циклопа во время сна, вонзив ему в глаз раска лённый на огне железный кол. Во многих труд ных ситуациях его выручают чудесные помощни ки. Огромную роль в судьбе героя играет его вол шебный конь, к-рый дает ему наставления, помогает преодолеть препятствия, предупреждает его об опасностях и выполняет за него самые тяжелые поручения. Разыскивая исчезнувших жеребят пятнистой кобылы, Тоштюк находит чудесное дерево, на ветвях к-рого гнездилась пти ца Алпкаракуш. Ежегодно она выводила своих птенцов и ежегодно их поедал дракон, поселившийся у корней дерева. Богатырь убивает драко на, и благодарная птица обещает ему помощь в возвращении на родную землю. В заключитель ной сцене подземных похождений, конь богатыря достает со дна мёртвого озера чудесный казан с сорока ушками. Тёштюк вступает в поединок с правителем подземного мира, побеждает его, уничтожает всех злых демонов и возвращается на поверхность земли на крыльях птицы Алпкара куш. Однако, оказавшись на поверхности зем ли, богатырь поддается ложным уговорам бес смертного великана Чоюна, вытягивает его из глубокой ямы, куда он был заточён своими вра гами. Коварный великан отнимает у Тёштюка коня, а самого Тёштюка бросает в глубокую яму. От верной гибели героя вновь спасает птица Алп каракуш, к-рая находит его и возвращает силы. Тёштюк отправляется на поиски души своего вра га. Она упрятана в душах сорока скворцов, за пертых в черном сундуке, находящемся в теле горного барана. Одолев коварного противника, Тёштюк возвращается на родную землю, где его с радостью встречают сородичи и члены семьи.

В сюжетном составе эпической песни о богатыре Тёштюке имеется множество широко распространённых в мифологии и эпическом фольк лоре иранских и тюркских народов мотивов и образов, что свидетельствует о древности его про исхождения. В эпосе мы находим древней шие мифологемы, представления о Мировом де реве, о нижнем загробном мире, о мифической птице Алпкаракуш (Симург), способной преодо левать границы миров, и ряд других персона жей, известных в мифологии и эпическом твор честве народов Ирана, Центральной Азии и Южной Сибири. В сюжете эпоса «Эр Тёштюк» содержатся сказочные мотивы, имеющие широ кое распространение в сказочном фольклоре ряда народов мира. Вместе с тем, поэтика этого древ него сказания сложилась полностью под влия нием эпической традиции и имеет значитель ные сходства с поэтическими приемами и сти лем эпоса «Манас».

К группе сказочно-мифологических эпиче ских сказаний можно отнести также эпос «Жоо дарбешим», в к-ром повествуется о героических подвигах сына богатыря Тёштюка. Возникнове ние этой эпической песни следует связывать с характерным для эпической культуры кыргызов явлением генеалогической циклизации. Процесс циклизации, как правило, проявляется на более позднем этапе бытования жанра героического эпоса, поэтому время сложения сюжета эпоса «Жоодарбешим», несмотря на наличие в нём множества сказочно-мифологических мотивов, нельзя связывать с древней эпохой мифотворче ства. В эпических песнях такого характера про является стремление народа разрешить коллизии и противоречия, к-рые наметились в предшеству ющих им эпических сюжетах. Жоодарбешим про должает борьбу с прежними врагами своего отца, представленными в образах демонических существ и чудовищ, среди к-рых встречаются одноглазая ведьма, дивы и великаны.

К следующей жанровой группе «малых эпо сов» относят эпические песни героического со держания, в основе к-рых лежат сюжеты о борь бе народных героев с иноземными захватчика ми. Основные события этих эпических песен отражают общую для многих тюркоязычных на родов историческую эпоху противостояния ой- рот-жунгарскому нашествию, относящемуся к периоду 16—18 в. Монголоязычные представи тели ойротского государства получили в тюрк ской среде этноним «калмак», и именно под этим этнонимом они фигурируют в кыргызских эпо сах «Жаныш-Байыш», «Курманбек», «Эр Табыл ды», «Эр Солтоной», «Жаныл Мырза», «Сейит- бек» и др. В поэтике этих сказаний имеется ряд общих черт, отличающих их от предшествующих сказочно-мифологических эпических песен. В них присутствует новая трактовка героического идеала, связанная с воспеванием высоких духов ных качеств богатыря, его воинской доблести и отваги. Высокие духовные качества героев этих эпических сказаний выражаются в способности к самопожертвованию ради защиты родного на рода и родной земли от внешних врагов и угне тателей. В этих эпических песнях особенно ак туальной становится также тема внутреннего единства народа, борьбы героев с теми, кто ос лабляет это единство своими кознями и преда тельством. Нередко причиной трагической смерти героя оказываются распри среди родственни ков и ближайшего окружения.

Среди эпических песен, относящихся к жан ровой группе собственно героических, особое ме сто занимает эпос «Жаныш-Байыш», время воз никновения к-рого также относится к периоду 16—17 вв. В настоящее время известны пять ва риантов этого эпического сказания, записанные от сказителей М. Мусулманкулова (1922), Ж. Жаныбаева (1923), К. Акиева (1939), О. Ур манбетова (1959) и С. Дыйканбаева (1965). В указанных вариантах имеются различия в содер жании некоторых эпизодов, встречаются разные второстепенные персонажи, но в целом, со храняется общее сюжетное ядро. Наиболее пол ным по сюжетному содержанию является вариант М. Мусулманкулова, к-рый и следует рас сматривать в качестве основного.

Повествование начинается с эпизода чудес ного рождения братьев Жаныша и Байыша, яв ляющихся сыновьями кыргызского хана Нурка на. В возрасте 15 лет они собирают жигитов и начинают выезжать на охоту, проявляя свои бо гатырские качества. Во время соколиной охоты они встречают чудесных дев — пери, скинувших свои лебединые оперения и принявших облик девушек. Похитив их оперения, Жаныш и Бай ыш женятся на девушках. Калмакский хан Шу мурут, опасаясь молодых богатырей, засылает в их стан лазутчика, к-рый должен войти к ним в доверие и заманить в ловушку. На осуществле ние этого плана уходит пять лет. Лазутчик Жел маян за это время становится во главе жигитов и приводит богатырей к озеру Ала-Кёл. В пылу охоты, Жаныш и Байыш скидывают свои бое вые доспехи и остаются безоружными. Враги ок ружают богатырей, завязывается сражение, ис ходом к-рого становится пленение Байыша и тя желое ранение Жаныша. Последнему удается скрыться в глубокой пещере и излечиться лекар ственными травами.

Байыш проводит в плену долгое время, его сажают в темницу, но ханская дочь тайно посе щает богатыря и готовит побег. Во время побега они встречают Жаныша, спешащего к ним на выручку с отрядом своих жигитов. Вместе они отражают преследователей и разбивают войско хана Шумурута. Возвращение братьев на родину происходит тайно. Переодевшись в дервишей, Жаныш и Байыш узнают о готовящейся свадь бе — захватившие в их отсутствие власть рабы собираются жениться на их женах. В заключи тельной сцене происходит всенародное узнава ние героев и наказание предателей.

Исследователи эпоса «Жаныш-Байыш» отме чают сходство отдельных сюжетов и эпизодов этого эпического сказания с эпическими про изведениями других тюркоязычных народов. Установлены параллели с казахской и узбекской версиями эпоса «Алпамыш», узбекской поэмой «Юсуф и Ахмед», а также с эпическими песня ми народов Южной Сибири. Особенности идей но-художественного и сюжетного содержания дан ного эпоса позволяют сближать его с жанром богатырской сказки, являющимся промежуточным звеном между эпосом раннего родового строя и героическим эпосом классического типа.

Наиболее характерные черты «малого эпоса» героического содержания проявляются в эпиче ской песне «Курманбек». Данная эпическая песня представлена четырьмя вариантами (М. Му сулманкулов, Т. Календеров, С. Дыйканбаев, К. Акиев), среди к-рых в художественном отно шении наиболее признанным считается вариант, записанный от известного кыргызского акына Ка лика Акиева.

Курманбек, проявивший свои богатырские ка чества в юношеском возрасте, открыто заявляет о необходимости активного противостояния уг нетателям калмакам. В его обращении к своим дружинникам — чоро звучит призыв посвятить жизнь освобождению народа от гнёта внешнего врага. Воинская доблесть и бесстрашие героя делают его имя известным не только среди рода кыпчак, к-рому он принадлежит, но и среди всего кыргызского народа, видящего в нём своего заступника от поработителей. Но отец богатыря не хочет примириться с мыслью, что слава зат мила его имя. В самый ответственный момент он забирает у Курманбека богатырского коня. Курманбек садится на другого коня, не облада ющего такими боевыми качествами. Не веря в возможность одолеть многочисленных врагов, от богатыря уходят его соратники. Оставшись один, окружённый со всех сторон, Курманбек прояв ляет чудеса отваги, но не может одолеть врагов. Заключительные сцены эпоса, повествующие о смертельном ранении героя, его смерти в оди ночестве, полны трагизма и боли. Единствен ным утешением Курманбека становится его друг Аккан, к-рому он поручает судьбу своего сына.

К этой эпохе относится также время возник новения др. героического эпоса, о богатыре Эр Табылды, дошедшего до нас в трёх вариантах. Среди них своими высокими художественными качествами отличается вариант, записанный от акына Астана Тыныбекова. Основная идея эпо са заключается в освобождении народа от угне тателей, обретения единства и достижения мир ной жизни. Основным противником богатыря в эпосе является калмакский хан Чалкалмак. В борьбе с врагом герою помогают верные жиги ты — чоро Элдияр и Эрмек. Эпос воспевает от вагу и решительность богатыря, его преданность идее побратимства и сплоченности. Богатырю приходится вести борьбу не только с внешними врагами, но и с теми сородичами, к-рые всту пили в сговор с угнетателями. В отличие от эпоса «Курманбек», в эпической песне о бога тыре Эр Табылды борьба героя с внешними и внутренними врагами завершается его победой. В подобном разрешении центрального конфлик та нашла отражение историческая правда эпохи противостояния кыргызов калмакскому завое ванию.

Среди эпических песен о народных богатырях своим особым колоритом отличается сказание о деве-воительнице Жаныл Мырзе. Время фор мирования этого эпического сюжета также свя зывают с историческим этапом 16—18 вв. Од нако анализ сюжета данной песни позволяет предполагать, что время её возникновения от носится к концу указанного периода. Косвен ным подтверждением этого может служить то обстоятельство, что в качестве действующих лиц эпоса называют персонажей исторических и ге неалогических преданий кыргызов, относящих ся ко времени завершающего этапа противостояния калмыкской экспансии. Известны два ва рианта этой эпической песни, записанные со слов известных акынов Тоголока Молдо и А. Чоробаева. Третий вариант представлен записью из вестного собирателя и исследователя кыргызс кого фольклора Ы. Абдрахманова, превосходно изучившего стиль народных героических песен.

Дева-воительница Жаныл представлена в эпо се в качестве представительницы кыргызского рода нойгут. Благодаря своей отваге и воинской доблести, она успешно отражает попытки вне шних врагов и др. могущественных кыргызских родов обратить её сородичей в данников. Слава о красоте и отваге Жаныл разносится далеко за пределы её родного края. С целью взять её в жёны и покорить нойгутов к ней сватаются несколько кыргызских ханов — Учуке, Тюлкю и Кудаяр. Проявив легкомыслие и неуважение к деве-вои тельнице, они погибают от её руки. Жаныл не прощает им словесных оскорблений и насмешек. Однако последствия гибели знатных кыргызских ханов не могли не отразиться на жизни её соро дичей и её личной судьбе. Жаныл подвергается осуждению со стороны объединившихся против неё кыргызских родов. Чтобы избежать полного истребления рода нойгутов, она вынуждена принять условия позорного для неё замужества. Её выдают за немощного старика, имеющего совер шенно незнатное происхождение. Однако жизнь в неволе длится недолго. Во время одного из пиров устраиваются воинские состязания, в к-рых её просят принять участие. Она вновь об лачается в свои воинские доспехи и к ней воз вращается былая отвага и решительность. Одер жав победу в состязаниях, Жаныл возвращается в родной край, где продолжает бороться за свой народ.

В данной эпической песне нашла отражение одна из особенностей кыргызской кочевой куль туры, связанная с определением места женщи ны в традиционном кыргызском обществе. Эпос не осуждает Жаныл за проявление воинской доблести и отваги, к-рые были необходимы для за щиты родной земли от недругов. В кочевом мен талитете издревле присутствует уважение к жен щине, способной проявлять лучшие богатырские качества. Не случайно кыргызский народ наде лял подобными качествами жену Манас — Ка ныкей, к-рая была способна отстоять интересы народа после смерти богатыря и не позволить врагам погубить малолетнего сына.

Особенности социальных воззрений народа нашли отражение в эпических песнях следующе го жанрового типа, в к-рых главным героем выступает умный и находчивый представитель про стого люда, демонстрирующий превосходство над представителями феодальной знати. К эпиче ским песням подобного рода относится, в первую очередь, эпос «Кедейкан». Данная эпиче ская песня дошла до нас в записях от известных акынов К. Акиева и А. Усенбаева, являющихся преемниками великого певца Токтогула. Время сложения этой эпической песни можно связы вать с периодом обострения противоречий фео дально-родового строя, в к-ром уже резко обозначилось противостояние многочисленной бед ноты богатой верхушке феодальной знати. Глав ному герою эпоса удается, опираясь на ум и из воротливость, уговорить хана уступить ему на три дня власть. По прошествии этого срока, Ке дейкан не собирается возвращать ханский пре стол и остается правителем на всю оставшуюся жизнь. В этой эпической песне присутствуют элементы социальной утопии, основанной на вере, что власть может перейти к простому чело веку, если он проявит достаточно ума и изобре тательности. В эпических песнях подобного рода уже нет прежнего идеала героического, связан ного с проявлением воинской отваги и доблес ти, они формируют новую эстетику восприятия обычного приземлённого героя, делая его близ ким для понимания широких народных слоев. Так, в эпической песне «Мендирман», главному герою удается выйти победителем в словесном поэтическом состязании с ханом и сохранить себе не только жизнь, но и добиться намного боль шего. Мендирман становится правителем, о к-ром мечтает народ, ханом, знающем беды и нужды простого люда.

Следует отметить, что исполнение малых эпосов имеет свою специфику. Как правило, ма лые эпосы, за исключением эпоса «Эр Тёштюк», исполнялись не сказителями, а певцами — акы нами, в сопровождении музыкального инстру мента. Это обстоятельство наложило своеобраз ный отпечаток не только на поэтику малых эпо- сов, но и на их идейно-эстетическое содержание и тематическое разнообразие.

Последняя жанровая группа малых эпосов представлена эпическим и песнями лирико-роман тического содержания. На формирование этих песен оказали влияние изменившиеся социальные условия жизни, к-рые вызвали интерес к сфере личной жизни человека, определили важность этических проблем и необходимость их освеще ния в словесном поэтическом искусстве. Дру гим фактором, повлиявшим на их оформление в качестве особой жанровой группы можно признать расширение межкультурных связей кыргыз ов с соседями по региону, в словесном творче стве к-рых подобная форма лирико-романтиче- ких дастанов имеет глубокие традиционные кор ни. Вместе с тем, кыргызские эпические песни «Саринжи-Бёкёй», «Олжобай и Кишимжан», «Аксаткын и Кулмурза» имеют свои нац. кор ни, так как опираются на длительную традицию эпической поэзии предшествующего периода. В указанных эпических песнях отчётливо видны изменения традиционной схемы повествования. Значительное место в них отводится диалогичес кой форме организации повествования, с по мощью к-рой можно глубже раскрыть мир внут ренних переживаний героев.

Для малых эпосов характерно многообразие жанровых форм эпической поэзии, богатство поэтических и стилистических приемов, разра ботанных в течение веков многочисленными по колениями сказителей и певцов-акынов. Эпи ческая традиция кыргызов оказалась настолько активной и продуктивной, что смогла охватить собой отражение самых разнообразных пред ставлений и событий народной жизни. В этом проявляется одна из специфических особенно стей кыргызской народной культуры, вместив шей огромный пласт народной памяти в форму эпического повествования.


Различные шоу программы включает организация детских праздников в агентстве Лапатухи.

О Кыргызстане
История
Экономика
Фотогалереи
Манас
Каталог
Информеры

Информер

Информер

Вверх
  На главную страницу / О Кыргызстане / Культура / Малый Эпос


Welcome.kg © 2001 - 2017