Welcome.KG
Flowers.KG E-money.KG Forum.KG Flirt.KG
Добро пожаловать в Кыргызстан!
О Кыргызстане | Экономика | История | Фотогалереи | Охота | Манас | Заповедники | Иссык - Куль
  На главную страницу / О Кыргызстане / Политика / Социальная политика

Социальная политика


Социальное развитие республики не отдели мо от состояния её нац. экономики. Уровень экономики определяет меру социальных возмож ностей государства. Социальная сфера по-прежнему остается приоритетной, несмотря на оп ределённые трудности в развитии экономики рес публики. Доля затрат из гос. бюджета на социальные нужды остается достаточно высокой — более 50%. Проводимый в республике социаль но-экономический курс исходит из того, что со циальное благополучие является необходимой основой экономического развития государства.

Социальная защита населения. В советс кий период система гос. мероприятий по оказанию социальной поддержки детям, мате рям, старикам и инвалидам именовалась соци альным обеспечением. Социального страхова ния, как отдельного института с независимым от гос. бюджета источником финансирования, практически не существовало. Функции соци ального обеспечения и социального страхования в тот период фактически не различались. Социальное обеспечение осуществлялось за счёт специально создаваемых фондов общественного потребления, формируемых за счёт отчислений от заработной платы и налогов. Гарантируя всеоб щую занятость при низком уровне заработной платы, государство оплачивало расходы на воспроизводство и жизненные риски через систему низких тарифов на жилищно-коммунальные и др. услуги, бесплатное образование и здраво охранение, пособия, пенсии, стипендии из об щественных фондов потребления. Механизмом перераспределения социальных благ был трудо вой коллектив, поскольку предприятия содер жали множество объектов социальной сферы. За конодательство о социальном обеспечении регу лировало предоставление пенсий, компенсаций, ежемесячных и единовременных пособий. Ли цам, не имеющим источников существования, инвалидам 1 и 2 группы с детства, достигшим 16-летнего возраста, детям военнослужащих сроч ной службы (в зависимости от числа детей и ме ста их проживания), инвалидам 1 и 2 группы при отсутствии у них средств и права на пенсию назначались ежемесячные пособия. Другой, су ществовавший в то время вид пособий, — это помощь, предоставляемая дополнительно к ос новным источникам существования (к пенсии, оплате по труду). Целью этой помощи являлось покрытие дополнительных расходов, на к-рые пен сии или заработной платы не хватало. Это по мощь могла быть единовременной (разовой) и еже месячной.

Самостоятельными видами социального обес печения являлись льготы и социальные услуги: предоставление лечебного питания и социаль но-бытовых услуг, уход за нетрудоспособными лицами, нуждающимися в посторонней помо щи, санаторно-курортное лечение и медицинс кое обслуживание, подготовка к труду и трудо устройство инвалидов, содержание и воспита ние детей, протезирование.

Существовала и такая форма социального об служивания как шефская помощь нетрудоспособ ным гражданам со стороны трудовых коллективов в обработке огородов, ремонте жилья и вы делении кормов для личного скота.

Назначались и выплачивались социальные пен сии нетрудоспособным лицам, не имеющим трудового стажа, в размере 50% от размера мини мальной пенсии. Их предоставление регулиро валось пенсионным законодательством и произ водились органами социального обеспечения по месту жительства.

Переход к рыночной экономике сопровождался безработицей, инфляцией, увеличением числен ности малообеспеченных граждан, нуждающихся в гос. поддержке, и в то же время недостаточ ностью гос. ресурсов для оказания этой поддержки. Возникла необходимость кардинальных пе ремен в области социальной защиты.

За годы независимости Кыргызстана укреп лена его правовая база, приняты законы: «О ве теранах войны, Вооружённых Сил и тружениках тыла»; «О государственных пособиях в Кыргызс кой Республике»; «О социальной защите граж дан Кыргызской Республики, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы»; «О го сударственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих и работающих в условиях высоко горья»; «О правах и гарантиях реабилитирован ных граждан, пострадавших в результате репрес сий, за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и др. призна кам».

Принят Закон Республики Кыргызстан «О го сударственных пособиях семьям, имеющим де тей» (1991). В соответствии с этим законом, гражданам, имеющим детей, без учёта степени нуждаемости семьи, назначались следующие виды пособий: по беременности и родам; уходу за ре бёнком до достижения им возраста 1,5 лет; уходу за больным ребёнком в возрасте до 14 лет, на основании листка о нетрудоспособности. Выделяются: единовременное пособие при рождении ребёнка и специальное пособие на ребёнка военнослужащего срочной службы.

Наиболее существенными тенденциями в социальной политике республики становится развитие системы адресной социальной защиты населения, социального обслуживания пожилых и инвалидов, а также широкое применение в под держке населения современными технологиями и методиками по социальной работе.

С мая 1998 вступил в силу Закон «О гос. по собиях в Кыргызской Республике». В его осно ву положено оказание гос. поддержки по прин ципу нуждаемости. Закон предусматривает назначение и выплату двух основных видов гос. пособий: единые, ежемесячные пособия мало обеспеченным семьям и гражданам (ЕЕП) и со циальные пособия. Единые ежемесяч ные пособия выплачиваются с учётом степени фактической нуждаемости, т. е. адрес но. Социальное пособие назначается нетрудоспособным гражданам, не имеющим пра ва на пенсионное обеспечение и предоставляет ся без учёта материального положения. В на стоящее время каждый 4 житель республики имеет право на те или иные льготы, предоставляемые по 15 Законам и отдельным постановлениям Пра вительства Кыргызской Республики. Такие со циальные льготы достигают 42 видов и правом их пользования обладают 30 категорий лиц. Дей ствующим законодательством республики предус мотрены следующие виды льгот: скидки при оплате жилья и коммунальных услуг, бесплатное и льготное обеспечение углём, санаторно-курорт ными путёвками, льготы по проезду, медицин скому обслуживанию, единовременные денеж ные пособия и компенсации.

Другим направлением социальной работы яв ляется оказание социальных услуг. Социальное обслуживание пожилых и инвалидов в настоя щее время осуществляется по месту их постоян ного проживания и в домах-интернатах. Более 7,8 тыс. пожилых людей обслуживаются соци альными работниками на дому. Им оказывается помощь в уборке квартир, мелком ремонте, дос тавке продуктов питания и медикаментов. В 13 домах-интернатах для инвалидов и престарелых (на стационарном социальном обслуживании) проживают свыше 2 тыс. чел.

В целях усиления адресности и конкретиза ции социальной помощи, с 2000, в республике на уровне айыл-окмоту, вводятся социальные паспорта. Заполнение социального паспорта по зволит составить региональные карты бедности и на их основе разработать региональные про граммы социальной защиты населения. В перс пективе, в области социальной защиты предус матриваются следующие меры: 1. Переход от принципа предоставления льгот по категориям к принципу нуждаемости в гос. поддержке. Го товится законопроект «О гос. социальных льго тах в Кыргызской Республике»; 2. Совершенство вание методики определения нуждаемости семей в гос. поддержке; 3. Повышение к 2003 размера гарантированного минимального уровня потреб ления на 60%, позволяющего увеличить размер пособий; 4. Введение в действие механизма со циальной защиты малообеспеченных слоев населения в условиях повышения тарифов на элект роносители. Для социальной защиты населения от повышения тарифов на жилищно-коммуналь ные услуги на сегодня предпринят ряд мер. Ма лообеспеченным семьям и гражданам, отапливающимся твердым топливом (углём), предос тавляется 30% скидка при покупке топлива, 25% скидка при оплате за пользование электричес кой энергией и 40% — при оплате за пользова ние газом.

Указом Президента Кыргызской Республики «О дополнительных мерах адресной социальной защиты населения в условиях повышения тарифов на электроносители» (2001), повышен по роговый уровень дохода с 200 до 300 сомов в месяц на 1 чел. для категории граждан, имею щих право на социально защищенные тарифы по электроносителям. Это дает малообеспеченным семьям и гражданам со среднедушевым дохо дом до 300 сомов на 1 члена семьи право на компенсацию при оплате за: тепловую энергию, горячее водоснабжение и газ. На 20% увеличен размер гос. пособий малообеспеченным семьям в целях повышения гарантированного минималь ного уровня потребления. С 1 июля 200 Повышается размер трудовой пенсии путём увеличения поправочных коэффициентов к заработной плате для исчисления пенсий на уровень роста среднегодовой заработной платы. Планируется повышение размера ежемесячных социальных пособий на 50%.

Рынок труда и занятость населения. До пере хода к рыночным отношениям была распространена всеобщая обязательность труда и в силу эк стенсивного характера развития экономики сложился высокий уровень занятости всех социаль но-демографических групп населения.

Переход от плановой экономики к рыночной повлёк за собой процесс реформирования соб ственности, установления новых отношений в сфере труда. С начала 90-х годов, в ходе эконо мической реформы, образовался рынок с его многоукладной экономикой, конкуренцией, сво бодным ценообразованием. В этих условиях рынок труда становится одним из необходимых условий функционирования экономики, создаются предпосылки для свободного формирова ния спроса на рабочую силу и её предложение. Ситуация на рынке труда определяется, с одной стороны, изменениями, происходящими в эко номической и социальной сферах, а с другой — проблемами, унаследованными от прежней со циально-экономической системы.

С 1998 вступил в действие Закон Кыргыз ской Республики- «О содействии занятости на селения». Он гарантирует право граждан на за нятость или, в случае непредоставления подходящей работы, на получение пособия по безра ботице, возможность переобучения и повышения квалификации. Эффективным механизмом реализации данного Закона является Нац. про грамма «Рынок труда и занятость населения в Кыргызской Республике на 1998—2000 и на пе риод до 2005 (Эмгек)», утверждённая Постанов лением Правительства Кыргызской Республи ки. Рост численности населения за истекшие 10 лет на 352 тыс. чел. обеспечил увеличение трудовых ресурсов на 341 тыс. чел. Если в 1991 она составляла 2215 тыс. чел., то уже в 1999 г. — 2556. Как следствие, в отраслях экономики численность занятого населения увеличилась бо лее чем на 21,1 тыс. чел. Постоянно происхо дит перераспределение численности занятых между различными формами собственности: в индивидуальном хозяйстве увеличилась на 12,6%, в гос. секторе уменьшилась на 10,7%. Уровень официальной безработицы (по отноше нию к экономически активному населению) на протяжении последних лет стабильно держится на отметке 3,1%.

Наибольший стратегический приоритет от дается сейчас проведению активной политики на рынке труда, направленной на снижение уровня безработицы и обеспечение эффективной за нятости населения. В целях трудоустройства без работных используются такие нетрадиционные инструменты на рынке труда, как Ассоциация содействия занятости, Клубы ищущих работу, Молодёжные биржы труда, Ярмарки вакансии, создаются и функционируют «бизнес-инкубато ры». В перспективе предполагается доведение удельного веса трудоустроенных до 35—40% от числа всех обратившихся в поисках работы. Дан ный показатель будет достигнут путём улучше ния контактов с работодателями и местными гос. администрациями.

Исходя из потребностей рынка труда, безра ботные, с учётом их базовой профессии и индивидуальных особенностей, получают профессио нальную подготовку и переподготовку по новым профессиям и специальностям. Цель професси онального обучения и переобучения безработных граждан — повышение их конкурентоспособности на рынке труда, путем овладения приоритет ными специальностями, пользующимися наи большим спросом. Профессиональное обучение и переобучение незанятого населения является важным средством его социальной защиты. В 2000 на профессиональное обучение было направлено 8,6 тыс. безработных граждан. Эффективность профессионального обучения безработ ных граждан оценивается прежде всего показате лями последующего их трудоустройства. В 2000 из числа обученных трудоустроено 4,3 тыс. чел. или 50%. В перспективе предполагается, что профессиональная подготовка и переподготовка будет одним из приоритетных направлений по литики занятости и около 25—30% от общего числа безработных смогут воспользоваться подоб ной возможностью.

Система начального профессионального образования органически связана с рынком тру да. Ежегодно по направлению центров занятос ти в учебных заведениях начального профессио нального образования переобучается до 5 тыс. чел. Система начального профессионального образования сегодня в республике включает в себя 115 учебных заведении. Всего в системе началь ного профессионального образования сейчас обу чается 26,4 тыс. чел. из них на бюджетной ос нове — 21,4 тыс. чел. при этом каждый третий учащийся нуждается в социальной защите. Это дети из малообеспеченных, многодетных семей, инвалиды, беженцы. Свыше 1,2 тыс. чел. — круглые сироты.

Эффективным методом снижения напряжён ности на рынке труда является организация оплачиваемых общественных работ, направленных на создание и развитие экономической и соци альной инфраструктуры. На оплачиваемые об щественные работы в 2000 были направлены 19,7 тыс. чел.

Выплата пособия по безработице является одной из социальных мер на рынке труда. На сегодняшний день размер базового пособия по безработице составляет 250 сомов в месяц, а численность получающих пособие достигает 6,3 тыс. безработных. Одним из основных направлений в области занятости населения является сейчас развитие малого и среднего бизнеса.

Службами занятости Министерства труда и социальной защиты, совместно с местными гос. администрациями в течение 1998—2000 созда но 8 Центров по микрокредитованию безработных для выдачи кредитов общинам, в размере от 10 до 30 базовых пособий на каждого члена общины под 24% годовых сроком на 4 месяца. При эффективном ведении предпринимательской деятельности и своевременном возврате, как ма лого кредита, так и процентов за его использование, община имеет право на получение после дующего кредита в размере, увеличенном на 20% от первоначальной суммы использованного кредита. Положительным моментом в системе мик рокредитования является полный возврат пользователем микрокредита средств и процентов за его использование.

Одним из приоритетных задач на ближайшую перспективу следует считать развитие социального партнёрства между государством, органи зациями работодателей и профсоюзами в проведении политики занятости. Механизмом реали зации его является трёхсторонний совет, прин ципы к-рого легли в основу Закона Кыргызской Республики «О содействии занятости населения».

Охрана труда и трудовые отношения. В связи со структурными преобразованиями, в экономике республики произошли существенные изменения в формах управления предприятиями и организациями. Отдельные функции управления были утрачены. В первую очередь, это относится к системе контроля и надзора за состоянием охра ны труда, соблюдением законодательства о труде. Поэтому создана Гос. инспекция труда при Министерстве труда и социальной защиты Кыр гызской Республики (1999). На неё возлагается осуществление контроля и надзора за выполнением министерствами, гос. комитетами, ведом ствами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм их собственно сти, сферы хозяйственной деятельности и ведом ственной принадлежности, законодательства о труде и правил по его охране. В том числе, за соответствие требованиям техники безопаснос ти. Гос. инспекцией труда при Министерстве труда и социальной зашиты только за 2000 осу ществлено более 1100 проверок предприятий и организаций. При этом выявлено 6500 наруше ний. Штрафных санкций наложено на общую сумму 200 тыс. сомов. По результатам проверок работающим выплачены задержанная заработная плата и различные виды компенсаций на сумму около 6 млн. сом.

В республике контроль государства над уров нем оплаты труда осуществляется в основном в бюджетном секторе экономики. Наиболее вы сокий размер заработной платы имеют отрасли кредитования и страхования, связи, промыш ленности и строительства. Заработная плата ра ботников кредитования и страхования составля ет 4432,8 сомов в месяц, а размер заработной платы работников сферы здравоохранения, со циальных услуг — 572,9 сомов. Размер мини мальной заработной платы последовательно по вышался, в соответствии с экономическими воз можностями республики. На сегодняшний день он установлен на уровне 100 сомов. Заработная плата работников бюджетных учреждений повы шена на 20% (2000).

Начиная с 1997, определились первые пози тивные шаги в развитии социального партнёр ства в сфере трудовых отношений. Регулирование социально-трудовых отношений стало осу ществляться на различных уровнях: на республиканском уровне через трёхстороннее Генеральное соглашение с участием Правительства республи ки, Федерации профсоюзов Кыргызстана и Рес публиканского объединения работодателей через отраслевые (тарифные) соглашения и коллектив ные договоры.

В настоящее время в республике разрабаты вается Комплексная основа развития Кыргызс кой Республики на период до 2010. Она пред ставляет собой общий подход к решению целого ряда экономических и социальных задач. В ней поставлена конкретная задача сокращения уров ня бедности в Кыргызстане к 2010 г. в 3 раза. Для достижения этой цели необходимо обеспе чить в течение следующих 10 лет ежегодный рост нац. производства на 5—7%. Это, предполагает дальнейшее развитие и более полное использо вание имеющихся производственных мощностей, особенно в сфере малого и среднего предприни мательства, с целью создания десятков тыс. но вых рабочих мест.

Важным шагом на пути социальных преобра зований явилось принятие и реализация Нац. программ по преодолению бедности «Аракет» , «Ардагер», «Эмгек», программы по поддержке инвалидов. Действует ряд специальных соци альных программ развития проблемных регионов: высокогорья, малых городов и т.д.



О Кыргызстане
История
Экономика
Фотогалереи
Манас
Каталог
Информеры

Информер

Информер

Вверх
  На главную страницу / О Кыргызстане / Политика / Социальная политика


Welcome.kg © 2001 - 2017