Welcome.KG
Flowers.KG E-money.KG Forum.KG Flirt.KG
Добро пожаловать в Кыргызстан!
О Кыргызстане | Экономика | История | Фотогалереи | Охота | Манас | Заповедники | Иссык - Куль
  На главную страницу / О Кыргызстане / Политика / Внешняя политика

Внешняя политика


Основными целями внешней политики Кыр гызской Республики являются: укрепление неза висимости и суверенитета страны, обеспечение нац. безопасности политико-дипломатически ми средствами, создание благоприятных внешних условий для проведения внутренних политических и социально-экономических преобразований. Продвижение и реализация нац. интересов Кыр гызстана обеспечивались, главным образом, в рамках развития дружественных, взаимовыгодных отношений с соседними странами, ведущи ми державами и интеграционными объедине ниями мирового сообщества.

Основополагающие документы — Декларация о гос. независимости от 1991, Конституция Кыргызской Республики от 1993, Указ Прези дента Кыргызской Республики от 15 сентября 1997 о координирующей роли Министерства иностранных дел в проведении единой внешнеполитической линии республики, Доктрина Президента Кыргызской Республики о Дипломатии Шёлкового пути от 1998, Концепция внешней политики от 17 мая 1999 — составляют основу внешней политики. По Конституции Президент Кыргызской Республики определяет основные направления внешней политики, представляет страну в международных отношениях, осуществ ляет руководство внешней политикой, ведёт переговоры и подписывает международные до говоры. МИД Кыргызской Республики являет ся ведущим гос. органом по реализации внеш ней политики. В целях подготовки высококва лифицированных дипломатических кадров созда на Дипломатическая академия МИД Кыргызс кой Республики (2001).

Начиная с 1992, Кыргызская Республика ус тановила дипломатические отношения с более чем 100 государствами, стала членом более 50 универсальных институтов и форумов, открыла 19 дипломатических и 3 консульских представи тельства за рубежом. В свою очередь, в Кыр гызской Республике аккредитованы 88 диплома тических миссий и международных организаций с резиденциями в г.г. Бишкек, Алматы, Таш кент, Москва. Как показывают реалии сегодняш него дня, внешнеполитический курс Президен та Кыргызской Республики А.Акаева, проводи мый в течение этих лет, оказался оптимальным и верным. К настоящему времени сформирова лись стратегические цели Кыргызской Республи ки, внешнеполитические и внешнеэкономичес кие приоритеты, договорно-правовой фунда мент. За 10 лет Кыргызстан сформировал весь ма солидную договорно-правовую базу двусто ронних и многосторонних отношений. Так, к началу 2001 Кыргызстан стал участником более 2500 соглашений. Существенно расширился спектр межгос. контактов, на международной арене сложился имидж республики, как государ ства, вставшего на путь демократических и ры ночных преобразований, равноправного и дос тойного участника общемировых процессов. За ложены необходимые предпосылки устойчивого внутреннего развития и интегрирования страны в мирохозяйственные связи. Для Кыргызстана интересы и задачи внешней политики состоят в том, чтобы в максимальной мере создать и обеспечить укрепление международных гарантий не зависимости, суверенитета, экономической са мостоятельности, территориальной целостности страны политико-дипломатическими средствами. Для Кыргызстана главным региональным приоритетом является постсоветское пространство — в силу историко-культурных, геополитических, экономических, гуманитарных обстоятельств. Кыргызстан заинтересован в том, чтобы дей ствующий механизм Содружества независимых государств (СНГ) укреплялся и развивался, превращаясь в динамичное интеграционное объеди нение на принципах добровольности и равно правия. СНГ (Россия, Украина, Беларусь, Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргыз стан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Уз бекистан), образованное в конце 1991, оправда ло себя как институт, к-рый обеспечил бескон фликтный переход от единого союзного государ ства к системе независимых нац. государств. За прошедший период в рамках СНГ было принято свыше 1000 документов, в том числе более 400 — Советом глав государств и свыше 700 — Сове том глав Правительств. Они заложили основу согласованной стратегии государств на краткос рочную и долгосрочную перспективу, с учётом взаимных интересов и норм международного права. Центральным документом является До говор о создании Экономического Союза (24 сен тября 1993), отражающий концепцию построе ния новой системы экономических взаимоотно шений стран-участниц Содружества. За годы су ществования С НГ произошли процессы много уровневой и разноскоростной интеграции, к-рые способствовали образованию различных региональных объединений сотрудничества на этом пространстве, в основе к-рых предусматривалось, прежде всего, экономическое взаимодействие. Развитие взаимоотношений в рамках Содруже ства строилось и в рамках многостороннего и двустороннего сотрудничества. 30 апреля 1994 Кыргызстан, Казахстан и Узбекистан подписали Договор о создании Единого Экономического пространства — Центральноазиатский Союз (ЦАС) В марте 1998 к данному Договору при соединился Таджикистан. В июле 1998 образо вание получило название Центральноазиатское Экономическое Сообщество (ЦАЭС). В январе 1995 Российская Федерация, Республика Бела русь. Республика Казахстан объединились в Та моженный Союз, в марте 1996 к ним присоеди нилась Кыргызская Республика, в 1999 — Рес публика Таджикистан, а 10 октября 2000 Союз преобразовался в Евразийское Экономическое Сообщество. При этом основными факторами, стимулирующими возникновение в рамках СНГ: ЦАЭС, ЕврАзЭс и др. интеграционных образо ваний явились экономическая взаимозависимость, общность коммуникационных и энерге тических систем, сложные процессы переходно го периода, проблемы социально-экономическ ого и др. характера, а также необходимость в выработке согласованных и совместных действий, в минимизации внутренних и внешних угроз. Кыргызская Республика стремится совершенство вать механизм взаимодействия в рамках Содру жества, добивается полной реализации ранее достигнутых договорённостей и соглашений для созд ания благоприятного и эффективного климат а сотрудничества. Долгосрочным интересам Кыргызстана отвечает реализация договора о соз дании Единого экономического пространства СНГ, к-рый предусматривает поэтапное форми рование общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

В основе международной политики Кыргызской Республики лежат демократические ценно сти и идеалы. Развитию демократии в регионе способствует укрепление безопасности, поэтому Кыргызстан стремится к тому, чтобы внести свой посильный вклад в достижение глобальной цели современности — построению мирного, безопасного и свободного международного сообщества. Это означает, что во внешней политике Кыр гызстан должен продемонстрировать миру при верженность демократии, уважение и соблюде ние прав человека, выбор рыночной экономи ки. Кыргызстан рассматривает Центральноази атский регион как единого геоэкономического посредника между Востоком и Западом. Акцен тируя внимание на углубленное развитие дву сторонних и многосторонних отношений с Ка захстаном, Узбекистаном и Таджикистаном, в том числе, и в рамках Центральноазиатского Экономического Сообщества в целом, Кыргызстан прилагает усилия для создания пояса безо пасности и добрососедства по периметру границ Кыргызской Республики, который рассматривается как один из основных формул безопасности и стабильности республики (Россия+СНГ+КНР; ОБСЕ+европейские институты+США).

Важное значение в формате общих усилий стран азиатского региона, направленных на укрепление региональной безопасности и стабиль ности, имеют саммиты глав государств — участ ников «Шанхайской пятёрки» (РФ, КНР, Ка захстан, Кыргызстан, Таджикистан), образован ной в 1996. Пять государств, принимавших уча стие в переговорах, продемонстрировали всему миру свою готовность и способность решать слож ные межгос. вопросы в духе взаимопонимания и взаимного уважения интересов. В 2000 в Ду шанбе на V саммите глав государств «Шанхайская пятёрка» была переименована в «Шанхайский форум». В июне 2001 в Шанхае, на юби лейном саммите глав государств «Шанхайского форума», произошло преобразование форума в «Шанхайскую организацию сотрудничества» с принятием в полноправные члены организации Узбекистана. Большое значение для Кыргыз ской Республики представляет тесное взаимодей ствие в рамках «Шанхайской организации сотруд ничества», согласование практических шагов в области внешней политики и в сферах глобаль ной и региональной дипломатии, коллективной безопасности, обороны и охраны границ, ми ротворческих акций в конфликтных точках СНГ, миграционной политики, незаконного оборота наркотиков и оружия.

Приоритет экономического фактора СНГ пре дусматривает обеспечение безопасности, как всего Содружества, так и каждого его участника. На повестку дня встала необходимость создания кол лективной системы безопасности СНГ. Этот ис ключительно важный вопрос нашёл своё прак тическое воплощение 15 мая 1992, когда в Таш кенте главы 6 государств СНГ — Армении, Ка захстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана — подписали Договор о коллектив ной безопасности (ДКБ), согласно к-рому, под писавшиеся стороны обязались разрешать все раз ногласия между собой и с другими государствами исключительно мирными средствами. В 1993 к Договору присоединились Азербайджан, Гру зия и Беларусь. ДКБ был зарегистрирован в Секретариате Организации Объединённых Наций (1 ноября 1995). В соответствии с Договором, был образован Совет коллективной безопаснос ти в составе глав государств-участников, мини стров иностранных дел и обороны, Генерально го секретаря Совета коллективной безопасно сти. Совет координирует и обеспечивает деятель ность участников Договора в этой области сотруд ничества. Однако в апреле 1999 три государства — Азербайджан, Грузия и Узбекистан не под писали Протокол о продлении Договора о кол лективной безопасности. В настоящее время участниками ДКБ являются 6 государств СНГ. Реальная значимость и эффективность действия Договора была продемонстрирована в 1999 и 2000, когда международные террористы предпри няли попытку вторжения на территорию Кыр г ызстана. Политическая поддержка, военно-техн ическая помощь со стороны участников Дого вора позволили Кыргызстану обеспечить безо пасность своих границ.

Особую значимость для Кыргызстана имеет участие в работе международных организаций. Одним из первых важных шагов, после обрете ния суверенитета, было вступление в 1992 в ООН. Членство в нём позволяет активно уча ствовать в процессах международной жизни, спо собствовать решению социально-экономических, культурных, гуманитарных и экологических про блем. Ежегодное участие делегации Кыргызста на в сессиях Генеральной Ассамблеи ООН при влекло внимание Секретариата и др. органов ООН к проблемам Кыргызстана. Участие Кыргызстана в таких специализированных учрежде ниях ООН, как Программа развития ООН (ПРО ОН), Детский Фонд (ЮНИСЕФ), Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА), Организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Продовольственная и с.-х. органи зация (ФАО), Управление Верховного Комиссара по делам беженцев (УВКБ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Междуна родная организация труда (МОТ) и др. позво ляют обеспечить стране международную нишу для проведения и отстаивания своей политики по важнейшим проблемам современности. За 10 лет суверенитета при их непосредственной помощи разработаны и осуществлены десятки проектов и программ, способствующих социально-экономическому развитию Кыргызстана в различных об ластях. Европейское сообщество занимает одно из центральных мест во внешней политике кыр гызского государства. Являясь влиятельными центрами мировой политики и представляя ве сомый фактор политического, социально-экономического и культурного развития всего мирового сообщества, ведущие страны Европы ока зывают Кыргызстану большую финансовую и экономическую помощь для развития страны. Развитие и углубление отношений Кыргызской Республики со странами Европы, в рамках Евро пейского Союза, а также с региональными орга низациями ОБСЕ, НАТО открывают путь к ин теграции в сообщество развитых демократических государств.

Участие Кыргызстана в деятельности Органи зации по Безопасности и Сотрудничеству в Ев ропе (ОБСЕ, 1992) по всем направлениям, включая политический, экономический, эколо гический и гуманитарный аспекты, имеет прин ципиальное значение. Стремление Кыргызстана к выполнению стандартов ОБСЕ и активное содействие в этом со стороны ОБСЕ состоит в понимании необходимости устойчивого развития демократических институтов, дальнейшего формирования гражданского общества. Опти мальную форму принимает сотрудничество Кыр гызстана с НАТО, имеющее разносторонний и регулярный характер. В сложившейся новой военно-политической обстановке, при недоста точно развитой подготовке военных кадров, кон версии военной промышленности, важное зна чение имеет участие Кыргызской Республики в Программе «Партнёрство во имя мира», предос тавляющей возможность Кыргызстану развивать отношения по таким важным направлениям, как обучение при проведении миротворческих, по исково-спасательных и гуманитарных операций, планировании и выполнении задач при чрезвычайных ситуациях, формировании военно-граж данских отношений.

Приоритетное значение для Кыргызстана имеет развитие и углубление двусторонних от ношений, как со странами СНГ, так и с госу дарствами Запада и Востока. Одним из глав ных и долговременных внешнеполитических приоритетов Кыргызстана является укрепление и дальнейшее развитие всесторонних отношений с Российской Федерацией. Кыргызско-рос сийские отношения характеризуются возраста ющей динамикой политического диалога, вы соким уровнем открытости и партнёрским взаимодействием в вопросах поддержания безопас ности, военно-политического, торгово-эконо мического, научно-технического и культурного сотрудничества. За годы независимости продолжался интенсивный диалог между двумя сторо нами, к-рый позволил России и Кыргызстану создать не только основательную договорно-пра вовую базу, но и особые отношения. Одним из последних документов двусторонних отношений между Кыргызстаном и Россией, к-рый закре пил исторически сложившиеся связи и офици альный статус сотрудничества между Кыргызстаном и Россией как «стратегических союзни ков и партнеров», является Декларация о веч ной дружбе, союзничестве и партнёрстве между двумя странами (2000). Учитывая возросший объём торгово-экономических отношений между Кыргызстаном и Россией, достигнута дого ворённость об открытии Генерального консуль ства Кыргызской Республики в г. Екатеринбур ге. Особой сферой соприкосновения взаимно го интереса является межгосударственное сотруд ничество с Россией в рамках формата «Шанхай ской организации сотрудничества», СНГ, До говора о коллективной безопасности, Евразий ского экономического сообщества. Состояние двусторонних отношений с сопредельными стра нами — Узбекистаном, Казахстаном и Таджи кистаном является важнейшим фактором, оп ределяющим стабильность в регионе и в стра не. Кыргызстан прилагает все усилия для развития и укрепления дружественных отношений со странами региона на основе взаимопонима ния, взаимовыгодного сотрудничества и с целью создания единого экономического интег рационного пространства. В последние годы прослеживается тенденция возрастания геопо литической роли Кавказа, так как переплете ние различных транспортных и энергетических коммуникаций является неотъемлемой частью реализации Доктрины «Великий Шёлковый путь», программ: СПЕКА, ТРАСЕКА. В силу сложившейся исторической и культурной общ ности, кавказские страны также являются од ним из приоритетных направлений внешней политики Кыргызстана. Существовавшее пони мание и стремление сторон к взаимовыгодному сотрудничеству во всех сферах жизнедеятельно сти, координация подходов и позиций по мно гим важным региональным и международным проблемам расширяют развитие поступательных отношений со странами Закавказья. Кыргыз стан придаёт важное значение развитию двусто роннего и многостороннего сотрудничества с Украиной, Беларусью, Молдовой. Активно раз виваются двусторонние и многосторонние от ношения с Беларусью в рамках СНГ, ДКБ и ЕврАзЭС. Наметилось возобновление контак тов с государствами Балтии, базой для к-рых явились Совместные заявления об урегулирова нии сальдо по результатам межгосударственных расчётов за 1992—1993, а также обмен ратифи кационными грамот Договора о правовой по мощи и отношениях между Кыргызской Респуб ликой и Латвийской Республикой по гражданс ким, семейным и уголовным делам.

Стратегически важным партнёром для Кыр гызстана остаётся США. Со дня обретения Кыр гызстаном независимости заинтересованность США к тесному взаимодействию обуславливается включением республики в различные амери канские программы технической и гуманитарной помощи, объёмы к-рых превысили 500 млн. долл. Важнейшими приоритетами США во взаимоотношениях с Кыргызской Республикой стали: развитие демократических процессов в стра не и укрепление региональной безопасности. Развитие взаимовыгодных отношений с США способствовало принятию Конгрессом США За кона о Шёлковом пути, предоставлению Кыр гызской Республике статуса льготных торговых отношений, систематическому направлению гу манитарной продовольственной помощи в виде зерна.

Сотрудничество Кыргызстана с зап. страна ми занимает одно из центральных мест во внешней политике государства и остается приоритет ным на ближайшую перспективу. Системно и стабильно развиваются связи Кыргызстана с Федеративной Республикой Германией, главным образом, в рамках технической и финансовой помощи. Кыргызстан выступает за принятие Германии в Совет Безопасности ООН в качестве постоянного члена. Германия оказала Кыргызстану содействие по скорейшему вступлению в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. Разработка и осуществление совместных проектов военно-политического, образователь но-гуманитарного, социально-экономического характеров отличаются высоким уровнем откры тости и возрастающей динамикой политическо го диалога. Интенсивное сотрудничество с Ту рецкой Республикой на основе дружественных от ношений позволило активизировать торгово- экономические связи и беспрепятственно, при обоюдном согласии, решить проблемы реструк туризации долгов. Культурно-образовательное сотрудничество двух стран дало возможность открыть в Кыргызской Республике учебные заведе ния, в том числе, кыргызско-турецкий универ ситет «Манас», несколько лицеев в различных областях страны. Поступательно развивается со трудничество Кыргызстана и с др. европейскими странами, прежде всего, с Нидерландами, Великобританией, Швейцарией, Австрией, Финляндией, Данией, Норвегией, Швецией. Расширение соответствующей договорно-право вой базы с восточноевропейскими государства ми является одной из важных задач восстановле ния прерванных в последние годы торгово-эко номических отношений и культурно-гуманитар ных связей. Важным достижением можно счи тать улучшение взаимоотношений Кыргызстана с КНР. Странам за короткий срок удалось установить дружественные, добрососедские отноше ния, основанные на доверии и взаимопонима нии. Благодаря предпринятым дипломатичес ким усилиям, между двумя странами не суще ствует каких-либо противоречий или нерешён ных вопросов, препятствующих развитию сотруд ничества. Будучи ближайшими соседями и имеющими одну общую границу, Кыргызстан и КНР разрешили вопрос о делимитации и демар кации гос. границы, подписанием Соглаше ния о гос. границе в 1996. Приоритетное зна чение имеет для Кыргызстана диверсификаци онное сотрудничество с Японией, как одной из крупнейших стран-доноров. Планы развития от ношений между Кыргызской Республикой и Япо нией напрямую перекликаются с концептуаль ной программой японской дипломатии — кон цепцией «Евразийская дипломатия», в к-рой предусматривается реализация внешней политики Японии в Центральноазиатском регионе. За последние годы Япония выделила Кыргызстану 19 грантов на сумму около 60 млн. долл. и предо ставила 6 кредитов на сумму 234,65 млн. долл. В настоящее время в Кыргызстане действует Японский Центр, представительства агентств, правительственных организаций Японии по меж дународному сотрудничеству JICA и внешней торговле JETRO . В целях активизации торго во-экономического сотрудничества работает кыр гызско-японский комитет. Новый импульс при дается развитию дружественных, партнёрских и взаимовыгодных отношений с Южной Кореей и Малайзией. Эти страны оказывают Кыргызстану большую помощь в проведении социально- экономических реформ. На современном этапе встал вопрос о более тесном и глубоком сотруд ничестве с ними. Активно развивая сотруд ничество со странами вост. направления, Кыр гызская Республика намерена расширять и ук реплять связи через организации АСЕАН и ЭСКАТО. Кыргызстан в последнее время придаёт немаловажное значение дипломати ческим отношениям с Индией, Ираном, Па кистаном и др. странами региона. Полити ческое и торгово-экономическое сотрудничество с ними представляет значительный интерес для Кыргызской Республики. Учи тывая развивающиеся торгово-экономические отношения между Кыргызстаном и Пакиста ном в текущем 2001, прорабатывается вопрос открытия консульского учреждения Кыргыз стана в Пакистане.

По определению зап. политологов, роль Кыр гызской Республики на международной арене довольно заметна своими уникальными предло жениями. Свидетельством этому являются при нятые инициативы Кыргызстана: Доктрины «Дипломатия Шёлкового пути», «О проведении Форума-диалога между ОБСЕ и ОИК», про возглашение 2002 года — Международным го дом гор, проведение мирной Конференции по урегулированию конфликта в Афганистане в г. Бишкеке под эгидой ООН, создание в Цент ральной Азии зоны, свободной от ядерного ору жия (ЦА+РФ, США, КНР, Великобритания, Франция+ООН).

Внешнеполитическая деятельность Кыргызс кой Республики доказала способность к незави симому существованию в сообществе мировых государств, подтверждая свою приверженность универсальным общедемократическим прин ципам.


Пошив прихваток Хочу очень дорого. Продать икону киев или с выездом за город

О Кыргызстане
История
Экономика
Фотогалереи
Манас
Каталог
Информеры

Информер

Информер

Вверх
  На главную страницу / О Кыргызстане / Политика / Внешняя политика


Welcome.kg © 2001 - 2017