Welcome.KG
Flowers.KG E-money.KG Forum.KG Flirt.KG
Добро пожаловать в Кыргызстан!
О Кыргызстане | Экономика | История | Фотогалереи | Охота | Манас | Заповедники | Иссык - Куль
  На главную страницу / О Кыргызстане / Наука / Философские науки

Философские науки


В возникновении фило­софской мысли кыргызов особую роль сыграло взаимовлияние духовных культур соседних наро­ дов. Кыргызы, имея с соседними тюркоязыч ными народами много общего, в то же время, в процессе своего исторического развития, сохра­ нили и собственные особенности, к-рые нашли отражение в философских понятиях и категори ях. Культура кыргызов в целом определилась ха­рактером кочевого народа. Её развитию способ­ ствовали древние натуралистические мысли. Элементы общественно-философской мысли в мировоззрении кыргызов проявились в 1-ую очередь в их мифах, до мусульманских веровани­ ях и эмпирических (практических) знаниях. Др. источником становления и развития кыргыз­ ской философии является нац. фольклор и бо­ гатое устное творчество. В фольклоре раскрыва­ ется своеобразие духовной культуры кыргызско­го народа, его нац. специфика и менталитет. В мудрых сказках, песнях, народных эпосах, по­ словицах, поговорках и др., нашли свое отраже­ние общественная жизнь кыргызов, их трудовая деятельность и бытовой уклад. В нац. фолькло­ ре имеется немало примеров наивно-философ­ ских суждений, отражавших стихийно-объектив­ ное миропонимание людей. Народ правдиво судит об объективности и материальности явле­ ний природы, проблемах социальной жизни. Объяснение материального мира не имело чет­ ких обоснований, оно лишь основывалось на наи­ вных сравнениях, чувственно-наглядных пред­ставлениях. Поэтому в сознании людей возни­ кали лишь определенные предпосылки для воз­ никновения философской мысли. Третьим ис­ точником кыргызской философии является общественно-политическая мысль Кыргызстана, выросшая на почве отстаивания трудящимися своих социально-экономических прав и борьбы против колониального гнета. После Октябрьс­ кой революции создаются субъективные и объек­ тивные предпосылки для естественного скачка общественного сознания кыргызского народа в возникновении нац. философии (мифологичес­ кая, религиозная, этическая, эстетическая, пра­ вовая и общественно-философская). Во-первых, в советский период происходит повышение об­ разования народа, развитие нац. культуры, на­ уки, проводится подготовка научных кадров. Во-вторых, совершается переход от устной культуры к письменной. В-третьих, становление и разви­ тие философии происходит под непосредствен­ ным влиянием идей классического марксизма. Большую помощь в подготовке кадров для рес­ публики оказали научные учреждения и вузы РСФСР, Украины, Белоруссии, Казахстана и др. республик. Первые кандидаты и доктора фило­ софских наук (Т.Дж.Каракеев, А.Алтмышбаев, М.Джунусов, А.Давлеткелдиев, А.А.Салиев, А.И.Нарынбаев, Т. Абдылдаев, А. Табалдиев, Б. Аманалиев, В.Гречко, М.Сейдиматов и др.) были подготовлены научными учреждениями и вузами г. Москвы.

Планомерная подготовка высококвалифици­ рованных научных и научно-педагогических кад­ров в республике происходит за счёт увеличения специализированных кафедр в вузах и в связи с образованием в составе АН Киргизской ССР Отдела философии и права (1959), Института фи­ лософии и права (1964). Начиная с 50-х годов в Институте философии и права АН Киргизской ССР и в ведущих вузах страны открываются ас­ пирантуры, где готовятся кадры высшей квали фикации по философии. При Институте фило­ софии и права НАН Кыргызской Республики се­ годня действует диссертационный совет по за­ щите докторских (кандидатских) диссертаций и присуждению ученых степеней доктора, канди­дата наук, ученого звания профессора и доцента (старшего научного сотрудника). В настоящее время в Кыргызстане общее число научных со­ трудников и преподавателе й вузов в области фи­ лософии составляет 3000 человек. Среди них 3 академика (А.Салиев, А.Какеев, А.Карыпкулов), 3 член-корреспондента НАН Кыргызской Рес­ публики (А.Брудный, А.Нарынбаев, Т.Аскаров) и около 30 докторов наук и профессоров, свыше 100 кандидатов философских наук. С развитием философской науки в Кыргызстане и с форми­рованием целой плеяды профессиональных фи­ лософов начинается изучение актуальных про­ блем, вытекающие из социальной практики. В центре внимания философов республики в на­ чале находились историко-философские пробле­мы: разрабатывались актуальные вопросы исто­ рии общественно-философской мысли, исследо­ вались проблемы познания реальной действитель­ ности дореволюционного миропонимания кыр­ гызского народа.

Научные исследования в области философии в 50—60-х годах проводились в АН Киргизской ССР и Киргизском гос. университете. Основ­ ные исследования касались сохранения и прум- ножения культурного наследия, формирования и развития кыргызской нации, межнац. обще­ ния народов. С приобретением письменности, развитием литературного языка и появлением нац. интеллигенции, совершается переход к адек­ ватно-реальному осмыслению, научно-теорети­ ческому освещению реальной деятельности. По­этому в своих трудах кыргызские учёные стали чаще использовать категории философии: разум, наука, закономерность, сознание, бытие, идеа­ лизм, материализм и др.

Формирование интеллектуальных работников с философскими рефлексиями способствовали теоретическому осмыслению мира. С конца 50-х начало 60-х годов получили развитие исследова­ ния по эстетике, социологии, атеизму, с сере­ дины 60-х годов опубликованы ряд работ по эти­ ке. В период господства марксистко-ленинской идеологии уделялось определенное внимание ис­ следованиям проблем религии, научного атеиз­ ма, а в начале 90-х годов — политологии (М.Артыкбаев, Ж.Жоробеков, ААкунов, Э.Абил даев). За последние годы результаты научных изысканий получили отражения в более, чем 100 крупных коллективных работах, монографиях, учебных пособиях.

В современных условиях философы Кыргыз­ стана в своем научном творчестве учитывают новые тенденции, фундаментальные изменения, к-рые происходят в мировой философии. Ис­ следования начались с изучения дореволюцион­ной философской мысли на формирование об­ щественного сознания кыргызского народа. Про­ слеживается процесс перерастания его обыден­ ного сознания в теоретический, к-рое по време ни совпадает с процессом утверждения в Кыр­ гызстане новой гос. идеологии. Исследована эволюция общественно-философской мысли кыр- гызов от древнейших времен до начала 20 в. (Б.Аманалиев). В результате долголетнего ис­ следования умственной и психологической жиз­ни расширены и уточнены положения в сфере мышления (А.Салиев). Проведен детальный ана­лиз важнейших проблем истории общественно- философской мысли кыргызского и уйгурского народов. Исследованы основные этапы разви­ тия, особенности общественно-философской мысли в Кыргызстане, её функционирование в первые годы Советской власти, проблемы фор­ мирования научно-материалистического мирово ззрения, важнейшие направления и тенденции изучения историко-философских проблем (А.На рынбаев). Раскрыто эстетическое содержание ус­ловностей в литературе и искусстве. В них охва­ чен разнообразный материал, проведен анализ произведений различных жанров и стилей (Т.Ас­ каров). Показаны мировоззренческие и социаль­ но-этические проблемы в творчестве акынов- мыслителей 19 и начала 20 вв.: Женижока, Молдо Нияза, Исак Шайбекова, Калык Акиева, Ос- моналы Сыдыкова (А.Какеев, Дж.Жаныбеков, Ш.Базарбаев). На научной основе, с учетом рес­ публиканского образовательного стандарта, раз­ работаны материалы курса по философии (М.Ар тыкбаев, А.Исмаилов, А.Карыпкулов, Ж.Урмам бетова).

Внесён определённый вклад в исследование проблем сознания, языка и понимания, проанализирована диалектика сознания и языка, их разнообразные отношения к действительности |А.Брудный). С привлечением научных данных психологии и герменевтики, науки о понима­ нии текстов, исследованы семантические аспек­ ты духовных ценностей и человеческой цивили­ зации (Т.Каракеев). На основе категории «все­ общей связи» дается диалектико-логический ана­ лиз проблемы взаимодействия человека и при­ родной среды. Исследованы особенности про­ явления причинно-следственных связей, соци оприродных явлений в системе «общество — при­ рода», многообразие экологических ситуаций и последствий в новом геополитическом простран стве (Ж.Бокошев, М.Жумагулов, АТишин).

Проведено целостное концептуальное иссле­дование проблемы предвидения на уровне фи­ лософской рефлексии. Причем, генезис и эво­ люция отдельных категорий (понятие, предвидение) рассматривается в контексте становления деятельного принципа, в диалектическом един­ стве его онтогенетических (эмпирия — теория), и сторико-логических (исторических и логичес­ ких) и социокультурных детерминант. Наряду с конкретизацией понятийно-категориального ап­парата самой прогностики подробно раскрыва­ ются основные методологические принципы, ло­ гическая структура и формы (типологизации) на­ учного предвидения, показывается её роль в соврем енном познавательном процессе и социаль­ ной практике. Проведено философско-социологическое изучение ряда теоретических и методо логических проблем семьи и этики; рассматривается диалектика общего и отдельного в станов­ лении и развитии кыргызской семьи. Выявле­ ны коренные изменения в ее нравственно-пси­хологических устоях, социальной и демографи­ческой структуре (О.Тогусаков). Исследовано в динамике развитие и особенности этической мысли кыргызского народа (Р.Ачылова, К.Ажы бекова, К.Исаев, А.Элебаева, Ш.Ниязалиев, С.Нурова, О.Козубаев).

На основе обширного фактического материа­ ла осуществлен целостный историко-философс­ кий анализ социально-философской мысли кыргызов с древнейших времен до начало 20 в.: оце­ нивается роль мифологии, ранних форм рели­ гии и эмпирических знаний в генезисе социаль­ но-философской мысли, исследуется мировоз­ зренческое содержание устного народного твор­ чества, наследий Юсупа Баласагуна, Махмуда Кашгари, Асан-кайгы, Толубая-сынчы, Калыгу ла, Арстанбека, Молдо Кылыча, Токтогула, Тоголок Молдо, Барпы, Женижока и др. Изучены категории необходимости и случайности в уче­ ниях античных и вост. мыслителей, традиции социально-философской мысли в духовной куль­туре кыргызского народа (М.Абдылдаев, Н.Кул матов, Ш.Акмолдоева, А.Бекбоев, А.Асанбаев, С.Мукасов, К.Ибраев, Э. Орозалиев, Ч.Ша кеева).

В Институте философии и права НАН, обла­ дающем достаточным научным и кадровым по­ тенциалом, делается многое для того, чтобы стать необходимыми и востребованными в решении ключевых социально-политических и духовно- нравственных проблем для построения граждан­ ского общества в республике.


http://usluga-mastera.ru/ сантехник

О Кыргызстане
История
Экономика
Фотогалереи
Манас
Каталог
Информеры

Информер

Информер

Вверх
  На главную страницу / О Кыргызстане / Наука / Философские науки


Welcome.kg © 2001 - 2017