Основы кыргызского литературоведения, как науки о художественной литературе, её происхождении, развитии и сущности, стали закладываться в конце 20-х годов 20 в. Первоначальные элементы нац. литературы исторически возникли на основе устного народного творчества и получили дальнейшее развитие в акынской устной и письменной поэзии. Тогда, пока еще в примитивной форме, начала склады ваться и литературная критика, способствующая формированию художественных и эстетических взглядов кыргызских акынов.
После Великой Октябрьской революции в Кыргызстане создались исторические, политико-экономические и социальные условия для зарождения и развития науки, культуры и образова ния. В дальнейшем, возникновение книгоиз дательского дела и нац. журналистики оказало большое влияние на развитие литературоведчес кой науки. Зарождение творческой интеллиген ции, ознакомление с литературно-эстетически ми традициями др. культур способствовали со зданию нац. литературоведения. С середины 30-х годов формирование литературно-эстетического творчества нового типа, в основном, определя лось работами первых литературоведов и критиков Т.Джолдошева, К.Рахматуллина, МДогдуро ва, А.Мыктыбекова, Ж.Муратова, А.Идрисова. Активное воздействие на развитие научной и критической мысли оказали писатели и поэты А.Токомбаев, К.Тыныстанов, К.Баялинов, К.Ма ликов, Ж.Жамгырчиев, А.Убукеев.
Т.Джолдошев, АТокомбаев, К.Мифтаков при шли к такому заключению, что первые крити ческие статьи активизировали процесс сбора и издания произведений устного народного творчества, оказали положительное влияние на ли тературу в период её становления и способство вали развитию литературных взаимосвязей.
Первоначальные элементы нац. литературо ведения начали вырабатываться в форме литературной критики, к-рая стала активно вмешиваться в текущий процесс литературной жизни, вы являя достоинства художественных произведе ний и их недостатки. Ранние издания произве дений, такие как «Красный цветок» (коллектив ный поэтический сборник), «Стихи Касыма» К.Тыныстанова, «О Ленине», «О зеркале жен щин» (в соавторстве) А.Токомбаева, «Перед за рёй свободы» С.Карачева, «Ажар» К.Баялинова, «Горемычная Какей» М.Токобаева были первыми, к-рые прошли через оценку литературной критики. Зарождаются такие критические жан ры, как предисловие, рецензия, полемическая статья. В литературной критике этого периода при оценке художественного произведения, глав ным образом, обращалось внимание на наличие социалистической идеи, классовости, партийно сти. Вне поля её зрения оставались проблемы литературы, касающиеся её поэтики, жанрово-стилевого своеобразия, особенностей художе ственного творчества писателя, уровня худо жественного обобщения в произведениях и др. Вследствие этого, в критике нередко имели место негативные тенденции, например, субъективно предвзятое отношение к творчеству писателя, искажённая характеристика идейно-художественной проблематики произведений и т.д. Участие литературной критики в общественно-политичес кой и культурной жизни общества послужило предпосылкой для превращения её в особую форму научной и творческой деятельности для целе направленного распространения марксистско- ленинской идеологии и революционного миро воззрения.
В 30-е годы нац. литературная критика, ин тенсивно расширяя свои профессиональные воз можности, продолжает плодотворно развивать свою деятельность в литературном процессе. Она обогащается трудами второго поколения литера туроведов О.Джакишева, Ы.Тойчинова, М.Кыр башева, а также писателей М.Элебаева, Ж.Бо- конбаева, К.Эшмамбетова. На развитие литера турно-художественной критики, обогащение её жанровой системы, методики анализа оказала влияние активизация работы по объединению писателей и критиков в организацию с единой художественно-эстетической платформой, приз нающей принцип социалистического реализма как основополагающий. Вопрос о решении данной задачи остро стоял на 1 съезде Союза писа телей Кыргызстана. В критике оживился разговор о дальнейшем развитии её жанров, о её ме сте и роли в общей литературной жизни, о её прогрессивном влиянии на художественный рост нац. литературы, политических, идеологических взглядах писателей.
В эти годы предметом особого внимания критики стали «Академические вечера» К.Тыныс танова, «Подневольные дни» С.Карачева, «Кен-Суу» Т.Сыдыкбекова, «Долгий путь» М.Элебае ва, «Золотая девушка» Ж.Боконбаева, «Жапалак Жатпасов» Р.Шукурбекова и др. ранние произведения, в к-рых были выявлены якобы поли тические и идеологические ошибки. Вместе с поэтами А.Токомбаевым, М.Элебаевым, К.Ма ликовым активное участие в обсуждении этих произведений приняли критики и литературо веды М.Догдуров, О.Джакишев, Ы.Тойчинов, А.Идрисов.
Литературная критика изучала вопросы партийности и народности художественной ли тературы; наряду с вопросами социалистического реализма, она поднимала вопросы о роли и значении художественного перевода, о сущно сти творческой индивидуальности писателя, затрагивала проблемы взаимосвязей литератур, да вала критическую оценку проявлениям форма лизма и натурализма в литературе. В результате односторонней оценки отдельных литературных явлений, акцентирования внимания на отдель ных политических и идеологических заблуждениях писателей, а также из-за преднамеренных иска жений фактов, преувеличения, навязывания субъективных взглядов, в литературной критике установилась негативная традиция вынесения необоснованного политического приговора пи сателю. Усиление таких явлений в литературной критике оказывало пагубное воздействие на судьбы писателей, их творчество и развитие литера турного процесса в целом. В конечном итоге, многие писатели, литераторы оказались жертвами репрессий.
Литературная критика 50-х годов по степени противоречивых оценок и влияния на развитие литературно-художественного процесса резко от личалась от предыдущих лет.
Преимущественное положение критической мысли в существующей общественной обстановке объяснялось политическими, социальными и культурными условиями, а также высокой сте пенью влияния партийной власти. В частно сти, определённую роль в этом сыграло приня тие постановлений ЦК ВКП(б) «О литератур ной критике и библиографии» от 2 декабря 1940; «О журналах «Звезда» и «Ленинград» от 14 августа 1946; «О репертуарах драматических театров и мерах его улучшения» от 26 августа 1946. Если первое из названных постановлений, в целях раз вития литературной критики, затрагивало тео ретические и практические проблемы и создава ло реальные условия для её активного участия в литературной жизни, то последние два поста новления способствовали широкому распространению вульгарно-социологического направления в кыргызской литературной критике и литерату роведении. В результате ряд произведений вид ных поэтов А.Токомбаева, К.Маликова, А.Ос- монова, а также критические работы известных литературоведов Т.Саманчина, М.Богдановой, Т.Байджиева, З.Бектенова были признаны вред ными в научном и идейном плане. Основные тенденции этого направления имели место в ис следованиях П.Балтина, Г.Нурова, Ж.Самаганова. В определении принципа народности эпоса «Манас» вульгарно-социологическая критика сыграла отрицательную роль.
В 40-годы появились условия для становле ния и самостоятельного существования литера туроведения, как особой формы научной мысли и творческой деятельности. Начала возрождать ся фольклористика. Огромный вклад в исследование богатого устного творчества кыргызского народа внесли М.Ауэзов, В.Жирмунский. В этот период М.Богданова, Х.Карасаев, К.Рахматул лин, Т.Саманчин активно включились в литера туроведческую, литературно-художественную и общественную жизнь. В их трудах исследовалась природа художественной литературы, её виды и жанры, изучались пути возникновения и станов ления кыргызской профессиональной литературы и своеобразие кыргызского фольклора, выявлялись связи акынской поэзии с письменной литературой. В центре их научных интересов на ходились и вопросы межнациональных связей нац. литератур, проблемы взаимовлияния и вза имообогащения. Результаты их исследований изложены в следующих работах: «Этапы станов ления кыргызской литературы» К.Рахматуллина, «Кыргызские прозаики», «От стиха до романа», «Наша литература в колониальный период», «Осо бенности творчества кыргызских поэтов-письмен ников конца 19-го начала 20 вв.», «Кыргызская советская литература за 30 лет» Т.Саманчина, «Краткие понятия о литературе и её направле ниях» М.Богдановой и Х.Карасаева. Кроме того, М.Богдановой, О.Джакишевым, Т.Саманчиным и К. Рахматуллиным были написаны «Очерки кыргызской литературы» (1943), а в 1947 в Моск ве была издана книга историко-литературных очерков «Кыргызская литература», в к-рой была дана характеристика исторических этапов разви тия нац. литературы. Одной из интересных ра бот этого периода признано и научное исследо вание Т.Саманчина «Кылыч — писатель-письмен- ник» (1947).
В 50-е годы, исторически важные в разви тии литературоведения и литературной крити ки, появилась новая генерация критиков и литературоведов (Б.Керимжанова, Ж.Таштемиров, А.Салиев, Ш.Уметалиев, К.Асаналиев, К.Ука ев, М.Борбугулов, К.Артыкбаев, А.Садыков, С.Байкожоев, Б.Маленов, З.Мамытбеков, К.Иманалиев, Ж.Толеев, К.Рысалиев, Р.Кыдырбаева, Т.Аскаров, С.Жигитов, К.Бобулов, Ж.Аб драимов), исследования к-рых свидетельствова ли о зарождении принципиально новых крите риев в исследовании литературы. В результате их деятельности литературная критика и литера туроведение разделились и стали развиваться самостоятельно. Культура критического мышления поднялась на качественно высокий уровень. В критических работах теперь, в первую очередь, анализу подвергалось художественно-эстетичес кое содержание, форма литературного произве дения, выявлялись оригинальность мастерства ху дожника и своеобразие его творческой индиви дуальности.
В этот период в кыргызской литературной критике и литературоведении на первый план была выдвинута задача искоренения последствий деятельности сторонников вульгарно-социологи ческого течения, к-рое подверглось осуждению, как явление, отрицательно повлиявшее на лите ратурное развитие. Также была поставлена зада ча о дальнейшем развитии политизированной критической мысли. В этом руководящую роль сыграли передовые статьи центральной газеты «Правда»: «Поднять уровень литературной кри тики», «Против искажений в литературной кри тике», «Против рецидива антипатриотических взглядов в литературной критике», «О дальнейшем развитии кыргызской литературы», цель к-рых заключалась в проведении целенаправлен ной идеологической политики государства и ре гулировании путей развития литературы и ис кусства. На 9 пленуме (1950) правления и 2 съезде (1954) Союза писателей Кыргызстана были пос тавлены те же вопросы.
Проблемы взаимоотношения фольклора и письменной литературы, взаимосвязей и взаи мовлияния нац. литератур, проблемы законо мерностей развития литературных жанров, изу чение своеобразия поэтического творчества на родных акынов, определение их роли и места в нац. литературе, вопросы художественного пе ревода и др. явились предметом литературовед ческих исследований М.Богдановой «О некото рых вопросах истории кыргызской литературы 19 и начала 20 века» (1953), «От фольклора к пись менной литературе» (1957); К.Асаналиева «Некоторые традиции русской и советской литера туры в кыргызской литературе» (1954); А.Салие ва «Некоторые вопросы перевода прозаических произведений на кыргызский язык» (1955); Ш.Уметалиева О некоторых проблемах нашей ли тературы» (1957); Б.Керимжановой «О влиянии русской литературы на рост и становление кыр гызской литературы» (1959) и др.
В кыргызской литературной критике и лите ратуроведении стали обобщаться представления об оригинальности и индивидуальности образ ного мышления писателей, о традициях и нова торстве в их творчестве, определяться место и значение творчества виднейших кыргызских пи сателей в истории литературы. Особое внима ние было уделено литературному наследию А.Ос монова. Критические статьи Ш.Уметалиева «О поэзии А.Осмонова» (1953), «Поэт актуальных идей» (1955), «Крылатая поэзия» (1956), «Жизнь и поэт» (1958) положили начало активному изу чению творчества А.Осмонова и отразили но вый взгляд в оценке его творчества. Литерату роведы Р.Кыдырбаева, К.Артыкбаев, А.Садыков и З.Мамытбеков раскрыли новаторские черты в творчестве писателей А.Токомбаева, Т.Сыдык бекова, М.Элебаева, Р.Шукурбекова, С.Эралие-ва и выявили своеобразие творчества акынов- письменников. Итогом их деятельности явились следующие труды: «Творческий путь М.Элебаева» (1950), «Кыргызская советская литература за 25 лет» (1951) Б.Керимжановой; «Творческий путь Тоголока Молдо» (1956), «Барпы Алыкулов» (1957); «Аалы Токомбаев» (1958), «Алыкул Осмонов» (1958) Ш.Уметалиева; «Лирика А.Осмонова» (1957) Р.Кыдырбаевой; «Токтогул Сатыл- ганов» (Москва, 1959) М.Богдановой; «Романы Тугельбая Сыдыкбекова» (1956) К.Асаналиева; коллективный сборник «Очерки кыргызской со ветской прозы» (1 часть 1957, 2 часть 1960); «Поэты-письменники» (1959) С.Байкожоева; «М.Горький и кыргызская литература» (1958) Ж.Самаганова; «Творчество М.Элебаева» (1959) Б.Маленова. По проблемам кыргызской литера туры в 60-е годы начали публиковаться различ ные научные сборники и коллективные труды («Сборник статей о кыргызской литературе», «Советская кыргызская литература» и др.), в к-рых рассматривались вопросы проблематики художественных произведений, способы выра жения авторской позиции, особенности мето дологии анализа литературного произведения и многие др.
Проведение Декады кыргызской литературы и искусства в Москве (1958) стало важным собы тием в истории культуры народа, на ней были подытожены результаты исторического развития художественной литературы, литературной кри тики, научно-теоретических взглядов и определены новые задачи дальнейшего развития. Об суждение на страницах журнала «Вопросы лите ратуры» (1959) материалов исследований кыр гызских литературоведов и критиков, способство вало дальнейшему совершенствованию нац. критики и литературоведения, укреплению идейно- теоретических, методологических основ, росту профессионального мастерства.
В 60-е годы активизируется процесс анализа произведений литературы и искусства, проводит ся теоретическая и историческая систематизация литературных фактов. Вместе с тем, литературо ведение, как одна из форм общественной на уки, пытается занять конкретное место и играть активную роль в литературной жизни. Перед ним ставятся задачи воздействия на интеллект и ми ровоззрение читателей, активизации развития литературы в духе марксистско-ленинской идео логии. Изданные в соавторстве Б.Керимжано вой, К.Асаналиевым, Ж.Таштемировым, З.Ма- мытбековым и С.Байкожоевым «Очерки по ис тории кыргызской советской литературы» (1960) показали актуальность и важную значимость под нятых в них проблем и создали необходимые предпосылки для совершенствования научно-теоретической и методологической основ литера туроведения. В обзорных главах «Очерков» были рассмотрены основные этапы развития литера туры, её жанровое многообразие, а также были представлены творческие портреты крупных пред ставителей акынской поэзии. Лучшими в истории литературы были признаны произведения, к-рые отображали прогрессивный характер соци алистической революции, воспевали человека труда, представляли образ человека новой дейст вительности. Естественно, принцип историзма в них был нарушен. Жанрово-стилевые аспекты некоторых новаторских произведений С.Эралие ва, У.Абдукаимова, Р.Рыскулова, О.Султанова послужили объектом литературоведческих иссле дований К.Бобулова и С.Жигитова.
Кыргызские критики и литературоведы в про цессе изучения истоков становления профессио нальной литературы особое внимание уделяли идейно-теоретическим предпосылкам возникно вения и развития социалистического реализма, диалектике фольклорных традиций, вопросам взаимосвязей литератур народов Средней Азии, проблемам изображения социально активной личности, образов коммунистов и др. Услож нялась методика научного анализа литературных произведений, в диссертационных исследованиях применялись методы типологического, истори ко-функционального, сравнительно-исторического и др. видов анализа. Таковы научные труды М.Борбугулова в области драматургии; Р.Кыдыр баевой и К.Кырбашева в области исследования лирики А.Осмонова; диссертация А.Садыкова, посвященная диалектике нац. и интернацио нального; исследования К.Рысалиевым строения кыргызского стиха; работы Т.Аскарова о художе ственной условности в литературе; исследования К.Артыкбаевым поэтического мастерства, а К.Бейшебаевым прозы — АТокомбаева; научные обобщения Ж.Суванбекова по малым героичес ким эпосам; труды С.Мусаева, Э.Абдылдаева, С.Бегалиева, Р.Сарыпбекова по актуальным про блемам эпоса «Манас»; работы Х.Бапаева о кыр гызской сатире; исследования творчества К.Бая линова М.Тулегабыловым; работы Б.Кебековой о кыргызском рассказе; книга К.Жийдеевой, посвященная вопросам художественного перево да. Вместе с тем были опубликованы следую щие монографии, обогатившие литературоведе ние и ознаменовавшие появление новаторских подходов в исследовании литературы: Б.Мале нов «Влияние устного народного творчества на профессиональную кыргызскую литературу» (1960); С.Закиров и А.Токомбаева «Жанровое своеобразие народной лирики кыргызов» (1964); Ж.Толеев «Образы и сюжеты в кыргызской по эме» (1961); К.Асаналиев и Р.Кыдырбаева «Крат кий словарь литературоведческих терминов» (1961).
В 60-е годы литературоведение, литературная критика и научные разделы эстетики дос тигли качественно новой ступени развития по важным теоретическим и практическим пробле мам художественной культуры и литературы. Новаторский подход в исследовании литературы обозначился в работах А.Салиева. Его литера турно-критические статьи «Жизнь в стихах» (1962), «Отдельно физика и отдельно поэзия» (I960), «Еще раз о сближении наций» (1962) «О «нюансах» и концепциях» (1963), «Художествен ная литература и некоторые проблемы теории» (1963), посвященные изучению художественно- эстетической природы поэзии, свидетельство вали о выходе научной мысли за пределы республики. Монография Т.Аскарова «Эстетическая природа художественной условности» (1966), а также его литературно-критические статьи, во шедшие в сборник «В мире художественных об разов» (1967), показали широту его научно-ис следовательского диапазона и высокий уровень философской мысли. Бесспорным достижением кыргызских критиков и литературоведов явля ются исследования Ш.Уметалиева, К.Артыкбае- ва, Т.Аскарова, К.Бейшембаева о творчестве АТокомбаева; А.Салиева, К.Асаналиева, К.Бо булова о творчестве Т.Сыдыкбекова; АСалиева, К.Асаналиева, М.Борбугулова, К.Бобулова о художественном мастерстве и своеобразии творче ства Ч.Айтматова. Среди них можно особо вы делить научное исследование К.Асаналиева «От крытие человека современности» (1969), посвя щенное творчеству Ч.Айтматова, а также работу К.Артыкбаева «Поиски и открытия» (1966), рас крывающую художественное мастерство А.Током баева.
В 60-е годы в истории литературы возникли предпосылки для возникновения науки айтма товедения. В изучении некоторых научных и практических вопросов кыргызского стихосложе ния большое место заняли исследования Б.Ке римжановой и К.Рысалиева. В эти годы акти визировался выпуск научных монографий и сбор ников кыргызских литературоведов и критиков. С приходом А.Токтогулова, С.Карымшакова, С.Тургунбаева, К.Матиева, К.Даутова в литера турную критику, она обогатилась качественно новыми подходами. На этом этапе итогом роста и процесса развития критики и литературоведе ния, явилась выпущенная в 1970 в Москве «Ис тория кыргызской советской литературы». В этом труде нашли отражение достижения кыргызской литературоведческой науки. Однако следует отметить, что некоторые части «Истории...» были написаны на недостаточно высоком научном уровне, в отдельных случаях недостоверно интерпретировались литературные материалы, да валась поверхностная характеристика творчества писателей, были проигнорированы многие ли тературные факты.
В 70—80-е литературоведение и литературная критика продолжают занимать важное место в литературной и культурной жизни. Этому не посредственно способствовала сложившаяся ис торико-политическая, идеологическая и соци альная ситуации. В частности, такие постанов ления правительства: «О литературно-художественной критике (1972), «О работе с творчес кой молодежью» (1976), «О дальнейшем улучше нии идеологической, политико-воспитательной работы» (1979), «О творческой связи с практи кой коммунистического строительства литератур но-художественных журналов» (1982) должны были способствовать развитию литературоведения и критики. По перечисленным постановле ниям были организованы обсуждения, в к-рых были выделены важные вопросы научного и кри тического характера. Придерживающаяся партий ных указаний оценка художественной литерату ры оставалась политизированной. Свидетель ством тому являются обсуждения по вопросам критики, организованные газетой «Кыргызстан маданияты» (1972), обсуждение вопроса о воз никновении и становлении социалистического реализма как творческого метода кыргызской со ветской литературы, организованное журналом «Ала-Тоо». Помимо этого, рассматривались воп росы о состоянии эпических жанров — повести и романа. Важными событиями в литературной жизни стало проведение республиканских сове щаний молодых критиков (1972, 1979, 1982), публикация избранных трудов известных лите ратуроведов и критиков, исследований молодых критиков.
В этот период расширяется научная сфера кыр гызского литературоведения, происходит углубленное изучение различных аспектов произведе ний художественной литературы, совершенству ются различные методы литературоведческого анализа, обобщений, что, в основном, было связано с появлением молодых сил и активиза цией их участия в литературном процессе.
В научно-историческом аспекте были изуче ны вопросы кыргызской литературы 20-х годов (С.Жигитов), возникновения и становления кыргызской критики (К.Рысалиев), изображения нового героя в кыргызской прозе и драматургии (М.Тойбаев, Д.Туратов и С.Байгазиев), вопросы кыргызской поэзии (К.Даутов, О.Ибраимов), вопросы мастерства в кыргызской критике (К.Байжигитов), жанрово-стилевое развитие дра матургии (А.Абдразаков), пути становления кыргызской детской литературы (К.Абакиров), проблемы развития кыргызской прозы (А.Эркебаев, У.Касыбеков).
В эти годы продолжает развиваться айтма товедение, как неразрывная и специфическая часть кыргызского литературоведения. Были изданы исследования К.Асаналиева, А.Акмата лиева, Л.Укубаевой, К.Абдылдабекова, Ж.Рыс куловой и защищены диссертационные работы по творчеству Чингиза Айтматова.
В литературную критику активно включились О.Сооронов, К.Ибраимов, К.Эдилбаев, К.Ботояров, С.Тиллебаев, С.Станалиев, Б.Шамши ев, М.Жумаев, А.Медетов. Исследованиями различных проблем литературного процесса они рас ширили сферу деятельности критики и литера туроведения.
Продолжающее следование партийным указа ниям, руководство идеологией партии, искажения и принижения художественно-эстетической ценности отдельных произведений послужили причиной необоснованного и необъективного навешивания некоторым авторам политических, идеологических ярлыков и др. обвинений. Так, например, романы Т.Сыдыкбекова «Голубое знамя», Ш.Уметалиева «Пламя в груди», Т.Касым- бекова «Сломанный меч», Ш.Абдраманова «Дехкане», К.Акматова «Время» были признаны идей но несостоявшимися, низкими по художествен ному и партийному духу, способствующими вне сению разлада в межнациональные отношения, так как в них якобы открыто содержались нацио налистические идеи.
В этот период были изданы научные иссле дования М.Борбугулова «Единство националь ного и интернационального» (Москва, 1979), К.Артыкбаева «История кыргызской советской литературы» (1982), С.Жигитова «Кыргызская литература 20-х годов» (1984). Выпуск таких кол лективных трудов, как 2-х томник «История кыр гызской советской литературы» (1987, 1990) в соавторстве (К.Асаналиев, А.Садыков, С.Жиги тов, К.Артыкбаев, Б.Алымов, С.Байгазиев, К.Байжигитов, О.Ибраимов, О.Сооронов и др.); «Очерки истории творчества акынов» (1988, Ж.Таштемиров, С.Байкожоев, Б.Кебекова, Ш.Уметалиев, С.Закиров, К.Кырбашев, Р.Са рыпбеков, С.Алиев) является знаменательным фактом, свидетельствующим о новом подъёме и росте нац. литературоведения и критики.
В условиях гос. самостоятельности и незави симости кыргызские критики и литературоведы в исследовании проблемы художественного наследия пытаются искоренить то негативное от ношение, к-рое сложилось в определённые периоды в литературоведении, выработать новые подходы и дать объективную оценку основным этапам истории кыргызской литературы. В ре зультате, заново было исследовано творческое наследие Калыгула, Арстанбека, Молдо Кылы ча, Молдо Нияза, Женижока, Эшмамбета, С.Карачева, К.Тыныстанова, Т.Жолдошева, Б.Кененсарина, Б.Калпакова, Ш.Коконова и дана соот ветствующая оценка, а также пересмотрены воп росы возникновения и становления профессио нальной литературы, изучения литературных па мятников древних и средних веков. На долж ный уровень был поднят вопрос об издании некогда запрещённых литературных материалов. В развитие литературной критики и литературоведения весомый вклад внесли русскоязыч ные исследователи и литераторы республики. Такими учёными как Озмитель Е.К., Жолдошева Ч.Т, Рудов М.А., Вакуленко В.Я., Хлыпенко Г.Н., Кацев А.С., Шаповалов В.И., Шерстюк В.И., Шагалова Е.И., Жийдеева К.Х. созданы моно графические исследования по важным и актуальным проблемам кыргызской литературы.
Большое значение в осмыслении художествен ного опыта кыргызской литературы имели лите ратуроведческие труды Г.Ломидзе, З.Кедриной, Г.Гачева, З.Османовой, в к-рых рассматривались характерные особенности кыргызской литературы, изучались вопросы взаимосвязей и взаимо обогащения с др. литературами, исследовалось своеобразие творчества кыргызских писателей.