Welcome.KG
Flowers.KG E-money.KG Forum.KG Flirt.KG
Добро пожаловать в Кыргызстан!
О Кыргызстане | Экономика | История | Фотогалереи | Охота | Манас | Заповедники | Иссык - Куль
  На главную страницу / О Кыргызстане / Наука / Литературоведение

Литературоведение


Основы кыргызского ли­тературоведения, как науки о художественной ли­тературе, её происхождении, развитии и сущно­сти, стали закладываться в конце 20-х годов 20 в. Первоначальные элементы нац. литературы ис­торически возникли на основе устного народно­го творчества и получили дальнейшее развитие в акынской устной и письменной поэзии. Тогда, пока еще в примитивной форме, начала склады­ ваться и литературная критика, способствующая формированию художественных и эстетических взглядов кыргызских акынов.

После Великой Октябрьской революции в Кыргызстане создались исторические, политико-экономические и социальные условия для зарож­дения и развития науки, культуры и образова­ ния. В дальнейшем, возникновение книгоиз­ дательского дела и нац. журналистики оказало большое влияние на развитие литературоведчес­ кой науки. Зарождение творческой интеллиген­ ции, ознакомление с литературно-эстетически­ ми традициями др. культур способствовали со­ зданию нац. литературоведения. С середины 30-х годов формирование литературно-эстетического творчества нового типа, в основном, определя­ лось работами первых литературоведов и крити­ков Т.Джолдошева, К.Рахматуллина, МДогдуро ва, А.Мыктыбекова, Ж.Муратова, А.Идрисова. Активное воздействие на развитие научной и критической мысли оказали писатели и поэты А.Токомбаев, К.Тыныстанов, К.Баялинов, К.Ма ликов, Ж.Жамгырчиев, А.Убукеев.

Т.Джолдошев, АТокомбаев, К.Мифтаков при­ шли к такому заключению, что первые крити­ ческие статьи активизировали процесс сбора и издания произведений устного народного твор­чества, оказали положительное влияние на ли­ тературу в период её становления и способство­ вали развитию литературных взаимосвязей.

Первоначальные элементы нац. литературо­ ведения начали вырабатываться в форме литера­турной критики, к-рая стала активно вмешивать­ся в текущий процесс литературной жизни, вы­ являя достоинства художественных произведе­ ний и их недостатки. Ранние издания произве­ дений, такие как «Красный цветок» (коллектив­ ный поэтический сборник), «Стихи Касыма» К.Тыныстанова, «О Ленине», «О зеркале жен­ щин» (в соавторстве) А.Токомбаева, «Перед за­ рёй свободы» С.Карачева, «Ажар» К.Баялинова, «Горемычная Какей» М.Токобаева были первы­ми, к-рые прошли через оценку литературной критики. Зарождаются такие критические жан­ ры, как предисловие, рецензия, полемическая статья. В литературной критике этого периода при оценке художественного произведения, глав­ ным образом, обращалось внимание на наличие социалистической идеи, классовости, партийно­ сти. Вне поля её зрения оставались проблемы литературы, касающиеся её поэтики, жанрово-стилевого своеобразия, особенностей художе­ ственного творчества писателя, уровня худо­ жественного обобщения в произведениях и др. Вследствие этого, в критике нередко имели место негативные тенденции, например, субъективно предвзятое отношение к творчеству писателя, искажённая характеристика идейно-художествен­ной проблематики произведений и т.д. Участие литературной критики в общественно-политичес­ кой и культурной жизни общества послужило предпосылкой для превращения её в особую фор­му научной и творческой деятельности для целе­ направленного распространения марксистско- ленинской идеологии и революционного миро­ воззрения.

В 30-е годы нац. литературная критика, ин­ тенсивно расширяя свои профессиональные воз­ можности, продолжает плодотворно развивать свою деятельность в литературном процессе. Она обогащается трудами второго поколения литера­ туроведов О.Джакишева, Ы.Тойчинова, М.Кыр башева, а также писателей М.Элебаева, Ж.Бо- конбаева, К.Эшмамбетова. На развитие литера­ турно-художественной критики, обогащение её жанровой системы, методики анализа оказала влияние активизация работы по объединению писателей и критиков в организацию с единой художественно-эстетической платформой, приз­ нающей принцип социалистического реализма как основополагающий. Вопрос о решении дан­ной задачи остро стоял на 1 съезде Союза писа­ телей Кыргызстана. В критике оживился разго­вор о дальнейшем развитии её жанров, о её ме­ сте и роли в общей литературной жизни, о её прогрессивном влиянии на художественный рост нац. литературы, политических, идеологических взглядах писателей.

В эти годы предметом особого внимания критики стали «Академические вечера» К.Тыныс­ танова, «Подневольные дни» С.Карачева, «Кен-Суу» Т.Сыдыкбекова, «Долгий путь» М.Элебае­ ва, «Золотая девушка» Ж.Боконбаева, «Жапалак Жатпасов» Р.Шукурбекова и др. ранние произ­ведения, в к-рых были выявлены якобы поли­ тические и идеологические ошибки. Вместе с поэтами А.Токомбаевым, М.Элебаевым, К.Ма ликовым активное участие в обсуждении этих произведений приняли критики и литературо­ веды М.Догдуров, О.Джакишев, Ы.Тойчинов, А.Идрисов.

Литературная критика изучала вопросы партийности и народности художественной ли тературы; наряду с вопросами социалистическо­го реализма, она поднимала вопросы о роли и значении художественного перевода, о сущно­ сти творческой индивидуальности писателя, зат­рагивала проблемы взаимосвязей литератур, да­ вала критическую оценку проявлениям форма­ лизма и натурализма в литературе. В результате односторонней оценки отдельных литературных явлений, акцентирования внимания на отдель­ ных политических и идеологических заблуждениях писателей, а также из-за преднамеренных иска­ жений фактов, преувеличения, навязывания субъективных взглядов, в литературной критике установилась негативная традиция вынесения необоснованного политического приговора пи­ сателю. Усиление таких явлений в литературной критике оказывало пагубное воздействие на судь­бы писателей, их творчество и развитие литера­ турного процесса в целом. В конечном итоге, многие писатели, литераторы оказались жертвами репрессий.

Литературная критика 50-х годов по степени противоречивых оценок и влияния на развитие литературно-художественного процесса резко от­ личалась от предыдущих лет.

Преимущественное положение критической мысли в существующей общественной обстанов­ке объяснялось политическими, социальными и культурными условиями, а также высокой сте­ пенью влияния партийной власти. В частно­ сти, определённую роль в этом сыграло приня­ тие постановлений ЦК ВКП(б) «О литератур­ ной критике и библиографии» от 2 декабря 1940; «О журналах «Звезда» и «Ленинград» от 14 авгус­та 1946; «О репертуарах драматических театров и мерах его улучшения» от 26 августа 1946. Если первое из названных постановлений, в целях раз­ вития литературной критики, затрагивало тео­ ретические и практические проблемы и создава­ ло реальные условия для её активного участия в литературной жизни, то последние два поста­ новления способствовали широкому распростра­нению вульгарно-социологического направления в кыргызской литературной критике и литерату­ роведении. В результате ряд произведений вид­ ных поэтов А.Токомбаева, К.Маликова, А.Ос- монова, а также критические работы известных литературоведов Т.Саманчина, М.Богдановой, Т.Байджиева, З.Бектенова были признаны вред­ ными в научном и идейном плане. Основные тенденции этого направления имели место в ис­ следованиях П.Балтина, Г.Нурова, Ж.Самаганова. В определении принципа народности эпоса «Манас» вульгарно-социологическая критика сыграла отрицательную роль.

В 40-годы появились условия для становле­ ния и самостоятельного существования литера­ туроведения, как особой формы научной мысли и творческой деятельности. Начала возрождать­ ся фольклористика. Огромный вклад в исследо­вание богатого устного творчества кыргызского народа внесли М.Ауэзов, В.Жирмунский. В этот период М.Богданова, Х.Карасаев, К.Рахматул лин, Т.Саманчин активно включились в литера­ туроведческую, литературно-художественную и общественную жизнь. В их трудах исследовалась природа художественной литературы, её виды и жанры, изучались пути возникновения и станов­ ления кыргызской профессиональной литерату­ры и своеобразие кыргызского фольклора, вы­являлись связи акынской поэзии с письменной литературой. В центре их научных интересов на­ ходились и вопросы межнациональных связей нац. литератур, проблемы взаимовлияния и вза­ имообогащения. Результаты их исследований изложены в следующих работах: «Этапы станов­ ления кыргызской литературы» К.Рахматуллина, «Кыргызские прозаики», «От стиха до романа», «Наша литература в колониальный период», «Осо­ бенности творчества кыргызских поэтов-письмен ников конца 19-го начала 20 вв.», «Кыргызская советская литература за 30 лет» Т.Саманчина, «Краткие понятия о литературе и её направле­ ниях» М.Богдановой и Х.Карасаева. Кроме того, М.Богдановой, О.Джакишевым, Т.Саманчиным и К. Рахматуллиным были написаны «Очерки кыргызской литературы» (1943), а в 1947 в Моск­ ве была издана книга историко-литературных очерков «Кыргызская литература», в к-рой была дана характеристика исторических этапов разви­ тия нац. литературы. Одной из интересных ра­ бот этого периода признано и научное исследо­ вание Т.Саманчина «Кылыч — писатель-письмен- ник» (1947).

В 50-е годы, исторически важные в разви­ тии литературоведения и литературной крити­ ки, появилась новая генерация критиков и ли­тературоведов (Б.Керимжанова, Ж.Таштемиров, А.Салиев, Ш.Уметалиев, К.Асаналиев, К.Ука ев, М.Борбугулов, К.Артыкбаев, А.Садыков, С.Байкожоев, Б.Маленов, З.Мамытбеков, К.Иманалиев, Ж.Толеев, К.Рысалиев, Р.Кыдырбаева, Т.Аскаров, С.Жигитов, К.Бобулов, Ж.Аб драимов), исследования к-рых свидетельствова­ ли о зарождении принципиально новых крите­ риев в исследовании литературы. В результате их деятельности литературная критика и литера­ туроведение разделились и стали развиваться са­мостоятельно. Культура критического мышления поднялась на качественно высокий уровень. В критических работах теперь, в первую очередь, анализу подвергалось художественно-эстетичес­ кое содержание, форма литературного произве­ дения, выявлялись оригинальность мастерства ху­ дожника и своеобразие его творческой индиви­ дуальности.

В этот период в кыргызской литературной критике и литературоведении на первый план была выдвинута задача искоренения последствий деятельности сторонников вульгарно-социологи­ ческого течения, к-рое подверглось осуждению, как явление, отрицательно повлиявшее на лите­ ратурное развитие. Также была поставлена зада­ ча о дальнейшем развитии политизированной критической мысли. В этом руководящую роль сыграли передовые статьи центральной газеты «Правда»: «Поднять уровень литературной кри­ тики», «Против искажений в литературной кри­ тике», «Против рецидива антипатриотических взглядов в литературной критике», «О дальнейшем развитии кыргызской литературы», цель к-рых заключалась в проведении целенаправлен­ ной идеологической политики государства и ре­ гулировании путей развития литературы и ис­ кусства. На 9 пленуме (1950) правления и 2 съезде (1954) Союза писателей Кыргызстана были пос­ тавлены те же вопросы.

Проблемы взаимоотношения фольклора и письменной литературы, взаимосвязей и взаи­ мовлияния нац. литератур, проблемы законо­ мерностей развития литературных жанров, изу­ чение своеобразия поэтического творчества на­ родных акынов, определение их роли и места в нац. литературе, вопросы художественного пе­ ревода и др. явились предметом литературовед­ ческих исследований М.Богдановой «О некото­ рых вопросах истории кыргызской литературы 19 и начала 20 века» (1953), «От фольклора к пись­ менной литературе» (1957); К.Асаналиева «Не­которые традиции русской и советской литера­ туры в кыргызской литературе» (1954); А.Салие ва «Некоторые вопросы перевода прозаических произведений на кыргызский язык» (1955); Ш.Уметалиева О некоторых проблемах нашей ли­ тературы» (1957); Б.Керимжановой «О влиянии русской литературы на рост и становление кыр­ гызской литературы» (1959) и др.

В кыргызской литературной критике и лите­ ратуроведении стали обобщаться представления об оригинальности и индивидуальности образ­ ного мышления писателей, о традициях и нова­ торстве в их творчестве, определяться место и значение творчества виднейших кыргызских пи­ сателей в истории литературы. Особое внима­ ние было уделено литературному наследию А.Ос монова. Критические статьи Ш.Уметалиева «О поэзии А.Осмонова» (1953), «Поэт актуальных идей» (1955), «Крылатая поэзия» (1956), «Жизнь и поэт» (1958) положили начало активному изу­ чению творчества А.Осмонова и отразили но­ вый взгляд в оценке его творчества. Литерату­ роведы Р.Кыдырбаева, К.Артыкбаев, А.Садыков и З.Мамытбеков раскрыли новаторские черты в творчестве писателей А.Токомбаева, Т.Сыдык бекова, М.Элебаева, Р.Шукурбекова, С.Эралие-ва и выявили своеобразие творчества акынов- письменников. Итогом их деятельности явились следующие труды: «Творческий путь М.Элебае­ва» (1950), «Кыргызская советская литература за 25 лет» (1951) Б.Керимжановой; «Творческий путь Тоголока Молдо» (1956), «Барпы Алыкулов» (1957); «Аалы Токомбаев» (1958), «Алыкул Осмонов» (1958) Ш.Уметалиева; «Лирика А.Осмо­нова» (1957) Р.Кыдырбаевой; «Токтогул Сатыл- ганов» (Москва, 1959) М.Богдановой; «Романы Тугельбая Сыдыкбекова» (1956) К.Асаналиева; коллективный сборник «Очерки кыргызской со­ ветской прозы» (1 часть 1957, 2 часть 1960); «Поэты-письменники» (1959) С.Байкожоева; «М.Горький и кыргызская литература» (1958) Ж.Самаганова; «Творчество М.Элебаева» (1959) Б.Маленова. По проблемам кыргызской литера­ туры в 60-е годы начали публиковаться различ­ ные научные сборники и коллективные труды («Сборник статей о кыргызской литературе», «Советская кыргызская литература» и др.), в к-рых рассматривались вопросы проблематики художественных произведений, способы выра­ жения авторской позиции, особенности мето­ дологии анализа литературного произведения и многие др.

Проведение Декады кыргызской литературы и искусства в Москве (1958) стало важным собы­ тием в истории культуры народа, на ней были подытожены результаты исторического развития художественной литературы, литературной кри­ тики, научно-теоретических взглядов и опреде­лены новые задачи дальнейшего развития. Об­ суждение на страницах журнала «Вопросы лите­ ратуры» (1959) материалов исследований кыр­ гызских литературоведов и критиков, способство­ вало дальнейшему совершенствованию нац. кри­тики и литературоведения, укреплению идейно- теоретических, методологических основ, росту профессионального мастерства.

В 60-е годы активизируется процесс анализа произведений литературы и искусства, проводит­ ся теоретическая и историческая систематизация литературных фактов. Вместе с тем, литературо­ ведение, как одна из форм общественной на­ уки, пытается занять конкретное место и играть активную роль в литературной жизни. Перед ним ставятся задачи воздействия на интеллект и ми­ ровоззрение читателей, активизации развития литературы в духе марксистско-ленинской идео­ логии. Изданные в соавторстве Б.Керимжано вой, К.Асаналиевым, Ж.Таштемировым, З.Ма- мытбековым и С.Байкожоевым «Очерки по ис­ тории кыргызской советской литературы» (1960) показали актуальность и важную значимость под­ нятых в них проблем и создали необходимые предпосылки для совершенствования научно-те­оретической и методологической основ литера­ туроведения. В обзорных главах «Очерков» были рассмотрены основные этапы развития литера­ туры, её жанровое многообразие, а также были представлены творческие портреты крупных пред­ ставителей акынской поэзии. Лучшими в исто­рии литературы были признаны произведения, к-рые отображали прогрессивный характер соци­ алистической революции, воспевали человека труда, представляли образ человека новой дейст­ вительности. Естественно, принцип историзма в них был нарушен. Жанрово-стилевые аспекты некоторых новаторских произведений С.Эралие ва, У.Абдукаимова, Р.Рыскулова, О.Султанова послужили объектом литературоведческих иссле­ дований К.Бобулова и С.Жигитова.

Кыргызские критики и литературоведы в про­ цессе изучения истоков становления профессио­ нальной литературы особое внимание уделяли идейно-теоретическим предпосылкам возникно­ вения и развития социалистического реализма, диалектике фольклорных традиций, вопросам взаимосвязей литератур народов Средней Азии, проблемам изображения социально активной личности, образов коммунистов и др. Услож­ нялась методика научного анализа литературных произведений, в диссертационных исследованиях применялись методы типологического, истори ко-функционального, сравнительно-историческо­го и др. видов анализа. Таковы научные труды М.Борбугулова в области драматургии; Р.Кыдыр баевой и К.Кырбашева в области исследования лирики А.Осмонова; диссертация А.Садыкова, посвященная диалектике нац. и интернацио­ нального; исследования К.Рысалиевым строения кыргызского стиха; работы Т.Аскарова о художе­ ственной условности в литературе; исследования К.Артыкбаевым поэтического мастерства, а К.Бейшебаевым прозы — АТокомбаева; научные обобщения Ж.Суванбекова по малым героичес­ ким эпосам; труды С.Мусаева, Э.Абдылдаева, С.Бегалиева, Р.Сарыпбекова по актуальным про­ блемам эпоса «Манас»; работы Х.Бапаева о кыр­ гызской сатире; исследования творчества К.Бая линова М.Тулегабыловым; работы Б.Кебековой о кыргызском рассказе; книга К.Жийдеевой, посвященная вопросам художественного перево­ да. Вместе с тем были опубликованы следую­ щие монографии, обогатившие литературоведе­ ние и ознаменовавшие появление новаторских подходов в исследовании литературы: Б.Мале нов «Влияние устного народного творчества на профессиональную кыргызскую литературу» (1960); С.Закиров и А.Токомбаева «Жанровое своеобразие народной лирики кыргызов» (1964); Ж.Толеев «Образы и сюжеты в кыргызской по­ эме» (1961); К.Асаналиев и Р.Кыдырбаева «Крат­ кий словарь литературоведческих терминов» (1961).

В 60-е годы литературоведение, литератур­ная критика и научные разделы эстетики дос­ тигли качественно новой ступени развития по важным теоретическим и практическим пробле­ мам художественной культуры и литературы. Новаторский подход в исследовании литературы обозначился в работах А.Салиева. Его литера­ турно-критические статьи «Жизнь в стихах» (1962), «Отдельно физика и отдельно поэзия» (I960), «Еще раз о сближении наций» (1962) «О «нюансах» и концепциях» (1963), «Художествен­ ная литература и некоторые проблемы теории» (1963), посвященные изучению художественно- эстетической природы поэзии, свидетельство­ вали о выходе научной мысли за пределы рес­публики. Монография Т.Аскарова «Эстетическая природа художественной условности» (1966), а также его литературно-критические статьи, во­ шедшие в сборник «В мире художественных об­ разов» (1967), показали широту его научно-ис­ следовательского диапазона и высокий уровень философской мысли. Бесспорным достижением кыргызских критиков и литературоведов явля­ ются исследования Ш.Уметалиева, К.Артыкбае- ва, Т.Аскарова, К.Бейшембаева о творчестве АТокомбаева; А.Салиева, К.Асаналиева, К.Бо­ булова о творчестве Т.Сыдыкбекова; АСалиева, К.Асаналиева, М.Борбугулова, К.Бобулова о ху­дожественном мастерстве и своеобразии творче­ ства Ч.Айтматова. Среди них можно особо вы­ делить научное исследование К.Асаналиева «От­ крытие человека современности» (1969), посвя­ щенное творчеству Ч.Айтматова, а также работу К.Артыкбаева «Поиски и открытия» (1966), рас крывающую художественное мастерство А.Током баева.

В 60-е годы в истории литературы возникли предпосылки для возникновения науки айтма товедения. В изучении некоторых научных и практических вопросов кыргызского стихосложе­ ния большое место заняли исследования Б.Ке римжановой и К.Рысалиева. В эти годы акти­ визировался выпуск научных монографий и сбор­ ников кыргызских литературоведов и критиков. С приходом А.Токтогулова, С.Карымшакова, С.Тургунбаева, К.Матиева, К.Даутова в литера­ турную критику, она обогатилась качественно новыми подходами. На этом этапе итогом роста и процесса развития критики и литературоведе­ ния, явилась выпущенная в 1970 в Москве «Ис­ тория кыргызской советской литературы». В этом труде нашли отражение достижения кыргызской литературоведческой науки. Однако следует от­метить, что некоторые части «Истории...» были написаны на недостаточно высоком научном уровне, в отдельных случаях недостоверно ин­терпретировались литературные материалы, да­ валась поверхностная характеристика творчества писателей, были проигнорированы многие ли­ тературные факты.

В 70—80-е литературоведение и литературная критика продолжают занимать важное место в литературной и культурной жизни. Этому не­ посредственно способствовала сложившаяся ис торико-политическая, идеологическая и соци­ альная ситуации. В частности, такие постанов­ ления правительства: «О литературно-художе­ственной критике (1972), «О работе с творчес­ кой молодежью» (1976), «О дальнейшем улучше­ нии идеологической, политико-воспитательной работы» (1979), «О творческой связи с практи­ кой коммунистического строительства литератур­ но-художественных журналов» (1982) должны были способствовать развитию литературоведе­ния и критики. По перечисленным постановле­ ниям были организованы обсуждения, в к-рых были выделены важные вопросы научного и кри­ тического характера. Придерживающаяся партий­ ных указаний оценка художественной литерату­ ры оставалась политизированной. Свидетель­ ством тому являются обсуждения по вопросам критики, организованные газетой «Кыргызстан маданияты» (1972), обсуждение вопроса о воз­ никновении и становлении социалистического реализма как творческого метода кыргызской со­ ветской литературы, организованное журналом «Ала-Тоо». Помимо этого, рассматривались воп­ росы о состоянии эпических жанров — повести и романа. Важными событиями в литературной жизни стало проведение республиканских сове­ щаний молодых критиков (1972, 1979, 1982), публикация избранных трудов известных лите­ ратуроведов и критиков, исследований молодых критиков.

В этот период расширяется научная сфера кыр­ гызского литературоведения, происходит углуб­ленное изучение различных аспектов произведе­ ний художественной литературы, совершенству­ ются различные методы литературоведческого анализа, обобщений, что, в основном, было связано с появлением молодых сил и активиза­ цией их участия в литературном процессе.

В научно-историческом аспекте были изуче­ ны вопросы кыргызской литературы 20-х годов (С.Жигитов), возникновения и становления кыргызской критики (К.Рысалиев), изображения нового героя в кыргызской прозе и драматургии (М.Тойбаев, Д.Туратов и С.Байгазиев), вопросы кыргызской поэзии (К.Даутов, О.Ибраимов), вопросы мастерства в кыргызской критике (К.Байжигитов), жанрово-стилевое развитие дра­ матургии (А.Абдразаков), пути становления кыр­гызской детской литературы (К.Абакиров), про­блемы развития кыргызской прозы (А.Эркебаев, У.Касыбеков).

В эти годы продолжает развиваться айтма товедение, как неразрывная и специфическая часть кыргызского литературоведения. Были изданы исследования К.Асаналиева, А.Акмата лиева, Л.Укубаевой, К.Абдылдабекова, Ж.Рыс куловой и защищены диссертационные работы по творчеству Чингиза Айтматова.

В литературную критику активно включились О.Сооронов, К.Ибраимов, К.Эдилбаев, К.Ботояров, С.Тиллебаев, С.Станалиев, Б.Шамши­ ев, М.Жумаев, А.Медетов. Исследованиями раз­личных проблем литературного процесса они рас­ ширили сферу деятельности критики и литера­ туроведения.

Продолжающее следование партийным указа­ ниям, руководство идеологией партии, искаже­ния и принижения художественно-эстетической ценности отдельных произведений послужили причиной необоснованного и необъективного навешивания некоторым авторам политических, идеологических ярлыков и др. обвинений. Так, например, романы Т.Сыдыкбекова «Голубое зна­мя», Ш.Уметалиева «Пламя в груди», Т.Касым- бекова «Сломанный меч», Ш.Абдраманова «Дех­кане», К.Акматова «Время» были признаны идей­ но несостоявшимися, низкими по художествен­ ному и партийному духу, способствующими вне­ сению разлада в межнациональные отношения, так как в них якобы открыто содержались нацио­ налистические идеи.

В этот период были изданы научные иссле­ дования М.Борбугулова «Единство националь­ ного и интернационального» (Москва, 1979), К.Артыкбаева «История кыргызской советской литературы» (1982), С.Жигитова «Кыргызская литература 20-х годов» (1984). Выпуск таких кол­ лективных трудов, как 2-х томник «История кыр­ гызской советской литературы» (1987, 1990) в соавторстве (К.Асаналиев, А.Садыков, С.Жиги­ тов, К.Артыкбаев, Б.Алымов, С.Байгазиев, К.Байжигитов, О.Ибраимов, О.Сооронов и др.); «Очерки истории творчества акынов» (1988, Ж.Таштемиров, С.Байкожоев, Б.Кебекова, Ш.Уметалиев, С.Закиров, К.Кырбашев, Р.Са рыпбеков, С.Алиев) является знаменательным фактом, свидетельствующим о новом подъёме и росте нац. литературоведения и критики.

В условиях гос. самостоятельности и незави­ симости кыргызские критики и литературоведы в исследовании проблемы художественного на­следия пытаются искоренить то негативное от­ ношение, к-рое сложилось в определённые пе­риоды в литературоведении, выработать новые подходы и дать объективную оценку основным этапам истории кыргызской литературы. В ре­ зультате, заново было исследовано творческое наследие Калыгула, Арстанбека, Молдо Кылы ча, Молдо Нияза, Женижока, Эшмамбета, С.Карачева, К.Тыныстанова, Т.Жолдошева, Б.Кененсарина, Б.Калпакова, Ш.Коконова и дана соот­ ветствующая оценка, а также пересмотрены воп­ росы возникновения и становления профессио­ нальной литературы, изучения литературных па­ мятников древних и средних веков. На долж­ ный уровень был поднят вопрос об издании некогда запрещённых литературных материалов. В развитие литературной критики и литера­туроведения весомый вклад внесли русскоязыч­ ные исследователи и литераторы республики. Такими учёными как Озмитель Е.К., Жолдошева Ч.Т, Рудов М.А., Вакуленко В.Я., Хлыпенко Г.Н., Кацев А.С., Шаповалов В.И., Шерстюк В.И., Шагалова Е.И., Жийдеева К.Х. созданы моно­ графические исследования по важным и акту­альным проблемам кыргызской литературы.

Большое значение в осмыслении художествен­ ного опыта кыргызской литературы имели лите­ ратуроведческие труды Г.Ломидзе, З.Кедриной, Г.Гачева, З.Османовой, в к-рых рассматривались характерные особенности кыргызской литерату­ры, изучались вопросы взаимосвязей и взаимо­ обогащения с др. литературами, исследовалось своеобразие творчества кыргызских писателей.


Сталь оцинкованная цена смотри здесь.

О Кыргызстане
История
Экономика
Фотогалереи
Манас
Каталог
Информеры

Информер

Информер

Вверх
  На главную страницу / О Кыргызстане / Наука / Литературоведение


Welcome.kg © 2001 - 2017