Welcome.KG
Flowers.KG E-money.KG Forum.KG Flirt.KG
Добро пожаловать в Кыргызстан!
О Кыргызстане | Экономика | История | Фотогалереи | Охота | Манас | Заповедники | Иссык - Куль
  На главную страницу / О Кыргызстане / Наука / Педагогика

Педагогика


В области воспитания и образо­ вания на кыргызов сильное воздействие оказали традиции и исламская религия. Но несмотря на это, в своих произведениях революционные акы­ ны-демократы, как Токтогул Сатылганов, Того лок Молдо, Калыгул Бай уулу, Арстанбек Буй лаш уулу, Молдо Кылыч, Барпы Алыкулов и др. поднимали вопросы образования и воспитания, высказывали важные и актуальные предложения. Истоки становления педагогики в Кыргызстане и её развитие тесно связаны с выходом в 1924 газеты на кыргызском языке «Эркин-Тоо». На страницах этой газеты стали публиковаться ма­ териалы учебно-воспитательного, теоретическо- практического значения и методологические ма­ териалы. Газета «Эркин-Тоо» была не только ин­ формативным изданием, но и выполняла функ­ции «газеты-школы», «газеты-педагога». В 1926 в Бишкеке было создано спец. издательство, где на кыргызском языке стали выпускаться учебни­ки, методические пособия («Алиппе», «Книга для чтения», «Арифметика», «Начальная география»). В 1928—29 был издан букварь для взрослых «Новости» Х.Карасаева. Выход в свет методических пособий: «Методика кыргызского языка», «Мето­ дика по арифметике», «Руководство по право­писанию» стали основой педагогической науки. В этот период при подготовке и выпуске учеб­ ников и учебно-методических пособий огромный вклад внесли профессор К.Тыныстанов и учё­ ный-лингвист Е.Д.Поливанов. Первоначально написанные учебники, научно-методические ру­ ководства стали особым явлением в развитии просвещения и культуры республики. Однако, развитие такого нововведения было недостаточ­ным, без подготовки учителей и повышения их образовательного уровня. Поэтому для учителей были организованы краткосрочные курсы, и на повестку дня был поставлен вопрос о привлече­ нии кыргызских учителей к новой педагогике.

В распространении педагогических знаний среди кыргызских учителей большую роль сыгра­ ли научно-методический журнал «На пути но­ вой культуры», основанный в 1928 и первое науч­ ное учреждение — Академический центр, орга­ низованный в 1924. Академический центр за­ нимался организацией и руководством по ис­ следованию всех вопросов просветительной, куль­ турной, научной области, формированием кыр­ гызского литературного языка, уточнением об­ щественно-политических, научно-технических терминов, подготовкой учебников, методичес­ ких пособий, разработкой методических рекомен­ даций для учителей. Журнал «На пути новой культуры» стал необходимым педагогическим, культурно-просветительным периодическим из­ данием, продолжая распространять педагогичес­ кие знания и опыт работы учителей. Кроме того, в журнале публиковались материалы различного просветительного, общественно-политического характера. Позже он был переименован в жур­ нал «Народное просвещение» и проводил систе­матическую работу по развитию кыргызской пе­ дагогики, пропагандируя и распространяя тру­ ды учёных и опытных педагогов. В настоящее время журнал ещё существует. С середины 20-х годов в решении» вопросов о всеобщем образова­ нии и развитии педагогического образования в республиканском масштабе была поставлена проб­ лема — подготовка квалифицированных педаго­ гических кадров. Без высшего педагогического образования невозможно было осуществить воп­ росы просвещения республики.

Для школ Кыргызстана в 1925 в Бишкеке был открыт Институт народного просвещения, где началась подготовка учителей для школ Кыргыз­ стана, к-рый в 1928 был преобразован в Кыр­ гызский педагогический техникум. Были откры­ ты педагогические техникумы в 1925 в Оше, в 1926 в Жалал-Абаде. В 1932 в республике было открыто первое высшее учебное заведение — Кыр­ гызский государственный педагогический инсти­ тут. Все эти учебные заведения не могли подго­товить требуемые кадры для просветительных уч­ реждений, поэтому из Российской Федерации ежегодно стали прибывать десятки специалистов с высшим образованием. Прибытие русских пе дагогов имело значение не только в решении пе дагогических проблем, но и в формировании выс­ ших школ. Например, К.К.Юдахин сформиро­ вал педагогический коллектив для разработки учебно-методических рекомендаций и программ для местных школ. Русские учёные Кыргызского педагогического института — И.А.Батманов, Г.А.Сухомлинский, Ф.А.Турдаков и др. все свои знания посвятили кыргызской науке. Большим толчком послужила ускоренная подготовка науч­ но-педагогической базы кадров учителей для ук­ репления общеобразовательных школ и учебно- методической базы. В 1930 в республике в 1566 школах получили образование 145,8 тыс. учащих­ ся. Для социально-экономического развития рес­ публики необходима была постоянная система образования и её совершенствование. Поэтому был поставлен вопрос о всеобщем обязательном семилетнем, позже о среднем — десятилетнем образовании. Исходя из этого, появилась необ­ ходимость организации научно-исследовательс­ ких институтов. В 1936 были организованы Ин­ ститут кыргызского языка и письменности, а в 1951 Кыргызский педагогический научно-иссле­ довательский институт. Эти учреждения разра­батывали книги для учебно-воспитательных ра­ бот, программ, необходимые для школ того вре­ мени. Первый директор Педагогического науч­ но-исследовательского института, талантливый педагог Б.К.Кулдашев, привлекал в это учреж­ дение известных учёных-педагогов, проводил большую работу по написанию и переводу учеб­ ников нового типа для школ.

Наряду с этим выпускались учебники для кыр­ гызских школ по родной речи, литературе, по русскому языку, истории Кыргызстана. Под со­ действием и руководством академика И.А.Бат манова, Б.Жамгырчинова, Б.М.Юнусалиева в выполнении этой работы активное участие при­нимали научные сотрудники Д.Майрыков, Т.Са- манчин, С.Турусбеков, Ш.Шукуралиев. В 50- 60-е годы в развитие кыргызской педагогиче­ ской науки внесли свой вклад А.Э.Измайлов, Т.К.Ташевская, А.Т.Новгородова и др. В 60-80-е годы в педагогическую науку стали больше при­ влекать нац. кадры. Результат их научно-иссле­довательских работ был высоко оценён в союз­ ном масштабе. В ряды таких исследователей можно включить таких учёных как: М.Р.Балта баев, И.Бекбоев, М.Рахимова, Ж.Аманалиев, Н.Асипова, К.М.Искаков, Н.М.Имаева, Т.Ор монов, Б.Апышев, Ж.Бешимов, А.И.Акулова, С.М.Саипбаев, Г.Токторов, М.Абдыкеримова.

Большое значение в развитии педагогики сыг­ рало создание спец. учёного совета по педагоги­ ческим наукам. Многие учёные республики смог­ ли на этом спец. совете зашить свои кандидат­ ские и докторские диссертации. Кроме того, про­ водились исследования по методике обучения, к-рая является неотъемлемой частью педагогики как науки. Этой проблеме были посвящены ис­ следования по русскому языку и литературе — Ш.Мусина, П.И.Харакоза, В.Г. Каменецкой, А.П.Селиверстовой, Л.А.Шеймана, М.Д.Тагаева, М.Е.Дарбанова; математике и физике — А.Исха- кова, И.Бекбоева, С.Мусаева, М.Назарова, М.Жакыпбекова, О.Худайбердиева, Э.Мамбета- кунова, П.М.Иманбекова; биологии и химии - А.Ысыкеева, Ж.Жоокаева, М.Субанова, Б.М.Кособаева; истории и географии — М. Алтаева, И.Н.Шерстюка, кыргызскому языку и литерату­ ре — С.Турусбекова, Б.Алымова, К.Иманалие ва, Н.Ишекеева, Б.Омуралиева, К.Сартбаева, С.Усеналиева, А.Осмонкулова, С.Шатманова. Пути совершенствования педагогической науки и развития практики были тесно связаны с воп­ росами обращения к углубленному изучению про­ грессивного народного педагогического насле­дия. Неиссякаемые источники народной педа­ гогики, опыт, идеи, особенности духовного на­ следия были углубленно изучены в трудах учё ных-этнопедагогов А.Алимбекова, А.Аттокуро- ва, Ф.Анаркулова, А.Бердиева, Т.Жоробекова, С.Иптарова, А.Калдыбаевой, Т.Кыдыралиева, З.Кусеиновой, Ж.Орозбаева.

В 90-е годы кыргызская педагогика решила большие проблемы по разработке учебников для средних школ, программ, методических рекомен­ даций, концепций по образованию, гос. стан­ дартов и их распространению и разъяснению сре­ ди педагогической общественности. Научные со­ трудники Кыргызского института образования — Н.Ибраева, А.Абдиев, С.Усеналиев, С.Рысбаев, О.Осмонов, М.Иманкулов, А.Муратов Т.Н.Ша рыгалова, Б.М.Кособаева, М.Субанова, Л.А.Шей- ман, В.Г.Каменецкая, К.Сейдекулова, А.Токто мамбетов, С.Иптаров, А.Алимбеков, А.Акмата лиев провели огромную работу под руководством профессора И.Бекбоева. В настоящее время в Кыргызском институте образования и высших учебных заведениях образованы аспирантура и док­ торантура. В сфере просвещения в создании учеб­ ников, педагогических, методических учебных пособий, в научном руководстве молодыми пе­ дагогами-исследователями, в подготовке будущих учительских кадров, продолжают свою плодотвор­ную работу профессора — М.Рахимова, И.Бекбоев, Н.Асипова, Н.Ишекеев, ЖАманалиев, Н.Имае ва, Э.Мамбетакунов, Ж.Байсалов и др. Приоб­ ретение республикой независимости, установив­ шиеся в обществе новые социально-экономичес­ кие отношения перед педагогикой ставят новые задачи. Важной проблемой педагогической нау­ ки является разработка комплексной программы развития системы образования Кыргызстана, мо­ делей нац. школ различных типов, а в учебно- воспитательной работе — этнопедагогических и этнопсихологических особенностей. На современ­ ном этапе создались благоприятные условия для обращения к опыту прошлого и прогрессивным традициям народов, укреплению межнациональ­ ных духовных, культурных взаимосвязей, демок­ ратизации и гуманизации воспитательной рабо­ ты в учебно-воспитательных учреждениях. Педа­гогическая наука республики в соответствии с но­ вым временем находится на пути интенсивного развития. Учёные педагоги Кыргызстана с пози­ ции своего гражданского и профессионального долга продолжают свои научно-педагогическое ис­ следования.


продвижение сайтов и интернет магазинов
как в первые сутки набрать 10000 просмотров на youtube|Навес для автомобиля по материалам сайта.

О Кыргызстане
История
Экономика
Фотогалереи
Манас
Каталог
Информеры

Информер

Информер

Вверх
  На главную страницу / О Кыргызстане / Наука / Педагогика


Welcome.kg © 2001 - 2017