Транспорт
Транспортный комплекс Кыргызской Респуб лики представлен автомобильным, воздушным, водным, ж.-д., трубопроводным транспортами и автомобильными дорогами. В 2000 в респуб лике объёмы грузов, перевезённых всеми вида ми грузового транспорта, увеличились на 3,9% , объём перевозок грузов достиг 38,1 млн. т. Пас- сажирооборот всех видов транспорта возрос на 10,9%, в т.ч. автобусов — на 11,5%, троллейбу сов — на 37,5%, ж.-д. транспорта — на 41,2%, а пассажирооборот воздушного уменьшился на 2,5%. Основная доля объёма пассажирооборота (83,4%) приходится на автобусы, 0,5% — на так си, 5,2% — на троллейбусы. Пассажирооборот воздушного транспорта в общем объёме соста вил 10%, ж.-д. - 0,9%. Таблица 1. Перевозки грузов (тыс. т) и пассажиров (млн чел.) всеми видами транспорта Перевозка грузов | 1999 | 2000 | Всего | 36624,6 | 38052,5 | Железнодорожный | 1078,9 | 978,7 | Автомобильный | 35022,6 | 36449,5 | Трубопроводный | 470,0 | 585,5 | Водный | 46,2 | 35,5 | Воздушный | 6,9 | 3,3 |
Перевозка паcсажиров Всего | 415,3 | 462,9 | Железнодорожный, тыс. чел | 445,3 | 590,3 | Автобусы | 351,0 | 393,1 | Троллейбусы | 60,5 | 66,4 | Такси | 3,0 | 2,5 | Воздушный, тыс. чел | 312,0 | 272,6 |
Автомобильный транспорт. В связи с тем, что территория Кыргызстана явля ется горной, решающая роль в осуществлении грузовых и пассажирских перевозок принадлежит автомобильному транспорту. Первый автомобиль в республике появился в 1912. Становление ав томобильной отрасли состоялось в 1920-е годы. В 1925 было открыто Бишкекское отделение автомобильных сообщений, автопарк к-рого состо ял из 5 автомобилей. Затем такие отделения были созданы в Оше и Жалал-Абаде. В 30-е годы автомобили начали применяться в отдалённых р-нах республики. В 1932 грузо оборот автобаз составил 1703 тыс. т/км, было перевезено более 19 тыс. т. За 1925—39 число автомобилей в Кыргызстане было доведено до 7000. Автопарк представляли грузовые автомо били ЗиС-5, ЗиС-6, ГАЗ-ААА, автобусы ЗиС- 16, ГАЗ-6 и др. Бурное развитие экономики республики в послевоенные годы требовало значительного увели чения автомобильных перевозок. В целях по вышения эффективности использования автомо билей, было начато массовое использование при цепов и полуприцепов. Широко поощрялась инициатива работников автотранспорта за уве личение межремонтного пробега, пробег в 100 тыс. км без капитального ремонта и др. Укреп лялась и развивалась авторемонтная промышлен ность. К концу 1951 численность автопарка дос тигла 12 тыс. автомобилей. В последующие годы темпы развития автотранспорта сохранялись. В 1980-е годы транспортом общего пользования пе ревозилось более 47% народнохозяйственных грузов, осуществлялось около 95% объёма пассажир ских перевозок. Доля перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом республики, составляет в среднем 85% от общего объёма (в т.ч. по грузовым перевозкам — 70% и пасса жирским — 99%). Таблица 2. Показатели общего пользования автомобильного транспорта - | 1990 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1999 | 2000 | Перевезено грузов, млн т | 101,1 | 43,9 | 14,6 | 6,2 | 4,3 | 4,3 | 35,0 | 36,4 | Грузооборот, млн т/км | 2001,4 | 1029,0 | 442,1 | 263,5 | 195,3 | 193,3 | 1125,0 | 1248,7 | Перевезено пассажиров, млн чел. | 577,9 | 381,1 | 228,6 | 211,3 | 182,9 | 201,9 | 414,5 | 452,0 | Пассажирооборот, млн пассажиро/км | 5259,0 | 3638,8 | 2047,1 | 1900,5 | 1778,5 | 1902,5 | 4112,1 | 4622,0 |
Структурные преобразования в экономике рес публики после 1991 вызвали массовую привати зацию транспортной системы и более 80% автотранспортных предприятий преобразованы в ак ционерные общества. Уд. вес перевозок автомо бильным транспортом в общем объёме перевозок в 1999 составил 82,7% по перевозкам грузов и 79,3% по перевозкам пассажиров. За 2000 ав томобильным транспортом выполнены перевозки грузов в объёме 36,4 млн. т, или 104,1%, по сравнению с 1999. За год перевозки грузов ав томобильным транспортом возросли в Таласской области на 21,3%, Нарынской — 12,3%, Чуйс кой — 12,2%, Баткенской — 4,8%, Ошской — 1% и в Бишкеке — 1,2%. Из общего объёма гру зовых автоперевозок, 6,4 млн. т выполнено спе циализированными автотранспортными пред приятиями, уд. вес к-рых в общем объёме пере возок составил 17,5%. В 2000 специализиро ванными автотранспортными предприятиями осуществлено 44% объёма перевозок грузов в при городном, 12,4% — во внутригородском сооб щениях, 43,4% — в междугородном и 0,2% — в международном. По сравнению с 1999 возросли в 2,3 раза перевозки грузов в междугородном сообщении; сократились — в пригородном сооб щении на 30%, во внутригородском — на 14, международном — на 90%. Автотранспортом фи зических лиц, осуществляющих коммерческие перевозки перевезено 7,4 млн. т грузов. Из об щего объёма перевозок грузов, выполненных предпринимателями (физическими лицами), 0,8 млн. т или 10,5% перевезено автомобилями, сданными в аренду. Из общего объёма перево зок пассажиров всеми видами транспорта, 393,1 млн. чел (85%) перевезено автобусами, из к- рых свыше 93% составили перевозки во внутри городском и пригородном сообщениях. Автомобильные дороги являются решающими, иногда единственными коммуни кациями, обеспечивающими экономику регио нов Кыргызстана. До конца 19 века Кыргызстан был краем сплошного бездорожья. Прокладка первых грунтовых дорог была начата в начале 20 века. До революции в Кыргызстане было лишь 3 почтовых тракта: Бишкек—Каракол, Нарын—Кар акол—Уч- Каркыра, Ташкент—Бишкек—Верный общей протяжённостью 806 км. В 1924 в Кыргызстане образовалось управле ние местного транспорта, к-рое начало свою де ятельность с проведения инвентаризации дорог и караванных троп. Впервые существующие до роги были классифицированы, систематизиро ван их учёт, и начаты работы по реконструкции имеющихся и строительству требуемых дорог. В 1927 в Кыргызстане имелось более 5 тыс. км дорог, в т. ч. 1247 км гос. В последующие годы сеть автомобильных дорог продолжала расширять ся. Произошли структурные преобразования дорожной системы. В 1933—37 на строительство дорог было направлено 138,7 тыс. рублей. Пер вая автомагистраль Ош—Хорог протяжённостью 728 км была построена в 1931—34. В 1933—39 построена дорога Бишкек—Балыкчы—Торугарт (протяжённостью 539 км). Дальнейший подъём промышленности и сель ского хозяйства в республике требовал приня тия решительных мер по увеличению темпов ро ста автомобильных перевозок. В связи с этим предусматривался рост объёма строительства автодорог с увеличением уд. веса дорог с твёрдым покрытием. Одновременно был намечен боль шой объём ремонтных дорог. В 1940 были по строены основные автомагистрали республики протяжённостью 11,5 тыс. км (дороги с твёрдым покрытием — 1,2 тыс.км). В 1965 была сдана в эксплуатацию высоко горная трасса Бишкек—Ош протяжённостью 600 км, к-рая соединила между собой север и юг республики, Таласскую и Суусамырскую долины. К 1967 завершилось строительство кольце вой (вокруг озера Ысык-Кёл) автомобильной дороги Балыкчы—Каракол. За 1953—70 протяжённость дорог увеличилось от 13 тыс. км до 19,6 тыс. км, а в 1980-х годах составила более 23 тыс. км (в т.ч. дорог с твёрдым покрытием около 16 тыс. км или 70%). После провозглашения независимости Кыр гызстаном в 1995 был взят стратегический курс развития сети автодорог, т.е. превращения её в транзитную, соединяющую страны Центральной Азии и Ближнего Востока. В 2000 сеть автомо бильных дорог в республике составляет более 34 тыс. км, из них 19,0 тыс. км — автомобильные дороги общего пользования, к-рые находятся в гос. управлении. Более 15 тыс. км автомобиль ных дорог находятся в управлении различных ве домств и в основном являются с.-х. дорогами, ранее принадлежавшим колхозам и совхозам. Большинство местных дорог и подъездных путей находится в полуразрушенном состоянии, в результате, есть слабое обеспечение нарастающих объёмов перевозок грузов. В соответствии с этим, принят «Закон об автомобильных дорогах Кыргызской Республики», разработана концепция развития автодорог на длительный период. Осуществляются инвестиционные проекты раз вития сети автодорог республики, в первую оче редь, международных. Успешно идёт реконст рукция автодороги Бишкек—Ош, с целью дове дения её технических показателей до мировых стандартов. Проект осуществляется за счёт кре дитов Азиатского банка развития. Дальнейшее улучшение эксплуатационных нормативов пре дусматривается по автодорогам Бишкек—На рын—Торугарт, Ош—Эркечтам, с последующим выходом на Китай и Пакистан. Таблица 3. Показатели общего пользования железнодорожного транспорта - | 1990 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1999 | 2000 | Перевезено грузов, млн т | 8,0 | 5,5 | 3,0 | 1,4 | 0,9 | 1,3 | 1,0 | 0,9 | Грузооборот, млн т/км | 2619,6 | 1588,9 | 923,0 | 628,9 | 402,6 | 480,0 | 353,8 | 338,0 | Перевезено пассажиров, млн чел | 1,4 | 1,7 | 2,3 | 1,1 | 0,8 | 0,9 | 0,4 | 0,6 | Пассажирооборот, млн пассажиро/км | 205,0 | 234,9 | 295,3 | 172,4 | 87,0 | 91,8 | 31,3 | 44,2 |
Железнодорожный транспорт. Кыргызская железная дорога расположена на тер ритории Кыргызской Республики и частично на территории Казахстана. Первый поезд на стан цию Бишкек прибыл 8 августа 1924. В республике строительство железной дороги происходило в 4 этапа: в 1924 сдана в эксплуатацию дорога от стан ции Луговая до станции Бишкек, в 1931 — учас ток от Бишкека до Канта, в 1942 — от Канта до Быстровки (ныне посёлок городского типа Кем ин), в 1950 — от Быстровки до Балыкчы, через Боомское ущелье, обеспечившая вывоз с.-х. про дуктов из Ысык-Кёлской и Нарынской областей. До 1948 Кыргызская железная дорога входила в состав Жамбылского ж.-д. отделения. В 1948 было создано 6-е Бишкекское отделение Туркес тано-Сибирской железной дороги. С образова нием в 1958 Казахской железной дороги отделе ние было переименовано в 10-е Фрунзенское от деление, в 1977 с образованием Алматынской железной дороги в 3-е Фрунзенское отделение (затем 3-е Бишкекское отделение). На юге рес публики были проложены линии: Кубасай—Кы зыл-Кыя (1928), Кара-Суу—Ош (1930), Жалал- Абад-Кёк-Жангак (1932), Уч-Коргон—Таш-Кё мюр (1935) и Пролетарск—Сулюктю. После об ретения Кыргызской Республикой политической и экономической независимости, в 1992 на базе Бишкекского отделения ж.-д. была образована Кыргызская железная дорога. В октябре 1994 в ведение Кыргызской железной дороги были пе реданы ж.-д. участки бывшей Средне-Азиатской железной дороги, расположенные в Ошской и Жалал-Абадской областях. Протяжённость Кыр гызской железной дороги составляет 423,9 км (2000), из них на севере республики — 322,7 км (в т. ч. на территории Казахстана — 60,3 км), на юге — 101,2 км. В 2000 на ж.-д. транспорте, по сравнению с 1999, отправление грузов сократилось на 9,3% и составило 978,7 тыс. т. Увеличился объём от правления чёрных металлов в 2,7 раза, лома чёрных металлов — в 2,4, каменного угля — в 1,7, хлопка — в 1,5, цемента — в 1,3, продуктов пе ремола — в 1,2 раза; сократилось отправление стро ительных грузов на 49%, зерна — на 31, сахара — на 16, нефтепродуктов — на 2%. Улучшились от дельные показатели использования ж.-д. подвиж ного состава: по сравнению с 1999, возросла про изводительность грузового вагона (на 18,8%), сни жен оборот вагона в сутки (на 20,3%), сократи лись простои вагона под грузовыми операциями (на 19,6%). Объём грузооборота на ж.-д. транс порте, по сравнению с 1999, уменьшился на 4,5%. Железная дорога имеет 134 моста (протяжён ностью 2477 м), 1 галерею (238 м), 15 дюкеров (284 м), 6 пешеходных мостов (433 м). Протя женность линий автоматики и связи: магистраль ных воздушных — 169,2 км, магистральных ка бельных — 149,1 км, местных воздушных — 38,4 км, местных кабельных — 151 км. Железная дорога оборудована автоматической локомотивной сигнализацией и автостопом. Эксплуатационная длина пути, имеющая оборудование — 151 км, кол-во комплектов, установленных на локомоти вах и электростанциях — 124. Число станций, горок, имеющих оборудование электрического центра — 19, на них стрелок —348. На участке от станции Луговая до станции Бишкек-1 организо ваны 2 линейных участка и пост ЭЦ Бишкек-1 для обслуживания устройств сигнализации цент ральной блокировки (СЦБ), на участке от Биш кек-1 до станции Балыкчы 2 линейных участка. Для дальнейшего развития железной дороги начато строительство ж.-д. линии Балыкчы—Кара- Кече (2000), затем было запланировано строитель ство железной дороги Анжиян (Узбекистан)— Жалал-Абад—Казарман—Кашгар (Китай). Это позволит избежать огромных затрат за транзитные перевозки по железным дорогам соседних республик, в связи с сокращением пути до юга республики, решит проблему обеспечения респуб лики топливом и создаст благоприятные условия для развития и освоения территорий в зоне прохождения железной дороги. Экономическая зна чимость этого проекта очень велика. Водный транспорт. В 1920-е годы впервые в Кыргызстане на озере Ысык-Кёл на чал действовать водный транспорт. В 1925 соз дано Ысык-Кёлское пароходство. Судоходство по озеру ведётся круглый год. Общая протяжённость водного пути 200 км. Первая попытка орга низовать судоходство на Ысык-Кёле относится к 80-м годам 19 века. Первое деревянное судно, грузоподъёмностью 8000 пудов, было построено купцом Атабаевым. Позднее были построе ны и начали ходить по озеру суда: «Сулейманов- 1», «Платон», «Афанасий», «Тарас Бульба», «Пу тешественник Пржевальский». Но в 1916 во вре мя восстания флот был почти весь уничтожен. После Октябрьской революции были постро ены: катер «Красный Восток», двухмачтовая шхуна «Коммунар», небольшие парусные баркасы «Юный коммунар», «Азов». В 1925 было организовано Ысык-Кёлское агентство Средне-Азиат ского управления речного транспорта. Были построены и спущены на воду теплоходы: «Про гресс Кыргызстана» (грузоподъёмность 165 т груза), в 1927 «Пионер», в 1931 — «Советский Кыр гызстан» (420 ет), в 1935 — «Киров», в 1938 — буксировщик «Комсомол» и сухогрузная баржа «Обь». Позднее, в связи с развитием автомо бильного и воздушного транспорта, перевозки пассажиров по озеру сокращались и в 1967 пре кратились. Пассажирские теплоходы «Чайка», «Альбатрос», «Токтогул» обслуживают туристов и отдыхающих на побережье озера Ысык-Кёл. Таблица 4. Перевозки грузов и грузооборот водного транспорта - | 1990 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1999 | 2000 | Перевезено грузов, тыс. т | 646,8 | 338,1 | 132,7 | 52,9 | 35,6 | 31,9 | 46,2 | 35,5 | Грузооборот в млн т/км | 113,9 | 60,8 | 23,1 | 9,0 | 6,2 | 5,9 | 8,3 | 5,9 |
Ысык-Кёлский водный транспорт имеет 2 порта, пристани Кызыл-Суу и Кюрмёнтю, несколь ко остановочных пунктов, судостроительно-ремонт ный завод в Балыкчы. В 2000 на водном транс порте перевезено 35,5 тыс. т грузов и выполнен грузооборот в объёме 5,9 млн. т/км. По сравне нию с 1999, перевозки грузов сократились на 23,2%, а объём грузооборота — на 28,9%. Воздушный транспорт. В Бишкеке первый самолёт приземлился 20 авгус та 1922. На Бишкекском ипподроме была устрое на промежуточная станция для почтового аэро плана, следовавшего из Ташкента в Алматы, В 1930 открылась в республике первая линия граж данской авиации Бишкек—Ташкент—Хожент— Фергана—Анжиян—Ош. В 1933 на авиалинии Бишкек—Каракол стали осуществлять перевозку почты и пассажиров, затем начала действовать линия Бишкек— Балыкчы—Нарын—Узген—Ош. С точки зрения авиасообщений, географическое положение Кыргызстана уникально. По некото рым оценкам экспертов, авиационный путь из Европы в некоторые страны Азии через Кыргызстан короче на 1,0—1,5 тыс. км, что сокра щает общий путь на 10—15%. Большое значение имеет преимущество аэропорта «Манас», пропуск ная способность к-рого 1700 пассажиров в час. Он имеет взлётно-посадочную полосу, способ ную принимать все виды воздушных судов. А эро дром оборудован современными аэронавигаци онными средствами. Действуют аэропорты: Ош, Жалал-Абад, Каракол, Чолпон-Ата, Нарын, Талас, Чаткал, Кы- зыл-Кыя, Казарман, Баткен и др. Среди этих аэропортов международными являются «Манас» и «Ош», к-рые реконструируются в соответ ствии с международными стандартами. Авиапарк нац. авиакомпании «Кыргызстан аба жол- дору» обновляется и пополняется. Осущест вляются регулярные рельсы внутри республи ки по 8 маршрутам, по воздушным линиям СНГ по 13 маршрутам, а также по международным воздушным линиям: Ганновер, Дели, Карачи, Стамбул, Урумчи, Франкфурт-на-Май не и Шарджа. В перспективе намечается рас ширение международных регулярных маршру тов, в т.ч.: Сеул, Пекин, Лондон. В 2000 объём перевозок грузов уменьшился на 52,2% и со ставил 3,3 тыс. т. Трубопроводный тран с п орт. Через территорию республики проходит газовая магистраль Мурабек—Ташкент—Бишкек—Алма ты, к-рый обеспечивает столицу республики — Бишкек газом 165 тыс. м3 в час. Проложены га зопроводы к посёлкам Кёк-Таш, Кочкор-Ата, введён в строй газопровод Майлы-Сай—Жалал- Абад— Кара-Суу—Ош, ветка Фергана— Кадамжай (1972) и Урсатьевская—Айдаркен (1973). Имеется и нефтепровод. Таблица 5. Показатели общего пользования воздушного транспорта - | 1990 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1999 | 2000 | Перевезено грузов, тыс. т | 10,8 | 5,0 | 0,98 | 3,4 | 5,6 | 7,7 | 6,9 | 3,3 | Грузооборот в млн т/км | 371,7 | 222,2 | 46,2 | 64,5 | 94,4 | 101,7 | 68,1 | 54,4 | Перевезено пассажиров, млн чел | 1,8 | 0,99 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,3 | 0,3 | Пассажирооборот, млн пассажиро/км | 3817,8 | 2294,9 | 458,4 | 606,3 | 855,5 | 868,6 | 531,7 | 518,4 |
Троллейбусный транспорт. Первая троллейбусная линия была открыта в столице республики в 1951 по маршруту Вокзал—Мясокомбинат. В 2000 в Бишкеке работали 18 троллейбусных маршрутов, протяжённостью 198 км. Троллейбусный транспорт действует в Оше (1976), Нарыне (1994). В 2000 перевозки пассажиров троллейбусами составили 66,4 млн. чел., в т.ч. в Бишкеке — 62,7 млн. (110,5% к 1999), Оше — 2,8 млн. (91,4), Нарыне - 0,9 млн. чел. (114,6%). Таблица 6. Показатели троллейбусного транспорта 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 2000 | 2001 | Перевезено пассажиров, млн чел | 61,2 | 41,2 | 45,8 | 54,0 | 56,1 | 664 | Пассажирооборот, млн пассажиро/км | 195,8 | 135,1 | 150,6 | 175,2 | 181,9 | 271,5 |
|
|
 |
|