Welcome.KG
Flowers.KG E-money.KG Forum.KG Flirt.KG
Добро пожаловать в Кыргызстан!
О Кыргызстане | Экономика | История | Фотогалереи | Охота | Манас | Заповедники | Иссык - Куль
  На главную страницу / Экономика / Сфера услуг / Транспорт

Транспорт


Транспортный комплекс Кыргызской Респуб лики представлен автомобильным, воздушным, водным, ж.-д., трубопроводным транспортами и автомобильными дорогами. В 2000 в респуб лике объёмы грузов, перевезённых всеми вида ми грузового транспорта, увеличились на 3,9% , объём перевозок грузов достиг 38,1 млн. т. Пас- сажирооборот всех видов транспорта возрос на 10,9%, в т.ч. автобусов — на 11,5%, троллейбу сов — на 37,5%, ж.-д. транспорта — на 41,2%, а пассажирооборот воздушного уменьшился на 2,5%. Основная доля объёма пассажирооборота (83,4%) приходится на автобусы, 0,5% — на так си, 5,2% — на троллейбусы. Пассажирооборот воздушного транспорта в общем объёме соста вил 10%, ж.-д. - 0,9%.

Таблица 1.  Перевозки грузов (тыс. т) и пассажиров (млн чел.) всеми видами транспорта

Перевозка грузов

1999

2000

Всего

36624,6

38052,5

Железнодорожный

1078,9

978,7

Автомобильный

35022,6

36449,5

Трубопроводный

470,0

585,5

Водный

46,2

35,5

Воздушный

6,9

3,3

Перевозка паcсажиров

Всего

415,3

462,9

Железнодорожный, тыс. чел

445,3

590,3

Автобусы

351,0

393,1

Троллейбусы

60,5

66,4

Такси

3,0

2,5

Воздушный, тыс. чел

312,0

272,6

Автомобильный транспорт. В связи с тем, что территория Кыргызстана явля ется горной, решающая роль в осуществлении грузовых и пассажирских перевозок принадлежит автомобильному транспорту. Первый автомобиль в республике появился в 1912. Становление ав томобильной отрасли состоялось в 1920-е годы. В 1925 было открыто Бишкекское отделение автомобильных сообщений, автопарк к-рого состо ял из 5 автомобилей. Затем такие отделения были созданы в Оше и Жалал-Абаде.

В 30-е годы автомобили начали применяться в отдалённых р-нах республики. В 1932 грузо оборот автобаз составил 1703 тыс. т/км, было перевезено более 19 тыс. т. За 1925—39 число автомобилей в Кыргызстане было доведено до 7000. Автопарк представляли грузовые автомо били ЗиС-5, ЗиС-6, ГАЗ-ААА, автобусы ЗиС- 16, ГАЗ-6 и др.

Бурное развитие экономики республики в послевоенные годы требовало значительного увели чения автомобильных перевозок. В целях по вышения эффективности использования автомо билей, было начато массовое использование при цепов и полуприцепов. Широко поощрялась инициатива работников автотранспорта за уве личение межремонтного пробега, пробег в 100 тыс. км без капитального ремонта и др. Укреп лялась и развивалась авторемонтная промышлен ность. К концу 1951 численность автопарка дос тигла 12 тыс. автомобилей. В последующие годы темпы развития автотранспорта сохранялись. В 1980-е годы транспортом общего пользования пе ревозилось более 47% народнохозяйственных грузов, осуществлялось около 95% объёма пассажир ских перевозок. Доля перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом республики, составляет в среднем 85% от общего объёма (в т.ч. по грузовым перевозкам — 70% и пасса жирским — 99%).

Таблица 2.  Показатели общего пользования автомобильного транспорта

-

1990

1992

1993

1994

1995

1996

1999

2000

Перевезено грузов, млн т

101,1

43,9

14,6

6,2

4,3

4,3

35,0

36,4

Грузооборот, млн т/км

2001,4

1029,0

442,1

263,5

195,3

193,3

1125,0

1248,7

Перевезено пассажиров, млн чел.

577,9

381,1

228,6

211,3

182,9

201,9

414,5

452,0

Пассажирооборот, млн пассажиро/км

5259,0

3638,8

2047,1

1900,5

1778,5

1902,5

4112,1

4622,0

Структурные преобразования в экономике рес публики после 1991 вызвали массовую привати зацию транспортной системы и более 80% автотранспортных предприятий преобразованы в ак ционерные общества. Уд. вес перевозок автомо бильным транспортом в общем объёме перевозок в 1999 составил 82,7% по перевозкам грузов и 79,3% по перевозкам пассажиров. За 2000 ав томобильным транспортом выполнены перевозки грузов в объёме 36,4 млн. т, или 104,1%, по сравнению с 1999. За год перевозки грузов ав томобильным транспортом возросли в Таласской области на 21,3%, Нарынской — 12,3%, Чуйс кой — 12,2%, Баткенской — 4,8%, Ошской — 1% и в Бишкеке — 1,2%. Из общего объёма гру зовых автоперевозок, 6,4 млн. т выполнено спе циализированными автотранспортными пред приятиями, уд. вес к-рых в общем объёме пере возок составил 17,5%. В 2000 специализиро ванными автотранспортными предприятиями осуществлено 44% объёма перевозок грузов в при городном, 12,4% — во внутригородском сооб щениях, 43,4% — в междугородном и 0,2% — в международном. По сравнению с 1999 возросли в 2,3 раза перевозки грузов в междугородном сообщении; сократились — в пригородном сооб щении на 30%, во внутригородском — на 14, международном — на 90%. Автотранспортом фи зических лиц, осуществляющих коммерческие перевозки перевезено 7,4 млн. т грузов. Из об щего объёма перевозок грузов, выполненных предпринимателями (физическими лицами), 0,8 млн. т или 10,5% перевезено автомобилями, сданными в аренду. Из общего объёма перево зок пассажиров всеми видами транспорта, 393,1 млн. чел (85%) перевезено автобусами, из к- рых свыше 93% составили перевозки во внутри городском и пригородном сообщениях.

Автомобильные дороги являются решающими, иногда единственными коммуни кациями, обеспечивающими экономику регио нов Кыргызстана. До конца 19 века Кыргызстан был краем сплошного бездорожья. Прокладка первых грунтовых дорог была начата в начале 20 века. До революции в Кыргызстане было лишь 3 почтовых тракта: Бишкек—Каракол, Нарын—Кар акол—Уч- Каркыра, Ташкент—Бишкек—Верный общей протяжённостью 806 км.

В 1924 в Кыргызстане образовалось управле ние местного транспорта, к-рое начало свою де ятельность с проведения инвентаризации дорог и караванных троп. Впервые существующие до роги были классифицированы, систематизиро ван их учёт, и начаты работы по реконструкции имеющихся и строительству требуемых дорог. В 1927 в Кыргызстане имелось более 5 тыс. км дорог, в т. ч. 1247 км гос. В последующие годы сеть автомобильных дорог продолжала расширять ся. Произошли структурные преобразования дорожной системы. В 1933—37 на строительство дорог было направлено 138,7 тыс. рублей. Пер вая автомагистраль Ош—Хорог протяжённостью 728 км была построена в 1931—34. В 1933—39 построена дорога Бишкек—Балыкчы—Торугарт (протяжённостью 539 км).

Дальнейший подъём промышленности и сель ского хозяйства в республике требовал приня тия решительных мер по увеличению темпов ро ста автомобильных перевозок. В связи с этим предусматривался рост объёма строительства автодорог с увеличением уд. веса дорог с твёрдым покрытием. Одновременно был намечен боль шой объём ремонтных дорог. В 1940 были по строены основные автомагистрали республики протяжённостью 11,5 тыс. км (дороги с твёрдым покрытием — 1,2 тыс.км).

В 1965 была сдана в эксплуатацию высоко горная трасса Бишкек—Ош протяжённостью 600 км, к-рая соединила между собой север и юг республики, Таласскую и Суусамырскую долины. К 1967 завершилось строительство кольце вой (вокруг озера Ысык-Кёл) автомобильной дороги Балыкчы—Каракол. За 1953—70 протяжённость дорог увеличилось от 13 тыс. км до 19,6 тыс. км, а в 1980-х годах составила более 23 тыс. км (в т.ч. дорог с твёрдым покрытием около 16 тыс. км или 70%).

После провозглашения независимости Кыр гызстаном в 1995 был взят стратегический курс развития сети автодорог, т.е. превращения её в транзитную, соединяющую страны Центральной Азии и Ближнего Востока. В 2000 сеть автомо бильных дорог в республике составляет более 34 тыс. км, из них 19,0 тыс. км — автомобильные дороги общего пользования, к-рые находятся в гос. управлении. Более 15 тыс. км автомобиль ных дорог находятся в управлении различных ве домств и в основном являются с.-х. дорогами, ранее принадлежавшим колхозам и совхозам. Большинство местных дорог и подъездных путей находится в полуразрушенном состоянии, в результате, есть слабое обеспечение нарастающих объёмов перевозок грузов. В соответствии с этим, принят «Закон об автомобильных дорогах Кыргызской Республики», разработана концепция развития автодорог на длительный период. Осуществляются инвестиционные проекты раз вития сети автодорог республики, в первую оче редь, международных. Успешно идёт реконст рукция автодороги Бишкек—Ош, с целью дове дения её технических показателей до мировых стандартов. Проект осуществляется за счёт кре дитов Азиатского банка развития. Дальнейшее улучшение эксплуатационных нормативов пре дусматривается по автодорогам Бишкек—На рын—Торугарт, Ош—Эркечтам, с последующим выходом на Китай и Пакистан.

Таблица 3.  Показатели общего пользования железнодорожного транспорта

-

1990

1992

1993

1994

1995

1996

1999

2000

Перевезено грузов, млн т

8,0

5,5

3,0

1,4

0,9

1,3

1,0

0,9

Грузооборот, млн т/км

2619,6

1588,9

923,0

628,9

402,6

480,0

353,8

338,0

Перевезено пассажиров, млн чел

1,4

1,7

2,3

1,1

0,8

0,9

0,4

0,6

Пассажирооборот, млн пассажиро/км

205,0

234,9

295,3

172,4

87,0

91,8

31,3

44,2

Железнодорожный транспорт. Кыргызская железная дорога расположена на тер ритории Кыргызской Республики и частично на территории Казахстана. Первый поезд на стан цию Бишкек прибыл 8 августа 1924. В республике строительство железной дороги происходило в 4 этапа: в 1924 сдана в эксплуатацию дорога от стан ции Луговая до станции Бишкек, в 1931 — учас ток от Бишкека до Канта, в 1942 — от Канта до Быстровки (ныне посёлок городского типа Кем ин), в 1950 — от Быстровки до Балыкчы, через Боомское ущелье, обеспечившая вывоз с.-х. про дуктов из Ысык-Кёлской и Нарынской областей.

До 1948 Кыргызская железная дорога входила в состав Жамбылского ж.-д. отделения. В 1948 было создано 6-е Бишкекское отделение Туркес тано-Сибирской железной дороги. С образова нием в 1958 Казахской железной дороги отделе ние было переименовано в 10-е Фрунзенское от деление, в 1977 с образованием Алматынской железной дороги в 3-е Фрунзенское отделение (затем 3-е Бишкекское отделение). На юге рес публики были проложены линии: Кубасай—Кы зыл-Кыя (1928), Кара-Суу—Ош (1930), Жалал- Абад-Кёк-Жангак (1932), Уч-Коргон—Таш-Кё мюр (1935) и Пролетарск—Сулюктю. После об ретения Кыргызской Республикой политической и экономической независимости, в 1992 на базе Бишкекского отделения ж.-д. была образована Кыргызская железная дорога. В октябре 1994 в ведение Кыргызской железной дороги были пе реданы ж.-д. участки бывшей Средне-Азиатской железной дороги, расположенные в Ошской и Жалал-Абадской областях. Протяжённость Кыр гызской железной дороги составляет 423,9 км (2000), из них на севере республики — 322,7 км (в т. ч. на территории Казахстана — 60,3 км), на юге — 101,2 км.

В 2000 на ж.-д. транспорте, по сравнению с 1999, отправление грузов сократилось на 9,3% и составило 978,7 тыс. т. Увеличился объём от правления чёрных металлов в 2,7 раза, лома чёрных металлов — в 2,4, каменного угля — в 1,7, хлопка — в 1,5, цемента — в 1,3, продуктов пе ремола — в 1,2 раза; сократилось отправление стро ительных грузов на 49%, зерна — на 31, сахара — на 16, нефтепродуктов — на 2%. Улучшились от дельные показатели использования ж.-д. подвиж ного состава: по сравнению с 1999, возросла про изводительность грузового вагона (на 18,8%), сни жен оборот вагона в сутки (на 20,3%), сократи лись простои вагона под грузовыми операциями (на 19,6%). Объём грузооборота на ж.-д. транс порте, по сравнению с 1999, уменьшился на 4,5%.

Железная дорога имеет 134 моста (протяжён ностью 2477 м), 1 галерею (238 м), 15 дюкеров (284 м), 6 пешеходных мостов (433 м). Протя женность линий автоматики и связи: магистраль ных воздушных — 169,2 км, магистральных ка бельных — 149,1 км, местных воздушных — 38,4 км, местных кабельных — 151 км. Железная дорога оборудована автоматической локомотивной сигнализацией и автостопом. Эксплуатационная длина пути, имеющая оборудование — 151 км, кол-во комплектов, установленных на локомоти вах и электростанциях — 124. Число станций, горок, имеющих оборудование электрического центра — 19, на них стрелок —348. На участке от станции Луговая до станции Бишкек-1 организо ваны 2 линейных участка и пост ЭЦ Бишкек-1 для обслуживания устройств сигнализации цент ральной блокировки (СЦБ), на участке от Биш кек-1 до станции Балыкчы 2 линейных участка.

Для дальнейшего развития железной дороги начато строительство ж.-д. линии Балыкчы—Кара- Кече (2000), затем было запланировано строитель ство железной дороги Анжиян (Узбекистан)— Жалал-Абад—Казарман—Кашгар (Китай). Это позволит избежать огромных затрат за транзитные перевозки по железным дорогам соседних республик, в связи с сокращением пути до юга республики, решит проблему обеспечения респуб лики топливом и создаст благоприятные условия для развития и освоения территорий в зоне прохождения железной дороги. Экономическая зна чимость этого проекта очень велика.

Водный транспорт. В 1920-е годы впервые в Кыргызстане на озере Ысык-Кёл на чал действовать водный транспорт. В 1925 соз дано Ысык-Кёлское пароходство. Судоходство по озеру ведётся круглый год. Общая протяжённость водного пути 200 км. Первая попытка орга низовать судоходство на Ысык-Кёле относится к 80-м годам 19 века. Первое деревянное судно, грузоподъёмностью 8000 пудов, было построено купцом Атабаевым. Позднее были построе ны и начали ходить по озеру суда: «Сулейманов- 1», «Платон», «Афанасий», «Тарас Бульба», «Пу тешественник Пржевальский». Но в 1916 во вре мя восстания флот был почти весь уничтожен.

После Октябрьской революции были постро ены: катер «Красный Восток», двухмачтовая шхуна «Коммунар», небольшие парусные баркасы «Юный коммунар», «Азов». В 1925 было организовано Ысык-Кёлское агентство Средне-Азиат ского управления речного транспорта. Были построены и спущены на воду теплоходы: «Про гресс Кыргызстана» (грузоподъёмность 165 т груза), в 1927 «Пионер», в 1931 — «Советский Кыр гызстан» (420 ет), в 1935 — «Киров», в 1938 — буксировщик «Комсомол» и сухогрузная баржа «Обь». Позднее, в связи с развитием автомо бильного и воздушного транспорта, перевозки пассажиров по озеру сокращались и в 1967 пре кратились. Пассажирские теплоходы «Чайка», «Альбатрос», «Токтогул» обслуживают туристов и отдыхающих на побережье озера Ысык-Кёл.

Таблица 4.  Перевозки грузов и грузооборот водного транспорта  

-

1990

1992

1993

1994

1995

1996

1999

2000

Перевезено грузов, тыс. т

646,8

338,1

132,7

52,9

35,6

31,9

46,2

35,5

Грузооборот в млн т/км

113,9

60,8

23,1

9,0

6,2

5,9

8,3

5,9

Ысык-Кёлский водный транспорт имеет 2 порта, пристани Кызыл-Суу и Кюрмёнтю, несколь ко остановочных пунктов, судостроительно-ремонт ный завод в Балыкчы. В 2000 на водном транс порте перевезено 35,5 тыс. т грузов и выполнен грузооборот в объёме 5,9 млн. т/км. По сравне нию с 1999, перевозки грузов сократились на 23,2%, а объём грузооборота — на 28,9%.

Воздушный транспорт. В Бишкеке первый самолёт приземлился 20 авгус та 1922. На Бишкекском ипподроме была устрое на промежуточная станция для почтового аэро плана, следовавшего из Ташкента в Алматы, В 1930 открылась в республике первая линия граж данской авиации Бишкек—Ташкент—Хожент— Фергана—Анжиян—Ош. В 1933 на авиалинии Бишкек—Каракол стали осуществлять перевозку почты и пассажиров, затем начала действовать линия Бишкек— Балыкчы—Нарын—Узген—Ош. С точки зрения авиасообщений, географическое положение Кыргызстана уникально. По некото рым оценкам экспертов, авиационный путь из Европы в некоторые страны Азии через Кыргызстан короче на 1,0—1,5 тыс. км, что сокра щает общий путь на 10—15%. Большое значение имеет преимущество аэропорта «Манас», пропуск ная способность к-рого 1700 пассажиров в час. Он имеет взлётно-посадочную полосу, способ ную принимать все виды воздушных судов. А эро дром оборудован современными аэронавигаци онными средствами.

Действуют аэропорты: Ош, Жалал-Абад, Каракол, Чолпон-Ата, Нарын, Талас, Чаткал, Кы- зыл-Кыя, Казарман, Баткен и др. Среди этих аэропортов международными являются «Манас» и «Ош», к-рые реконструируются в соответ ствии с международными стандартами. Авиапарк нац. авиакомпании «Кыргызстан аба жол- дору» обновляется и пополняется. Осущест вляются регулярные рельсы внутри республи ки по 8 маршрутам, по воздушным линиям СНГ по 13 маршрутам, а также по международным воздушным линиям: Ганновер, Дели, Карачи, Стамбул, Урумчи, Франкфурт-на-Май не и Шарджа. В перспективе намечается рас ширение международных регулярных маршру тов, в т.ч.: Сеул, Пекин, Лондон. В 2000 объём перевозок грузов уменьшился на 52,2% и со ставил 3,3 тыс. т.

Трубопроводный тран с п орт. Через территорию республики проходит газовая магистраль Мурабек—Ташкент—Бишкек—Алма ты, к-рый обеспечивает столицу республики — Бишкек газом 165 тыс. м3 в час. Проложены га зопроводы к посёлкам Кёк-Таш, Кочкор-Ата, введён в строй газопровод Майлы-Сай—Жалал- Абад— Кара-Суу—Ош, ветка Фергана— Кадамжай (1972) и Урсатьевская—Айдаркен (1973). Имеется и нефтепровод.

Таблица 5.  Показатели общего пользования воздушного транспорта

-

1990

1992

1993

1994

1995

1996

1999

2000

Перевезено грузов, тыс. т

10,8

5,0

0,98

3,4

5,6

7,7

6,9

3,3

Грузооборот в млн т/км

371,7

222,2

46,2

64,5

94,4

101,7

68,1

54,4

Перевезено пассажиров, млн чел

1,8

0,99

0,3

0,4

0,5

0,6

0,3

0,3

Пассажирооборот, млн пассажиро/км

3817,8

2294,9

458,4

606,3

855,5

868,6

531,7

518,4

Троллейбусный транспорт. Первая троллейбусная линия была открыта в столице республики в 1951 по маршруту Вокзал—Мясокомбинат. В 2000 в Бишкеке работали 18 троллейбусных маршрутов, протяжённостью 198 км.

Троллейбусный транспорт действует в Оше (1976), Нарыне (1994). В 2000 перевозки пассажиров троллейбусами составили 66,4 млн. чел., в т.ч. в Бишкеке — 62,7 млн. (110,5% к 1999), Оше — 2,8 млн. (91,4), Нарыне - 0,9 млн. чел. (114,6%).

Таблица 6.  Показатели троллейбусного транспорта

1992

1993

1994

1995

1996

2000

2001

Перевезено пассажиров, млн чел

61,2

41,2

45,8

54,0

56,1

664

Пассажирооборот, млн пассажиро/км

195,8

135,1

150,6

175,2

181,9

271,5


Автокран demag посмотреть.

О Кыргызстане
История
Экономика
Фотогалереи
Манас
Каталог
Информеры

Информер

Информер

Вверх
  На главную страницу / Экономика / Сфера услуг / Транспорт


Welcome.kg © 2001 - 2017