Welcome.KG
Flowers.KG E-money.KG Forum.KG Flirt.KG
Добро пожаловать в Кыргызстан!
О Кыргызстане | Экономика | История | Фотогалереи | Охота | Манас | Заповедники | Иссык - Куль
  На главную страницу / История / Древнейшая эпоха / Первое кыргызское государство

Первое кыргызское государство


Этноним «кыргыз» и этнические корни кыргызов.

Кыргызы — один из тюркских народов. В народной интерпретации этноним «кыргыз» объясняется таким образом: цифра «кырк»,— «сорок», слово «кыз» — «девушка». Утверждается, что это народ, состоящий из сорока родов или начинающий свои генеалогические корни от сорока девушек; говорится о цифре «сорок» и этнониме «огуз» (род сорока огузов, объединение этих родов), а в некоторых случаях слово «кыр» (гора, склон по-кыргызски) и этноним огуз объясняются т.е. горные, живущие в горах огузы. Во многих легендах этиомология (Абу-л-Газы Бахадур-хан, 17 в.; Осмоналы Сыдык уулу, 1875—1940 гг. и др.) слово «кыргыз» означает имя внука Огузского хана. Образцы народного объяснения видны в китайском источнике «Юань ши» т.е., в «Истории юаньской династии» (14 в.), где говорится о том, что кыргызы являются потомками китайских сорока девушек и народа долины Ус на севере (ус — угус — огуз?), По данным ферганского Сайф ад-Дин Аксыкента (16 в.), существует легенда о том, что в 12 в. Султан Санжар совершил нашествие в Восточную Фергану, и сорок узгенских огузов спаслись бегством в Ходжент (Северный Таджикистан) и от них произошёл кыргызский народ.

Этноним «кыргыз» продолжает изучаться наукой. Этноним «кыргыз» лингвистическими и ономастическими методами расчленяется на разные компоненты. Некоторые его варианты: 1. «Кырк» и «йус» (т.е. «сорок сотен» по мнению В.В. Радлова); 2. «Кырк» и «эр» (т.е. «сорок мужчин», Ахмед Зеки Велиди Тоган); 3. «кыра» и «гыз» («черноволосый народ» по Д. Айтмуратову); 4. «Кыргу» — «кырыг» и присоединение к ним суффикса «ыз», означающего множественное число («кызылдар» — «красные» — К. Петров); 5. «Кырыг» и «огуз» («кызыл огуз», иначе говоря, юж. огузы и зап. огузы — Н. Баскаков); 6. «кыргын» — кыргыт» — «кыргыз» («с румяным лицом», т.е. представители народа по генотипу светловолосые, с голубыми глазами, с румяным цветом лица (А. Кононов) и др.

При расшифровке этнонима кыргыз надо учесть и то, что ряд родственных тюркских народов в своих названиях носят созвучные компоненты типа «гыз», «гуз», «гун», «гур», «гар», «газ», «ар», «аш», «ас» и др. (огуз, гагогуз, кун, уйгур, оногур, булгар, сувар, хазар, кызык, жоо-рай, чуваш, тёолёс). Это значит, что этноним «кыргыз» является нарицательным именем, возникшим на основе слов чисто тюркского происхождения. По этническому названию, и по генетическим корням кыргызы являются частью тюркского мира. Начиная с 2 тысячелетия до н.э. прототюркский мир начал формироваться из народов, напоминающих по расовым признакам европеоидов и монголоидов. В древнюю эпоху среди тюркских народов кыргызы были одним из родов, в к-рых преобладали расовые признаки европеоидов.

Древние места поселения кыргыз о в. О местах проживания, о древней родине кыргызов, упоминаемых в исторических письменных источниках, с 3 в. до н.э., существуют противоречивые мнения. Некоторые считают древней родиной кыргызов долину Эне-Сай (Енисей), другие предполагают, что древние места поселения кыргызов были в р-не нынешнего озера Хыргыс-Нур («Кыргызское озеро») на северо-востоке Монголии. Китайский историк Бань Гу (1 в. до н.э.) в своём труде «Хань шу» — «История Ханьской династии» пишет: «Вдали от кыргызов, на 7 тыс. ли восточнее расположена ставка шанюев (хуннов)». Археолог-профессор Ю. Худяков, синолог Л.А. Боровкова и современные кыргызские историки, опираясь на эти данные, продолжают доказывать то, что местом поселения кыргызов в I в. до н.э. был р-н Восточного Тенир-Тоо (т.е. р-н нынешних Тенир-Тооских гор). Этот народ проживал вокруг городов Манас, Кара-Шаар, на территории нынешнего Восточного Туркестана, на сев. склоне хребта Боро-Хоро. Из тюркских народов, живших издревле в соседстве с кыргызами, можно упомянуть хуннов, усуней, динлинов, а также соседних народов Восточного Туркестана, говоривших на индоевропейских языках (юечжы, т.е. тохаров).

Места древнего поселения кыргызов были удобными и благоприятными для развития скотоводства, в какой-то мере для земледелия, совершенствования разных видов ремесленничества (обработка металла, ювелирные изделия, столярное искусство, выделка и изготовление кожных изделий, изготовление кошм, плетение, искусство резьбы).

Покорение древних кыргызов государством хуннов. Как отмечает китайский историк Сыма Цянь (145—86 гг. до н.э.) в своём труде «Ши цзи» — «Исторические записи», в 201 г. до н.э. хуннский правитель Модэ-шанюй (Маодун-шанюй) отправился с военным походом на север и северо-восток. Во время этого похода он добился покорения и присоединения к своему государству независимых до этого родов — ханьуй, цуйше (куйше), динлины, кыргыз и синьли.

Нельзя однозначно ответить и на вопрос о том, было ли до покорения Модэ-шанюем у кыргызов своё государство. Если даже признать предположение, что у кыргызов до этого не было своего государства, то вхождение кыргызов в состав могучей и единой империи, начиная с конца 3 в. до н.э. в государство хуннов, подтверждает факт причастности древних кыргызов к первому в кочевой цивилизации могучему государству.

В многонациональном государстве, основанном хуннами, произошёл процесс культурного взаимообмена между древнетюркскими этносами, усилилась близость в языке, традициях и обрядах. Практика политического правления и военное искусство хуннов были переняты и освоены древними кыргызами (в средние века нашей эры кыргызы как и хунны делились на правое и левое крыло, на центральную группу «ич-килик»). Оказавшись в политической зависимости, кыргызские войска в войнах против китайской империи и др. государств воевали на стороне хуннов. Поэтому есть большая доля истины в тех предположениях, где говорится о том, что истоки историко-героических эпосов кыргызов берут начало в эпоху хуннов.

Кыргызы в первой половине 1 в. до н.э. Государство хуннов во время правления Цзуйдиэхэу-шанюя в 99 г. до н.э. были подвергнуто нашествию китайских войск в Восточном Тенир-Тоо, но, оказав отпор врагу, победило его. Один из смелых китайских полководцев, пленённых в том бою, Ли Лин согласился служить в рядах хуннов. В случае возвращения в Китай он мог быть приговорён к смертной казни. Цзуйдихэу-шанюй выдаёт замуж за Ли Лина свою дочь и присваивает ему титул « чжу ки-бек — наместник западного крыла», поручает управлять кыргызским народом от имени хуннов. Ли Лин и его жена хуннского происхождения жили среди кыргызов и отличались от них внешними чертами — чёрными волосами, чёрными глазами. В 90 г. до н.э. кыргызское войско, возглавляемое Ли Лином, в составе разветвлённого крупного войска хуннов в р-не гор Кангай и Яньжань сражается против китайского войска. На стороне хуннов были кыргызы, дин-лины, турпанские войска. В результате их совместного сокрушительного удара мощное, закалённое в нашествиях войско Ханьской династии было окончательно разгромлено. Идея единого противостояния, оказания сопротивления Китаю за независимость освещаются и в эпосе «Манас». Сюжетные созвучия, отдельные мотивы эпоса «Манас» напоминают о нашей древней истории, связанной с Ли Линем. К ним можно отнести эпизоды честного служения Алмамбета кыргызскому народу, хоть он сам и был китайского происхождения.

До 60-х годов до н.э. кыргызы были постоянными подданными Хуннского государства. Хуннский шанюй управлял кыргызским регионом посредством назначения представителя своей ставки. Во время восстания против хуннов в 71 г. до н.э., усунских, динлинских и ухуаньских народов, кыргызы не поддержали повстанцев. Кыргызы, прочно вошедшие в государственную систему хуннов, принимали участие в претворении в жизнь хуннской политики. Особенно заметно проявилось это в событиях 58—56 гг. до н.э. Кыргызская господствующая верхушка в 56 г. до н.э. провозглашает шанюем (правителем) всего Хуннского государства — хуннского офицера Уцзи, не имеющего никакого отношения к роду правителей. Но его войско, не поддержанное большинством народа, терпит поражение от армии Хуханье-шанюя.

Первое независимое государство кыргызов. В 56 г. до н.э., в условиях политической раздробленности Хуннского государства и ослабления централизованного управления в нём, кыргызы добиваются независимости и объявляют о своём суверенитете. Центральный регион кыргызов был расположен на севере Восточного Тенир-Тоо и между горным хребтом Боро-Хоро и Дзосотин-Элисунской степью. В исторических письменных источниках именно с этого времени впервые упоминается о кыргызском царстве (древнекитайский историк Бань Гу маленькое кыргызское государство именует термином «го» т.е. «царство»), В силу своего географического положения маленькая страна кыргызов в течение нескольких лет оставалась вне внимания хуннов и стала истоком кыргызской государственности. В 49 г. до н.э. правитель сев. хуннов Чжинчжи-шанюй разгромил царство Уцзи, расположенное около нынешнего города Манас, затем добился присоединения к своим владениям Кыргызского государства, расположенного западнее государства Уцзи, Динлинское государство, находящуюся на севере от них. Чжинчжи-шанюй ненадолго обосновался в стране кыргызов, а затем после создания коалиции с государством Кангюй, двинулся на запад. Некоторые исследователи отмечают, что отдельные группы кыргызских войск во время похода Чжинчжи-шанюя в 48—42 гг. до н.э. дошли до Таласской долины.

К ы р г ы з ы в I — V вв. до н.э. В первой половине 1 тысячелетия н.э. основным местом поселения кыргызов остаётся вост. сторона Тенир-Тоо. Китайские источники описывают кыргызов как соседей политического объединения тюркских родов теле (тёолёс), проживающих «на севере города Яньцинин (Кара-Шаар, т.е. Чёрного Города) возле Ак-Тоо — Белых гор». Из этих же источников можно узнать о том, что часть динлинов растворилась, ассимилировавшись среди кыргызов. В 5 в. кыргызы, как и тёолёсы, воевали против жуан-жуанов (жужан, т.е. — авар), попавших сюда из Северного Китая, но, проиграв войну, были вынуждены подчиниться этому государству. Из китайских источников известна легенда о матери-волчице. По содержанию этой легенды можно судить и о близости кыргызов с тюркским родом ашина (арслан). В ней повествуется об одном из родов тюркских народов — кыргызах, о том, что праматерью всех этих родов является волчица-мать. Синяя волчица, барс (вагда), олень у кыргызов являются тотемическими животными. Кыргызы также поклонялись Тениру (небеса — символ Тенира, т.е. Божественных небес), природным явлениям Венере, Луне, огню.

Кыргызы, чьё этническое название с древних времён не сходит со страниц исторических летописей, на протяжении длительного исторического пути жили бок о бок, взаимовлияя, с др. тюркскими родами, ассимилируя в себе и некоторых представителей народов нетюркского происхождения Центральной и Средней Азии (по современной политической терминологии — Внутренней и Центральной Азии). Полная древняя история «восточно-тенир-тооской» эпохи кыргызов длится до конца 5 в. нашей эпохи.

Ранняя история тюркских родов. В раннюю пору истории тюркских народов крупные кочевые объединения, названные в Центральной Азии «теле» и «ту-кйу» сыграли важную роль. Их генетические корни тесно связаны с родами хуннов и динлинов. Род теле известен из китайских письменных источников с начала нашей эры под этнонимом «гаоуй» («высокая телега»). Он жил и откочёвывал на территориях нынешних Монголии и Тувы. Впоследствии эти два этнонима в источниках совпадают по времени, что привело к постепенному вытеснению из обихода термина «гаоуй». В истории объединения роды теле сеянто, вейхо, паегу, тунло, цугу, апа, телёор, секие, толанко (доланьгу), кипи, атйе, хун, хусйе (хуса), фуло, фуликйу, тубо и гулиган сыграли большую роль. Они вели кочевой образ жизни на территории между Большим Хинганом и Северным Китаем.

Первые сведения о тюркских родах (тюркют, тукйу и др.) встречаются в исторических летописях династий Китайского государства: «Бей ши» (304—436 гг.), «Чжоу-шу» (556—581 гг.), «Бей ци шу» (550-577 гг.) и «Суй-шу» (589-619 г.).

Первые сведения о тюркских родах. Две из многочисленных легенд, содержащих сведения о корнях тюрков, представляют особый интерес. В одной из них говорится о том, что предки тюркских родов жили севернее хуннов, в районе Со. Самый старший из 70 родных братьев Ичжини-Нишоду был сыном волка. Их родина Со была захвачена врагами, и из 70 братьев удаётся избежать смерти лишь одному — Ичжини-Нишоду. Его одна жена была дочерью летней феи, а вторая — дочерью зимней феи. От его первой жены рождаются четверо сыновей, один из них превращается в лебедя. Второй — Цигу (Кыргыз) царствовал на территории между реками Афу (Абаканская река — один из притоков Енисея) и Гянь, а третий сын царствует на берегу реки Чуси. Самый старший из них Надулу-шад обладал способностью вызывать теплоту. Из-за этого местное население избирает его своим царём. Самая младшая — десятая жена Надулу-шада родила сына по имени Ашина. После смерти Надулу его дети за то, что выше всех прыгнул на дерево, называют Ашину Ахянь-шадом и избирают царём. Позже внук Надулу-шада Бумын основал на Алтае первый Тюркский каганат (государство).

Учёными установлено присутствие доли истины в этой легенде. Учёный Н.А. Аристов, упоминаемый в легенде район Со, связывает с местностью между реками Лебедь и Бий, где проживал род Со. Доказывает то, что нынешний алтайский род куукижи (лебедины) и есть потомки сына Ичжини-Нишоду, превратившегося в лебедя. Учёный предполагает также сходство Чуйского бассейна, притока реки Катунь с упоминаемой в легенде местностью, где проживали третий и четвёртый сыновья. Н.А. Аристов территорию государства второго сына Цигу располагает между реками Енисей (Гянь) и Абакан.

Согласно второй легенде о происхождении тюркских родов, их предки жили возле большого болота. Позже они подвергаются массовому истреблению врагом, к-рый оставляет в живых только одного десятилетнего мальчика, предварительно отрубив ему руки и ноги. Мальчик был вскормлен волчицей и спасён. Чтобы спастись от преследования врагов волчица убивает юношу, ставшего её мужем, и в горной пещере севернее Турпана рожает десятерых сыновей. Возмужав, они женятся на турпанских богатых девушках и каждый из них становится родоначальником. Один из сыновей волчицы — Ашина за свои способности избирается вождём, и его имя присваивается роду, к-рым он правит. Позднее очередной их вождь по имени Асян-шад вывел свой народ из пещеры и они оказались подчинёнными жуан-жуанского хана.

Итак, по содержанию второй легенды территория рода ашина на востоке граничит с Северным Китаем и с регионом Восточного Туркестана. Сходные общие исторические сведения, встречающиеся в этих двух легендах, этнонимы — Ахян-шад, Ашина говорят о том, что в них есть доля истины. В том, что генетические корни тюрков связываются с волчицей, нет ничего удивительного, так как многие народы Азии своим предком считают то или иное животное. Например, тибетцы — самку обезьяны и самца косули, теолёсы считают своими предками волка и дочь царя хуннов. Кстати, слово «ашина» означает волк (Л.Н. Гумилев. «Древние тюрки», М, 1967, с. 23). Впрочем, некоторые учёные высказывают и предположения о том, что слово «ашина» есть не что иное, как китайский вариант слова «арыслан — арстан» (т.е. лев). В древних тюркских легендах кыргызы упоминаются как их родные братья, родственный народ и политический союзник, как народ, имеющий отдельное, равноправное им государство.



О Кыргызстане
История
Экономика
Фотогалереи
Манас
Каталог
Информеры

Информер

Информер

Вверх
  На главную страницу / История / Древнейшая эпоха / Первое кыргызское государство


Welcome.kg © 2001 - 2017