Welcome.KG
Flowers.KG E-money.KG Forum.KG Flirt.KG
Добро пожаловать в Кыргызстан!
О Кыргызстане | Экономика | История | Фотогалереи | Охота | Манас | Заповедники | Иссык - Куль
  На главную страницу / История / 7—18 века / Кыргызы в 16—18 века

Кыргызы в 16—18 века


Кыргызы Тенир-Тоо и Сибири 16 в. и первой половины 18 в. Кыргызско-казахский военный союз в Тенир-Тоо (1524—1550).

В начале 16 в. кыргызы Тенир-Тооского региона были независимыми и с соседними ханствами вели равноправные взаимоотношения. Во главе гос. объединения кыргызских родов встал Мухаммед Кыргыз, имевший титул бека (эмира). Регион под его правлением назывался «кыргызским улусом». Согласно записям Мырза Мухаммеда Хайдара, у узбекских эмиров в Туркестане, Ташкенте и Сайраме «не было сил, сумеющих оказать сопротивление при случае нашествия» Мухаммеда Кыргыза. В это же время увеличилось кол-во внешних врагов, претендующих на кыргызские земли и богатства. Самыми грозными из них были моголы, к-рые ранее были вытеснены в Восточный Туркестан, но на новом месте захватили земли и города, усиливая свою мощь. Быстро была позабыта и непосредственная помощь главы кыргызов Мухаммеда монголам в их завладении в 1514 г. городами Кашгар, Жаркент и Хотан, в расширении монгольских территорий. Монгольский хан Султан-Сайд внял уговорам окружавших себя советников из родовых знатей и начал готовиться вновь захватить кыргызский улус. В 1517 г. монголы вошли на кыргызскую землю. Началась ожесточённая война. В итоге войско Мухаммеда Кыргыза на местности Барскон Ысык-Кёля потерпело поражение, а сам он был взят в плен. Султан-Сайд, хотевший держать кыргызов в зависимом положении, в течение пяти лет Мухаммеда Кыргыза держал в Кашгарской тюрьме. Затем, чтобы перетянуть Мухаммеда Кыргыза на свою сторону, в 1522 освобождает его из тюрьмы и, признав его вновь «эмиром кыргызов», отправляет на родину в сопровождении своего сына Рашида.

Мухаммед Кыргыз сразу же по возвращении на родину начинает тайно готовиться к войне против моголов и искать себе союзников в борьбе с ними. В 1524 г. он ведёт переговоры с казахским султаном Тахиром о союзе. Содержание этой тайной беседы становится известным Султану-Саиду, к-рый вновь берёт в плен Мухаммеда Кыргыза и увозит в Кашгар. До 1533 г. Мухаммед Кыргыз находится в Кашгарской тюрьме, где и умирает. Несмотря на это, было поло жено начало созданию антимонгольского кыргызско-казахского союза. В 1523—1524 гг. кыргызские и казахские воины действовали вместе. Поход Султаны-Саида в 1524—1525 гг., его попытки укрепить власть своего сына Рашида не увенчались успехом. Едва убыл монгольский хан из Кыргызстана, как прибыла помощь казахского султана Тахира, большинство кыргызов влились в его войско и Рашид был изгнан из Кочкора в Ат-Башы. В войне в 1526 г. кыргызы Рашида вытеснили до Кашгара. Все попытки Саид-хана вновь установить свою власть в Кыргызстане встречались активным сопротивлением кыргызов.

Моголы продолжали захватнические нашествия на кыргызов во время правления хана Рашида (1533—1559 гг.). В одном из походов в 1537 г. кыргызы убили сына хана Рашида — Абд-ал Латифа султана. Рашид-хан с целью отомстить за убийство сына совершает захватническое нашествие, в результате чего на кыргызских и казахских землях разгорелись кровопролитные войны. Против нашествий кыргызы воевали с дружиной казахского хана Хакк-Назара. Поэтому в некоторых исторических источниках Хакк-Назар называется «главой казахов и кыргызов». Сколько бы ни продолжались походы могольского хана Рашид-хана, всё же он не смог установить над кыргызами свою власть. Ещё во времена правления Рашид-хана кыргызы совершали ответные нашествия в Моголстан, чиня разруху. Наследник Рашид-хана Абд ал-Карим-бий (1560— 1 591 гг.) был вынужден признать суверенитет кыргызских земель. Кыргызско-казахское соглашение о дружбе, несмотря на отдельные срывы, продолжалось до 2 половины 16 в.

Маленькие улусы сибирских кыргызов. В 14 в. на территории Монголии шла междоусобная борьба монгольских родовых верхушек за обладание троном. В 1368 г. в Китае распалась монгольская династия Юань. Эти обстоятельства, с 15 в. создали возможность для разрозненных дотоле родовых кыргызских верхушек в Саяно-Алтае вновь поднять голову, ряду объединений улусов образовать свои государства. Эти объединения в конце 16 и в начале 18 в. в русских источниках называются «Киргизская землица». Здесь слово «улус» — «землица» означает понятие «народ — государство» («дубан — эл»).

В начале 17 в. в долине Минсуу — «Тысяча вод» (ныне район г. Минусинск, современная Хакасия) и граничащих с нею в сибирских регионах, существовали четыре основы кыргызских небольших государства. Первое из них — государство Ы с а р, размещалось в долине вдоль реки Ызыр-Сух (нынешний Красноярск — Кызыл-Жар, т.е., регион города «Красная скала»), протягиваясь до притока реки Абакан; второе — государство А л т ы с а р, расположено на долинных берегах вдоль рек Ак-Уус, Кара-Уус, Чулым и у озера Тенир-Кёл; третье государство — А л т ы р, расположенное в районе хребтов Темирчи Ала-Тоо (граничащее с севера с горой Ак-Уус, с юга — Западно-Саянским хребтом, с запада — горами Темирчи — Ала-Тоо, начало Абаканской долины, с востока — притоком реки Хуба). Четвёртое государство — Туба, расположенное на правом берегу реки Енисей, охватывая долинные берега рек Сыда, Туба, Ойа. Эти государства на федеративной основе объединял и налаживал их взаимоотношения главный этнос — сибирские кыргызы. От государств были зависимы десятки тюркских родов, а также начавшие отюречиваться старинные роды кет, самодий (общее название их «кыштым», т.е. «вассалы»), к-рые платили им дань. Этот вид налога, оплачиваемый шкурами выдры, назывался «албаном». Правители всех четырёх кыргызских маленьких государств были выходцами из кыргызского рода. Кыргызские правители обычно собирались на свой объединённый съезд, где совместно решались внешние вопросы, например, как противостоять нашествиям с северо-запада русских и нападающим с юга монголам. Съезд давал право отдельному правителю выступить от имени всего кыргызского народа, заключать договоры, давать клятву. Выходцы из особо важных аристократических кыргызских родов правили основными улусами, а выходцы-правители из рядовых родов правили улусами, где жили «кыштымы-вассалы».

Кыргызские правители периодически и сами платили дань монгольским Золотым Ханам (маленькое государство, существовавшее с конца 16 в. до 60-х годов 18 в.). С начала 17 в. кыргызы были вынуждены периодически платить дань ещё двум своим противникам — с юго-запада — жунгарам, а с северо-запада — русским. С начала 17 в. русские постепенно начинают занимать земли государства Ысар с запада. В 1604 г. «Томский острог», в 1618 г. «Кузнецкий острог», в 1628 г. «Красноярский острог» под такими названиями появляются военизированные селения русской колониальной власти.

Взаимоотношения кыргызов с правителями Восточного Туркестана (конец 16 в.—17 в.).

В конце 16 в. распался союз между моголами и шейбанийцами, продолжавшийся в течение длительного времени. Разгорается борьба между наследниками за престол. Все эти обстоятельства создают благоприятные условия для усиления действий кыргызов, предпринимаемые в Моголистане (в Восточном Туркестане). Если в конце 16 в. и в начале 17 в. кыргызы на могольские владения в Восточном Туркестане организовывали открытые, прямые нашествия, то после смерти Абд ал-Латифа султана переходят к др. тактике. Теперь они оказывают поддержку одному из претендентов на ханский престол и добившись при этом победы, путём оказания на него влияния пытаются на ключевые посты во дворце ставить своих сторонников. Когда Султан Махмуд-хан пошёл с походом в Жаркенд, его поддержал выходец из рода кушчу кыргызов Сокур-бий (родовой знатный чин) со своими воинами в 7 тыс. чел. Абдаллах-хан, пришедший к власти в 1638 г., после того, как были изгнаны с территории Моголистана его братья Ибрагим-султан и Исмаил-султан, постоянно нуждался в помощи кыргызов. Он даже мятеж своего собственного сына Йулбарс-хана подавляет с помощью кыргызов. За оказанные услуги и помощь кыргызам хан щедро оплачивал высокими должностями в ханском дворе. Но были случаи, когда недовольные избытком высшей власти кыргызов могольские эмиры провоцировали резню, убийства среди кыргызов. Абдаллах-хан, несмотря на недовольство, после смерти своего сына Hyp ад-Дина назначает правителем Кашгара кыргызского бия из знатного рода по имени Койсары. Постепенно вся основная власть перешла в руки кыргызов. Например, правителем Ак-Суу был Олжотай-бий, а Уч-Турпана — Алты-Куртка бий.

По мере возрастания влияния кыргызов Абдаллах-хан стал опасаться за свою жизнь и под предлогом паломничества в Мекку для исполнения священного мусульманского долга, оставив свой престол, сбежал в неизвестном направлении. Во время борьбы за власть двух сыновей Абдаллаха-хана — Иулбарс-хана и Исмаил-хана, кыргызы сумели продолжить свою политику. В этот период в политические игры в Восточном Туркестане включились и представители суфийского толка, стремившиеся взять власть в свои руки. В начале 17 в. обострилась борьба за власть между представителями Ысхакийа тарикатом (основанный младшим сыном кожо Махмуда-и Аззама — кожо Ысхаком), называемыми «чёрные чепчики» или «чёрные горцы» и представителями Ышкийа тарикатом, названными «ак тоолуктар», т.е. «белогорцы». В 1670 г. кыргызы во главе с Койсары-бием на местности Каргалык наносят сокрушительное поражение ходжам «белогорцам», поддерживавшим Йулбарс-хана, и сажают на трон своего ставленника — Исмаил-хана. Койсары-бий вновь становится акимом-правителем города Кашгар, а его сын Кючюк-бий занимает пост главы городской охраны. После гибели Койсары-бия и приближённых ему людей, после путча местных эмиров, инициатива перешла в руки кыпчакского рода кыргызов, и выходцы из него начинают занимать высшие должности.

В 1695 г. кыргызы во главе с Мухаммед-Мумин-султаном (Акбаш-хан) объявляют номинальным ханом Арзы Мухаммед-бека (знатный титул) кыпчакского рода представителя ханьской династии. После завоевания им Гисара, Кашгара, Арзу-Мухаммед-Кыргыз стал правителем всего Восточного Туркестана. Когда Акбаш-хан стал приближать к себе могольских эмиров, Арзу Мухаммед убивает его и сажает вместо него на трон одного из последних престолонаследников Султана-Ахмада-султана, снова взяв таким путём в свои руки всю полноту власти. Арзу Мухаммед добился поддержки кыргызских родов: тёолёс, кесек, чонбагыш, кыпчак, кушчу, найман и до 1702 г. не расставался с властью.

Кыргызы и Жунгарское ханство. Раздробление сибирских кыргызов. Ещё до образования Жунгарского ханства кыргызы Тенир-Тоо и Сибири поддерживали между собой взаимоотношения, но иногда между ними возникали и кровопролитные конфликты. Ойротские роды в китайских письменных источниках известны под названиями «элеты» (олёты, элюты), «валатэ» и др. Мусульманские народы, вслед за ними и русские ойротов называли «калмаками». Этноним «жунгар» или «чжунгары» некоторые учёные связывают с Чингисханом. По их версии, в войске Чингисхана четыре тюмёна (40 тыс. чел.), составленные из ойротов, всегда воевали на левом фланге фронта. Левый фланг армии на монгольском языке называется «зюнгар». По этому слову было названо место проживания ойротов — Жунгария, а затем после образования ханства оно стало называться Жунгарским.

В 30-х годах 17 в. глава рода чорос Хара-Хула начинает объединять ойротские роды чорос, койт, дербет, хошоут. Его сын Хото-Хо-чин, последовав примеру отца, объединил ойротские роды в общее ханство. В 1635 г. он от Далай-Ламы получает титул Эрдене Батур-хонтайжы и основывает Жунгарское ханство. Укрепив свою власть среди ойротов, Батур-хонтайжы начинает поход против казахского и кыргызского народов. Его захватнические походы против сибирских кыргызов и кыргызов Тенир-Тоо повторялись почти беспрерывно. В 1635—1652 гг. Батур-хонтайжы трижды совершает нашествие против кыргызов и казахов. Несмотря на то, что некоторые места Кыргызстана подвергались разрушению, он все же не смог установить свою власть.

В 1653 г. Батур-хонтайжы умирает. Пользуясь внутренними распрями за престол в Жунгарском ханстве, в 1658 г. аштарханийцы организуют поход против них. К дружине аштарханийцев во главе с их полководцем Абдышюкюром, прошедших через Талас, примкнули и кыргызы. Но во время боёв погиб Абдышюкюр, и обезглавленная армия вынуждена была вернуться назад. В 1678 г. Галдан-Бошокту, занявший вместо Батура-хонтайжы ханский престол, вновь продолжает свои нашествия в Восточный Туркестан и Среднюю Азию. В 1689 г. его поход против кыргызов Анжияна завершается безуспешно, он отступает. В 1684 г. вновь возобновляет нашествие. Разграбив, разбив Ош, направляется в Анжиян. Но вновь вынужден отступить назад, не сумев сломать сопротивление кыргызов, кыпчаков и узбеков. В этом же году в летние месяцы он завладевает городом Сайрам и уводит его население в рабство. Его следующий и последний безуспешный поход в Анжиян состоялся в 1685 г.

Ещё во времена Галдан-Бошокту-хонтайжы возрастало влияние его родственника Цевана-Рабдана. После смерти Галдана-Бошокту в 1697 г. он захватил некоторые р-ны Северного Кыргызстана. Кыргызские роды из Нарына, Ысык-Кёля и Таласа вынуждены были переселиться в сторону Ферганы, Алая, Гисара. По некоторым сведениям известно, что в это же время на Ысык-Кёлских берегах около 5 тыс. кыргызов вели кочевой образ жизни.

Сибирские кыргызы. Начиная со 2-й половины 17 в. сибирские кыргызы подвергались захватническим нашествиям русских и жунгаров. В 1641 г. сибирские кыргызы боролись против военной дружины русских во главе с Яковом Тухачевским и потерпели поражение. В 1663 г. во время продолжавшегося в течение года захватнического нашествия монгольского хана Ложана они несут тяжёлые потери. В 1667 г. Жунгарское ханство захватило большую часть земли кыргызов. В это время сибирскими кыргызами правил алтысарский бек Иренек Ишей уулу, к-рый несколько раз побывал в Жунгарии и овладел монгольской грамотой. Он до конца своей жизни воевал против русских. В 1687 г. у истоков Чулушманской реки Алтая, он во время боя погибает вместе с сыном.

Оказавшись между двумя огнями, сибирские кыргызы в 1701 г. после двухкратного похода русских терпят поражение, лишившись ряда своих земель. В 1703 г. Жунгарский хонтайжы Цеван Рабдан уводит в Жунгарию около 3-х тыс. кыргызов, притом отборную политическую элиту. Это приводит к политическому разрушению, раздроблению сибирских кыргызов. После этого сибирские кыргызы перестали играть в истории существенную роль.

Кыргызы Ферганской долины и Кокандские владения. В конце 17 и в начале 18 в. основная часть кыргызов жила в Ферганской долине, в регионах Аксы, Анжиян, Алай, Гисар, Ходжент. Захватнические нашествия Жунгарского ханства, усиление его жестоких действий вынудили основную часть кыргызских родов, живущих в Чуйской, Ыссык-Кёлской, Нарынской, Таласской долинах переселиться в Ферганскую долину. Это в свою очередь привело к увеличению численности кыргызов в Ферганскую долину и возрастанию их роли в этом регионе. Кыргызы вместе с соседними узбеками, кыпчаками, сартами и таджиками в борьбе против захватнического нашествия Жунгарского ханства в Ферганской долине проявляли редкое мужество. Усиливали со своими соседями политические и хозяйственные связи. В Ферганской долине образовано единое, самостоятельное ханство. Вначале у народов, подчинявшихся до 18 в. Бухарскому ханству, в этой долине образовываются самостоятельные владения. В Ходжентском регионе — кыргызское владение во главе с Акбото-бием, в Наманганском и Андижанском регионах — владения кыргызов и кыпчаков, к-рые были в тесных взаимоотношениях между собой. Правитель Коканда Шахрух-бий сближает отношения с Акбото-бием, выдав замуж за него свою единственную дочь. После женитьбы Акбото-бий приглашает к себе старшего сына Шахруха-бия Рахим-хана и доверяет ему высокую должность в своём владении. С помощью Акбото-бия Рахимхан быстро завоёвывает высокий авторитет среди народа. Узнав о тайном намерении Рахимхана завладеть его престолом, он Акбото-бий вызывает его к себе. Рахимхан вместе со своими людьми бежит в Коканд.

Посланные за ними в погоню 500 кыргызских конников догоняют беженцев в местечке Чым-Коргон, но, попав под обстрел лучников, возвращаются назад. Вскоре Рахимхан по приглашению Акбото-бия приезжает в Ходжент. Они мирятся и прощают друг другу обиды. Рахимхан остаётся во владении Акбото-бия. Но терзаемый властолюбием Рахимхан под покровом ночи убивает Акбото-бия, установив Ходженте свою власть. Начиная с этого времени в Ходжент становится частью Кокандского владения, а покорив Маргалан, правителем назначает своего самого младшего брата. За 1721 — 1734 гг., во время правления Рахимхана большая часть Ферганской долины подчинилась Кокандскому владению, границы к-рого всё больше расширялись. В эти годы во внутреннюю и внешнюю жизнь Кокандского владения активно вмешивались кыргызы, внося свою лепту в укрепление ханства. Особенно важное место заняли кыргызы в борьбе против захватнических нашествий Жунгарского ханства.

Первое упоминание об эпосе «Манас». Кыргызское эпическое искусство. Эпические сказания кыргызского народа берут начало с древнейших времён. Будучи кочевниками, кыргызы превращали пережитые эпохи, события из своей истории в устные эпические сказания и сохраняли их, передавая из поколения в поколение как духовное наследие. Яркое свидетельство этого — эпос «Манас». Первое историческое сведение об эпосе «Манас» встречается в труде «Маджму ат-таварих» («Исторический сборник»), написанном на таджикском языке. Этот труд написал житель села Ширкент, недалеко от города Касан Ферганской долины, сын Шаха Аббаса — мулла Сайф-ад-Дин Аксыкент, к-рый из-за смерти автора остался незавершённым, но его сын Hyp (или Нооруз) Мухаммед завершил его труд в первой половине 16 в. в 1550—1555 гг. Сайф ад-Дин Аксыкент написал этот труд по просьбе своего религиозного наставника Мир Жалила. События, относящиеся к Манасу-батыру (богатырю) записаны им из уст кыргызских эпических сказителей. События, связанные с Манасом-батыром, происходят в регионах Тенир-Тоо, Жети-Суу и в Средней Азии. Сайф ад-Дин проявляет творческий подход и объединяет в одно произведение людей, живших в разные эпохи, «перенося» их в поздние времена. Особенно часто описываются войны Манаса, к-рые он вёл против калмаков. Например, полководец калмаков Чонгчи совершает набег на владения отца Манаса Жакып-бека — Кара-Кыштак. Его сын Жолой в течение длительного времени воюет с Манасом, к-рый погибает, получив тяжёлое ранение. Жакып-бек, родился в селе Кара-Кыштак в Таласе. Он вместе с сыном Манасом активно участвует в войне против калмаков и погибает от руки Жолоя. Дальше речь идёт о подвигах Манаса, о том, как он защищал свой народ и свою родину от врагов. Этот труд 16 в. подтверждает, что эпос как жанр ещё в те далёкие времена был популярен среди народа.

Кыргызстан во второй половине 17 в. Войны кыргызов против Жунгарского (калмакского) ханства. Распад Жунгарского ханства. Особенно усиливается борьба кыргызов против насилия Жунгарского ханства в 18 в. Пользуясь политической ситуацией в Жунгарском ханстве, в начале 18 в. кыргызы и казахи начинают совместную борьбу против него. Воюющей и с Циньской империей Жунгарии союзники наносят несколько чувствительных ударов. Но падёж скота и голод, наступившие в 1722—1723 гг., кыргызам и казахам осложняют и дальнейшие продолжения успешных военных действий. В 1728 г. жунгары под предводительством сына Цева Рабдана — Шуны Лабы совершают нашествие на кыргызов и казахов с войском, состоящим из 60 тыс. чел., подвергая геноциду местное население. Этот период в устной истории кыргызов и казахов называется «временем великого проклятия».

С 30-х годов 18 в. кыргызы вновь продолжают борьбу против калмаков. Главной их целью в этой борьбе было освобождение родины от врагов. В 1745 г. в антикалмакской войне, принимали участие кыргызы, узбеки, сарты, кыпчаки, казахи под предводительством Кокандского правителя Абд ал-Карим-бия кыргызы занимали основное место. Этот союз в 1748— 1749 гг. дважды наносит сокрушительные удары по калмакским дружинам. Результатом этих войн стало освобождение кыргызской земли от Жунгарского ханства и окончательное завоевание кыргызами независимости. В борьбе за освобождение родины против Жунгарских захватчиков становятся известными среди народа подвиги и имена сыновей Тыная — Атаке, Сатыбалды; Бердике-батыра из Таласа; из Чуйского региона — Ныша, Кошой-бия, Жамансарта, Жайыла; из Нарына — Качыке. Кыргызские воины, возглавляемые ими, воевали с жунгарами в Кетмен-Тёбё, Нарыне, Чуе, Ысык-Кёле, изгнав их с кыргызской земли.

С 50-х годов 18 в. кыргызы воевали против жунгаров за пределами Кыргызстана — на территории Восточного Туркестана. В эти годы и в самом Жунгарском ханстве разгорается внутренняя борьба за власть, а после смерти Цеван-Дорчжи, его наследники начинают междоусобную войну. Циньская империя ловко воспользовалась этим моментом, в 1755 захватив территорию ханства. В 1758 г. Жунгарское ханство разрушается полностью. Бесчисленное кол-во простых ойротских людей, погибают от рук воинов-захватчиков цинь-маньчжурской империи.

Новая эпоха распада Кыргызов. После сокрушения Жунгарского ханства, кыргызы вынужденно переселившиеся раньше в Фергану, Алай и Гисар, начинают возвращаться в Талас, Чуй, Нарын, Ысык-Кёл. В период жунгарского захватничества лишь отдельные роды остались, скрывшись в горных регионах Ысык-Кёля и Нарына, а остальные почти все были вынуждены покинуть обжитые места, отчую землю. По возвращении юж. р-нов сев. кыргызы разделились по родам, и у каждого были свои бии, манапы и батыры. Отдалившись друг от друга, роды нередко затевали конфликты между собой. С этого времени начинается новая эпоха раздробления кыргызов. Например, кыргызские роды кушчу, саруу, кытай, считая её родиной своих предков, заняли территорию, тянущуюся на западе до Таласа, на востоке — до Мерке, их правителем (эл башы, т.е. главой народа) стал Жебин-батыр из кушчинского рода. Дальше территорию восточнее Мерке до Ысык-Аты занял род солто, главой народа стал сын Кошоя-бия — Жамансарт. Род саяк вернулся из Ферганской долины в Кетмен-Тёбё, в дальнейшем внутри этого рода произошёл раскол, и часть саяков отошла от Тгонкатара и поселилась в Жумгале, Нарыне. Их главой стал Мурат Алдакоргон. Сарыбагышский род занял Кемин, запад Ысык-Кёля, сев. сторону Кочкора и Нарынских гор. Их главами были бии Тынай и Мааматкул. Бугинцы дошли до сев. и юж. берегов Ысык-Кёля, с востока до высокогорных пастбищ Каркыра и Текеса. Обосновавшися вновь в отчих краях народ, (роды) совершали поклоны на старых могильниках предков. Повсеместно проводились поминки, пиршества, посвященные этому событию. Вновь заняв своё историческое место, народ дальше продолжил свою борьбу за независимость, за отстаивание родной земли.

В это время кыргызы правого и левого крыла, ичкилики с юга делили власть с властителями Кокандского ханства, внося свою лепту в её усиление. Расширение территории Кокандского ханства, и то обстоятельство, что кыргызы жили в одном государстве среди узбеков, кыпчаков, сартов и таджиков, предотвратило юж. кыргызов от родовых раздроблений. Кыргызы регионов Аксы, Анжияна, Алая, Лейлека, освободившиеся от насилия Жунгарского ханства, начиная с 40-х годов 18 в. иногда подчинялись власти одного человека. В историческом труде «Тарих-и Рахим-хани» выходец из рода кушчу Кубат-бий выступает как «кыргызский правитель». Поэтому в походе против правителя Оро-Тёбё занимает равноправное положение с правителем Кокандского владения Эр-дене (Ирдана) бием. Кроме Кубат-бия широко известны имена Ажы-бия, Садык-бия и др., возглавлявших юж. кыргызские роды. Они одновременно правили несколькими объединёнными родами и проводили политику взаимодействия с Кокандским ханством. Если родовым верхушкам кыргызов не нравилась политика, проводимая Кокандскими правителями, дело доходило до военного столкновения. Яркой иллюстрацией этого являются противостояния между Ажы бием и Кокандским правителем Эрдене в 1762, 1764 гг. Во 2-й половине 18 в. роды на юге Кыргызстана были в составе Кокандского владения и внесли огромную лепту в его укрепление. В это время для безопасности караванщиков среди кыргызских гор были построены Сопу-Коргонская, Таш-Коргонская, Дароот-Коргонская крепости.

Во 2-й половине 18 в. кыргызы переживают новую эпоху раздробления. На севере Кыргызстана усиливались междуродовые политические противоречия, а на юге кыргызские роды вошли в одно владение вместе с узбеками, кыпчаками, сартами и таджиками. Это привело к ослаблению связи между сев. и юж. кыргызскими родами.

Международные отношения кыргызов. Во 2-й половине 18 в. международные отношения кыргызов развивались в трёх направлениях. На востоке — Восточный Туркестан, Циньская империя; на западе — Российская империя и народы, живущие в соседстве. В 1754 г . глава кара-тооских ходж Жусуп-кожо объявляет Восточный Туркестан независимым от Жунгарского ханства. Он при этом обращается за помощью к кыргызам, чтобы полностью расчистить земли Восточного Туркестана от насилия жунгаров. Но пока подоспели кыргызские дружины во главе с Кубат бием, Жусуп-кожо погиб, и его место занял сын Абдулла-кожо. Увидев его слабость, беспомощное положение, кыргызы приняли сторону Бурхан ад-Дина, к-рый был во главе актоолукцев (белогорцев), и основали владение тюркских народов в Восточном Туркестане. В этой борьбе кыргызские родовые правители — Кубат бий, Амир мырза, Аким мырза и Сопу мырза играли основную роль. Владение тюркских народов в Восточном Туркестане было недолговечным. В 1758 г . Циньская империя захватила Жунгарское ханство, вошла в Восточный Туркестан. Новозахваченные земли китайцы стали именовать «Синьцзян» (китайские кыргызы именуют «Шынжан»), т.е., «новая граница». Казахи, кыргызы, кыпчаки, узбеки поддерживали местное население Восточного Туркестана. Циньская империя периодически совершала нашествия в зап. направлении. Население Восточного Туркестана, в т.ч. кыргызы, начали свою борьбу против захватничества Циньской империи. В первый раз кыргызы Ала-Тоо столкнулись с воинами Циньской империи летом 1758 г . в Санташе на берегу озера Ысык-Кёл. Кыргызские роды в этом поединке оказывают сильное сопротивление. В 1759 г . на граничащем месте с Кокандским владением кыргызы и узбеки второй раз встретились с воинами Циньской империи и победили их. Циньская империя иногда вела политику противопоставления друг другу кыргызов и казахов, разжигая между ними пламя вражды. Но Циньской империи не удалось покорить кыргызскую землю. В 60-е годы 18 в. кыргызские роды отправили в Пекин своих послов с требованием вернуть захваченные территории. Но ещё до выполнения этих требований кыргызы сами силой освободили свои земли полностью. Борьба кыргызов против Циньской империи воспрепятствовала продвижению этой империи в вост. и зап. направлении.

С последней четверти 18 в. кыргызы устанавливают дипломатические взаимоотношения и с Российской империей. При этом преследовалась цель бороться вместе с Российской империей против Циньской империи и занять достойное место в международной торговле. Поэтому в 1785 г . по инициативе одного из правителей рода сары-багыш Атаке-бия, кыргызские послы Абдрахман Кучак уулу и Шергазы побывали на приёме Екатерины II — царицы Российской империи, и вручили доверительное письмо Атаке-бия. Екатерина II на большинство пунктов в обращении Атаке-бия отвечает утвердительно. Однако эта первая посольская миссия на обратном пути была задержана российскими пограничниками, заключивших их под домашний арест (это недоразумение произошло потому, что был разграблен российский торговый караван отдельными казахскими грабителями, за к-рых и приняли послов). В 1788 г., беспокоясь за судьбу первой посольской миссии, Атаке бий отправляет в путь второго посла — Сатынбая Абдрахман уулу, к-рый в пути встречает своего отца, узнав об обстоятельствах его задержания, возвращается назад. Абдрахман Кучак уулу во время своего «почётного» заключения умер на чужой земле. Атаке, больше своих попыток установить дипломатические отношения с Россией не повторял. В основном в конце 18 в. кыргызы с Российской империей поддерживали отношения только через послов и через письменные сообщения.

Во 2-й половине 18 в. кыргызы продолжили свои хозяйственные, политические связи с соседними народами. В юж. регионах установились взаимоотношения с узбеками, таджиками, кыпчаками, объединяясь вместе с ними в одно владение. На севере кыргызские роды были в тесных связях с казахами. В эту эпоху кыргызы и казахи были союзниками в борьбе против Циньской империи, но иногда их взаимоотношения портились вплоть до враждебных стычек. Кыргызы и казахи, ведшие кочевой образ жизни, во 2-й половине 18 в. дважды вступали в крупные столкновения. В 1770—1771 г. выходец из рода найман Кёкжал Барак, а в 1775—1776 г. казахские дружины, ведомые Абылай ханом, воевали с кыргызами. Эти войны, из-за интересов узких групп, двух родственных народов стали кровопролитными. Но спустя немного времени для взаимоотношения двух братских народов вновь наладились и связи восстановились.

Объединение Хоорай. Кыргызы фу-йу. Смута, в к-рую ввергло сибирских кыргызов нашествие жунгаров в 1703, оставила глубокий след в судьбе этно-социального объединения Хоорай. Согласно доказательствам современного хакасского этнографа, профессора Виктора (Астайбека) Бутанаева, вторым названием кыргызов было хонгорай (или хоорай). После угона 3 тыс. семей (около 15 тыс. чел.) сибирских кыргызов в Жунгарию, в течение последующих десятилетий высвободившееся место в долине Енисея занимали племена, бывшие прежде в подчинённом положении у кыргызов. Вернувшаяся часть кыргызов лишилась прежнего политического влияния и растворилась в массе племён, к-рые прежде были зависимы от них самих. С 1758 хоорайские земли были взяты под охрану крепостями русских казаков от посягательств цинь-маньчжурской империи. Именно со 2-й половины 18 в. постепенно позабылось название «хоорай», заменившись экзоэтнонимом «тадар» (название народа, данное русскими). Другая часть кыргызов, не вернувшаяся из Жунгарии на Енисей, под этнонимом «калмак-кыргыз» по сей день сохранилась в Восточном Туркестане — в регионе Дёрбёлжюн Эмел-Гольского монгольского автономного района (в долине реки Эмел), они исповедуют ламаизм. Некоторые кыргызы бежали в составе кал-маков до р. Итиль (Волга), некоторые ассимилировались среди кыргызов Тенир-Тоо, среди казахов и уйгуров, а также калмаков вост. Тенир-Тоо.

Небольшая группа сибирских кыргызов, проживавших в Жунгарии в эпоху правления цинь-ского императора Циньлуна (18 в.), была насильно переселена маньчжурами в регион Фу-йу Хэй-лунцзянского края Маньчжурии и на близлежащие территории. Родовые этнонимы типа «таб-хын», «табандыр», «чигдыр», «сандырдыр», «был-тырдыр», «орттыр» фу-йуских кыргызов и особенности их языкового диалекта подтверждают их близость с современными хакасами.

Развитие устного творчества. В 18 в. в устном творчестве кыргызов широко отражены войны народа против Жукгарского ханства, Циньс-кой империи и др. события, к-рые пережил народ. События этих времён вошли в эпос «Манас», созданный в древнюю эпоху, обогатив его новыми сюжетными линиями. Война Манаса с калмаками — подтверждение этому. В эпоху войн против калмаков возникли малые эпосы «Курманбек», «Жаныш — Байыш». Главные герои этих эпических произведений Курманбек, Жаныш, Байыш, Эр Табылды посвятили свои жизни защите отечества от жунгарских захватчиков. Еще одно устное произведение кыргызского народа, основу к-рого составляют исторические факты — эпос «Жаныл Мырза». Он изображает борьбу против калмакских захватчиков и повествует о смелой кыргызской девушке Жаныл, к-рую за её подвиги прозвали Мырза. В эту же эпоху были созданы эпические поэмы «Олжо-бай и Кишимжан», «Саринжи — Бёкёй», «Мендирман» и др. произведения жизненно-философского и романтического содержания. В них воспеваются величие народных традиций и вечные ценности. Произведения устного народнопоэтического творчества этого периода являются бесценным источником и для исторической науки. За время непрекращающихся войн против внешних врагов у кыргызов появилось множество новых пословиц и поговорок, ярко свидетельствующих о твёрдом и непоколебимом народном духе. Например: «Молодец охраняет свой народ, идя навстречу врагу», «Молодец рождается в доме, умирает в сражении», «В постели умирать позорно, в бою гибнуть почётно», «Когда ты вооружён, враг не приходит» и др. Эти краткие, точные, яркие народные выражения призывали достойно защищать свой народ и Родину от врага.



О Кыргызстане
История
Экономика
Фотогалереи
Манас
Каталог
Информеры

Информер

Информер

Вверх
  На главную страницу / История / 7—18 века / Кыргызы в 16—18 века


Welcome.kg © 2001 - 2017