Welcome.KG
Flowers.KG E-money.KG Forum.KG Flirt.KG
Добро пожаловать в Кыргызстан!
О Кыргызстане | Экономика | История | Фотогалереи | Охота | Манас | Заповедники | Иссык - Куль
  На главную страницу / История / 7—18 века / Кыргызстан в эпоху государств Хайду

Кыргызстан в эпоху государств Хайду


14—18 вв. Кыргызстан в эпоху государств Хайду, Моголистан (конец 13 в. — начало 15 в.) Тенир-Тоо в эпоху государства Хайду

Имеющий право стать престолонаследником всемонгольского трона, внук Угедея — Хайду, боролся с сыном младшего брата Угедея — Мунке, против того, чтобы он сел на трон. Исчезновение в 1251 г. государства, основанного Угедеем, усилило борьбу между его наследниками. Хайду в 60-е г. добился объединения потомков Чингисхана в Средней Азии против сына Тулуя — Хубилая. В 1269 г. Хайду созвал в Таласской долине съезд, куда прибыли представители верхушки прежних улусов Угедей и Чагатай. На этом съезде Хайду был провозглашён ханом (1269—1301 гг.). Названное в истории «Государство Хайду», охватило с запада Аму-Дарью, с востока — Тенир-Тоо, Жунгарию, Алтай, Восточный Туркестан. Ряд родовых правителей улуса Чагатай признали верховенство Хайду. Хайду-хан приблизил к себе и енисейских кыргызов с целью противопоставить их Хубилаю. Он даже оказал поддержку кыргызам в виде воинской силы, воевавшим в 1293 г. против войск Хубилая. Некоторые кыргызы и роды, выступавшие против Хубилая, могли рассчитывать на защиту государства Хайду. В противовес этому, роды барлас и конурат, не нашедшие общего языка с Хайду, были вытеснены. Хайду-хан выбрал Чуйскую долину местом своей ставки. Историк из Тенир-Тоо Жамал Каршы в своей книге описывает Хайду как справедливого, добронравного, знающего интересы государства и относящегося к мусульманам с добродушием человека. Он, чтобы выйти из сложного экономического кризиса, на съезде в 1269 г. внёс поправки в налоговую политику, отменив сбор др. налогов, кроме официального, также обязал правителей кочевых родов не допускать пасущийся скот в земледельческие долины. Его денежная реформа была успешно проведена под контролем торговца Максуд-бека Махмуда Йалавач уулу. В целом добившись внутреннего единства своего государства, подавив сепаратистски настроенные силы, после укрепления экономического положения своего государства Хайду-хан отказался от ведения захватнических походов. В 1276—1286 гг. с целью укрепления вост. рубежей своего государства он вынужден был совершить походы до Монголии. В 1283 — 1284 гг. небольшое Уйгурское государство в Турпане за то, что поддержало Хубилая было разгромлено воинами Хайду-хана и отныне эта часть Восточного Туркестана тоже стала мусульманской.

После смерти Хайду-хана основанное им государство оказалось раздираемым внутренними раздорами, и превратилось в арену борьбы за власть (1 половина 14 в.). Во времена правления Кебек-хана, потомка Чагатая (1318—1326 гг.), столица государства из региона Тенир-Тоо была перенесена в Маверанахр, в новый город Каршы; была проведена новая денежная реформа (1321 г.). Эмир Балха (Северного Афганистана) Казаган, свергнувший потомка Чагатая Казан-хана, правивший в 1346—1347 гг., в практику политического правления ввёл новшество, формально объявив ханом одного из потомков Чингисхана, но фактически от его имени управляя сам. Это изменение в правлении в Мавераннахре было использовано и в Тенир-Тоо, где в 1348 г. Тоглук-Темир был объявлен ханом, но от его имени правил эмир (правитель) из отюреченного монгольского рода дуулат Пуладчы.

Государство Моголистан в Тенир-Тоо. Является ли восемнадцатилетний Тоглук-Темир истинным потомком Чингиз-хана пока не установлено. Пуладчы, оставшийся правителем улуса при нём, создал условия для возникновения государства Моголистан. Само название государства с корнем слова «могол» указывает на то, что тенир-тооское население находилось под правлением потомка, выходца из отюреченного ранее монгольского рода.

Историк Рашид ад-Дин пишет о том, что у обособленного только что в новый самостоятельный род — дуулат (дуглат) никогда ранее не было своего прославленного или авторитетного правителя. С середины 14 в. ставшее известным как географическое понятие государства Моголистан (куда входили Иртыш, Баркёл, Турпан, Кашгар, Фергана, Ташкент, Балхашское озеро, Восток Средней Азии, сев. р-ны Восточного Туркестана и Южный Алтай) на самом деле употреблялось лишь условно. Моголистан состоял из самостоятельных улусов, ни один из них не признавал верховенство своего соседа. Правители улусов также только формально числились вассалами хана. Моголистанское губернаторское правление велось в регионе «Мангалай-Субе» т.е., «Главном регионе», главным городом его был Ак-Суу (Восточный Туркестан). В состав Мангалай-Субе входили — Ферганская долина, Ташкентский регион, Ош, Ат-Башы, Нарынский регион; города Ак-Суу, Кашгар, Жаркент, Хотан. Этот регион находился под правлением дуулатского правителя Пуладчы. Крупный регион восточнее от Мангалай-Субе, охватывающий территории от Сыр-Дарьи до Иле, находился под правлением его родного брата Камар ад-Дина. На самом деле этим улусом Камар-ад-Дин правил единовластно. Такие историки, как Низам ад-Дин, Шами, Шараф ад-Дин Али Йезди отмечают, что вост. регионы Тенир-Тоо и регионы между реками Иле и Иртыш были в составе улуса — Булгачы. Основная власть в этом улусе принадлежала родовым верхушкам кыргызов. Известно также, что севернее реки Иле, в регионе Тарбагатай-Эмил были самостоятельные маленькие улусы.

В 1358 г. был убит балхский эмир Казаган, после чего дуулатские эмиры на Мавераннахрской стороне устанавливают свою власть и сажают на трон своего марионеточного хана Тоглук-Темира. Эмир Темир, вышедший из рода Барлас, в 1360 г. признаёт власть Тоглука-Темира. Региональные и соседние правители, признававшие над собой власть Тоглука-Темира лишь формально, часто против него организовывали восстания. После его смерти, в 1362—63 гг. его престолонаследник, сын Илйас-Кожо временно уступил Мавераннахр. В 1365 г. возле Чырчыка произошло знаменитое сражение, вошедшее в историю как «Грязевое сражение», где внук Каза-гана Хусейин и вновь примкнувший к нему эмир Темир потерпели поражение. Илйас-Кожо не сумел занять город Самарканд и отступил назад. В 1365—1366 гг. Илйас-Кожо был убит своими противниками из группы Тенир-Тоо, после чего главарь этой группы Камар ад-Дин пытался взять власть в свои руки. В Моголистане вновь со всей силой разгорелось пламя междоусобной войны.

Война народа Тенир-Тоо против эмира Темира. Эмир Темир (правил в 1370—1405 гг.), объявивший себя ханом Суйургатмыша, но на деле установивший в Мавераннахре свою власть, вёл затяжную войну против Тенир-Тооского и Восточно-Туркестанского моголо-кыргызских государств с целью подчинить их себе. В 1371 г., преследуя войско Камар ад-Дина он, дошёл до Ысык-Кёля. В 1375 г. совершил новый поход через Сайрам, Талас и попутно устроив погромы сёл рода «Жете» («разбойники», «свободные кочевники»), на севере Моголистана, дошёл до Восточного Тенир-Тоо и вернулся назад. Когда в 1376 г. дружина во главе с кыпчаком Сары Бука и жалайыром Адил Шахом восстала против эмира Темира, к мятежникам примкнули моголистанские воины. Но и на этот раз они были побеждены.

В 1377—1379 гг. походы эмира Темира давали такой же результат, как и прежде. Кочевой народ переселился на территории до реки Иле и Тарбагатая, сохранил свой боевой потенциал, а главное — людей. В 1388 г., пользуясь тем, что эмир Темир находился в Иране, верхушка тенир-тооских улусов заключила против него политический союз с правителем Ак-Ордо (Белой Орды) Токтомушем и совместно напала на Мавераннахр. После их неудачного похода, в 1389 г. эмир Темир начал своё крупное нашествие в «страну жете» (в Моголистан). Войско Темира, разделённое на пять дружин, оказало сильнейшее сопротивление. В историческом труде Сайф ад-Дина Аксыкента «Маджму ат-таварих» («Исторический сборник») в виде легенды отражены факты взятия в плен тенир-тооских кыргызов, увезённых в Самарканд, а спасшаяся бегством часть народа отступила до Алтая (в т.ч. и до Монгольского Алтая). Историк Махмуд ибн Вали отмечает и то, что кыргызы были в союзе с шейбанийцами против эмира Темира.

Одно из поздних добавлений сюжета в эпосе «Манас» повествует о вынужденном переселении кыргызов в Алтай и последующее их возвращение в Талас, на нынешнюю историческую родину—в Кыргызстан. Здесь отражена война кыргызов не с калмаками, а война в эпоху эмира Темира. Историк Мырза Мухаммед Хайдар (1499—1551 гг.) в своём труде «Тарых-и Рашиди», написанном на персидском языке, кыргызов, ведших ожесточённую борьбу, называет «лесными львами Моголистана». Историк-летописец темируйцев Самарканди (15 в.) сообщает о том, что во время этой войны эмирзаада (кронпринц) Искендер из городов Алмалык, Хотан, Бешбалык десятками отправлял красивых кыргызских тенир-тооских девушек в гарем эмира Темира. Один из правителей тенир-тооских улусов Камар ад-Дин в 90-х годах 15 в., будучи в изгнании со своими приближёнными, отступая до Иртыша, Алтая, умер на чужбине.

Родовые объединения кыргызов. В 13—15 вв. тенир-тооские кыргызы ассимилировали в себе представителей соседних и живущих вместе с кыр-гызами др. местных тюркских народов, в т.ч. отюреченных согдийцев, немногочисленных потомков сирийцев, аравийско-иранских переселенцев, начавших отюречиваться монголов. Основа нынешних кыргызов Ала-Тоо состояла из кыргызов, известных по истории из древнейших времён. Компоненты всех тюркских народов, история к-рых связана с Центральной (Внутренней И Средней) Азией, сохранились в ассимилированном виде у нынешней кыргызской нации, к-рое подтверждается в эпосе «Манас»; в легендах о родословиях, родовые этнонимы (кыпчак, дёо-лёс, жедигер, ногой, катаган, сарт, тердеш, чала казак, туркмен, уйгур, кытай, монолы и др.). В кыргызских легендах Карахан, Огузхан, Ата-Тюрка описываются как предки-родоначальники народа. В разные периоды истории родиной кыргызов указывается с востока — Енисей, Селенга, Орхон, весь Алтай; в центральных районах — горные хребты Тенир-Тоо (горы Ала-Тоо, находящиеся на территории Кыргызстана, часть этой горной системы, а вторая часть — Улуу-Тоо (Великие Горы) осталась на территории кашгарских кыргызов); на западе — Памир, Бадахшан, Ходжент, некоторые части Ферганской долины, Жизакские горы. Именно в пределах этой огромной территории кыргызы вместе с остальными тюркскими народами прошли тернистый путь истории, не переставая развиваться.

Как и у др. родственных народов, также у кыргызов широко использовалась при создании кыргызских родовых объединений система политического правления, унаследованная от древних хуннов. Например, разделение кыргызов на два крыла правое и левое напоминает дуалистическую систему правления хуннов. В труде Сайф ад-Дина Аксыкента «Маджму ат-таварих» (16 в.) высказывается мнение, что кыргызы во время войны против каракитайцев (12 в.) разделились на два крыла. Др. легенды относят время разделения на два крыла на более ранний период, связывая с древнейшими эпохами. Была центральная власть (ичкилик), двойно-парная система управления. Эти три раздела в поздних родовых объединениях сохранились лишь формально. В традиционном (каноническом) родословии в правое крыло кыргызов (согласно легенде они ведут начало от Ак уула) входят тагай, адыгине, мунгушские родовые объединения, а к левому крылу относятся: (они распространились от Куу уула) саруу, кушчу, мундуз, басыз, кытай, жетиген, тёбёй, чон багыш и др. роды; ичкиликское родовое объединение образовано от кыпчаков, найманов, тейитов, кесеков, бостонов, нойгутов, тёолёсов и аватов. Каждое крупное родовое объединение в свою очередь разделялось на множество мелких подродов. Например, тагайское родовое объединение состоит из мелких подродов, сарыбагыш, бугу, солто, тынымсеит, саяк, черик, баарын, жедигер, азык, багыш, монолдор; а родовое объединение адыгине — из мелких подродов жору, бёрю, баргы, карабагыш, сарттар; мунгушское объединение — из жагалмайского и коштамгинского родов. Каждый кыргыз обязан был знать своих предков до седьмого колена. Родословников особо чтили среди народа как достойных самого высокого уважения людей.

Родословие является зеркалом взаимоотношений разных родов и межэтнических связей разных народов. Впрочем, данные родословия требуют критического к себе отношения. При этом надо учитывать, что существует немало родов, к-рые одновременно числятся в нескольких родовых объединениях, а также то обстоятельство, что в средние века кыргызы в Центральной Азии входили в составы разных государств, особенности разделения кыргызских групп по своим политическим ориентациям и т.д.

Независимое политическое объединение кыргызов. Ахмет хан и Султан Халил Султан.

После нашествий эмира Темира и его потомков в Северный и Центральный Тенир-Тоо в этих краях политическая власть начала переходить из рук монгольских правителей в руки родовых верхушек кыргызов. Некоторая часть монголов ассимилировалась среди кыргызов (образовав род «монолдор»), остальные монгольские верхушки были вытеснены из Ала-Тоо в Кашгарские земли. В 80-х годах 15 в. кыргызы в Ала-Тоо образовали своё государство. Кыргызское ханство в 1484—1504 гг. находилось под управлением Ахмет-хана («Алача-хана»). Кыргызские родовые верхушки формально посадили на ханский трон «общего хана» монголов (1462—1487 гг.) Ахмета, преследуя при этом цель добиться узаконения своего ханства, чтобы его власть признали др. соседние государства. Ахмет-хан устроил жестокий геноцид против родов арлат, калучи, не пожелавших подчиниться его власти, вырезав всех людей вместе с их родовыми верхушками. Его сын Султан Халил Султан, унаследовавший отцовский трон (1504—08 г.), в источниках той эпохи упоминается как «падыша (царь) кыргызов». Нынешняя территория Ала-Тоо свое политическое название «Кыргызстан» начала устойчиво приобретать с 15 в.. В 1508 г. Султан Халил Султан потерпел поражение при сражении против кашгарских монгольских правителей Мансур-хан Ахмет уулу и его двоюродного брата Махмуд-хана, после чего бежал в Фергану, где был убит местным правителем Жаныбеком.

После этих событий кыргызские роды перестали приглашать на свой трон представителей из монгольской знати, а выбрали своего правителя по имени Мухаммед Кыргыз.


пневмоинструменты

О Кыргызстане
История
Экономика
Фотогалереи
Манас
Каталог
Информеры

Информер

Информер

Вверх
  На главную страницу / История / 7—18 века / Кыргызстан в эпоху государств Хайду


Welcome.kg © 2001 - 2017