Welcome.KG
Flowers.KG E-money.KG Forum.KG Flirt.KG
Welcome.kg - Добро пожаловать в Кыргызстан!
О Кыргызстане | Экономика | История | Фотогалереи | Охота | Манас | Заповедники | Иссык - Куль
  На главную страницу / О Кыргызстане / Культура / Акынская поэзия

Акынская поэзия

Религиозные верования | Обычаи и обряды | Материальная культура | Культурно-просветительные учреждения | Фольклор | Эпос Манас | Малый Эпос | Акынская поэзия | Художественная литература | Детская литература | Русская литература | Дунганская литература | Художественный перевод | Декоративное-прикладное искусство | Изобразительное искусство | Архитектура и градостроительство | Музыка | Театр | Кино | Цирк |


У кыргызов акыны (народные поэты) делятся на две группы: на акынов-импровизаторов и акынов-письменников. Импровизаторское ис кусство и письменный вид поэтического твор чества, несмотря на общие свойства, истоки, формирование, процесс развития, способы создания стиха, имеют отличительные свойства. С об ретением гос. суверенитета изменился подход к изучению истории, культуры и искусства прошлых эпох кыргызского народа. Изменились и критерии оценки творчества акынов прошлого. В советскую эпоху исследование творчества акы нов, в т.ч. представителей течения заманистов, к-рые считались защитниками патриархальных устоев, интересов бай—манапства, противника ми нового времени, было запрещено из идеоло гических соображений. Кыргызские акыны прекрасно владели искус ством слова, выполняли роль дипломатов во время конфликтов, владели ораторским искус ством, имели всенародное признание.

Акынская устная поэзия. В истории кыргызской литературы сохранились имена и творчество акынов, импровизаторов- назидателей, поэтов-мыслителей, таких как Ка лигул, Арстанбек, Айтыке, Балык, Эсенаман, Солтобай, Бекназар, Эшмамбет, Калмырза, Жаманкул, Нурмолдо, Уметаалы, Ботобай и др., признанных крупными мастерами импровизатор ского искусства. Когда речь идёт о творчестве ранних акынов, то прежде всего называются имена легендарного певца Ырамана уулу, упомянутого в эпосе «Ма нас», а также певца Жайсана, произведения к- рых не смогла уберечь для потомков народная память. Ниже даются сведения о наиболее изве стных в народе акынах-импровизаторах, чьё твор чество в советскую эпоху оказалось в забвении по идеологическим причинам и большей частью было утрачено.

Кет- Бука — акын, живший в 13 в., в период нашествия Чингиз-хана. Существуют точ ные исторические факты о его жизненном пути и творчестве, к-рые сохранились в родословных (санжыра) тюрков, в преданиях, в истории ме лодии (кюю), а также в фольклоре близкород с твенных народностей (ногоев, казахов). Кет-Бука является выходцем из племени найман. В на родном предании говорится, что своими песня ми он умел возрождать угаснувшие чувства, был выдающимся комузчу и оратором, также был известен как справедливый судья, к-рый мог разрешить любые спорные вопросы. В народе сохранилось предание о том, как Кет-Бука в своей иносказательной песне, сопровождая её иг рой на комузе, сообщил Чингиз-хану о смерти его старшего сына Джучи. Поэтический вариант песни-оповещения дошёл до нас в нескольких вариантах. Первоначальный текст был записан в 13 в. персидским автором в кыпчакской степи и был включён в сборник «Родословная тюр ков», а также в летопись арабского историка Ибн- Ал-Асиридина (умер в 1233). Эти факты дают полное основание считать, что события именно 1227, года смерти сына Чингиз-хана, легли в основу сюжета песни. Текст этой песни-опове щения дошёл до нас в улучшенном, дополнен ном и переработанном варианте. Глубина мыс ли, яркая образность произведения свидетельствуют о поэтическом таланте Кет-Бука.

Токтогул — один из легендарных певцов- импровизаторов, был широко известен кыргызскому народу. Из фольклорных источников известно, что он жил в 14—15 вв. и был совре менником знаменитых Асана Кайгы, Жееренче, Толубая-сынчы (знатока). Это было во время правления Золотой Ордой ханом Жаныбеком, когда среди наследников Чингиз-хана, властвовавших в кыпчакских степях, пошли междоусоб ные распри, братоубийственные войны за власть и богатство. В тяжёлый период Токтогул жил в Орде и был придворным певцом хана Жаныбе ка. Акын был удручён угнетённым положением народа и жестоким правлением хана. Однажды, открыто выразив свой протест, он попал в «чёр ный список» хана. Постепенно их взаимоотно шения были испорчены, и, впоследствии, он был изгнан. Об этом свидетельствует одна из песен, дошедшая до наших времён. Крылатое выражение «Будь певцом как Токтогул, будь зна током как Толубай» восходит к тому периоду. Есть историческое основание говорить о том, что оба акына были выдающимися личностями сво его времени. Судя по данным, полученным араб скими и персидскими авторами, Толубай-сын чы также преследовался ханом Золотой Орды Жаныбеком. Эта информация полностью при ведена в песне Токтогула и соответствует исто рическим источникам. Если обратиться к по этическим строчкам Токтогула:

Я, многострадальный Токтогул,
Чувствую, что теряю рассудок,
Потеряв своего старшего брата Толубая,

то чувствуется близкое родство Толубая с Токто гулом. Исторические источники, фольклорные факты, само творчество певца свидетельствуют о том, что автор произведения «Дети Ататюрка» Токтогул был исторической личностью, находив шейся при дворе хана Жаныбека. До нас дошли лишь отдельные его произведения. Нет подроб ных сведений о его родословной и биографии. Однако в народной памяти Токтогул остался как легендарный поэт-импровизатор.

Асан Кайгы («кайгы» — «скиталец») — среди тюркских народностей был известен как акын и мыслитель. Время, в к-рое он жил, его биография, некоторые события его жизни приоб рели фольклорный характер. Хотя его песни малочисленны, тем не менее, они были широко известны кыргызам, ногайцам, казахам, кара калпакам, сохранившим их до наших дней. В 1912 его отдельные произведения вошли в сборник, вышедший в Оренбурге, впоследствии этот сборник был переиздан. Соответственно фольклорным источникам Асан. Кайгы жил в 14—15 вв. во время правления хана Жаныбека. Поскольку произведения Асана Кайгы были рас пространены среди ногайцев, казахов, каракал паков, кыргызов, то можно предполагать, что в определённый период эти народы жили вместе как единый народ. В настоящее время каждый из названных народов считает его одним из ос нователей своей литературы. Много усилий было приложено казахскими литературоведами в ис следовании родословной акына. Произведения Асана Кайгы дошли до нас в форме преданий и отрывков. В кыргызской науке он представлен, в одном случае, как персонаж устного народно го творчества, в другом, как вымышленная лич ность. По этой причине его санаты (изречения) слились с произведениями устного народного творчества. Отдельные санаты, песни-импрови зации, размышления Асана Кайгы, найденные в последние годы, позволяют судить о нём, как о реально существовавшей исторической личнос ти. В своих произведениях, особенно в сана тах, акын рассуждает о жизни и быте народа.

Очень мало сведений об акынах, живших в 15—17 вв, нет полной информации и об акынах 18—19 вв. Забыты многие имена, а произведе ния отдельных акынов дошли до нынешнего вре мени лишь в отрывках.

Калыгул Бай уулу является выдаю щимся акыном, одним из родоначальников кыргызской акынской поэзии. Мыслитель и настав ник-назидатель. Если имена и песни акынов, его предшественников, приобретали легендарные свойства, то его наставления, его настоящее имя, направленность, тематика его творчества были полностью сохранены и имеют яркую индиви дуальность. Калыгул своим творчеством оставил неизгладимый след в истории акынской поэзии. Последователи цитировали его изречения и рас пространяли их среди населения, при этом ут верждая: «Это были слова Калыгула». В отли чие от др. акынов-импровизаторов, он не при нимал участия в поэтических состязаниях — ай тышах, а все свои назидания выражал крылаты ми рифмованными речитативами без инструмен тально-музыкального сопровождения, обладал ораторским искусством. Создавал произведения, в к-рых выражал своё отношение к общественно-социальным, бытовым проблемам общества, делал философские умозаключения, о чём гово рят характерные особенности его творчества. Произведения Калыгула, таким образом, отли чаются от традиционной импровизационной поэзии не только содержанием, но и направ ленностью, формой и структурой.

19 в. в истории кыргызской литературы счи тается веком расцвета акынской поэзии. Об этом свидетельствуют, пусть не в полном объёме, до шедшие до настоящего времени произведения Балыка (1799-1887); Музооке (1794-1878); Кел дибека (1800-80); Назара (1800-85); Сокур Кал- ча (1810-90); Майкёта (1813-1910); Айтыке (1816-87); Чонду (1816-1912); Эсенамана (1833-1913); Назара Болот уулу (1835-1902); Чо одана (1835-1909); Тыныбека (1846-1902); Най манбая (1847-1910); Сартбая (1899-1919); Кы зыл Чеке (1830-1867); Арстанбека (1824-78); Солтобая (1834-1918); Нурмолдо (1835-1920); Амира Карагул уулу (1850—1910); Сырдуу Кому за, Катагана, Байгабыла, Кочубая, Аба Алым кула уулу и др.

Балык Кумар уулу (1799—1887) был выдающимся манасчы своего времени. Есть мне ние, что все таласские акыны того времени были учениками Балыка. Текст эпоса «Манас» в его импровизации не сохранился, но есть записи отрывков из эпоса «Манас» в исполнении певца Сокура Калча, к-рый перенял их у сына Балыка, Найманбая, это такие песни как «Аил Таласа», «О мавзолее», «Хвалебная песня о Таласе», «Се метей». Судя по источникам, Балык был акы ном-импровизатором эпических произведений: эпосов «Манас», «Эр-Тёштюк», «Саринжи-Бё кёй», «Единственный мой Эр-Табылды», «Хан Шырдак», «Кожожаш».Как знаток родословных (санжыра) и мастер песенного состязания (ай тыш), он был автором многих песен-изречений, песен-прощаний, панегирических стихотворений . Предки Балыка относятся к племени сары— оагышей, роду чон чарыков в Кочкоре. В ре зультате межплеменных обид они сменили мес тожительство. На короткое время обоснова лись на побережье р. Шамен, затем перебрались в Кетмен-Тёбё. Балык родился в местности Ко нур-Оюз в Кетмен-Тёбё. Рано лишившись отца, он некоторое время воспитывался у родственни ков матери, позже они переселились в Талас. Поскольку Султанаалы Азизберди уулу и Ш. Рыс мендиев виделись с ним, то позже они смогли передать сведения о его внешности, характере, акынском таланте. Они характеризуют Балыка как акына-острослова, правдивого, эмоциональ ного, обладающим язвительным языком, акы на, к-рый при исполнении песен погружался в таинственный мир поэзии, от к-рого его трудно было отвлечь. Одним словом, он был великолепным мастером акынского искусства. Одной из первых импровизаций, исполненной Балы ком, является историческое произведение «Отор- ан». Оно сохранилось в неполном объёме в жанре родословной (санжыра), при этом утратив поэтическую форму. В нём повествуется о борьбе с юзов за освобождение побережья Сыра (Сыр-Дар ьи) с арабами, захватившими Центральную Азию. В поэтическом состязании с акыном из Аксы —Абатом Алымкулом он выходит победи телем. Состязание состоялось в Нарынской до лине. Из нескольких источников стало извест но, что он также состязался с Айтыке и одержал над ним победу, о к-рой долгое время не могли забыть в народе. Балык создал ряд санатов, пе сен-импровизаций. Его объёмная песня-имп ровизация «Айт, айт десе» является одним из самых ярких произведений, характеризующих особенности его творчества. Балык имел пять сыновей и дочь. Среди детей искусство своего отца переняла дочь, к-рая стала сказительницей эпоса «Манас». В последние годы жизни Балык переезжает из Таласа в Чуй к Байтику, где и умирает.

Сартбай Бёлёкбай уулу (1839— 1919) был одним из крупнейших акынов своей эпохи. Родился в волости Кен-Кёл уезда Чы чырканак в Таласе. Он был из племени кушчу кенчим, рода тагаймат-жетиген. Выходец из бедной семьи. Боромбай Перимбердиев считал Сарт бая Бёлёкбай уулу, а также Ниязаалы и Токто гула Сатылганова своими учителями. Он говорил, что исполнительское мастерство Токтогул перенял у Сартбая. Сартбай наказывал: «После моей смерти моё место займёт Токтогул». Таким образом, он придавал огромное значение талан ту своего ученика. Большое влияние на творчест во Сартбая оказали казахские акыны-певцы. Ка захская акын-импровизатор Мыскал была побеж дена в состязании с Сартбаем. По отдельным сведениям стало известно, что он также был та лантливым мелодистом, исполнителем, комузи стом, отлично играл на кыл-кыяке (двухструн ный инструмент, напоминающий скрипку). В своё время высоко был оценён его сказитель ский талант. До нас дошли варианты эпосов «Ко жожаш», «Саринжи-Бёкёй» в импровизации Сарт бая в исполнении последователя акына Ожока, а также сына его родного брата Конокбая — Су лаймана. Один из вариантов этих произведений сохранился в исполнении Сулаймана Конокбай уулу. Самым популярным произведением Сартбая, благодаря к-рому он стал известен как та лантливый акын, певец-мелодист, является пес ня «Кунетай». Она была широко распространена на севере и юге Кыргызстана и позже имела ва риации. «Кунетай» — это песня о первой любви поэта. При жизни отца Сартбай был помолвлен с юной Кунетай. Молодые позже полюбили друг друга и поклялись друг другу в любви. Перед свадьбой, в поисках средств, он отправляется в Андижан. В это время девушка была выдана за другого. Поэт застаёт свадьбу любимой с дру гим человеком. Под сильным впечатлением на свадьбе рождается песня акына, в к-рой заклю чается страдание и сожаление:

Будь рядом со мной, получил я урок.
Кунетай, мечтая о тебе,
Лишилась тебя, моя бедная душа,
Смог бы избавиться от тоски,
Прикоснувшись к тебе.

В истории акынской поэзии 19 в. особое место занимает творческое наследие Арстанбека Буйлаш уулу (1824—78). Он был акыном- импровизатором и назидателем, стоял во главе литературного течения заманистов («заман» — эпоха), имел большое влияние и популярность. Поскольку его творчество не исследовалось, сох ранились лишь некоторые его произведения. В своих произведениях он изобразил трудную жизнь народа, отразил его надежды и чаяния. Это видно на примере изображения жизни кыргызского народа под кокандским гнётом. Рас крытие аналогичных тем приблизило творчество акына к народу. У слушателей его произведений зачастую на глазах наворачивались слёзы. Поли тика царской России, установленная на кыргыз ской земле, нашла яркое выражение в творче стве акына. Его произведение «Тар заман» и айтыш с казахским акыном Кантарбаем являют ся тому свидетельством. «Тар заман» имеет сво еобразную мелодику, повторы отдельных частей. Судя по некоторым источникам, это произведе ние, дошедшее до наших дней с некоторыми дополнениями и изменениями, было объёмным и исполнялось в сопровождении комуза. В 1928 известным музыковедом А. Затаевичем была произведена нотная запись некоторых кюю Ар станбека. Песни Арстанбека — это песни его вре мени, голос его эпохи. В них он изобразил тра гическую судьбу народа, к-рый был согнан со своей земли русским царизмом и оказался в кабале. Поэтому народ воспринял «Тар заман» как собственное пережитое событие. «Тар заман» является выражением жизненной, акынской, социальной философии. События, описанные в «Тар замане», созвучны с содержанием словесного состязания с Кантарбаем. В них отражены взгля ды на эпоху, в к-рой он жил. В «Тар замане» говорится о том, что от русского насилия стра дал не только народ, но и природа. В художе ственном раскрытии и оценке действительности акын не смог уйти от патриархально-феодальных взглядов. Сам народ не мог дать объективную оценку происходящим событиям и общественным явлениям. Исходя из этого, народное по нимание и воспринимается поэтом в качестве нац. идеологии.

Жанровый состав произведений Арстанбека многообразен. К ним относятся арманы, сана ты, импровизации, заветы и др. песни. По ху дожественному оформлению санаты Арстанбека напоминают поэмы. Существует мнение, что Арстанбек мастерски исполнял эпосы «Кожо жаш», «Тёшткж», «Чоро», «Бердикожо», казах скую поэму «Беш казак», «На поминках Кёкё тёя», но ни одно из этих произведений до нас не дошло. Из его заветов и некоторых источни ков известно, что он владел исполнительским искусством и акынским мастерством. В своей жизни он сходился на айтышах со многими акы нами. Он встречался с талантливым певцом, манасчы и комузчу, Музооке, побеждал в состя зании с Сейилканом Ормон уулу и певцом Сар том. А в айтыше с известным таласским акыном Чонду Арстанбек потерпел поражение. Судя по этим данным, можно утверждать, что он был выдающимся комузистом своего времени и имел последователей. Его акынское мастерство было высоко оценено товарищами по искусству, он был широко популярен у кыргызского и казахс кого народов. Он отправляется в Каркыра наве стить талантливого остроумного акына Женижо ка из Аксы. Здесь Арстанбек так спел свои песни-замана, исполненные трагизма и боли за свой народ, что казахский тёрё Тезек был глубоко потрясён. Акын Кантарбай, услышав песни Арстан бека, досрочно признаёт своё поражение и отка зывается от словесных баталий. А встреча с Су юнбаем, из уст к-рого так и лилось остроумие, закончилась миром и согласием акынов, где со перник дал высокую оценку Арстанбеку. Эти факты свидетельствуют о большом таланте акы на. До сегодняшнего дня представление о твор честве Арстанбека складывалось на основе его известного произведения «Тар заман». Вышед ший сборник его произведений позволяет дать более широкую оценку его творчества. Есть так же сведения о том, что акын является создате лем примерно 200 мелодий, среди к-рых наибо лее известными были «Песни-сожаления Арстан бека», «Кербез», «Ат чубатар ботою», «Андижан ская мелодия» и т.д. Таким образом, одной из вершин акынской поэзии 19 в. явилось творчес тво Арстанбека, прозванного в народе «со ловьем», признанного поэта-мыслителя, комуз чу-виртуоза, певца.

Солтобай Токтоболот уулу(1834— 1918) является современником и учеником Арс танбека. Оба акына долгое время проживали в одной местности, на юж. побережье Ысык-Кёля, в с. Чырпыкты, и за это время между ними ус тановились тесные дружеские связи. Влияние Арстанбека на Солтобая заметно на примере следующих произведений: «Святое моё озеро Кёл- Ата», «Заповеди Боромбая», а также песен, в к-рых высмеивается Шабдан. Солтобай является авто ром многих лирических, панегирических, а так же разоблачительных песен. Был певцом-глаша таем на тоях и поминках, обучил многих девушек, молодух искусству складывания кошоков (причитаний). Именно Солтобай распространил среди населения жанр предсмертного наставле ния (керээз), созданного Боромбаем. Как сви детельствуют источники, Солтобай, в отличие от своих предшественников, редко принимал участие в словесных состязаниях (айтышах). Есть информация, что он однажды встретился в ай тыше с Назаром-семетейчи. Поскольку между ними существовали дружеские отношения, эта встреча носила доброжелательный характер. В своё время Солтобай был близок с главами больших племён и мог в их адрес говорить хвалебные и критические замечания, чем заслужил попу лярность у населения. В частности, завоевав уважение и почёт среди кыргызов, казахов и уз беков, он высмеял Шабдана, к-рый был в дове рии у русских и поэтому стал акыном-героем среди населения.

Литературное наследие Солтобая сохранено не в полном объёме. Изучение творчества Солто бая, как и его предшественников, на к-рых был навешен ярлык певцов, воспевающих прежний уклад жизни, было запрещено. До нас дошли лишь такие произведения, как «Предсмертные наставления Боромбая», песни про Шабдана, а также песни, к-рые он исполнял при прощании с Текесом, Жылдызом и Ысык-Кёлем. Эти про изведения хвалебного и обличительного харак тера свидетельствуют о высоком художественном мастерстве акына. Идейно-тематическое содер жание его прощальных песен не ограничивается его собственными переживаниями, они охваты вают проблемы судьбы народа, будущего родины, духовности, чести и достоинства человека, законов времени, социального положения на рода. В раскрытии этих тем произведения выш ли за рамки прощальных песен, достигая своим содержанием произведения эпического жанра. Величие Солтобая заключается в том, что он как талантливый поэт смог передать это в своих произведениях.

А й т ы к е (1816—87) является уроженцем Жумгала в Суусамыре, из племени саяк, рода козубек. Имя отца неизвестно. Был акыном- назидателем, комузистом, чон манасчы, т.е. импровизировал весь эпос «Манас». Его акын- ское мастерство высоко ценили Тоголок Молдо, Токтогул и др. Сохранилась лишь небольшая часть его произведений. В один из периодов жизни был личным певцом-акыном манапа Тёрёгель ди. Произведения, созданные в это время, не сохранились. Из содержания произведений из вестно, что он занимался земледелием. Акын часто бывал на Ысык-Кёле, Нарыне, Чуйской долине, Таласе. Ряд произведений посвящен междоусобным распрям сарыбагышей и бугу, свидетелем к-рых он был. Есть сведения, что он встречался в поэтическом состязании с таласским акыном Чонду, с к-рым впоследствии установились крепкие дружеские и творческие связи. Их первая встреча произошла в Таласе, поединок был жёсткий, обострённый. Это наблюдается из следующих строк Айтыке:

Твой народ саруу
Собрался здесь со всего Таласа.
Пришли все кушчу
И не было рядом
Моих многочисленных саяков.
Стоял вокруг гвалт и смех саруу.

Полный текст айтыша не сохранён. По сведе ниям современников акына, поединок происхо дил на территории племени Чонду. Соплеменники Чонду и смехом, и возгласами поддержи вали своего акына, тем самым пытаясь прова лить выступление Айтыке. Позднее Чонду приз нал великолепие таланта и исполнительского мастерства Айтыке и до конца своей жизни был в тесных связях с акыном, часто посещал Жум гал. Известны также его поэтические состяза ния с известным акыном Балыком. К тому вре мени историческая ситуация сложилась таким образом, что во времена междоусобицы сарыба гышей и бугу племя саяков не поддержало пра вившего тогда Ормон-хана. Вследствие этого, манап Тёрёгельди резко изменил своё отноше ние к своему придворному акыну. Состязание с Балыком происходило в то время, когда манап разбирался с племенем саяков и акын упомянул в своём выступлении о том, как манап охладел к своему поэту. В этом айтыше-поединке прева лирует тенденция изобличения друг друга. Из-за своих неосторожных высказываний, к-рые вызвали недовольство манапа, Айтыке проигры вает Балыку. После этого состязания Айтыке был вынужден перебраться на Суусамыр, где он прек ратил свою творческую деятельность.

Чонду (Сары ырчы) (1826—1912) жил в Беш-Таше в долине Капбы Кара Таласа. Есть две версии относительно его родовой принад лежности. Из айтыша с Айтыке и из воспоми наний Тоголока Молдо известно, что он из рода саруу. По записям же К. Мифтакова (1923), акын принадлежит к роду кушчу племени колпеч, от него — быры. Отец его Койчуман, дед — Бай тан, от Чонду происходит Токтораалы, от него — Калчыбек. Существует предположение, что Чонду — внук известного акына Женижока-Чон ду, но это неверно, т.к. их родовое происхожде ние различно. Чонду входит в группу акынов- сказителей. По словам А. Огонбаева, выдаю щегося мелодиста, Чонду также слагал мелодич ные санаты. Жизнь свою прожил в почёте. Ар станбек высоко ценил его акынское мастерство, отмечая его великодушие и покладистый харак тер, относился к нему с глубоким уважением. Во время айтышей Чонду никогда не позволял себе переходить на грубые, резкие выражения, умел с достоинством давать отпор, при этом придавал важное значение каждому высказанному слову. Примером тому могут служить его песен ные состязания с Эсенаманом и Арстанбеком. Он умел ценить и достоинства своего соперни ка, так, в одном айтыше с Калмырзой, получив довольно остроумный ответ, прекратил дальней шую борьбу в самом начале, признав своё пора жение. Ему была чужда манера обличения, уни жения противника, что было характерно для акы нов того времени. Судя по содержанию его пе сен, масштабности рассуждений, стилевым осо бенностям его произведений, можно с уверен ностью говорить о достоверности информации о том, что он был ещё и сказителем эпоса «Ма нас». Чонду обладал мастерством иносказания, что особенно выразилось в его состязаниях с Эсе наманом и Арстанбеком, к-рые являются образ цами искусства айтыша.

Эсенаман Жалгаш уулу (1833— 1913) был в своё время признан одним из са мых выдающихся акынов, отличающихся особым остроумием. Происходит из рода кушчу, племе ни кыржы. Умер в Кызыл-Коргоне Таласской долины. Часто посещал Ысык-Кёлскую долину, где жили родственники по материнской линии. В Чуйской долине долгие годы показывал своё песенное мастерство у Жангарача и Байтака, на родину вернулся уже известным акыном. Был популярен и у казахов, т.к. в совершенстве ис полнял свои произведения как на кыргызском, так и на казахском языках.

Эсенаман обогатил поэтику кыргызского сти ха. Он создал одинадцати- и двенадцатислож ный размер, нетрадиционный для кыргызской акынской поэзии, а также слагал песни по фор ме казахских песен, к-рые позднее стали попу лярны и среди кыргыэов. Скитаясь по северу и югу Кыргызстана, он завоевал большое уважение и признание у видных людей своего времени, таких как Жантай, Жангарач, Курманжан- датка. Ему приходилось много раз обращаться к жанру панегирических песен, к-рые дошли до нас лишь в отрывках. Сенсационным стало событие, когда Эсенаман, во время поминок Солтоноя, младшего брата Жангарача, исполнил обличительную и хвалебную песни в адрес Байтика и Жангарача, из-за чего между манапами отноше ния стали натянутыми. Эти песни отличались остроумием и стали широко известными населе нию. Только благодаря своему авторитету среди народа, акын сумел избежать смертной казни и после этого случая переехал в Кызыл-Коргон.

Эсенаман мастерски исполнял эпосы «Манас», «Кожожаш», «Олжобай и Кишимжан», «Сарин жи-Бёкёй». Тексты этих эпосов дошли до нас в исполнении Сулаймана и Алымкула, к-рые считались последователями таласских акынов. Эсе наман создавал иносказательные произведения, из к-рых сохранились лишь тексты состязаний с Чонду и Женижоком. Айтыш Эсенамана с Же- нижоком был широко известен среди сев. и юж. кыргызов, в настоящее время он сохранился в нескольких вариантах. Вариант в исполнении К. Акиева отличается своей адекватностью с ори гиналом, т.к. Калык сам был очевидцем этих состязаний и сумел сохранить и донести до по томков эти тексты, не теряя их художественной оригинальности. Встреча Эсенамана с Женижо ком состоялась на торжестве у волостного Таш-кара в Таласе. Вступительное слово взял Эсена ман, к-рое началось в традиционной форме, за тем он перешёл к характеристике своего акын ского творчества. Выступление Эсенамана своей точностью и глубиной выражения мыслей пора зило всех собравшихся, в т.ч. и известного ка захского акына Майкота, присутствовавшего при этой встрече. Воцарилась тишина, словно на этом состязание закончилось, и словно Жени жоку нечего было сказать. Однако Женижок на чал подбирать ответ на каждое слово Эсенамана, тщательно всё анализируя, и в результате всё завершилось победой Женижока. Но, несмотря на поражение, люди дали высокую оценку выступ лению Эсенамана и признали его выдающимся акыном. Причиной поражения Эсенамана было то, что он состязался с акыном, обладающим большим талантом. Сохранилась импровизация Эсенамана на традиционную тему «Аккан суу», характерную для акынской поэзии, только в отрывках.

Ж о ж ё (Ш ожё) Каржабай уулу (1808—95) является акыном кыргызов и казахов. Был очень остроумным и смелым акыном. По творческому направлению является акыном-им провизатором. Одержал победу в состязаниях с 17 акынами. Во время встречи с казахскими акынами в Омбу он одержал крупную победу, после чего за ним закрепилось имя «Соловей». Жожё был популярен и у кыргызов. Отличался тем, что во время состязаний никому он не уступал, поражая своей смелостью.

По своему происхождению Жожё — кыргыз. Его родители во время нападения Аблайхана были взяты в плен и угнаны в рабство. Есть и такая версия, что Жожё родился в 1808 в Кокче- тау, на территории Кызыл-Туу, где и провёл, впоследствии, последние годы жизни. Предки его происходят из рода саруу. Сам акын под тверждает это в одном из состязаний с талас-ским акыном Жанышем в 1878 у манапа Байтика:

Я — саруу, Жаныш-кушчу, полу-богатырь,
Байтик — наш общий родственник.
Оставляю это на суд духов своих предков,
Если Байтик, ты отдашь предпочтение Жа нышу-хитрецу,
А не мне, старшему твоему брату Жожё.

В это своё посещение Таласской долины, пожив среди людей племени саруу, он воспол нил постоянную тоску по своей родине и на роду. Сохранить тексты его песен, исполнявшихся на территории Жети-Суу, не удалось. До нас дошли лишь те тексты его песен, к-рые он ис полнял в состязаниях с Жанышем на кыргызской земле, и те, где он воспевал деяния мана па Байтика или, наоборот, изобличал его. По найденным источникам стало известно, что он был сказителем древних больших эпосов «Отор кан» и «Кыз-Жибек».

Нурмолдо Наркул у у л у (1838 — 1920) является одним из самых известных акы нов своего времени. В советский период его творчество не изучалось. Этому способствовало то, что он был муллой и воспевал религию, ис полнял песни религиозного характера, повество вания-кысса о пророках. Он был странствую щим певцом, состязался в песенных баталиях с такими известными акынами как Найманбай, Женижок, Бекназар, Токтогул, Мыса, Эшмам бет, Барпы, Нурбай, Наркул и др. Выступал в песенных поединках с такими акынами-комика ми, как Айдыраалы и Эшкожо.

Нурмолдо родился в Кош-Тереке нынешнего Ала-Букинского р-на, обучался в мусульманской школе, затем продолжил образование в Наман ганском медресе. Обошёл все города Западного Туркестана. Побывав в Мекке, стал кожо, впос ледствии обучал детей в медресе. Биографичес кие сведения, а также сведения о творческом пути Нурмолдо дошли до нас лишь в устной форме. К нравственно-философским вопросам он под ходил сквозь призму религиозного мировоззрения, был довольно образованным человеком для своего времени, глубоко изучал вост. поэзию.

До нынешних дней дошли тексты его песен ных состязаний с Токтогулом и Мысой. О том, что творчество и мировоззрение Нурмолдо и Токтогула формировались в разных направлени ях, подтверждает содержание айтышей двух акы нов. Нурмолдо, считая своего соперника обра зованным акыном, высоко ценил его талант. После возвращения поэта из Сибири Нурмолдо в своих песнях призывал Токтогула не сожалеть о прошлом, следовать законам ислама и думать о потустороннем мире. Токтогул во многом не соглашался с Нурмолдо и в словесных баталиях опровергал доводы своего оппонента. Из-за сво ей религиозной направленности произведения Нурмолдо не привлекали особого внимания слу шателей. Нурмолдо был поэтом, привнёсшим в акынскую поэзию новые идеи, новую тематику. Простые люди не понимали его религиозных размышлений. Нурмолдо воспевал амиров Ал лаха, повествовал об аде и рае и создал ряд по учительных художественных произведений. Акы ны, выходившие с ним на состязания, подвер гали насмешке все его доводы. Один из извест ных акынов, Женижок, обучавшийся в медресе и знакомый с религиозным учением, особо выделял рассуждения Нурмолдо об аде и рае, приводя им реальные аналогии, к-рые были проти воположны мировоззрению акына.

Айтыш Мысы и Нурмолдо на юге расценива ется как один из самых острых поэтических пое динков. Состязания состоялись на поминках Кедейбай-датки в Аксы, приблизительно в 1914. По отдельным источникам, будучи придворным акыном Кедейбай-датки, Нурмолдо оповестил народ о его смерти. На поминки съехались гости из Андижана, Мерке, Таласа, Майли-Сая. В сос тязании с андижанским акыном Мысой Нурмол до пел о себе, что он — быстроногий скакун, он — зрелый плод дерева, он — забродивший напиток бозо, вожак овец, соловей из певцов. Когда затянулось состязание, Нурмолдо напра вил своё выступление в иносказательное русло. Есть версия, что Мыса начал разгадывать смысл иносказательных речей Нурмолдо, тем самым ему удалось добиться успеха. Нурмолдо импровизировал восточные поэмы «Азиретаалы — Дарый ка», «Юсуф и Зулейха», «Фархад и Ширин», тек сты к-рых в его исполнении не сохранились.

Найманбай Балык уулу (1847— 1913) относится к типу акынов-импровизаторов и сказителей. Участвовал в айтышах с Калмур зой, Эсенаманом, Жаманкулом, Токтогулом, Эшмамбетом, Нурмолдо, Куйручуком, Кара Нур маном и др. По происхождению — из племени сарыбагы шей, рода чон чарык. Отец — Балык, проживал в Чуйской долине у манапа Байтика, Найман бай вырос и жил там же. В конце 19 в. он был признан одним из сильнейших акынов, прожи вавших на этой территории. В 1900 на помин ках Жапаркула сына Чолпонкула акын Калмурза, уже признанный певец, встретился с Найманба- ем и победил его. Ни одно торжество, ни одни поминки в Чуйской долине не проходили без участия Найманбая. На торжестве Сатая, сына Чолпонкула на состязание с ним выходит 15- летний Жаманкул, имя к-рого только начинало становиться известным среди населения. В этом поединке Найманбай одержал победу, вызвав одобрение у слушателей остроумием и сме лостью. Выступления Найманбая на состязани ях всегда были остроумными, полными сарказ ма. По своему характеру акын был заносчивым, упрямым, настойчивым. Его соперники зача стую пользовались тем, что Найманбай, едва вступив в словесную баталию, мог не придавать значения высказанным словам, плыть по тече нию, ни к кому не прислушиваясь, и входить в раж, что считалось одним из признаков неуда чи. Однако акыны, победившие Найманбая, признавали в нём большого мастера слова и талант ливого акына. Его юный соперник, акын Жа манкул, попросил у него благословения, а Кал мурза одарил его скакуном и попросил проще ния. Высоко оценивая поэтический талант кол леги, они сравнивали его поэзию с величествен ным Ысык-Кёлем.

Найманбай дважды встречался на айтышах с Токтогулом. Первая встреча состоялась на поминках Райымбека в Тери-Жайлаке. Поскольку Найманбай был глашатаем поминок, он сам от крыл состязание, но потерпел поражение. Вто рая встреча состоялась в 1910 на поминках мате ри Керимбая Алтынай, когда Токтогул вернулся из ссылки. Это были даже не состязания, а об мен мыслями. Резко отличается айтыш Найман бая с Кара Курманом. Хотя импровизации по своей структуре близки к песням айтыша, но по содержанию и направленности они напоминают жанр хвалебных песен. Они были далеки от тен денции высмеивания людских пороков в целом, что имело место в поэтических поединках с Бек назаром или Куйручуком.

Найманбай был весьма известным манасчы своего времени. Импровизировать эпос «Манас» он начал под влиянием своего отца и др. сказителей. Из уст последователей Найманбая до на шего времени дошли отрывки из эпоса «Манас» «Вид Таласа», «О надгробии», «Персонажи-ге рои «Манаса» (Сыргак, Каныкей, Алмамбет)», а также описания скакунов Аккулы и Саралы. Из рассказов очевидцев поэтических состязаний и знатоков, Найманбай был мастером не только в сочинении хвалебных песен, но и песен-опове щений. Большая часть поэтического наследия акына не сохранилась.

В конце 18 в. и в 1-й половине 19 в. акын ская поэзия поднялась на высшую ступень, обогатившись в жанровом и тематическом планах. Резко увеличилось кол-во акынов-сказителей, сформировались др. виды поэтических состяза ний. Творческие поиски акынов в области со здания новых по форме и содержанию произведений привели к зарождению течения «замани стов». «Заманы» представляли собой поэтические философские размышления на обществен но-социальные и политические темы. Тради ционные песни прощания, оповещения, изоб личения, хвалы, предсмертные заветы достиг ли совершенства, в отдельных случаях они вы ходили за рамки своего жанра, вбирая в себя острые социальные проблемы. Характерными особенностями акынской поэзии этого перио да являются отражение жизненных проблем в эпических жанрах и широкое применение фоль клорных традиций. В творчестве некоторых акынов (Сартбая) наблюдается тенденция про теста против духовного и экономического не равенства, к-рая позже, в конце 19 и в начале 20 вв., получила окончательное формирование и дальнейшее развитие в творчестве последующих акынов.

Сведения об акынах 2-й половины 19 и нача ла 20 вв. обладают большей подробностью, ведь большинство из них жило уже при Советской власти. В основном, они совершенствовали имеющиеся художественные находки, способы исполнения песен и импровизации своих предшественников. Но поскольку в своё время запи си текстов их произведений не велись, не было их целенаправленного изучения и систематиза ции, до нынешнего времени дошли лишь неко торые имена акынов и единицы их произведе ний. Предметом тщательного изучения стало творчество акынов юж. региона (если не учиты вать Кетмен-Тёбё). Многие годы исследовалось творчество лишь одного-двух поэтов этого пери ода, до настоящего времени дошли скудные материалы по творчеству Бекназара, Кара Курма на, Бала Курмана, Караырчы, Орозаалы, про званного «соловьем», Карамырзы, к-рый в своё время состязался с Токтогулом, Кулмурзы, Ни шана, Кайына, Ташмата; сохранились 1-2 сана та Ботобая, признанного акыном не только у себя на родине, но и в Узбекистане; некоторые све дения сохранились об андижанском акыне Мысе- ырчы, к-рый был в самом Таласе и принимал участие в больших состязаниях; о певце Сарте (Сартимбеше), состязавшегося с Арстанбеком; о Доороне, активном участнике словесных поедин ков; о певце Калмамбете; об Ысакане, состязавшимся с легендарным Куйручуком; об ученике Ботобая Сыдыке и др. Не было возможности установить имена, фамилии, даты рождения и смерти, местожительство некоторых акынов. Не удалось сохранить произведения Эшмамбета — «чистейшего акына» (Токтогул), к-рый своим мастерством не уступал Токтогулу. Он остался вне поля зрения исследователей из-за того, что был акыном манапа Каратала.

Кыргызский народ богат акынами. В сере дине 19 в. вместе с начинающими поэтами их насчитывалось около 80. Именно в этот период формируется поэтическое мастерство Токтогула, Женижока, Кулмурзы, Барпы, Калыка, занима ющих видное место в словесной художественной культуре народа и направивших акынскую поэзию в новое русло. Такими же известными акынами были Тоголок Молдо, Эшмамбет, Жаманкул, Бекназар, Нар кул, Уметаалы, Коргол, Осмон- кул, Алымкул, Токтонаалы, Исмаил, Сарыкунан, Абдрашит, Сооронбек, Токтосун и др.

Токтогул Сатылганов (1864—1933) в устах народа признан «горным соловьем» за импровизаторский и музыкальный талант. Он был мыслителем, поэтом-назидателем и скази телем, прочувствовавшим жизнь и быт народа, чаяния и надежды к-рого сумел передать в своих произведениях. Его заслуга заключается в том, что он заложил основы демократического направ ления акынской поэзии и одним из первых начал распространять идеи свободы и равенства. Токтогул родился в низовьях долины Кушчу- Суу в местности Кыша Кетмен-Тёбё. Его отец Сатылган Токсонбаев был бедняком. С раннего возраста Токтогул был пастухом у богатых мана пов и познавал трудности жизни. Становлению его поэтического мастерства способствовал бо гатый фольклор кыргызского народа, традиционная акынская поэзия. Большое влияние на его мировоззрение и поэтический рост оказали Чон ду, Сартбай, Кочбай, Ниязаалы. Отличитель ными особенностями были его редкая наблюда тельность, особое чувственное восприятие мира и врождённый поэтический талант. Он прини мал близко к сердцу жизнь своего многостра дального народа. Неслучайно в своих ранних сти хах он изображает нищету и жизненные заботы народа («Из-за нищеты», «Рытвины были мес том моих посещений»), в лирических песнях — передаёт чувства молодых людей («Насылкан», «Сюйюмкан», «Бакшы кыз», «Кюлюйпё»).

Песня «Алымкан» запечатлела личную траге дию молодого Токтогула. В ней заключены стра дания влюблённого поэта, к-рый по воле судь бы не смог соединиться со своей любимой. Не сбывшаяся мечта легла в основу мелодии «Жаш кыял», в к-рой он прощается с первой любо вью. В ранних произведениях Токтогула нашли место не только нежные лирические песни, но и произведения с острой социальной и философ ской проблематикой. Темы жизни и смерти, юности и старости раскрыты в произведениях «Жизнь», «Живи и процветай», «Что интерес но?», «Богатство», «Аккан-Суу» и др.

В творчестве глубоко чувствующего поэта, к-рое начинается с изображения страданий и чаяний простого народа, намечаются демократи ческие начала, что явилось вполне закономер ным явлением, ведь Токтогул с раннего детства познал трудную жизнь, характерную для простых людей. Однако в советский период при иссле довании и популяризации его творчества были внесены «поправки» — умышленное усиление его классового самосознания, преувеличение его атеистического мировоззрения. Об этом свидетель ствуют некоторые факты. Например, в Кетмен- Тёбё, да и на другой территории никогда не про живал певец Арзымат, к-рый был оппонентом в его произведениях. Это свидетельствует о том, что он является вымышленным художественным образом в творчестве Токтогула. Как и др. по эты, он сочинял и исполнял хвалебные песни на торжествах и поминках баев и манапов. До казательством этому служит запись, произведён ная К. Мифтаковым в 1923 со слов Алымкула. В ней запечатлено приветственное слово в со стязании с Алымкулом на поминках в Таласе в 1910. В этой песне говорится о том, что Токто гул «желает угодить своей песней манапу», «развлекать достойных», «о готовности быть рядом с ними», а также открыто сказано, что он отбыва ет вместе с тёрё, т.е. акын часто сопровождал своего господина. Эшен также был почитаемым человеком у акына. Значит, причина ссылки в Сибирь заключалась в другом. Хотя песни Ток тогула «Прощай, мама», «Прощай, мой народ», «Во время изгнания», «Беда легла на мою голо ву», «Наступит время свободы» созданы в тради ционной форме песен-прощаний и песен-сожа лений, по идейно-тематическому содержанию, по социальному значению и направленности они вышли за рамки песенного жанра, так как в них нашли место не столько личные переживания поэта за свою судьбу, сколько размышления о тяжёлой судьбе простых людей, о их бесправном положении, их «непросыхаемых слезах». Токтогул ещё до ссылки видел, что баи и манапы свои м насилием и угнетением довели народ до ни щенского положения, и что эшены в белых чал мах обманывают народ.

В 1898 вместе с мятежниками Андижана, среди SS человек, приговорённых к семилетней каторге в Сибири, был 34-летний Токтогул, к-рый «обирался до неё долгим путём — Наманган — Москва — Александровский централ, побывав в тюрьмах Тобольска, Тюмени и Иркутска. Жандармы, не владеющие языком поэта, могли «уни зать» его «до потери сознания». Акын был при говорён к самым тяжёлым каторжным работам в Сибири. Он работал на месторождениях свинка, меди, золота, на строительстве железной дороги Круглою — Байкал, в тяжёлых условиях на лесопилке. Страдания узника изображены в произведениях «Беркут, парящий над горами», «Разве таков твой допрос?», «Страданиям подвер- пвсь моя жизнь», «Песня узника», а также в пес нях, исполненных после возвращения на роди ну. В архивах нет данных и даты побега Токтог ула с каторги. Исследователь Ж. Таштемиров, уточнив отдельные факты из биографии акына у Сейдимкан, матери Токтогула, пришёл к выво ду, что Токтогул вернулся на родину в 1903-04. Через полтора года он женился и в 1906 у него рождается сын. До второго ареста (1910) он имел троих детей, к-рые позже все умерли. Вполне естественно, что Токтогул, столько переживший на своём веку, с радостью встретил весть об установлении Советской власти. Ничего нет противоестественного в том, что им были созданы такие произведения, как «Замана», «Да здрав ствует Советская власть», «Ленин открыл доро гу». «Выше держи своё знамя», в к-рых выразил идеологию своего времени. Его эпическая по эма «Какая женщина родила такого сына как Лен ин» (1919) стала достоянием не только акынской поэзии, но и по своему идейно-тематичес кому содержанию, глубине мысли, новаторско му раскрытию темы стала заметным явлением профессиональной нац. поэзии вообще. Про изведение было переведено на 18 языков.

Токтогул оставил кыргызскому народу бога тое литературное и культурное наследие, разно образное по жанру, познавательное по содержанию и новаторское по форме, имеющее большое эстетическое значение. В айтышах Токтогул от своих коллег требовал прежде всего соблюдения этических норм. Кроме того, он, сохраняя народн ые традиции айтыша, привнёс новаторские из менения в содержание и структуру произведения тем самым способствуя дальнейшему совер шенствованию акынской поэзии.

Талант Токтогула, его гуманизм были высоко оценены его современниками и учениками. В зна к уважения Тоголок Молдо дважды посетил Т октогула, а Барпы в 1915 пришёл к великому акыну и выдержал испытание на поэтическое мастерство. Он был учителем таких акынов, как Эшмамбет, Калык, Алымкул, Коргол, Курман и др. Его богатое наследие сохранилось для по томков благодаря его многочисленным учени кам. В 1910 он встречается с казахским акыном Жамбылом, с к-рым устанавливает дружеские отношения. Во время побега с каторги он попа дает в племя казахов аргынбама, изучает и запо минает их песни, и по возвращении домой при возит с собой песни, мелодии и дастаны казах ского народа, популяризовав в своём исполне нии поэмы «Нарикбай», «Чоро» и «Кыз-Жибек».

Произведения Токтогула, воспевающие новое время, формировались в традициях народной песни в форме устной импровизации, но по своему идейно-тематическому содержанию, по ху дожественным особенностям они стоят у исто ков профессиональной поэзии. Токтогул спо собствовал сохранению народного поэтического наследия. Он исполняет как лирические песни, так и объёмные эпосы, такие как «Кожожаш», «Жаныш и Байыш», «Курманбек», «Саринжи- Бёкёй», «Олжобай и Кишимжан», «Кедейкан». Но ни одно из них не оказалось записанным из уст поэта. Отдельная их часть сохранилась благо даря его ученикам, к-рые внесли свои дополне ния в тексты. По некоторым сведениям, он импровизировал на тему «Кёр-оглы» и др. вост. дастанов.

Музыкальное творчество акына развивалось в тесной связи с народным музыкально-поэтичес ким наследием. Параллельно с исполнением знаменитых народных кюю (мелодий) он созда вал и исполнял собственные мелодии. В 1928 исследователь П. Затаевич переложил на ноты 18 мелодий, к-рые исполнялись Токтогулом. Среди них его знаменитые мелодии «Тогуз кай рык», «Шынгырама», «Мин толгоо», «Кёкёй кес ти», «Терме кербез», «Тенселме». Из музыкаль ного наследия акына В. Виноградовым было переложено на ноты 81 кюю. Некоторые мелодии исполнялись учениками акына. В воспо минаниях современников говорится, что Токтогул переложил татарские мелодии под комуз и исполнял их, кроме того, он свободно пел ка захские песни и исполнял мелодии домбры на комузе. Есть данные, что Токтогул состязался с узбекским акыном Молдо Тойчу, где они продемонстрировали высокое мастерство в исполне нии мелодий.

Большой вклад в сбор материалов творческо го наследия Токтогула внесли многие литерато ры, акыны. В 1923 была начата работа по нот ному оформлению его музыкальных произведе ний, в 1928 эта работа была в основном завер шена. При участии поэта Ж. Боконбаева вышел первый сборник песен акына. В сборе, систе матизации, уточнении отдельных дат, исследо вательской работе большая заслуга принадлежит Ж. Таштемирову.

О творчестве Токтогула написано множество статей, воспоминаний, портретных характерис тик, исследований. В монографиях П. Чукуба- ева «Токтогул», М. Богдановой «Токтогул Сатылганов», Ж. Таштемирова «Акынское мастер ство Токтогула», «Токтогул и акынская поэзия» исследовались его многогранный творческий та лант, а также был прослежен его жизненный путь. Образ великого акына был запёчатлён художниками и скульпторами. Об этом свидетель ствуют картины С. Чуйкова, Г. Айтиева. Мно гие местности названы в честь Токтогула. В об ласти литературы, искусства и архитектуры уста новлена Гос. премия Кыргызской Республики имени Токтогула.

Женижок (Отё) Кёкё уулу(1860— 1918). Прославленный поэт 2 половины 19 в. Родился в Сары Кёбёне Таласской долины, из племени кытай. Рано лишился родителей и был вынужден уехать к родственникам матери в Аксы. Обучился грамоте. С возрастом начал проявляться природный талант и расцветать поэтический дар. Выдающиеся мастера художественного слова Ток тогул, Арстанбек высоко ценили его талант. Когда он выступал перед Арстанбеком в Каркы- ра, тот оценил его поэтический дар: «У твоей речи нет недостатков, слова твои как нар, со держание глубоко как пропасть, горе соревнующемуся с тобой». После того, как он победил в поэтическом состязании известного в тех местах акына Нурмолдо, о нём начала распространяться слава. В айтышах у Женижока наблюдались сле дующие особенности: мастерское использование слова, образные и меткие выражения, глубокие и неожиданные сравнения — всё это позволяло ему завладеть вниманием и пониманием слушателей, привлечь их на свою сторону. Свидетель ством этому является состязание с Нурмолдо: он показал, что, обладая хорошими знаниями ус тоев религии, основами и предписаниями шариата, он умеет донести религиозные воззрения до уровня понимания обыкновенного человека, и смог доказать, что высказанные его противни ком соображения религиозного содержания в жизни не имеют места, чем и привлёк к себе внимание и симпатии большинства.

В состязании с Наркуль Женижок ловко вышел из неудобного положения, сумев обратить сказанные ею слова на местных знатоков и, таким образом сделав их объектом насмешек. Та кая находчивость наблюдалась и в состязании с Эсенаманом. Темой встречи были избраны воп росы веры. Если бы Женижок пошёл на поводу у Эсенамана, то бы проиграл. Поэтому он, ис пользуя острые выражения, показывает своего противника недалёким, не понимающим пре допределения судьбы, и заставляет окружающих согласиться с собой. Это состязание двух боль ших акынов получило распространение в наро де, породив множество вариантов, стало классикой айтыша. Победа 20-летнего жигита над хорошо известным среди казахов и кыргызов акы ном сделала его широко известным. Арстанбек тоже высоко оценил победу Женижока, выска зав лестные слова. В действительности, Эсена ман пел складно, умело нанизывая одну мысль на другую. Но с его стороны было негуманно представлять своего противника безродным бро дягой, чужаком в Аксы. Женижок показал себя внимательным, мгновенно реагирующим на слож ные вопросы, не дающим спуску даже высоким мастерам айтыша. Во встрече с Шекер кыз он проявил своё умение выходить из трудных си туаций в одном из сложных видов айтыша, в к-ром используются иносказания.

Женижок развивал традиционные в народном устном творчестве темы, в демократическом клю че высказывал глубокие философские мысли, касающиеся основных проблем бытия, вопросов жизни и смерти, жизненных правил и т.д. Осо бое место в творчестве акына занимает природа. В произведении «Аккан суу» он с философской точки зрения раскрывает смысл существования человека. Описывая красоты Аксы и Арыма, он показывает себя большим художником, вплотную подойдя к профессиональной поэзии. Несмотря на то, что он не смог составить целост ного обоснованного представления о социаль ном положении народа, всё же делает попытку сделать это на своём уровне («Замана»). Умение Женижока составлять ёмкие художественные фор мы заслуживает особого обсуждения. При пере даче трагичности своей личной жизни он с тон ким мастерством использует описания природы, символы, создав при этом сложный вид психологического параллелизма. Существует мнение, что он записывал свои произведения, но таких материалов не найдено. Стиль его произведе ний характерен для устного импровизационного творчества. Токтогул и Женижок высоко цени ли друг друга. Перед смертью он сказал, обводя взглядом сидевших известных акынов и комузи стов: «Токтогул меня знает», и скончался. После его смерти Токтогул дал ему оценку как вы дающемуся акыну. Барпы, Калык, Коргол при ходили к нему со своими песнями, учились у него. Женижок исполнял и эпосы, но тексты в его исполнении до нас не дошли, известен только короткий отрывок из «Семетея». Твор чество Женижока в своё время не изучалось, поэтому первый сборник его произведений вышел в свет только в 1982, дополненное из дание — в 1999. Его творчество подлежит изу чению, имеющему впереди широкие перспек тивы.

Калмурза Сарпек уулу (1866— 1910) — талантливый акын-импровизатор, изве стный певец. Родился в местности Он бир-Жыл- га Чуйской долины, из племени сарыбагышей, рода чертике. Поскольку отец был бедняком, то будущему акыну пришлось пережить тяжёлые годы нищеты. Творчество формировалось в трудных жизненных условиях. Он обошёл все земли рода солто, скитался по Таласской долине, побывал у казахов в Олуя-Ате, Мерке. При помощи Шабдана ему удаётся перекочевать в Чуйскую доли ну, после чего в его судьбе и творчестве проис ходят резкие перемены. В 1900 на поминках Жапаркула, сына манапа Чолпонкула, он одер живает победу в состязаниях с Найманбаем, что приносит ему широкую известность. Несмотря на своё происхождение, он всегда был хорошо и со вкусом одет, разъезжал на белом скакуне, воль но жил и творил. Акын открыто заявлял, что благодаря исполнению хвалебных песен манапам и баям, участию на больших праздниках, он добывае т средства к существованию. Свои хвалеб ные песни он посвящал волостным Байгазы, Кокумбаю, манапу Чоко. Судьба его сына Борбу човторила его собственную. Акыну пришлось много раз сопровождать Кененсары Бошкая, Мамбетаалы, Дурдю и Шабдана. Однако они, опасаясь дерзких слов акына, не пытались сдела ть его своим личным поэтом. Когда он при был в Жумгал, то оказался свидетелем того, что Кокумбай и Курман не могут поделить между собой должность волостного. Власть переходила от одного к другому, эта тяжба длилась два года. От этой вражды и материальных затрат больше всего устал народ. В конце концов, Кокумбай одержал победу. Калмурза по этому поводу ис полнил язвительную песню в адрес Курмана. Потерпевший поражение, обиженный Курман пригласил Калмурзу под предлогом участия в айтыше и убил его. Таким образом на 44 году трагически была оборвана жизнь талантливого акына.

Импровизировал поэмы «Буудайык», «Ак- Мёёр», «Убежавшая девушка», «Мундук Зарлык», «Кыз-Жибек». По некоторым версиям он приз наётся одним из авторов поэм «Кыз-Жибек», «Ак-Мёёр», «Убежавшая девушка». Никто не мог состязаться с ним в игре на комузе, в исполне нии песен-оповещений. Он обладал сильным красивым голосом. Странствуя по различным местностям, он сочинял хвалебные и обличи тельные песни. В частности, популярным сре ди населения стало произведение, к-рое испол нялось в 1904 во время проводов Шабдана в Мекку для совершения хаджа. В своих песнях он широко использовал преувеличения, элемен ты юмора, тем самым внося новшества в их со держание. Также был мастером создания и ис полнения хвалебных песен и песен-изобличений. Широко используя элементы сарказма, он часто ставил своего соперника в смешное, нелепое положение. Подтверждением тому служат про изведения, к-рые были адресованы Айылчыбаю, Курману, Мамырбаю, волостному Тезеку.

Калмурза состязался с такими известными акынами своего времени, как Эсенаман, Сарт бай, Кёчюбай. Известно также, что он высту пал в словесных поединках с Чонду, Найманба ем, Сарбасом (казахский акын), Эшмамбетом, Барпы. Состязание в форме вопросов и отве тов, состоявшееся между Калмурзой и Эшмам бетом, свидетельствует о последовательности и логике слов и выражений, о ритмичности и ме лодичности речи акына. А поэтический спор акына с молодым Барпы отличался сарказмом, остроумием, порой переходившим в осмеивание, что вызывало общий смех слушателей. Текст этого выступления имеет варианты, что говорит о его популярности. Несмотря на то, что Барпы по бедил, а Калмурза оказался побеждённым, оба акына от этого словесного поединка получили большое удовольствие.

В прошлом и среди женщин было много та лантливых акынов, однако до настоящего вре мени дошли лишь некоторые имена. Причина заключается не в том, что народ быстро забыл их, а в том, что это было обусловлено общест венными социально-бытовыми условиями. По нравственно-этическим нормам патриархально-феодальной эпохи, женщина не могла путешествовать и исполнять песни. Были случаи, когда на это налагались запреты. Таким образом, та лант большинства одарённых девушек и женщин остался нераскрытым и не получил должной оценки. Были редкие случаи, когда некоторые женщины-акыны исполняли свои произведения на собраниях, а также вступали с мужчинами- акынами в словесный поединок. Женщин пре имущественно больше было среди кошокчу — ис полнителей импровизационных песен-причитаний, а поскольку кошоки исполнялись в ограниченном кругу, имена женщин-причитальщиц по сравнению с акынами-мужчинами мало распространялись среди населения. До настоящего времени дошли немногочисленные имена деву шек и женщин-акынов, среди них — Талым-кыз, Балык кызы Шааркан, Наркуль, Ак Бермет, Бал кы-кыз, Ырыскул, Алтынай, сказительница эпо са «Семетей» Сейдене.

Наиболее популярной из них была Наркуль (1860—1940). Некоторые современники утверждали, что она — дочь акына Эсенамана. Однако исследования установили ложность этих сведе ний. По родословной она является казашкой, хотя доводится невесткой кыргызам. Из рода дулат, место рождения — зап. часть Олуя-Аты. Она состязалась с самим Женижоком. Позже Женижок на встрече с Арстанбеком признался, что на состязании «с бессовестной женщиной, к-рая нисколько не смущалась слушателей», акын использовал грубые слова, чтобы побыстрее её победить. Из некоторых источников стало известно, что встречу с Женижоком организовал брат мужа, когда ей было всего 20 лет. Предположи тельно состязание состоялось во время торжества у Эшенкула, где Наркуль выступала в качестве жене (жены старшего брата). Содержание текста выступления, умение тонко подбирать нужные слова, построение ритмического строя характе ризуют её как большого акына своего времени. Красной нитью произведений Наркуль являют ся рассуждения о создании семьи, в них передаётся внутренний мир и сознание женщины того времени. Всем своим существом она желает вырваться из рамок, устанавливаемых нормами по ведения женщин. В обществе она мечтает быть не только акыном, но и свободной женщиной. Эти взгляды были открыто выражены в состяза нии. Во вступительном слове она приветствова ла своего соперника, затем далее последовало повествование о её творческом и жизненном пути. В конце состязания мимоходом останав ливается на том, что не нашла счастья в семей ной жизни, однако получает радость от своего творчества. Своим выступлением она поразила кыргызов и казахов, к-рые собрались на помин ки. Четыре акына выходили на поэтическое со стязание с ней, однако ни одному из них она не уступила первенства. Она вступает в словесные баталии с Нурмолдо, акыном, прибывшим из Аксы. Сартбай, Эсенаман, Найманбай без по единка уступают ей дорогу.

Бекназар (1876—1918) — много странство вавший в своё время прославленный акын. Вы сокую оценку его творчества дал Тоголок Молдо. Родился в кыштаке Эш близ Коргон-Тёбё. В1918 под давлением присоединился к басмачам фер ганского корбашы Калкожо и был убит ими око ло Мамыр-Абада, где и был похоронен. Из рода жаманак племени кыпчак. Он состязался с изве стными Абдымомуном, Доороном и Барпы, а на поминках Осмона, сына Тайлака, — с самим Найманбаем, показав себя способным акыном. Встре чи с ними проходили в остром соперничестве. Был грамотным. Религиозные мотивы занимали заметное место в его творчестве. В некоторых произведениях он призывал соблюдать требования шариата, особенно орозо. Считал, что зло в мире происходит от несоблюдения требований ис лама. Выработанное им религиозное мировоззре ние напрямую влияло на его творчество. В ре зультате он был известен как острый на язык, упорный в достижении поставленной цели чело век. Поверив наветам, Бекназар хулил в своих песнях детей Курманжан-датки, сильно испортив с ними отношения.

Кроме Бекназара, в южном регионе были и др. поэты, оставшиеся незаслуженно забытыми. В число их можно включить Орозаалы, бывше го придворным акыном кокандского хана. Зна чительный вклад в акынское искусство внесли Арзыбай, Мыса, Карамырза, Доорон, Жолдош, Нишан, Ташмат, Ботобай, Кара Курман, Бала Курман, Сыдык и др.

Эшмамбет Байсейит уулу (1970— 1926) был, по мнению Токтогула, «акыном от Бога». Родился в местечке Кырк-Казык Талас ской долины. До последних дней своей жизни жил в Кетмен-Тёбё у родственников матери. По уровню поэтического мастерства его ставят на равне с Токтогулом. Был мастером сложных форм в поэзии. Он состязался с такими выдаю щимися акынами, как Токтогул, Тоголок Мол до, Найманбай, Калмырза, Чонду, Женижок, Барпы, Уметаалы, Курман, Коргол, Калык, Жаныбай и др. Некоторые из его произведений лишь формально соответствуют айтышам. По содержанию же они больше походят на песни-приветствия. Его наследие сохранилось в непол ном объёме. В Кетмен-Тёбё был певцом при болуше Байгазы, поэтому впоследствии его твор чество было предано забвению, сборник его про изведений вышел в свет только в 1988.

Жаманкул Борубай уулу (1886— 1917). Стал известен после своего выступления на поминках Шабдана в 1912. Им восхищались многие знатоки и ценители акынского искусства. До настоящего времени дошли лишь неко торые отрывки его произведений. Родился в с. Чон-Далы Кантского р-на. Из рода бёлёкбай племени солто, близкий родственник акына Ос- монкула. Осмонкул и Ысмайыл высоко ценили его исполнительское искусство. На тое Сатая, сына Чолпонкула, вступил в состязание с Най- манбаем и победил, после чего стал известен в народе как выдающийся акын. Он мог в тече ние продолжительного времени исполнять эпо- сы «Манас» и «Семетей». Создал жизненные про изведения о страданиях народа в восстании 1916. Препятствием сбору произведений акына была негативная политическая оценка, данная при тоталитарном режиме. Свидетельством этому служат гонения на Осмонкула, включившего в сборник 1946 имена Калмырзы и Жаманкула.

Барпы Алыкулов, Калык Акиев, Алымкул Усенбаев, Коргол Досуев, Осмонкул Болебалаев, Актан Тыныбеков, Токтосун Боогачиев и Токто наалы Шабданбаев составляют группу поэтов, творчество к-рых берёт начало во 2-ой половине 19 в., но полностью раскрылось при Советской власти. Творчество же Ысмайыла Боорончиева, Сары Кунан Дыйканбаева, Сооронбека Чойбе-кова, Абдрашита Бердибаева, Чалагыза Иман- кулова, Токтосуна Тыныбекова полностью при ходится на советское время. Каждый акын — сын своего времени, он не может отказаться от него, но, в основном, выполняет идеологические за дачи своего времени. Упомянутые выше Калык, Алымкул, Осмонкул, Токтонаалы, Ысмайыл и др. следовали вековым традициям, при этом прославляли политику Советской власти. Создали формы айтыша, соответствующие требовани ям нового времени.

Барпы Алыкулов (1884—1949) особо выделяется среди др. акынов тем, что в его твор честве нашли воплощение классические приме ры синкретизма импровизаторского искусства. Спектр его поэтических возможностей достаточ но широк, поэтому его трудно назвать привер женцем какого-то одного жанрово-стилевого на правления в акынской поэзии. Его можно на звать и певцом любви, и сочинителем назида тельных песен. Его поминальные песни входят в классику акынской поэзии, дастаны же отли чаются наличием в них особых средств и при ёмов изображения действительности. Свидетель ством же его высокого мастерства в искусстве айтыша являются многочисленные, известные в народе поэтические состязания с видными акы нами-импровизаторами. Его соперниками в айтышах были Токтогул, Женижок, Нурмолдо, Бекназар, Калмырза, Карамырза, Эшмамбет, Назарбай, Сыдык и др. Акынекому стилю Бар пы присущи отточенность и краткость высказы ваемой мысли, умение обобщать сказанное. Барпы метко острил, умел уязвить соперника, выс меять его. Редкий случай, когда устно-поэти ческое творчество акына сохраняется и передаётся в более или менее полном объёме. Это отно сится к Барпы: множество его сочинений было записано из уст народа, что дало возможность впоследствии, в 1955, издать первый сборник его стихов «Избранные произведения», к-рый в 1960, 1970 и 1984 переиздавался с дополнения ми. В 1995 вышла книга его стихов с текстоло гическими уточнениями и дополненная произ ведениями, ранее не издававшимися.

Акынская письменная поэзия. Во времена тоталитарной власти господствовало мнение о том, что кыргызы впервые стали обла дать письменностью лишь после Октября, чтобы подчеркнуть особое историческое значение революции для кыргызского народа, поэтому изуче ние творчества акынов-письменников 19 и на чала 20 вв. не было актуальным. Теперь, когда кыргызы образовали независимое самостоятель ное государство, появились условия, позволяю щие вынести из глубоких архивов материалы, свидетельствующие о большем разнообразии и богатстве акынской устной и письменной поэзии и установить её настоящие параметры, опреде лить её как огромный пласт духовной культуры народа. Так, к примеру, был издан поэтичес кий сборник Молдо Нияза, акына, стоявшего у истоков письменной поэзии, следовательно, появились широкие возможности для научного осмысления его творчества. Многие десятилетия, находившееся в политической опале, на следие Молдо Кылыча также заняло своё место в духовном наследии народа. Началось научное исследование творчества таких акынов как Ал да


О Кыргызстане
История
Экономика
Фотогалереи
Манас
Каталог
Информеры

Информер

Информер

IT-компания Solox


Powered by WISCO CMS FULL Plus

  На главную страницу / О Кыргызстане / Культура / Акынская поэзия


все права защищены
©2001-2007
ответим на все вопросы
solox@mail.ru