Welcome.KG
Flowers.KG E-money.KG Forum.KG Flirt.KG
Добро пожаловать в Кыргызстан!
О Кыргызстане | Экономика | История | Фотогалереи | Охота | Манас | Заповедники | Иссык - Куль
  На главную страницу / О Кыргызстане / Наука / Информатика

Информатика


Информатика — это наука человеческой дея­тельности, связанная с получением, обработкой, преобразованием и хранением информации с помощью компьютерной техники. Использова­ние вычислительной техники почти во всех сфе­рах деятельности явилось причиной появления нового научного направления и новой дисцип­ лины — информатики.

Термин информатика (informatigue) возник в 1960-х годах во Франции для обозначения авто­матизированной обработки информации с по­мощью электронных вычислительных машин (ЭВМ). Он образован слиянием слов информа­ция (information) и автоматика (automatigue). В англоязычных странах синонимом этого терми­ на является наука о компьютерной технике (computer science). На сессии годичного собра­ ния АН СССР в 1983 была принята следующая формулировка — «Информатика — это комплек­ сная научная и инженерная дисциплина, изучаю­щая все аспекты разработки, проектирования, со­ здания, функционирования основанных на ЭВМ систем переработки информации, их примене­ ния и воздействия на различные области соци­ альной практики».

В своем развитии человеческое общество про­шло несколько так называемых информационных революций, когда коренные изменения в облас­ ти получения, хранения и передачи информа­ ции приводили к глубоким изменениям в жиз­ ни общества. 1-ая революция связана с появле­ нием письменности, к-рое привело к гигантс­ кому качественному и количественному скачку отношений в обществе. Появилась возможность сохранения и передачи знаний от поколения к поколению. 2-ая революция: изобретение кни­гопечатания. Произошли радикальные измене­ ния в общественных отношениях, культуре и орга­ низации деятельности. 3-я революция: исполь­ зование электричества. На основе электричес­ кого тока изобретены телеграф, телефон и ра­ дио. Появилась возможность передавать инфор­мацию в любом объёме и на любые расстояния. 4-ая революция: изобретение микропроцессор­ ной технологии и создание персонального компьютера. Основная черта этой революции — бурное развитие программно-управляемых устройств и процессов во всех сферах общества.

Последняя информационная революция при­ вела к появлению новой отрасли — инфор­ мационной индустрии. Сегодня эта индустрия та отрасль, к-рая занимается произ­ водством технических средств, методов и техно­ логий преобразования информации для произ­водства новых знаний. Важнейшей составляю­ щей информационной индустрии являются ин­ формационные технологии и телекоммуникации.

Информационная технология— это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, хранения, обработки и переда­чи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или яв­ ления. Современная информационная техноло­ гия опирается на достижения в области компь ютерной техники и средств связи.

Телекоммуникация — дистанцион­ ная передача данных на базе компьютерных се­ тей и современных средств связи. Бурное разви­ тие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к созданию ин формационного общества.

Информационное общество- общество, в к-ром большинство работающих за­ нято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний. Широкое использование достижений науки и техники в развитых стран позволяют говорить, что общество в этих стра­ нах имеет нек-рые признаки информационного общества.

Становление информатики как науки тесно связано с развитием ЭВМ. История ЭВМ начи­нается с механической машины, сконструирован­ной В.Шиккардом, к-рая могла производить опе­ рации сложения и вычитания. Развитие ЭВМ делится на несколько периодов. Поколения ЭВМ каждого периода отличаются друг от друга уст­ ройством элементов и математическим обеспе­чением. ЭВМ 1-го поколения появились в сере­ дине 1940-х годов. Их основным элементом была электронная лампа. Программное обеспечение состояло в основном из стандартных подпрог­ рамм. Машины этого поколения « ENIAC », «МЭСМ», «БЭСМ», « IBM -701», «Стрела», «М-2», «М-3», «Урал», «Урал-2», «Минск-1», «Минск-12», «М-20» и др. Эти машины занимали большую площадь, использовали много электроэнергии и состояли из очень большого числа электронных ламп. Например, машина «Стрела» состояла из 6400 электронных ламп и 60 тыс. штук полу­ проводниковых диодов. Их быстродействие не превышало 2—3 тыс. операций в секунду, опе­ ративная память не превышала 2 Кб. Только у машины «М-2» (1958) оперативная память была 4 Кб, а быстродействие 20 тыс. операций в се­ кунду.

ЭВМ 2-го поколения были разработаны в 1950—60. В качестве основного элемента были использованы уже не электронные лампы, а по­ лупроводниковые диоды и транзисторы. 2-ое отличие этих машин — это то, что появилась возможность программирования на алгоритмич. языках. Машины этого поколения «РАЗДАН-2», «БЭСМ-6», «1ВМ-7090», «Минск-22,-32», «Урал- 14,-16», «БЭСМ-3,-4,-6», «М-220, -222» и др. Применение полупроводников в электронных схемах ЭВМ привели к увеличению достоверно­ сти, производительности (30 тыс/сек) и опера­тивной памяти (32 Кб). Уменьшились габарит­ ные размеры машин и потребление электроэнергии.

Разработка в 1970 интегральных схем (крохот­ ное электронное устройство, расположенное на кремниевой пластине, и выполняющая роль не­скольких транзисторов, диодов и др. элементов) привело к созданию ЭВМ 3-го поколения. При­ менение интегральных схем намного увеличило возможности ЭВМ. Теперь центральный процес­ сор получил возможность параллельно работать и управлять многочисленными периферийными устройствами. ЭВМ могли одновременно обра­батывать несколько программ (принцип мульти­ программирования). В результате реализации принципа мультипрограммирования появилась возможность работы в режиме разделения вре­ мени в диалоговом режиме. Удаленные от ЭВМ пользователи получили возможность, независи­мо друг от друга, оперативно взаимодействовать с машиной.

Начиная с ЭВМ 3-го поколения, традицион­ ным стала разработка серийных ЭВМ. Хотя ма­ шины одной серии сильно отличились друг от друга по возможностям и производительности, они были информационно, программно и ап паратно совместимы. Например, странами СЭВ были выпущены ЭВМ единой серии («ЕС ЭВМ») «ЕС-1022», «ЕС-1030», «ЕС-1033», «ЕС-1046», «ЕС-1061», «ЕС-1066» и др. Производительность этих машин достигало от 500 тыс. до 2 млн. операций в секунду, объём оперативной памяти достигал от 8 Мб до 192 Мб. К ЭВМ этого по­ коления также относится « IBM -360», «1ВМ-370», «Электроника — 100/25», «Электроника — 79», «СМ-3», «СМ-4», «БЭСМ-6» и др. Были силь­ но расширено программное обеспечение (опера­ ционные системы, языки программирования высокого уровня, прикладные программы и т.д.).

Появление в конце 1970 больших интеграль­ ных схем и их использование в вычислительной технике привело к появлению ЭВМ 4-го поко­ления. Быстродействие этих машин составляло десятки млн. операций в секунду, а оператив­ ная память достигла сотен Мб. Их элементной базой были большие интегральные схемы (БИС), позже, супербольшие интегральные схемы (СБИС). В кристалле такой интегральной схе­ мы на площади в 1 cm 2 могло размещаться до 10й элементов. Появились микропроцессоры, мик- роЭВМ и персональные ЭВМ. Стало возмож­ ным коммунального использования мощности разных машин (соединение машин в единый вычислительный узел и работа с разделением времени). Развитие ЭВМ этого поколения по­ шло по 2 направлениям. 1-ое направление — создание комплексов многопроцессорных машин. Сюда входят комплексы «Элбрус-1», «Элбрус-2», «КИРЕЙ-1». 2-ое направление — дальнейшее развитие на базе БИС и СБИС микроЭВМ. Пер­ выми представителями этих машин являются «Искра», «Электроника», «Мазовия», «ЕС-1840», «ЕС-1841», « IBM - PC ( XT , AT , PS /2) и др. На чиная с этого поколения ЭВМ стали называть компьютерами.

ЭВМ 5-го поколения — ЭВМ будущего. Пред­ полагается, что их элементной базой будут слу­ жить не СБИС, а созданные на их базе устрой­ ства с элементами искусственного интеллекта. Для увеличения памяти и быстродействия будут использоваться достижения оптоэлектроники и биопроцессоры.

В Кыргызстане ЭВМ начали появляться в конце 1960. В основном это были ЭВМ 3-го поколения: «Наири», «Минск», «Днепр». С се­ редины 1970 начали устанавливаться ЕС ЭВМ. На основе этих машин были организованы Вы­ числительные Центры — ВЦ Центрального статуправления, Республиканский межвузовский ВЦ Министерства высшего и среднего специального образования, ВЦ Министерства с.х. и др. Рес­ публиканский межвузовский ВЦ внёс существен­ ный вклад в развитие программирования и вы­ числительной техники в вузах Кыргызстана. С этого времени и до начала 1990 в Кыргызстане ЕС ЭВМ были основными вычислительными ма­ шинами.

В 1979 А.Акаев, впервые в Кыргызстане, от­ крыл кафедру по вычислительной технике во Фрунзенском политехническом институте. Под его руководством и при непосредственном учас­ тии были начаты и развиты исследования в об­ ласти ЭВМ и информационных технологий, по­ лучены патенты на разработки. За последние 20 лет кафедра подготовила свыше 500 специалис­ тов в области компьютерных технологий. Среди них есть иностранцы (Индия, Алжир, Шри-Лан­ ка, Англия, Куба и др.).

Компьютеры типа « IBM PC ( XT , AT , PS/2)» начали прибывать в Кыргызстан в конце 1980. Позже они дополнились компьютерами типа « IBM -386» и « IBM -486». Из-за широкого рас­ пространения программного обеспечения, ком­ пьютеры IBM PC стали основными компьютера­ми в Кыргызстане. В середине 1990 появились компьютеры « Pentium » фирмы IBM . Сейчас широко используются в основном « Pentium », « Pentium II », « Pentium III ».

В 1991, в рамках Советско-Американского проекта «Пилотные школы», в средние школы Кыргызстана были установлены 20 компьютер­ ных классов, оснащенных « IBM PC PS/2». В 1992 по кредиту Азиатского банка развития в школах, колледжах и университетах были созданы более 100 компьютерных классов, оснащенных компь­ ютерами фирмы HEWLETT PACKARD . Уста­новкой компьютеров и локальных сетей, про­ граммным обеспечением, обучением учителей школ занимался Республиканский центр новых информационных технологий (сейчас Институт информатики и информационных технологий). Фонд «Сорос-Кыргызстан» по программе «Ком­ пьютер в классе» создал в школах 30 компьютер­ ных классов.

Увеличение числа компьютеров, их постоян­ ное обновление требовало учебных средств и ма­ териалов для работы на них. На кыргызском язы­ ке появились учебники по информатике и ком пьютерной технике (А.Акаев, П.Эшенкулов, Б.Баячаров, А.Омуралиев, С.Жорупбеков, О.Ту- гельбаев, Т.Курамаева, У.Асанов, А.Бердиев, А.Жуманазарова). Проводились организационно- практические работы (У.Бримкулов, К.Жумали ев, В.Живоглядов, А.Жайнаков, Т.Бекболотов, А.Кутанов, АБорубаев, С. Панков, Ж.Шаршена лиев).

Первая компьютерная сеть была организована в 1991. Она могла обслуживать 20 абонентов через узел RICC в г. Алма-Ата. В мае 1992 на­ чала свою работу в качестве узла сети RELKOM фирма «ИМФИКО».

С 1994 на территории Кыргызстана были ос­нованы самые крупные провайдеры Всемирной компьютерной сети ( INTERNET ), компании «Элкат» и «Азия Инфо». Фирма «Элкат» была организована на базе узла сети «Имфико» и пред­ назначалась для создания Нац. сети в Кыргыз­ стане. Эта фирма обеспечивает на территории Кыргызской Республики работу электронной по­ чты, ответственна за связь со странами СНГ и на­ чала работать в сети Интернет с 1995. Телеком­ муникационная фирма «Азия Инфо» является кыргызским отделением сети Инфотел.

В Кыргызстане начали свою деятельность не­ коммерческие провайдеры Интернет ( Freenet , IRIS ) и фонд Сорос (1997). Бесплатная работа в сети Интернет предоставляется за счет иностран­ ных спонсоров на конкурсной основе учебным, научным и др. организациям.

Через Интернет Кыргызстан получает воз можность доступа во всемирное информационное пространство. В настоящее время число пользо­ вателей INTERNET достигает 6 тыс. Число лю­ дей умеющих и нуждающихся в работе с Интер­нет, но не имеющих таких возможностей состав­ ляет 20 тыс. 17% всех пользователей INTERNET составляют частные пользователи, имеющие до­ машние компьютеры.

Впервые технология Интернет была исполь­ зована в Кыргызской Республике во время пар­ ламентских и президентских выборов. Выпол­ ненная по технологии Интернет Гос. автомати­ зированная система «Шайлоо» позволяла прове­сти интерактивный подсчет голосов избирателей по всем регионам республики. Впервые в Кыр­гызстане было осуществлено Интернет-радиове­ щание.

В последние годы, в качестве примера раз­ вития Интернет, можно отметить проведение со­ циологического опроса населения по прямому эфиру телевидения.

Создание в Кыргызстане самой крупной гос. организации связи «КыргызТелеком» оказывает сильное влияние на развитие INTERNET . В Кыргызстане осуществлен 1-ый телекоммуника­ ционный проект. Для осуществления данного проекта, Всемирным Банком (ВБ) и Европейс­ким Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР) был выделен льготный кредит на сумму 30 млн.. американских долларов. В результате: через меж­ дународный спутник intelSat установлена косми­ ческая станция связи с антенной стандарта А (ди­ аметром 16,88 метра), осуществляющая связь с 8 странами мира; проведена реконструкция радио­ релейной магистрали, объединяющей в единое коль­ цо все областные центры республики. В г. Биш­кек, Ошской, Баткенской и Чуйской областях ус­ тановлены цифровые АТС. В г. Бишкек уста­ новлена оптоволоконная магистраль, объединя­ ющая в единое кольцо все цифровые АТС.

Высокий уровень образованности в Кыргыз­ стане, хорошая система народного образования и наличие базы телекоммуникационных инфра­ структур позволяют создать информационное общество. 1-ый Нац. Саммит (Бишкек, 2001) «Информационные Коммуникационные Техно­ логии для развития» ставит цель: разработать Нац. стратегию. Основная задача Нац. страте­ гии заключается в эффективном использовании возможностей информационно-коммуникацион­ ных технологий (ИКТ) для создания в Кыргыз­ стане информационного общества. Применение ИКТ в образовании и подготовке специалистов является самым мощным двигателем в развитии информационного общества. Развитие образо­ вания и науки невозможно без отвечающих со­ временным требованиям компьютерных инфра­ структур, осуществляющих прямую связь с сетью INTERNET .

Сегодня ИКТ являются одними из основных сил формирования общества. Их революцион­ ное влияние сказывается на жизни, образова­ нии, работе людей и взаимоотношениях в об­ ществе и государстве. ИТК предоставляют воз­можности развивающимся странам для развития экономики и снижения уровня бедности.


Узнать точную стоимость билетов на Депеш Мод вы можете на нашем сайте.

О Кыргызстане
История
Экономика
Фотогалереи
Манас
Каталог
Информеры

Информер

Информер

Вверх
  На главную страницу / О Кыргызстане / Наука / Информатика


Welcome.kg © 2001 - 2017